план-конспект урока по уголовному праву
план-конспект урока на тему

Кравцова Екатерина Михайловна

План - конспект открытого урока по дисциплине "Уголовное право" для студентов 4 курса специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" на тему "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

Новый Логотип

План – конспект урока

По дисциплине « Основы уголовного права»

Для студентов 3 курса специальности 030504

Тема урока: «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»

Автор: преподаватель юридических дисциплин -

Кравцова Екатерина Михайловна


Цели урока:

  1. Дидактическая:
  • обобщить и закрепить у учащихся знания по ранее изученному материалу;
  • закрепить умение грамотно применять нормы уголовного права при решении конкретных ситуаций.
  1. Развивающая:
  • Развить логическое мышление;
  • Развить умение грамотно использовать в своей речи специальные юридические термины применительно к конкретной ситуации;
  1. Воспитательная:
  • привить чувство ответственности;
  • воспитать уважение к закону.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование, используемое на уроке: лекционный материал, презентационный материал, наглядный (раздаточный) материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2-3 минуты

-    приветствие учащихся

  • проверка отсутствующих учащихся на уроке;
  • объявление темы и целей занятия.
  1. Актуализация  - 15 минут

Решение теста на проверку остаточных знаний студентов и сформированности компетенций по пройденному материалу.

(1) Согласно ч.1 ст. 43 УК РФ, наказание есть назначаемая по приговору суда мера …

1.1.  уголовно-правового воздействия;

1.2.  государственного принуждения; +

1.3.  принудительного характера.

(2) Частная (специальная) превенция как цель наказания означает предупреждения совершения …

2.1. преступлений лицами, склонными к их совершению;

2.2. нового преступления самим осужденным;

2.3. преступлений любыми лицами.

 (3)  Общая превенция как цель наказания означает предупреждения совершения …

3.1.  нового преступления самим осужденным;

3.2.  преступлений любыми лицами; +

3.3.  нового преступления самим осужденным;

(4)  Штраф в размере от пятисот тысяч рублей может назначаться …

4.1.   только за тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ;

4.2.  только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ;  +

4.3.  только за особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

(5)  Штраф может  назначаться в качестве …

5.1.  основного наказания;

5.2.  дополнительного наказания;

5.3.  основного и дополнительного наказания. +

(6)  Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается в качестве основного вида наказания на срок …

6.1. от 6 месяцев до 3-х лет;

6.2. от одного года до 5-ти лет; +

6.3. от 2-х месяцев до одного года.

(7) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания в случаях …

7.1. когда оно предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказании за соответствующее преступление;

7.2. когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ  в качестве наказании за соответствующее преступление; +

7.3. правильного ответа нет.

(8) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности …

8.1. на государственной службе; +

8.2. в органах местного самоуправления; +

8.3. в коммерческих организациях;

8.4. либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. +

(9)  В случае назначение лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента …

9.1. отбытия основного наказания;

9.2. вступление приговора суда в законную силу; +

9.3. вынесения обвинительного приговора суда.

(10)  Суд, с учетом личности виновного может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград за совершение … преступления.

10.1. тяжкого; +

10.2. средней тяжести;

10.3. особо тяжкого; +

10.4. небольшой тяжести;

10.5. исключительной тяжести.

(11)  Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются …

11.1 судом;

11.2. органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями;

11.3. уголовно-исполнительными инспекциями.

(12) Обязательные работы устанавливаются на срок …

12.1. от тридцати шести до двухсот часов;

12.2. от шестидесяти  до двухсот сорока часов; +

12.3. от   шестидесяти  до трехсот сорока часов;

(13) Обязательные работы не назначаются лицам …

13.1. инвалидам 1-й и 2-й группы;

13.2. беременным женщинам; +

13.3. инвалидам 1-й группы; +

13.4. женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет;

13.5. женщинам, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;

13.6. военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; +

13.7. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесение судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. +

(14) Исправительные работы устанавливаются на срок …

14.1. от шести месяцев до одного года;

14.2. от двух месяцев до двух лет; +

14.3. от одного года до трех лет.         

(15) Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, …

15.1. проходящим военную службу по призыву;

15.2. проходящим военную службу по контракту; +

15.3. во время прохождения ими венных сборов.               

  1. Формирование новых понятий – 40 минут

Объяснение нового материала учителем, демонстрация презентации, конспектирование основных моментов новой темы.

В 1993 году в нашем государстве была принята Конституция Российской Федерации, которая гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ), кроме того, каждому, в том числе и лицу, совершившему преступление, гарантируется судебная защита его прав и свобод. Особенно эти положения касаются несовершеннолетних. Помимо Конституции права граждан в нашей стране также устанавливаются и гарантируются Всеобщей декларацией прав человека, принятой в 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН. В тексте Всеобщей декларации указано, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст.7 Всеобщей декларации прав человека).

В 1985 году ООН были приняты минимальные стандартные правила об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних, которые рекомендуют участникам ООН гуманное отношение к лицам, преступившим уголовный закон в несовершеннолетнем возрасте.

Так что же такое уголовная ответственность, и какие критерии определяют ее основание?

Уголовная ответственность – это обязанность лица подлежать действию правовых норм. Уголовная ответственность представляет собой бремя неблагоприятных последствий, которое заключается в справедливом порицании субъекта, совершившего преступление. Таким образом, можно сделать вывод о том, что единственным основание уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с нормами российского законодательства несовершеннолетними признаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. В связи с этим в криминологии выработано такое понятие как возрастная невменяемость, которая означает, что в определенном возрасте субъект еще не в состоянии должным образом и в должной мере оценивать социальную значимость собственного поведения. В связи с этим несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности только по достижении ими определенного возраста. По общему правилу возраст уголовной ответственности – это шестнадцать лет, а за совершение особо тяжких преступлений либо за совершение преступлений, которые наиболее часто совершаются именно подростками, возраст уголовной ответственности снижен до четырнадцати лет.

Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности имеет ряд особенностей, к  которым относятся:

  1. Ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему.
  2. Порядок назначения наказания, отличающийся от соответствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику.
  3. Возможность назначения альтернативы наказанию – принудительных мер воспитательного характера.
  4. Облегчение условий освобождения от уголовной ответственности.
  5. Либеральные сроки давности привлечения к уголовной ответственности и погашения судимости.

Рассмотрим более подробно каждую из этих особенностей.

Ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему.

Перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним, изложен в ст.88 УК РФ и является исчерпывающим. В настоящее время несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, могут быть назначены следующие наказания.

Составьте кластер характеризующий виды наказаний применяемый к несовершеннолетним. (НА ОСНОВАНИИ СТ. 88 УК РФ)

Следующей особенностью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности является порядок назначения наказания, отличающийся от соответствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику.

Штраф в качестве наказания может быть назначен в том случае, когда у несовершеннолетнего есть самостоятельный заработок или имущество, принадлежащее ему на правах собственности, и на которое может быть обращено взыскание. Размеры штрафа – от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей (размеры штрафа для совершеннолетнего преступника от двух с половиной до пятисот тысяч рублей).

Обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок от 40 до 160 часов. Для взрослых преступников – срок обязательных работ от 60 до 240 часов.

Исправительные работы несовершеннолетним осужденным назначаются на срок до 1 года, при этом не производится удержаний из их заработной платы. Для совершеннолетних осужденных срок исправительных работ установлен в размер от двух месяцев до двух лет, и из их заработка могут осуществляться удержания в доход государства в размере от 5 до 20 % заработка.

Арест, в качестве наказания может быть назначен только тем несовершеннолетним, которые на момент вынесения приговора достигли возраста 16 лет. Срок ареста от одного до четырех месяцев (срок ареста для совершеннолетних осужденных от одного до шести месяцев).

Лишение свободы – наиболее строгая мера наказания, применяемая к несовершеннолетним осужденным. Максимальный срок лишения свободы не может превышать 10 лет, в то время как для совершеннолетних срок лишения свободы, в соответствии с соответствующей санкцией может достигать 20 лет, а по совокупности приговоров – 30 лет лишения свободы.

Возможность назначения альтернативы наказанию – принудительных мер воспитательного характера.

Вместо наказания к несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть применены принудительные меры воспитательного характера, к которым относятся:

  • предупреждение несовершеннолетнего о недопустимости повторного совершения преступлений;
  • передача несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц их заменяющих либо в специализированный государственный орган;
  • обязанность загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение принудительных мер воспитательного характера является одной из разновидностей освобождения лица от уголовной ответственности и поэтому не влечет судимости, но, тем не менее, эти меры содержат в себе элементы кары, поскольку изначально являются принудительными и содержат соответствующие ограничения.

Для применения принудительных мер воспитательного характера закон требует соблюдения ряда условий.

Во-первых, преступление, совершенное несовершеннолетним, должно быть небольшой или средней тяжести.

Во-вторых, правоприменитель должен быть полностью уверен в том, что применение реального наказания является нецелесообразным, а цели наказания могут быть достигнуты иными средствами.

Правоприменитель (суд) вправе применить одновременно одну или несколько мер воспитательного воздействия. Продолжительность применения данных мер  устанавливается по усмотрению органа, назначающего эти меры.

Суд, обладая правом заменять несовершеннолетнему, уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера также имеет право, и отменить эти меры, и направить материалы для привлечения несовершеннолетнего  к уголовной ответственности. Отмена принудительных мер воспитательного характера возможна в том случае, когда несовершеннолетний осужденный систематически не исполняет эти мер либо грубо их нарушает.

Облегчение условий освобождения от уголовной ответственности.

Уголовное законодательство предусматривает два вида освобождения несовершеннолетнего осужденного от уголовного наказания.

Во-первых, это освобождение от реального назначения наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и, соответственно с освобождением ото всех юридических последствий, которые наступают в связи с осуждением.

Во-вторых, освобождение несовершеннолетнего осужденного от дальнейшего отбытия наказания. Данный вид освобождения реализуется в виде условно-досрочного освобождения от отбывания неотбытой части наказания. Условно-досрочное освобождение применяется к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте и осужденным к реальному наказанию после фактического отбытия ими:

  • не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, а также за совершение тяжких наказаний
  • не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за совершение особо тяжких наказаний
  1. Применение полученного материала – 30 минут

Задание 1. Решение ситуационных задач с помощью УК РФ

Задача 1. Семнадцатилетний Шаталов за кражу магнитофона и личных вещей из автомашины, принадлежащей Безрукову, был осужден по ч.1 ст. 158 УК РФ и приговорен к штрафу в размере 28 тысяч рублей. Поскольку Шаталов был учащимся, нигде не работал, то штраф  заплатил его отец.

Обоснованным ли было решение суда? Допускает ли закон назначать  штраф несовершеннолетнему,  у которого отсутствует самостоятельный заработок? Если да, укажите статью УК РФ, где решается данный вопрос.

Задача 2. Семнадцатилетние Серегин и Александров, из хулиганских побуждений угнали электропоезд с тремя вагонами, который стоял в отстойном парке. При маневрировании ударили впереди стоящий товарный поезд, от чего здоровью машиниста Горелова был причинен  легкий вред здоровью. Несовершеннолетние были привлечены к уголовной ответственности по ч.1 ст. 211 УК РФ. Суд, учитывая, что преступление они совершили впервые, положительно характеризуются, принял решение освободить их от уголовного наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.  

Соответствует ли решение суда уголовному закону? Раскройте основания освобождение от уголовного наказания несовершеннолетних.

Задача 3. Пятнадцатилетний Сорокин был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 167 УК РФ (умышленное повреждение чужого имущества с причинение значительного ущерба), за что был осужден и подвергнут наказании. – обязательным работам на срок 130 часов. Ввиду того, что Сорокин в дневное время учился в колледже, он отбыл наказание, работая в вечернее время в службе уборки метрополитена.

Не был ли нарушен уголовный закон при исполнении наказания? В чем заключается специфика исполнения данного наказания, если бы Сорокину было 14  или 17 лет?

Задание 2.  Составить фишбоун с помощью полученных знаний.

                               Причины совершения преступлений

Способы устранения преступности

несовершеннолетних

  1. Домашнее задание – 2 минуты

В качестве домашнего задания учащимся предлагается:

1. Подготовится к итоговому тесту по данной теме.

2. Решить ситуационные задачи с помощью УК РФ

1. Пятнадцатилетняя Татьяна Берзина, являлась членом устойчивой вооруженной группы, в составе которой совершила  убийство Аронова с целью завладения ему принадлежащем автомобилем, за что была осуждена по ч.1 ст. 105 УК РФ и ч.2 ст. 209 УК к десяти годам лишения свободы.

 Допускает ли уголовный закон возможность применение к Берзиной условно-досрочного освобождения от отбывания наказания? Если да, то,  через какое время можно поставить этот вопрос перед судом?

2. Шестнадцатилетняя Завьялова, осужденная за кражи к  одному году и шесть месяцев лишению свободы, по отбытии семь месяцев была условно-досрочно освобождена. Через три месяца после освобождения совершила кражу кошелька в троллейбусе у гражданки Тумановой, в связи с чем была привлечена к уголовной ответственности  по п. «г» ч.2 ст. 158 УК РФ (кража совершенная из сумки, находившейся при потерпевшей).

По первой судимости истекли сроки давности или нет? Какие сроки погашения судимости установил закон для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет?

Использованная литература:

Основная:

Уголовное право России: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., профессора Н.Ф. Кузнецовой и д.ю.н., профессора И.М. Тяжковой. – М.: Зерцало, 2005.

Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. И.Я. Козаченко, проф. З.А. Незнамова.- 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство   НОРМА, 2004.

Уголовное право России.  Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. – М.: Юристъ, 2004.  

Дополнительная:

Арькова В.И. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним. – Иркутск, 1978.

Астемиров З.И. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. – М., 1970.

Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. – М., 1968.

Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. – Казань, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи».

План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи»....

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

План конспект Тема урока: «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта»

План конспект по дисциплине ОБЖТема урока:   «Правила безопасного  поведения при угрозе террористического акта»...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...