Как учить в 21 веке
статья на тему

Сорокина Галина Анатольевна

В данной статье рассмотрен вопрос использования информационно-компьютерных технологий на занятиях литературы. Сегодня изменились задачи, стоящие перед преподавателем, - научить студентов управлять потоком информации. Информационные технологии открывают возможность вариативной учебной деятельности, позволяют организовать взаимодействие всех субъектов обучения, способствует построению образовательной системы, где студент - активный деятель, равноправный участник образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Г. А.

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»

Как учить в 21 веке

Методика изучения литературы в школе является одной из самых консервативных с точки зрения использования возможностей информационных технологий. Литература - искусство слова, и главным при общении с художественным произведением является его постижение с точки зрения искусства и его законов. Но педагог-предметник уже не может игнорировать тот образовательный потенциал, который дают современные информационные технологии, выводя образовательный процесс на качественно новый уровень. Его задача - научить детей управлять потоком информации. Необходимо учитывать и такой факт, что молодое поколение – это визуалы, т.е. большую часть информации воспринимают зрительно. А эту возможность дают ИКТ.

Информационные технологии открывают возможности вариативной учебной деятельности, позволяют организовывать взаимодействие всех субъектов обучения, способствуют построению образовательной системы, где студент - активный деятель, равноправный участник образовательного процесса.

Цели использования ИКТ:  повышение мотивации обучения;  развитие познавательной активности учащихся;  стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к занятиям. 

Эффективность применения информационных технологий на уроках литературы обусловлена разнообразием форм представления информации; высокой наглядностью; возможностью организации индивидуальной или коллективной исследовательской работы; снижением до минимума объема рутинной работы, которая отвлекает от усвоения основного содержания; возможностью организовать оперативный контроль за усвоением материала.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к занятиям по  литературе; активизируют познавательную деятельность; развивают творческий потенциал; осовременивают урок. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. И здесь компьютер – главный помощник.

Компьютер можно использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

При этом компьютер  выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, понятия); контроль за умениями, навыками учащихся; самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся; стимулирование познавательной деятельности школьников, интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой; повышение мотивации учения и закрепление интереса к изучаемому предмету.

Современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться.

Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Вот так и разрешается данная проблема: использовать на уроке литературы (или каком другом уроке) современные компьютерные технологии или нет. Использовать, это необходимо для обучения современного ученика. Умение  собирать, обрабатывать  и систематизировать, анализировать информацию очень важно в жизни. Этому  можно и нужно обучать  на разных занятиях, в том числе и на занятиях литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учись учиться"

В помощь первокурсникам...

Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"

Материал содержит следующую информацию:Программа «Учись учиться». Что она собой представляет?  Основной акцент здесь делается на организации  самоуправления и преемственности.Роль педагога-к...

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться"

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"...

Учить учиться

Автор: Грачёва Ольга Николаевна, преподаватель учебной дисциплины Фармакология Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский медицинский ко...

Мастер класс «Учить учиться…»

Шагай в ногу со временем...

Учим и учимся с увлечением. Как сделать уроки интересными (из опыта работы)

Статья из опыта работы преподавателя истории и обществознания...

Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""

В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...