Текст к презентации
статья на тему

Митусова Татьяна Николаевна

Рассматриваются вопросы организации учебного процесса в рамках реализации ФГОС СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС СПО

Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов является определяющим в деятельности любого учреждения профессионального образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Модульные программы ориентированы на потребности работодателя и в случае правильной разработки и успешной реализации могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

Наше учебное заведение второй год достаточно успешно работает по стандартам третьего поколения, учебный процесс организован с учетом особенностей, которые предполагают ФГОС СПО.

  1. Принципиальное отличие ГОС 2 поколения от ФГОС 3 поколения состоит в том, что ГОС определял требования к знаниям, умениям, навыкам, а в ФГОС сформулированы компетенции, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.
  • Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
  • Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы.
  • Компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет 

  • интегральный, метапредметный или надпредметный характер,
  • обобщенный характер (шире, чем ЗУНы)
  • в своей формирующей основе имеет не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные характеристики. 

При этом следует учитывать, что при формировании профессиональных компетенций большая доля ответственности ложится на самого студента. Он должен понимать, зачем он поступил в учебное заведение, в чем суть его будущей профессии, готов ли он осознанно формировать в себе те компетенции, которые заложены в новом стандарте.

2. Образовательное учреждение получило большую свободу в формировании профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей и регионального рынка труда.

3. Резко возросла доля самостоятельной подготовки студента. Только через собственный постоянный практический опыт можно сформировать в себе профессиональные компетенции. Преподаватель в этом процессе выступает как модератор, консультант и оценщик сформированных компетенций. Поэтому при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей большое внимание необходимо уделять видам и содержанию самостоятельной работы студентов, направленным на формирование профессиональных компетенций.

4. С тем чтобы педагогические работники не отставали от темпов развития отраслей, им в обязанность вменяется раз в три года проходить стажировки на предприятиях, для которых они готовят специалистов.

5. ФГОС требует и принципиального изменения подходов к образовательному процессу: речь идет о внедрении новых педагогических технологий, создании в техникуме обучающей среды с соответствующей материальной базой, которая позволила бы формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории.

При работе в новых условиях преподаватели техникума столкнулись с тем, что, не смотря на значимость и целесообразность введения модульного обучения в образовательный процесс, существуют определенные проблемы и недостатки, которые заключаются в следующем:

  1. на наш взгляд существенным недостатком является отсутствие единой нормативно-методической базы. Каждое учебное заведение «самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) СПО на основе примерной основной образовательной программы». Значит, наименования дисциплин, количество часов, формы контроля, содержательное наполнение профессиональных модулей и междисциплинарных курсов в каждом учебном заведении – все будет свое.
  2. трудоемкость изготовления рабочих программ ПМ и подготовки к проведению занятий;
  3. внедрение новых ФГОС требует значительной организационной перестройки традиционного учебного процесса:
  • подготовки соответствующей учебно-материальной базы;
  • изменения планирования работы преподавателей;
  • оптимального состава (в количественном отношении) студенческих групп и потоков с учетом возможностей учебно-материальной базы;
  • разработки необходимого методического обеспечения;
  • организации контрольных проверок знаний;
  1. процесс перехода на ФГОС должен быть обеспечен соответствующей методической литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методическая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;
  2. для сокращения времени при обработке данных контрольных модулей необходимо применение компьютеров и рейтинговой оценки знаний студентов, что требует от преподавателя большого профессионализма.

Согласно ФГОС СПО основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Безусловно, основная масса работы по подготовке учебно-методического обеспечения дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля в целом ложится на плечи педагогов. Наше учебное заведение в настоящее время работает над созданием учебно-методических комплексов дисциплин и профессиональных модулей. В техникуме разработано положение, которое определяет структуру и содержание УМК. Условно УМК дисциплины (модуля) делится на 4 блока:

Модуль

Раздел

Документы

1. Методический

1.1. Программно-методический

  • Выписка из ФГОС СПО
  • Рабочая программа дисциплины/модуля (РПД/РПМ)
  • Программа учебной практики по дисциплине/модулю
  • Календарно-тематический план
  • Учебно-методическая карта занятия

1.2. Учебно-методический

1.3. Образовательные технологии

  • Методические указания для обучающихся по изучению дисциплины
  • Методические разработки занятий, тем, и т.п.
  • Методические указания для обучающихся по отдельным видам работ, предусмотренным в РПД/РПМ
  • Методические указания по организации самостоятельной работы обучающегося
  • Методические указания по прохождению учебной практики по дисциплине/модулю
  • Методические указания по прохождению практики по профилю специальности

2. Обучающий

2.1.Теоретический

  • Курс / конспект лекций
  • Учебник и/или учебное пособие
  • Комплект презентаций к лекциям
  • Дидактические материалы

2.2.Практический

  • Сборники задач (упражнений), кейсов / Практикумы
  • Комплекты заданий для СРС, контрольных работ
  • Комплект презентаций к практическим, семинарским занятиям, лабораторным работам
  • Рабочая тетрадь (в т.ч. по выполнению лабораторных работ, СРС и т.д.)
  • Перечень тем рефератов, курсовых работ/проектов, творческих заданий
  • Дидактические материалы

3. Контролирующий

3.1.Материалы для текущей, промежуточной и итоговой аттестации

  • Вопросы для самоконтроля
  • Экзаменационные/зачетные вопросы, вопросы ккр
  • Тесты для текущего контроля (внутри семестрового)
  • Тесты для промежуточного контроля знаний (для зачета/экзамена)
  • Тесты для проверки остаточных знаний

4. Ресурсное обеспечение

4.1. Информацион-ные ресурсы

  • Основная литература
  • Дополнительная литература (нормативные документы и материалы, справочники, словари, хрестоматии, глоссарии, атласы, периодические издания, научная литература и др.)
  • Ссылки на ресурсы сети Internet
  • Перечень электронных образовательных ресурсов по дисциплине/модулю с указанием точек доступа

4.2. Материально-технические ресурсы

  • Перечень технических средств обучения, тренажеров
  • Комплект наглядных пособий, макетов, раздаточных материалов
  • Электронные обучающие средства, пакеты прикладных программ
  • Комплект видео-, аудиоматериалов

Помимо рабочей программы основным учебно-программным документом является календарно-тематический план дисциплины (модуля). Те формы КТП, которые мы с вами использовали при реализации ГОС СПО второго поколения в нынешних условиях неприемлемы и требуют существенной доработки. На настоящий момент ни на федеральном, ни на региональном уровне не существует нормативного документа, который определял бы структуру и содержание данного документа, поэтому методической службе учебного заведения пришлось самостоятельно разрабатывать проект КТП. При его разработке был использован опыт наших педагогов, материалы ФИРО, значительную помощь оказал НМЦ созданный на базе Острогожского аграрного техникума.

Инструкция

по составлению календарно-тематического плана

профессионального модуля

Календарно-тематический план (КТП) по профессиональному модулю является основополагающим документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компетенций, предусмотренных рабочей программой. Междисциплинарный курс является составной частью соответствующего профессионального модуля. Рассмотрение и обсуждение календарно-тематических планов МДК осуществляется ежегодно на заседаниях предметных (цикловых) комиссий соответствующего профиля.

КТП согласовывается с заместителем директора по учебно-производственной  работе, заведующим отделением и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Согласно требованиям ФГОС (п. 7.1) при обновлении основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) изменения вносятся в календарно-тематические планы.

В календарно-тематическом плане отражается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам, темам и занятиям дисциплины.

И вот что из этого получилось:

При составлении календарно-тематического плана необходимо учесть следующее:

  1. Календарно-тематический план составляется в соответствии с учебным планом по специальности и рабочей программой  профессионально модуля.
  2. Таблица 1 «Распределение часов по профессиональному модулю» отражает объем часов, включающий максимальную  и обязательную аудиторную учебную нагрузку, самостоятельную работу  обучающихся, а так же объем часов, отводимый на учебную и производственную практику (практику по профилю специальности). Горизонтальная строка «Практика» заполняется  в том случае, если  проведение учебной и производственной практики  предусматривается  рабочей  программой  в целом по модулю.
  3. Таблица 2 «Содержание обучения по профессиональному модулю»
  1. Данная таблица конкретизирует изучение материала междисциплинарного курса по разделам, темам, занятиям (графа 2).
  2. В графе 3 изучение тематики МДК рекомендуется планировать по 2 часа.
  3. Графа 4 «Вид занятия»

Указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовыми положениями об образовательном учреждении среднего профессионального образования: урок, лекция, семинар,  практическое занятие, лабораторная работа, консультация, курсовая работа (проект).

  1. Графы 5,6  «Коды формируемых компетенций»

Планируется овладение обучающимися профессиональными компетенций (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности.

  1. Графа 7 «Материальное и информационное обеспечение занятий».

Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование, источники информации с указанием адресов Интернет ресурсов и др.

  1. Графы 8,9 «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся»

Указываются виды внеаудиторной работы (решение задач,  выполнение расчетно-графических работ, написание рефератов, подготовка презентаций и др.)

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объему времени в учебном плане и рабочей программе профессионального модуля.

  1. Графа 10 «Количество часов». Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объёму времени в учебном плане и междисциплинарного курса.
  2. Графа 11 «Формы и методы контроля»

Контроль и оценка освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем (преподавателями).

Текущий контроль в форме:

- опроса;

- самостоятельной работы;

- защиты лабораторных работ и практических занятий;

- выполнения тестовых заданий;

- контрольных работ по темам МДК и др.

Освоение междисциплинарного курса заканчивается или зачетом или дифференцированным зачетом или экзаменом.

  1. Таблица 3 «Содержание учебной практики»

Данная таблица конкретизирует содержание учебной практики (графа 2) и заполняется на основании учебного плана.

Графа 3 «Наименование практики, виды работ. Темы занятий»

Перечисляются виды работ по практикам в том объеме, который предусматривает программа профессионального модуля.

Графа 4 «Количество часов».

Объем времени отведенный на данный вид работы.

Графы 5,6 «Коды формируемых компетенций» заполняются в соответствии с требованиями ФГОС.

Графа 7 «Материальное и информационное обеспечение занятий» заполняется на основании таблицы 2а, 2б и 2в.

Графа 8 «Формы и методы контроля»

Завершается любой вид практики - зачетом или дифференцированным зачетом.

Тем не менее, каким бы не был трудным период перехода на новые стандарты и новые ценностные педагогические ориентиры, урок остается ключевой формой организации образовательного процесса.

В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок –

это, прежде всего, компетентностно-ориентированное занятие, которое имеет ряд важных аспектов:

1. Мотивационно – целеполагающий аспект:

1. Цель современного урока должна быть конкретной и измеримой. Цель

можно отождествить с результатом учебного занятия.

Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а компетентность учащихся (способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). В тоже время компетентностный подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Общим приемом формулирования, конкретизации целей урока, по определенной теме является использование глаголов, указывающих на действия обучающихся, педагога и предполагаемый результат урока

2. К новым образовательным целям урока относятся цели самих студентов.

Наиболее распространенным продолжительное время был следующий подход: образовательные цели урока чаще всего отождествлялись с педагогическими целями, забывая о целях обучающихся. Педагог на уроке ставил цель и сам же ее решал с помощью деятельности обучающихся. Для студента урок не имел особой ценности. Чаще всего цели обучающихся на уроке концентрировались на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.). Компетентностный подход к определению целей урока ориентирует на согласованность целей педагогов и обучаемых. Другими словами, на совместное целеполагание.

3. Компетентностное учебное занятие решает мотивационную проблему

учебной деятельности обучающихся, на таком учебном занятии создается модель «учения с увлечением». Приемы мотивации могут использоваться самые разные: виртуальная экскурсия, сочинение, новости, видеосюжет, кроссворд и т.д.

2. Деятельностный аспект

1. Основой компетентностного учебного занятия является решение

проблем самими обучающимися через самостоятельную познавательную

деятельность. Для этого применяется проблемный характер учебного занятия. Чем, больше самостоятельной деятельности, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают компетентность решения проблем, информационную компетентность при работе с различными источниками информации. От преподавателя зависит организация самостоятельной работы обучающихся, и как следствие, успешный результат занятия.

2. Компетентностное учебное занятие отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как: учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

3. Развитию компетенций на учебном занятии способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная деятельность.

3. Содержательный аспект

Современный урок должен отличаться содержанием.

Акцент должен быть сделан на два важных момента: ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (т.е. опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов).

4. Оценочно- рефлексивный аспект

1. Одним из существенных факторов повышения качества современного

учебного занятия является оценочная деятельность. На современном уроке изменяется система оценивания. Оцениваются не только знания, но и компетенции. Часто практикуется самооценка, другая шкала оценивания, понятная обучающимся, принятая ими.

2. Рефлексивная часть учебного занятия.

Обучающийся анализирует способы деятельности, выявляет нерешенные трудности и проблемы, осознает, в чем состоялся личный прирост знаний и умений.

Интересна самооценка преподавателем проведенного урока, совместная с обучающимися оценка учебного занятия. Формы образовательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование.

Рефлексивная часть учебного занятия может состоять в ответе на предложенные преподавателем вопросы, например:

1. Какой вывод из сегодняшнего учебного занятия вы сделали?

2. Познали, усвоили вы тему?

3. Понравилась вам такая форма проведения учебного занятия?

4. Хватит ли полученных знаний каждому из вас для выполнения домашнего

задания, или стоит обратиться к дополнительным источникам информации?

5. Психологический аспект

На современном компетентностном учебном занятии необходимо создать атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения у обучающихся. Для создания комфортной психологической атмосферы, по нашему мнению, учитель не должен быть авторитарным и излишне доминантным. Он должен быть не «над», а «вместе».

Если раньше низкий результат урока можно было объяснить тем, что обучающиеся не могут достичь хороших результатов в силу своих способностей и низкой мотивации к учению, то результат современного урока зависит от грамотной организации и создания педагогических условий для деятельности обучающихся.

Применение вышеперечисленных методов в рамках компетентностного подхода способствует повышению мотивации учения и формированию общих компетенций, что и является основой для формирования профессиональных компетенций на следующих этапах профессионального обучения.

Т. Митусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Стилистический анализ текста"

Данную презентацию разработала методист Саратовского института повышения квалификации Громова В.И....

Подборка текстов и заданий по теме "Презентация"

Пдборка текстов и заданий по теме "Презентация"...

Презентация "Андреевский флаг" текст

Текст на конкурс мультимедийных презентаций "Андреевский флаг" 2015 г....

Текст для презентации на областной конкурс по информационным технологиям на тему: "Год экологии в России"

Текст для презентации на областной конкурс по информационным технологиям на тему: "Год экологии в России"...