Главные вкладки

    Экология психики
    творческая работа учащихся на тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologiya_psikhiki.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ростовский – на – Дону колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий

    Экология психики

    РЕФЕРАТ

    Автор: студентка 3 курса отделения

    экономики, управления и права 

    группы ЭК – 31

    Кочура Виктория

    Руководитель: педагог-психолог

    Попова С.Н.

    Ростов-на-Дону

    2007


    Введение

    Когда мы говорим об экологии, мы в большинстве случаев подразумеваем защиту окружающей среды от пагубного воздействия человека. Но эта проблема имеет и обратную сторону, ведь человек воздействует еще и на себя самого, и на других людей как позитивно, так и пагубно. Давайте поговорим о том, как защитить себя от негативного влияния массовых явлений в  обществе и конкретных людей в частности.

    На современном этапе развития общества этот вопрос встает особенно остро, так как помимо личного воздействия людей друг на друга с развитием научно-технического прогресса, средств массовой информации и маркетинга появилось много способов воздействия на человека, минуя личный контакт. Кроме того, в условиях высокой скорости течения информации у человека может развиться информационный стресс, следствием которого может стать безоценочное восприятие большей части протекающей через сознание человека информации. Это усугубляет негативное воздействие внешней среды на индивидуальность человека, делая из него бесчувственную машину, готовую работать и подчиняться.

    Как уберечь себя и своих близких от этого? Как сохранить свою первозданную неповторимость и при этом «не оторваться» от общества?

    В своей работе мы опирались на  исследования Э.Шострома и отечественного ученого Д.В.Ольшанского.

    1. Проблема манипуляции сознанием человека

     

    1.1. Особенности поведения человека - манипулятора

    В последнее время особенно часто говорят о манипулировании сознанием человека.

    Прежде всего, каждый из нас должен знать, чего и кого ему стоит опасаться, на что обращать внимание.

    Так, например, полезно знать, кто такие люди-манипуляторы, уметь их видеть, а также знать и уметь применять приемы, направленные на нейтрализацию их деятельности.

    Обычно о манипулировании говорят в технике, когда человек осуществляет ручное управление машиной. О манипулировании часто говорят в медицине, когда врач осуществляет медицинские манипуляции на теле пациента, чтобы вылечить его. Наконец, о манипулировании говорят в кукольном театре, когда актер вручную манипулирует куклами, привязанными на ниточках. Куклы повторяют облик человека, но не имеют внутреннего духовного содержания: у них нет собственных желаний, направляющих их активность. В качестве активного субъекта, регулирующего их «действия», выступает человек.

    По отношению к человеческому взаимодействию и общению  манипулирование означает уничижение, обиду, снижение статуса человека и разрушение его человеческого достоинства. Ведь в случае манипулирования происходит то же самое, что в кукольном театре, только в роли «куклы» выступает один из двух общающихся людей. Первый (манипулятор) управляет вторым, не принимая в расчет его интересы, цели и желания, а руководствуясь только своими побудительными мотивами.

    Обычно манипулятор старается действовать скрыто, осторожно, не объясняя свои истинные намерения и придавая своим действиям совсем другой смысл: «Я делаю то, что тебе самому нужно, только ты еще об этом не знаешь!» или «Ты должна заботиться обо мне и любить меня, не требуя ничего взамен».

    Но, если посмотреть на процесс общения со стороны, можно увидеть, что цели манипулятора просты и очевидны:

    • корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека («Ты — средство в достижении моих целей»);
    • самоутверждение («Я — сильный, а ты — слабый»).

    Критериями, свидетельствующими о том, что манипулирование имеет место, выступают ситуации:

    • когда один человек запугивает другого и стремится вызвать в нем переживания страха («Если ты этого не сделаешь, то...»);
    • когда манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда другой ни в чем не виноват («Ты сам подумай: именно ты один во всем виноват!»);
    • когда один человек пытается сделать так, чтобы другой почувствовал подавленность, неуверенность в себе и снижение самооценки («Я уверен, что я — хороший, а ты — плохой. Ты должен тоже так думать»);
    • когда первый вызывает в другом чувство навязанного долга («Ты должен, а хочешь ты или нет, не имеет значения»).

    1.2. Способы защиты от человека-манипулятора

    Существуют различные способы противодействия манипуляции.

    Чтобы защититься от манипулирования со стороны другого человека, необходимо укрепить свою жизненную позицию и освоить некоторые техники общения.

    1. Жизненная позиция должна быть активной и заключаться в стремление не только помогать людям, но и осуществлять собственные желания, добиваться своих целей, стремиться к реализации своих интересов.
    2. Желание реализоваться в жизни, не только отдать, но и получить — это не эгоизм, а обязательное условие нормального, полноценного человеческого существования.
    3. С человеком, который пытается манипулировать вами, желательно строить отношения на равных и постоянно контролировать, отслеживать, чтобы это равенство не нарушалось ни в одну, ни в другую сторону. Если вы хотя бы немного «зазевались», манипулятор мгновенно начинает строить отношения, которые удобны и полезны только ему и неудобны и вредны вам.
    4. Для укрепления уверенности в себе необходимо помнить о своих человеческих правах. Каждый отдельный человек и все люди имеют свои жизненные права:
    • каждый человек имеет право ошибаться;
    • каждый человек имеет право менять свое мнение и свои ценности;
    • каждый человек имеет право говорить «нет»;
    • каждый человек имеет право говорить: «Мне это не важно или не интересно»;
    • каждый человек имеет право добиваться своих целей, не нанося при этом вреда другим людям.

    5)  В общении с манипулятором нужно применять техники общения, позволяющие его вовремя остановить или существенно снизить его активность. Следует каждый раз смело и прямо говорить:

    • о том, что он делает;
    • о том, что чувствует человек, которым манипулируют;
    • о том, что реально происходит в процессе взаимодействия манипулятора и «жертвы».

    6) Как уже было сказано выше, манипулятивное общение — общение скрытое и «замаскированное». Обычно манипулятор объясняет свои действия стремлением заботиться не о себе, а о другом человеке. Поэтому если этот другой открыто говорит о том, что он понимает истинные цели манипулятора, ситуация общения между ними кардинально меняется. Манипулятор начнет учитывать интересы и желания своего партнера или вовсе прекратит свои попытки воздействовать. Вполне возможно и то, что он захочет уйти, что воспринимается вторым партнером как радостное «освобождение из плена».

    7) Если человек не знает ничего о манипуляторах, он может легко поддаться манипуляции, в случае чего возникает угроза его самооценке.

     Чтобы не ударить в грязь лицом перед самим собой, человек в большинстве случаев прибегает к приемам психологической защиты – искажение реальности с целью защиты внутреннего спокойствия. Самые распространенные из них:

    1. Вытеснение (отрицание) – забывание тревожащего фактора. Вытесненные события могут проявляться в виде описок, оговорок, в сновидениях;
    2. Проекция (перенос) – приписывание собственных качеств, поступков и негативных мыслей другому человеку. Суть этого механизма заключается в образе человека, сидящего в комнате с зеркальными стенами. Он думает, что смотрит на улицу и видит других людей, а на самом деле видит себя, свое отражение;
    3. Рационализация – искажение информации, объяснение тревожащего фактора для собственного успокоения, попытка найти положительное в создавшейся ситуации, или приписать какие-то черты другим людям;
    4. Компенсация – восполнение неудач в одной области успехами в другой;
    5. Замещение – переадресование агрессии к более безопасному объекту. Этот механизм может также перерасти в аутоагрессию - замещение опасного объекта на себя, самобичевание;
    6. Сублимация – перевод сексуальной энергии в творчество или другие виды деятельности. Применительно к конкретной ситуации сублимация может означать перевод неприемлемой в моральном отношении реакции на окружающую обстановку;
    7. Регрессия – возвращение к ребячливым, детским формам поведения.
    8. Изоляция – уход от реальности в свой мир.

    Таким образом, зная о самом процессе манипулирования и о способах защиты от него, можно обезопасить себя от негативных эмоций и даже сохранить свое психическое здоровье.  

    1.3. Манипулирование массовым сознанием

    Еще одним немаловажным аспектом рассматриваемой темы является влияние средств массовой коммуникации. Три наиболее распространенных таких средства – радио, телевидение и пресса – имеют свои особые   функции. Радио, телевидение и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса и, в соответствии с этим отражают каждый свой аспект освещаемого события. Радио отвечает на вопрос «что?» — что случилось? Телевидение отвечает па вопрос «как?» — как случилось то, о чем уже сообщило радио. Наконец, пресса отвечает на вопрос «почему?» — почему именно случилось именно то, о чем рассказало радио, и именно так, как это показало телевидение. Таково сложившееся между ними объективное «разделение труда».  

    Радио. Преимущества радио состоят, прежде всего, в наибольшей оперативности сообщения. В связи с этим радио неизбежно опережает все иные средства массовой информации. В современном мире радио является одним из наиболее доступных средств именно широкой, массовой информации — прежде всего, для менее обеспеченной аудитории.  

    Так как  на слух воспринимается не более 20% информации,  достаточно повторить около 5 раз в день основные моменты сообщения, подбирая разные слова для выражения одного и того же содержания, чтобы информация была закреплена в сознании слушателя.

    Телевидение. Главное преимущество телевидения заключено в самой его природе — это наличие «картинки», видеоряда. Именно это и придает телевизионному воздействию огромную, ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, в движении, в развитии, телевидение оказывается наиболее заразительным средством во всей системе массовой коммуникации. Если радио и, тем более, пресса апеллируют к разного рода доказательствам, то телевидение оказывает влияние с помощью совершенно особого инструмента, который можно назвать «показательством».

    В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия».  Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел — значит, это правда!». Суперэмоциональность телевидения неизбежно идет в ущерб аналитичности, осмысленности его программ.

    Печать. Понятно, что газета еще больше уступает в оперативности радиосообщению, чем телевидение. Поэтому обычно радио первым, хотя и в самой краткой форме, сообщает о том, что случилось. Несколько отставая по времени, телевидение демонстрирует, как это произошло. И только на следующий день, а то и позже, читатель, наконец, получит газету, в которой прочтет аналитический комментарий, разъясняющий, почему произошло именно то, а не совершенно иное. Аналитичность — важнейшее преимущество прессы.  Однако газета значительно уступает и радио, и телевидению в эмоциональности воздействия на аудиторию.

     Таким образом, в целом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступности и целом ряде других моментов, печатная пресса выигрывает в другом: в аналитичности, которая связана с прочностью воздействия. Радио- и телесообщения хоть и захватывающи, но быстротечны и легко забываемы. Газетная статья остается в памяти надолго.

    Отдельное внимание стоит уделить воздействию рекламы на человека.

    Главная конечная цель рекламного воздействия всем известна — вынудить массового покупателя совершить покупку. Анализ показывает, что для этого надо заразить его желанием совершить такую покупку, т. е. либо сформировать новую потребность, либо активизировать старую, находившуюся по каким-то причинам в «дремлющем» (подавленном) состоянии. Потребность представляет собой опредмеченную нужду. Нужда — это дискомфорт, дисбаланс чего-то в организме. Это состояние, когда чего-то хочется, но непонятно, чего. Реклама помогает опредметить нужду, превратить ее в потребность, подсовывая некий мотив — потенциальный предмет удовлетворения потребности. Ее задача и состоит в том, чтобы человек захотел именно того, что является предметом того или иного рекламного блока

     Базовые потребности в конформизме, в идентификации себя с большой группой, основанные на надежде отрегулировать таким образом свои эмоциональные проблемы — вот то психологическое поле, на котором выросла реклама. Люди изначально поддаются рекламе потому, что хотят поддаться ей. И дело тут не в тонкостях различий разных рекламных носителей, не в графике текста, и даже, часто, не в слогане (хотя это, возможно, единственное, что имеет принципиальное значение за счет все той же, непоколебимой для массовой психологии силы вербального внушения). Прежде всего, дело в эмоциональных состояниях и в стоящих за ними потребностях. Как правило, это обращения к оптимистическим эмоциям.

    Изначально реклама всегда строилась на апелляциях либо к страху, либо к желаниям человека. Последние апелляции оказались более эффективными. Те, кто успешно манипулировал массовым сознанием, скорее полагались на веру людей в то, что они что-то получат, нежели на то, что они что-то потеряют.  Реклама обычно и привлекает людей, прежде всего, своим оптимистическим мироощущением.

    Многочисленные эксперименты, проведенные психологами, показали, что человек обладает почти исключительной склонностью верить именно в то, во что ему хочется верить, подчас даже вопреки очевидности.

    Разумеется, в рекламе используются далеко не только оптимистические эмоции. Наряду с этим подчас применяется и так называемая «апелляция к негативу». Стремясь внедрить нечто в сознание, такая реклама акцентирует отрицательные последствия на том случае, если это не будет принято (сделано, куплено) человеком.

    Таким образом, реклама помогает оптимизировать, причем именно в оптимистическую сторону, настроение тех, на кого она воздействует. Тем самым практически сразу удовлетворяются некоторые эмоциональные проблемы: у человека появляется ощущение безопасности, расслабленности, чувство защищенности и т. д. Такой человек начинает ощущать себя членом некой виртуальной общности «эмоционально-позитивных» людей, которым демонстрируется их право на выбор. Помимо такого общего позитивного эмоционально-регулирующего воздействия, упор обычно делается на самооценку.

    Давно известно: очень часто нервничающие, чем-то взвинченные женщины обожают пробежаться по магазинам и прикупить что-нибудь из рекламировавшегося вчера по телевизору. Они уверяют, что это их успокаивает. Неуверенность в самооценке часто действительно снимается фактом приобретения массово рекламируемого товара. Естественно, что это активно и используется рекламой. Вспомним знаменитую рекламу косметики «Лореаль - Париж»: «Я этого достойна!»

    Немаловажное воздействие на современного человека оказывает политика. Ведь люди, которые серьезно относятся к выборам, подвержены сильному эмоциональному воздействию во время их проведения со стороны кандидатов на определенную должность.

    Политическая жизнь   современных государств строится в основном на игре на настроениях. Другой способ управления обществом, лишь намечающий теоретически свои потенциальные возможности, — это управление, отражающее действительные интересы масс, следующее не искаженным в угоду отдельным слоям представлениям о выгодности или невыгодности тех или иных акций. Нельзя сказать, что этот идеал уже где-то реализован, но путь к нему постепенно становится яснее.

    В основе настроений, лежат притязания и среди них главное — притязание на равенство. Управление настроениями — это управление желаниями, страстями людей через регулирование возможностей достигать желаемое.

    Для создания положительных настроений в политике всегда использовались обещания, воодушевлявшие массы и стимулировавшие энтузиазм. Исполнение обещаний (полное или частичное) обычно подкрепляло возникшие настроения. Для разжигания негативных настроений необходимо было продемонстрировать, что кто-то обманывает людей, не выполняет своих обещаний. Расхождение слова и дела всегда воспринималось людьми как предательство их потребностей, вызывало взрывы отрицательных настроений по отношению к тем, кто их обманывал, кто препятствовал достижению интересов людей.

    Кроме этого существует также манипулятивный подход по отношению к массовым настроениям, т.е. это, помимо манипуляции притязаниями, демонстрация возможностей (мнимых и реальных) их осуществления.

    В основе манипуляторского подхода лежит нежелание считаться с массовыми настроениями, ставка только на нормативные, «общественные» настроения. Специфика настроения такова, что оно зачастую импульсивно, подвержено неоправданным колебаниям, порой основывается на неверной информации, на предрассудках, бывает недостаточно ответственным и адекватным. Массовое настроение обладает огромным энергетическим потенциалом, который — в случае его совпадения с политической линией либо управленческой стратегией — может, в конечном счете, обеспечить успех всего дела. В таком контексте массовые настроения (как, впрочем, и общественное мнение) являются объектами воздействия системы государственного управления.

    Реальность и психология связаны неразрывно. Влияние на людей через управление пропагандой, формирование слухов и других аналогичных явлении вместе с управлением реальными условиями жизни дают один результат: изменение потребностей и возможностей их реализации, т. е. изменение настроений и, через них, объективных реалий жизни.

    По нашему мнению, универсальным решением всех вышеизложенных проблем является формирование у человека достаточной самооценки, уверенности в себе и своих действиях, укрепление своей жизненной позиции.

     


    Заключение

    В данной работе мы рассмотрели особенности манипуляции сознанием человека и способы защиты от нее.  

      В  современном обществе много источников загрязнения психики человека.    Всегда  существовали и будут существовать люди, которые пытаются решать свои  психологические проблемы за счет других людей. Способы, которыми они пользуются,  наносят психический и моральный вред окружающим.  По отношению к человеческому взаимодействию и общению  манипулирование означает уничижение, обиду, снижение статуса человека и разрушение его человеческого достоинства. Конечно, ни один манипулятор не признается в истинных целях своего поведения. Он всегда маскируется под эдакого альтруиста, благодетеля. На самом деле цель манипуляции – достижение односторонней выгоды. Нужно ли говорить, что такая «забота» наносит вред объекту воздействия и требует защиты?

    Средства массовой информации (радио, телевидение, печатные издания) преследуют свои цели, манипулируя массовым сознанием. Реклама и политика также использует методы и приемы воздействия на общество. И эти методы и приемы часто «дурно пахнут».

    Радио использует звуковую форму подачи информации, повторяемую многократно.

    Телевидение для создания общественного мнения часто апеллирует к авторитету уважаемых людей, дает интерпретацию событий нужного некоторым влиятельным людям направления.

    Печатные издания нередко для увеличения тиража опираются на низменные чувства граждан, выдают непроверенную информацию.

    При производстве рекламы полагаются на веру людей в то, что они что-то получат. Рекламодатели пользуются склонностью верить именно в то, во что   хочется верить человеку, подчас даже вопреки очевидности.

    Политика манипулирует  притязаниями, демонстрирует возможности (мнимые и реальные) их осуществления.

     Но каждый из нас имеет право на свободу от манипуляций. Достигнуть этой свободы можно лишь  упорно работая  над собой, формируя в себе определенность и уверенность в своих жизненных позициях. Даже знания о методах и приемах манипуляторов могут помочь человеку.  В наших силах противостоять  обезличиванию, и эта цель не менее важная, чем защитить, например, воду от токсичных отходов производства. Разница лишь в том, считает ли ее сам человек для себя важной. Согласитесь, над этим стоит задуматься каждому из нас.


    Список использованной литературы

    1.  Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2000.

    2.   Бернс Э. Я-концепция и воспитание. М., Прогресс, 1986.

    3. Исмаилов Ф.С.  Основы профессиональной культуры. Москва-Воронеж, 2003

    4. Ольшанский Д.В.  Психология масс , «Питер», Спб., 2004.

    5. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб., Питер, 2000.

    6. Психология. Словарь \ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп., М., Наука, 1990.

    7.   Самоукина Н.В.  Психология профессиональной деятельности., М., 2003

    8.   Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. М.: Форум-Ин фрам, 2004.

    9.    Социальная психология \ Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002

    1. Чернобай В.А.  Социальная психология , Ростов-на-Дону, 2004
    2. Шостром Э.  Анти-Карнеги, или человек-манипулятор, Минск, 1992.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние компьютерных игр на психику подростка

    Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологииВместе с появлением компь...

    Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)

    Цель: развитие социально-психологической и интеллектуальной компетентности учащихся на основе расширения их представлений о безопасности для психики современных ПК (гаджетов).Задачи:1)...

    Программа элективного курса по экологии «Экология человека»

    Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа электив...

    Влияние рок -музыки на психику подростков.

    Данная консультация описывает предпочтение нашего молодого поколения к рок - музыке не задумываясь о ее негативном последствии....

    ЭКОЛОГИЯ 24.04 гр.МЖКХ2 Тема: Введение в науку "Экология"

    Перейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=AzT_qAOu4ns посмотрите видеофильм «Для чего нужна экология?»Выполните задания (смотреть Приложение 1)...

    Экология 27.04 МЖКХ2 Тема:Законы, принципы, правила экологии

    учебник под редакцией Титова Е.В. Экология._ М.: Академия, 2017стр.14-20 прочитайте параграф и ответьте на вопросы стр. 20...