Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"
статья на тему

Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannoe_obuchenie.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Крутько Лариса Викторовна, преподаватель,

КГА ПОУ «Дальневосточный государственный

гуманитарно-технический колледж»,

Россия, г. Владивосток

     В нашем колледже осуществляется подготовка обучающихся по специальностям СПО и профессиям НПО. Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практико-ориентированное обучение.

     Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетентностном подходе, способствует реализации практико-ориентированной технологии обучения, которая формирует динамическую модель успешного специалиста.

     Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде. В новых федеральных стандартах представлены не только знаниевые дидактические единицы, но и умения, общие и профессиональные компетенции.  Каждое умение должно быть отработано в ходе выполнения практической работы.

     Значение практических заданий высоко оценивалось педагогами и виднейшими методистами дореволюционной школы. Так, Александр Петрович  Нечаев писал: "Если преподаватель введет в свой курс хотя бы некоторые из практических работ, то этим самым он оживит преподавание и доставит немало радости ученикам". И это действительно так.

     Выполняя то или иное практическое задание, студенты овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот материал, на котором было построено задание. В практических заданиях знания конкретизируются: то, что было только в мыслях, становится вещественным, ощутимым, зримым, реальным. В процессе их выполнения осуществляется выработка практических умений и навыков, появляется и развивается инициатива учащихся, их творчество, что очень важно в воспитательном отношении. Практические задания препятствуют преждевременному наступлению переутомления, выполняются с большим желанием, интересом и деловитостью.

     Первые практические задания носят полусамостоятельный характер и проводятся под непосредственным руководством и наблюдением преподавателя в аудитории. Преподаватель следит за выполнением, делает по ходу работы необходимые замечания, указания и оказывает помощь. Лишь после того, когда преподаватель убежден, что студенты смогут справиться самостоятельно, можно давать практические задания самостоятельного характера.

     При организации и проведении практических заданий нужно, чтобы:

1. Студенты были подготовлены к их выполнению.

2. Задания основывались на имеющихся у студентов знаниях, т.е. были доступны.

3. Не было затруднений в понимании и выполнении задания.

4. Студенты стимулировались к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению трудностей.

5. Работы тщательно проверялись преподавателем, а результаты проверки служили материалом для исправления ошибок при выполнении их в дальнейшем.

     Практические задания могут проводиться при изучении нового материала, где они не только обеспечивают активность, но и позволяют дифференцировать подход к студентам, определять степень усвоения ими изучаемого материала, определять затруднения и своевременно оказывать индивидуальную помощь. Практические работы имеют место при закреплении в процессе применения усвоенных знаний.

     Осознанное приобретение знаний самими студентами повышает качество обучения. При наличии навыков выполнения практических заданий студенты проявляют свою инициативу в определенной последовательности выполнения задания, но при определении содержания практической работы инициатива принадлежит только преподавателю. Поэтому при составлении задания необходимо точно указывать порядок ее выполнения: а) тему; б) содержание заданий и последовательность их выполнения; в) оборудование урока; г) время для выполнения работы.

     Предмет «Документационное обеспечение управления» согласно  учебному плану, разработанному в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения относится к общепрофессиональным дисциплинам.

     Изучение учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» дает возможность овладеть следующими навыками и умениями:

      - оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с  действующим ГОСТом;

      - осуществлять обработку входящих, внутренних и исходящих документов, контроль за их исполнением;

      - оформлять документы для передачи в архив организации;

       - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

       - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

        - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

        - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

        - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

        - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

        - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

        - составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем;

        - формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом.

      Главная цель практико-ориентированного обучения – формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, а также формирование практических умений для изучения последующих учебных дисциплин.

     Практико-ориентированная технология основывается на активных методах обучения, в частности  выполнении практических работ.

     Разработанная и утвержденная рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, предполагает выполнение следующих практических работ:  «Составление общего бланка конкретной организации с угловым и продольным вариантами расположения реквизитов на формате А 4», «Оформление приказа по основной деятельности», «Оформление распорядительных документов», «Оформление информационно-справочных документов», «Оформление организационных документов», «Оформление документов по личному составу».

     Практические работы проводятся после изучения  тем раздела «Документирование».

     Структура проведения занятия сводится к следующему:

  • сообщение темы и цели работы;
  • актуализация теоретических знаний, которые необходимы для выполнения работы;
  • непосредственное выполнение задания;
  • обобщение полученных результатов;
  • подведение итогов занятия.

     Кроме традиционной формы проведения занятий, используется методика проведения практической работы в форме деловой игры «Имитация профессиональной деятельности секретаря, делопроизводителя». Эта форма позволяет ознакомить студентов с производственными ситуациями, повысить мотивацию к будущей профессиональной деятельности.

     Одна из имитаций профессиональной деятельности относится к моменту поступления на должность секретаря. Для приема на работу необходимо пройти два этапа: первый - собеседование, где выявляются теоретические знания, второй этап - выполнение практической работы и исправление допущенных ошибок.

     Студенту дается задание, которое он должен выполнить. В качестве примера можно привести один из вариантов задания: «Напишите приказ по личному составу на листе бумаги формата А4. Оставьте место для углового штампа предприятия».

     Для проверки работ выбирается жюри в количестве трех человек. Студенты сдают выполненные работы членам жюри, которые анализируют правильность выполненного задания и выставляют оценки.

     Критерии оценки:

«отлично» - работа выполнена без ошибок;

«хорошо» - допущены одна-две ошибки;

«удовлетворительно» - допущено более двух ошибок.

     Председатель жюри отдает проверенные работы преподавателю, который объявляет результат работы. Роль педагога в процессе игры – контролирующая и корректирующая.

     Методика игры отработана на занятиях со студентами первого курса, обучающимися по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

     Оценка учебных достижений посредством внутреннего мониторинга показывает высокое качество обучения, на сегодняшний день она составляет 52% при 98% успеваемости.

     Практическая направленность обучения позволяет выпускать из колледжа специалистов, более подготовленных к работе на предприятиях и в учреждениях города и востребованных на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Доклад на тему: «Практико-ориентированное обучение – условие формирования у обучающихся готовности к трудоустройству».

В конце концов, от всех приобретенных знанийв памяти у нас остается только то, что мы применили на практикеГёте...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»

Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»...

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

Практико-ориентированные задания для итоговой аттестации по профессиональному модулю «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства» Технология деревообработки как эффективное ср

Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности....