Организация самостоятельной работы студентов
статья по теме

Рогозина Елена Геннадьевна

       На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, способных конструировать, оценивать и осваивать современную технику.
Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении  рационально мыслить является неотъемлемой частью профессионала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Привитие профессиональных навыков в самостоятельных работах

      На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, способных конструировать, оценивать и осваивать современную технику.
Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении  рационально мыслить является неотъемлемой частью профессионала.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавания общепрофессиональной  дисциплины “Инженерная графика”.
Применение инновационных технологий в “Инженерной графике” позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой  и требованиями ФГОС,  реалями  профессионального стандарта будущего специалиста.

Цель среднего специального образования в современных условиях - формирование качественно нового студента, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к профессиональной деятельности, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания.

   Преподаватель в колледже способен не только давать знания, но и воспитывать в студенте профессиональную компетентность, которая представляет собой способность к решению профессиональных задач на базе тех знаний, умений и навыков, которые были заложены в период обучения. Кроме того, интерес к избранной профессии у студента , стремление к успешности позволяет формировать такую личность, которая в дальнейшем будет работать не только профессионально, но и творчески.

Современный этап подготовки специалистов характеризуется большим потоком  информации, быстрым обновлением знаний, но вместе с тем сокращением аудиторного времени для их усвоения. В учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами.
Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из них заключается в том, что лекция приучает к пассивному восприятию изучаемого материала.

В таких условиях большое значение приобретает самостоятельная и творческая работа студентов под руководством преподавателя. В процессе обучения степень вмешательства педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности студентов возрастать, т.е. должно достигаться такое состояния, когда бы «учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились».

Воспитательное значение самостоятельной работы состоит в формировании у будущих специалистов устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры, труда, самоорганизации и самоконтроля, навыков культуры умственного труда, а также таких качеств как трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.

Противоречием студенческого возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации, но в то же время отсутствие опыта и внутренней готовности для осуществления этого. В этой связи, одной из задач преподавателя становится воспитание самостоятельности как черты характера, как основы компетенции будущего специалиста. Роль преподавателя теперь сводится не просто к передаче знаний  студентам, а в стимулировании их к самостоятельной познавательной активности, формировании потребности в самосовершенствовании и развитии научно-исследовательских умений.      Преподавательская поддержка должна быть направлена на развитие раскрытие индивидуальных умений и способностей студента в процессе обучения, выявление и устранение трудностей, возникающих на пути выполнения задания.

Учитывая особенности современного этапа подготовки специалистов, я стараюсь использовать в работе разнообразные формы самостоятельной  деятельности студентов. Среди них:

1)  Стимулирование учащихся к самостоятельному поиску и отбору необходимой дополнительной информации в комплексных и  тематических сборниках по предмету , докладах не только по текущим вопросам, но и с учётом будущих тем.  Такой навык необходим нынешним студентам и будущим специалистам, так как ФГОС  среднего профессионального образования, а также профессиональный стандарт будущего специалиста предусматривает не только владение информацией и знаниями, но и применение полученного багажа знаний на практике. Обучение учащихся самостоятельной работе с литературой по специальности позволяет  расширять и углублять знания, полученные на лекционных   семинарских занятиях. Данный вид работы способствует воспитанию у студентов познавательной самостоятельности, творческого подхода, интеллектуальной активности, потребности знать как можно больше в сфере выбранной специальности.

  1. Разработка домашних самостоятельных заданий с учетом требований учебных программ, а также специальностей учащихся и различного уровня их развития, способствующих закреплению полученных знаний.
  2. Сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности: при выполнении графических работ, рефератов.
  3. Создание на лекциях  проблемных ситуаций, побуждающих студента к самостоятельному творческому поиску. Такой задачей может являться самостоятельное проведение студентами исследования с целью поиска решения той или иной задачи., При таком виде самостоятельной работы преподавательская поддержка заключается в консультировании, планировании, контроле самостоятельной деятельности студентов, а у студентов, в свою очередь, воспитывается творческий подход к решению поставленной задачи.

В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами я подразделяю  на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, графических работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

  Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

    В структуре СРС отдельным пунктом необходимо выделить  психологические условия успешности СРС. Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

– взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; 
– уровень сложности заданий для самостоятельной работы; 
– включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

 Таким образом, самостоятельная работа современного студента позволяет не только осваивать информационное пространство, но и применять ЗУН и полученную информацию в профессиональной деятельности.  Целью самостоятельной работы студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения  опыта самостоятельной работы  по специальности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ОП 04. Основы технологии отделочных строительных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  учебной дисциплины  ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 01. Выполнение штукатурных работ

      Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение штукатурных раб...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 03. Выполнение малярных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение малярных работ».  Методические указани...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 04. Выполнение облицовочных работ плитами и плитками

      Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение облицовочных ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...