Баскетбол
статья на тему

Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину[1]. Корзина находится на высоте 3,05 м от пола (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 — в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире.

Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года (изобретатель игры Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя). Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года.

В Европе проводятся международные клубные соревнования: Евролига, Еврокубок, Кубок вызова ФИБА.

Наибольшего развития эта игра достигла в США: чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) более 50 лет является сильнейшим национальным клубным турниром в мире. Баскетбол считается национальным видом спорта в Литве 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol.docx87.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

Баскетбол

Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину[1]. Корзина находится на высоте 3,05 м от пола (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — три очкаштрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 — в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире[2].

Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года (изобретатель игры Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя). Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года.

В Европе проводятся международные клубные соревнования: ЕвролигаЕврокубокКубок вызова ФИБА.

Наибольшего развития эта игра достигла в США: чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) более 50 лет является сильнейшим национальным клубным турниром в мире. Баскетбол считается национальным видом спорта в Литве 

Появление

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл преподаватель колледжа Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.[3]

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock»(«Утка на камне»). Смысл этой популярной в то время игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Вполне прагматично названная «баскетбол» игра лишь отдалённо напоминала современный баскетбол. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

В 1892 году преподавателем физкультуры Смит-колледжа в Нортгемптоне (Массачусетс) Сендой Беренсон были разработаны первые правила женского баскетбола

Становление

Первые этапы развития баскетбола связаны с его распространением в учебных заведениях США — школах и колледжах. Ещё до начала XX века игра довольно быстро приобрела определённую популярность не только в Соединенных Штатах, но и в Канаде. Родоначальник баскетбола, колледж Молодёжной христианской ассоциации, поначалу активно занимался регулированием и распространением игры, однако десятилетие спустя руководство пришло к выводу, что эта деятельность препятствует реализации основной миссии учебного заведения, и приняло решение дистанцироваться от нового вида спорта. В 1898 году была предпринята первая попытка создать профессиональное объединение — Национальную баскетбольную лигу, — однако она просуществовала лишь пять лет. После Первой мировой войны ответственность за правила и руководство взяли на себя две любительские организации: Национальная ассоциация студенческого спорта и Любительский спортивный союз. Активную роль в популяризации баскетбола играл в то время и его непосредственный создатель, Дж. Нейсмит.

Профессиональный баскетбол

В начале XX века начали оформляться первые профессиональные баскетбольные команды. C одной стороны, на всей территории Соединенных Штатов в населенных пунктах разнообразного масштаба возникло существенное количество таких команд (количеством в несколько сотен); с другой стороны, какая-либо организация профессиональных игр практически отсутствовала. Игроки произвольно перемещались между составами команд, матчи устраивались в помещениях, не приспособленных для проведения соревнований, появлялись и расформировывались разнообразные лиги и объединения. Некоторые «гастрольные» команды (англ. barnstorming squads), такие, как, к примеру, Original CelticsNew York Renaissance Five или Harlem Globetrotters (последняя существует и по сей день) в своих поездках по стране успевали сыграть до 200 матчей в год.

В 1946 году возникла Баскетбольная ассоциация Америки (БAA). Первый матч под ее эгидой состоялся 1 ноября того же года в Торонто (Канада) между командами Toronto Huskies и New York Knickerbockers. По прошествии трех игровых сезонов, в 1949 году, ассоциация объединилась с Национальной баскетбольной лигой США, в результате чего была образована Национальная баскетбольная ассоциация (NBA). К середине века баскетбол получил широкое распространение в образовательных учреждениях, став там одним из ключевых видов спорта, и в результате этого пропорционально возрос интерес и к профессиональному баскетболу. В 1959 году в Спрингфилде, где состоялся первый в истории баскетбольный матч, был основан Зал славы, в котором увековечиваются имена наиболее значимых игроков, тренеров, судей и других людей, внесших существенный вклад в развитие игры. Примерно десятилетие спустя, в 1967 году, была создана еще одна организация — Американская баскетбольная ассоциация, которая в течение некоторого времени составляла конкуренцию NBA; впрочем, она также недолго хранила самостоятельность и уже через 9 лет слилась с Национальной баскетбольной ассоциацией. Последняя в настоящее время является одной из наиболее влиятельных и известных профессиональных баскетбольных лиг в мире.

В NBA играли многие известные спортсмены. В их числе могут быть названы:

Трое последних (Берд, Джонсон и Джордан) часто рассматриваются как спортсмены, в наибольшей степени способствовавшие росту популярности профессионального баскетбола. В 2001 году была также образована младшая лига NBA — так называемая Лига развития. В 2012 году в лиге играло 16 команд.

Международный баскетбол

В 1932 году на первой международной конференции национальных баскетбольных ассоциаций, состоявшейся в Женеве (Швейцария), была основанаМеждународная федерация (любительского) баскетбола. В роли основателей выступили национальные баскетбольные комитеты восьми стран:АргентиныЧехословакииГрецииИталииЛатвииПортугалииРумынии и Швейцарии. На момент создания предполагалось, что в сфере ведения организации будет находиться лишь любительский баскетбол; впоследствии, в 1989 году, профессиональные баскетболисты получили допуск к международным соревнованиям, и слово «любительский» было изъято из наименования. Следует заметить, что в то же время франкоязычная аббревиатура названия — FIBA — изменениям подвергнута не была.

Самое первое, пилотное, международное состязание датируется еще 1904 годом; в программе летних Олимпийских игр баскетбол фигурирует с 1936 года. Тогда, в Берлине, чемпионом стала сборная США, которая победила в финале Канаду. С тех пор американская команда традиционно доминировала на олимпийских баскетбольных соревнованиях вплоть до 1972 года, когда в Мюнхене в ходе финального матча она потерпела первое поражение от сборной СССР. Что касается чемпионатов мира под эгидой ФИБА, то первое такое состязание состоялось в Аргентине в 1950 году, а три года спустя вЧили прошел также и первый чемпионат мира среди женских команд. Женский баскетбол вошел в олимпийскую программу на десять Олимпиад позже мужского — в 1976 году, в Монреале (Канада). За чемпионский титул тогда боролись, в частности, сборные команды СССР, США, Бразилии и Австралии.

ФИБА отказалась от разграничения между любительским и профессиональным баскетболом, как уже было сказано, в 1989 году, и через три года профессиональные игроки впервые приняли участие в Олимпийских играх. Американская сборная этого года получила неофициальное наименование «Команда мечты» (англ. Dream Team), укрепив доминирующие позиции США в данном виде спорта; впрочем, со временем, по мере того, как баскетбол развивался в других странах мира, иные национальные сборные начали постепенно одерживать победы над американской командой. Так, на чемпионате мира 2002 года в Индианаполисе сборная США, составленная исключительно из игроков NBA, оказалась в итоге шестой, пропустив вперед в турнирной таблице югославскую командуАргентину, Германию, Новую Зеландию и Испанию. В 2004 году на летних Играх в Афинах американцы потерпели первое олимпийское поражение в составе с профессиональными игроками, на групповом этапе уступив сборным Пуэрто-Рико и Литвы и проиграв в полуфинале аргентинской команде (сумев, впрочем, выиграть бронзу в матче с Литвой за третье место). Аналогичная ситуация сложилась и на чемпионате мира в Японии 2006 года — там сборная США также заняла третью строку турнирной таблицы. Впрочем, затем американская команда добилась высоких результатов на Олимпиаде-2008 и на чемпионате мира 2010 года в Турции.

Глобализация баскетбола отражалась и в составе команд, и в статистике NBA: так, в соревнованиях ассоциации в настоящее время участвуют представители всех континентов. В основном пик активности игроков из других стран мира пришелся на середину 90-х годов, когда в NBA пришли известные спортсмены из стран Европы (преимущественно восточной).

Правила

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными. Правила игры несколько отличаются в НБА и чемпионатах, проводимых под эгидой ФИБА (Чемпионаты мира, Олимпийские игры, Чемпионаты континентов, международные и национальные первенства европейских клубов).

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх четвертей, длительность каждой 10 минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28×15 м. Размер щита 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15 м от нижнего обреза щита и 3,05 м от уровня пола. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований длина окружности мяча — 74,9—78 см, масса — 567—650 г, (для женских соответственно 72,4—73,7 см и 510—567 г).

Нарушения

  • аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;
  • пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами[4]
  • нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мячадвойное ведение;
  • 3 секунды — игрок нападения находится в «краске» (прямоугольная зона под кольцом) соперника более трех секунд в то время, когда его команда владеет живым мячом в зоне нападения;
  • 5 секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;[5]
  • Плотноопекаемый игрок — плотноопекаемый игрок[6] не начинает ведение, не отдает передачу и не делает бросок по кольцу в течение 5 секунд.[7]
  • 8 секунд — команда, владеющая мячом в тыловой зоне, не вывела его в переднюю зону за восемь секунд;
  • 24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела броска по кольцу. Счётчик 24 секунд сбрасывается, если мяч коснется дужки кольца. После этого атаковавшая команда может совершить подбор в нападении и получить право на еще одно 24 секундное владение. В случае получения фола или нарушения (за исключением выхода мяча за пределы площадки) защищающейся командой или другой остановки игры, нападающая команда получает право на:
  • новое 24-секундное владение, если вбрасывание произойдет в зоне защиты владеющей мячом команды;
  • продолжение отсчета времени с того же момента, если осталось 14 и более секунд владения;
  • новое 14-секундное владение, если осталось 13 или менее секунд владения.[8]
  • нарушения возвращения мяча в зону защиты (зона) — команда, владеющая мячом в зоне нападения, перевела его в зону защиты.

Фолы

Основная статья: Фол

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fe/Basketball_foul.jpg/220px-Basketball_foul.jpg

Судья фиксирует фол

Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Виды фолов:

  • персональный — фол игроку вследствие контакта с соперником;
  • технический;
  • обоюдный
  • неспортивный;
  • дисквалифицирующий.

Игрок, получивший 5 персональных и/или технических фолов (либо 6 фолов в НБА) или 2 неспортивных фола в матче, должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший 2 технических замечания или дисквалифицирующий фол, удаляется с площадки и должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).

Основные элементы игры

Особое значение в современном баскетболе имеет борьба под щитом. Известная баскетбольная заповедь гласит: «Кто выигрывает щит — выигрывает матч», а одним из основных статистических показателей игры баскетболиста — будь то отдельный матч или весь сезон — является число так называемыхподборов и блок-шотов.

«Теория и методика баскетбола»

Москва – 2009

Третий год обучения

Раздел 1. Общие основы теории баскетбола.

1.1.  Введение в дисциплину «Теория и методика баскетбола»

1.2.  Модельные характеристики выпускников физкультурных вузов, специализирующихся по баскетболу.

1.3.  История развития баскетбола в мире.

1.4.  История развития отечественного баскетбола.

1.5.  Современное состояние и перспективы развития баскетбола в России и мире.

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в баскетболе.

2.1. Характеристика игры.

2.2. Физические качества баскетболиста.

2.3. Техника игры.

2.3.1. Техника нападения. Классификация и терминология.

2.3.2. Техника защиты. Классификация и терминология.

2.4. Техника баскетбола. Классификация и терминология.

2.4.1. Техника нападения (индивидуальные действия).

2.4.2. Техника защиты (индивидуальные действия).

Раздел 6. Формирование навыков педагогического мастерства.

6.1. Методика обучения техники.

6.2. Структура, задачи, организация и содержание урока.

6.3. Обучение подаче строевых команд и распоряжений.

6.4. Обучение общеразвивающим и специальным упражнениям. Составление комплексов упражнений и разработка конспектов.

Раздел 7. Соревнования в баскетболе, способы проведения, методика судейства.

7.1. Правила соревнований по баскетболу.

7.2. Ведение протокола игры и технического отчета.

7.3. Методика и организация работы секретариата.

Раздел 8. Материально-техническая база развития баскетбола.

8.1. Оборудование залов и сооружений. Инвентарь для игры в баскетбол.

Раздел 9. Баскетбол в сфере массово-оздоровительной работы.

9.1. Особенности проведения занятий по баскетболу с различным контингентом занимающихся (по месту жительства и оздоровительных лагерях).

Раздел 10. НИР и УИРС в баскетболе.

10.1. Современное состояние и направления развития НИР в баскетболе.

Вопросы к экзамену по курсу

1.  Возникновение и развитие баскетбола.

2.  Возникновение и развитие баскетбола в России и мире.

3.  Послевоенные этапы развития баскетбола в России.

4.  Современное состояние и перспективы развития баскетбола в России и мире.

5.  Характеристика баскетбола.

6.  Цель и задачи физической подготовки в баскетболе.

7.  Характеристика функциональной подготовки баскетболистов и методика ее повышения.

8.  Общая и специальная физическая подготовка.

9.  Классификация техники игры в баскетболе.

10.  Техника передвижений и нападения. Методика обучения.

11.  Ловля мяча. Классификация ловли. Фазовый анализ. Методика обучения.

12.  Передача мяча. Классификация передач. Фазовый анализ. Методика обучения.

13.  Ведение мяча. Классификация ведения. Методика обучения.

14.  Бросок в корзину. Классификация бросков. Методика обучения.

15.  Бросок одной рукой сверху в прыжке. Фазовый анализ. Методика обучения.

16.  Бросок одной рукой от плеча. Фазовый анализ. Методика обучения.

17.  Техника передвижений в защите. Методика обучения.

18.  Выбивание мяча и перехват. Методика обучения.

19.  Накрывание и отбивание мяча при броске. Методика обучения.

20.  Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. Методика обучения.

21.  Сочетание приемов при игре в нападение. Методика обучения.

22.  Общая структура изучения приема в баскетболе.

23.  Виды тренировочных занятий в баскетболе.

24.  Составление плана конспекта учебного занятия.

25.  Определение основных понятий тактики игры в баскетбол.

26.  Классификация тактики игры.

27.  Индивидуальные тактические действия в нападении.

28.  Индивидуальные тактические действия в защите.

29.  Обучение подаче строевых команд и распоряжений.

30.  Обучение общеразивающим и специальным упражнениям. Составление комплексов упражнений и написание конспектов.

31.  Правила игры в баскетбол.

32.  Ведение протокола игры и технического отчета.

33.  Организация работы секретариата матчевой встречи по баскетболу.

34.  Оборудование залов и спортивных сооружений. Инвентарь для игры в баскетбол.

35.  Особенности проведения занятий по баскетболу с различным контингентом занимающихся (по месту жительства и в оздоровительных лагерях).

36.  Современное состояние и направление развития НИР в баскетболе.

Четвертый год обучения

Раздел 1. Общие основы теории баскетбола.

1.1  Современное состояние и перспективы развития баскетбола в России и мире.

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в баскетболе.

2.1. Стратегия и тактика баскетбола.

2.2.1. Техника нападения (групповые действия).

2.2.2. Техника защиты (групповые действия).

Раздел 3. Система подготовки баскетболистов.


3.1. Физическая подготовка.

3.2. Техническая подготовка.

Раздел 6. Формирование навыков педагогического мастерства.

6.1. Методика обучения тактики.

6.2. Составление комплекса упражнений по обучению техническим приемам.

6.3. Составление комплекса упражнений по обучению тактическим взаимодействиям.

6.4. Составление конспекта и проведение урока.

Раздел 7. Соревнования в баскетболе, способы проведения, методика судейства.

7.1. Характеристика системы соревнований в баскетболе

7.2. Виды соревнований и способы розыгрыша.

7.3. Правила соревнований по баскетболу, мини баскетболу и уличному баскетболу.

7.4. Положение о соревновании и методика его составления.

7.5. Методика организации и проведение соревнований.

7.6. Основы методики судейства в поле.

Раздел 9. Баскетбол в сфере массово-оздоровительной работы.

9.1. Особенности проведения занятий по баскетболу в учебных заведениях.

9.2. Профилактика травматизма в процессе занятий баскетболом.

Раздел 10. НИР и УИРС в баскетболе.

10.1. Научно-методические основы экспериментально-исследовательской работы.

10.2. Методы исследования, их классификация.

10.3. Основные направления и методики в УИРС.

Вопросы к экзамену по курсу

1.  Особенности современной техники и тактики. Тенденции развития игры.

2.  Современное состояние и перспективы развития баскетбола в России и мире.

3.  Общая характеристика тактики баскетбола и ее взаимосвязь с физическими, техническими и психологическими качествами баскетболистов.

4.  Анализ классификации техники и тактики баскетбола.

5.  Групповые действия баскетболистов в нападении, методика обучения.

6.  Групповые действия баскетболистов в защите, методика обучения.

7.  Принципы, используемые в процессе обучения технике и тактике баскетбола.

8.  Физическая подготовка баскетболистов.

9.  Техническая подготовка баскетболистов.

10.  Методика обучения тактике баскетбола.

11.  Характеристика системы соревнований в баскетболе.

12.  Виды соревнований и способы розыгрыша.

13.  Положение о соревновании и методика его составления.

14.  Методика организации и проведения соревнований.

15.  Основы методики судейства в поле.

16.  Правил соревнований по баскетболу, мини-баскетболу и стритболу.

17.  Особенности проведения занятий по баскетболу в учебных заведениях.

18.  Методы исследования и их классификация.

19.  Основные направления и методики в УИРС.

20.  Построение многолетней подготовки баскетболистов.

21.  Система спортивной подготовки в баскетболе.

22.  Возрастные особенности детей, подростков, юношей, занимающихся баскетболом.

23.  Теория и практика спортивного отбора в баскетболе.

24.  Тактическая подготовка баскетболистов.

25.  Психологическая подготовка баскетболистов.

26.  Теоретическая подготовка баскетболистов.

27.  Планирование спортивной тренировки.

28.  Построение годичного цикла.

29.  Командные тактические действия баскетболистов в нападении.

30.  Командные тактические действия баскетболистов в защите.

31.  Методы спортивной тренировки в баскетболе.

32.  Тренировочные и соревновательные нагрузки в баскетболе.

33.  Методика тестирования юных баскетболистов разного возраста.

34.  Особенности методики и организации проведения массовых соревнований.

35.  Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочных занятий и соревнований.

36.  Организация и проведение массовых мероприятий по баскетболу.

37.  Основные направления научных исследований в баскетболе.

38.  Современные методы исследования в баскетболе.

Пятый год обучения

Раздел 1. Общие основы теории баскетбола.

1.1.  Модельные характеристики выпускников физкультурных вузов, специализирующихся по баскетболу.

1.2.  Современное состояние и перспективы развития баскетбола в России и мире.

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в баскетболе.

2.1. Стратегия и тактика баскетбола.

Раздел 3. Система подготовки баскетболистов.

3.1. Подготовка баскетболистов высокой квалификации.

3.2. Тренировочные и соревновательные нагрузки и их регулирование у баскетболистов разного возраста и квалификации.

3.3. Восстановление в процессе подготовки баскетболистов.

Раздел 4. Управление подготовкой баскетболистов.

4.1. Общие основы теории управления.

4.2. Планирование спортивной тренировки квалифицированных баскетболистов.

4.3. Система контроля и учета в спортивной тренировке.

4.4. Моделирование спортивной деятельности.

4.5. Прогнозирование спортивных результатов.

4.6. Управление командой в процессе соревнований.

Раздел 5. Обеспечение системы подготовки баскетболистов.

5.1. Организационное и управленческое обеспечение подготовки.

5.1.1. Структура, задачи и основные направления деятельности ФИБА и РФБ.

5.1.2. Структура и деятельность РФБ, федераций баскетбола в регионах России. Организация и управление их работой.

5.1.3. Организация и управление развитием баскетбола в клубах, вузах, спортивных школах, средних специальных учебных заведениях и общеобразовательных школах.

5.2. Особенности управления процессом спортивного совершенствования в различных звеньях системы спортивной подготовки.

5.3. Научно-методическое и медицинское обеспечение подготовки баскетболистов.

5.4. Информационно и компьютерное обеспечение.

Раздел 6. Формирование навыков педагогического мастерства.

6.1. Разработка документов перспективного планирования.

6.2. Методика тестирования и обработка материалов по физической и технической подготовленности резерва.

6.3. Психолого-педагогическая характеристика деятельности будущего тренера-преподавателя.

6.4. Управление командными действиями в игре.

Раздел 7. Соревнования в баскетболе, способы проведения, методика судейства.

7.1. Правила соревнований по баскетболу.

7.2. Инновации в методике судейства.

Раздел 10. НИР и УИРС в баскетболе.

10.1. Современное состояние и направления развития НИР в баскетболе.

10.2. Экспериментально-исследовательская работа студентов, оформление выпускной работы.

Вопросы к экзамену по курсу

1.  Модельные характеристики выпускников физкультурных вузов, специализирующихся по баскетболу.

2.  Современное состояние и перспективы развития баскетбола.

3.  Стратегия и тактика баскетбола.

4.  Подготовка баскетболистов высокой квалификации.

5.  Тренировочные и соревновательные нагрузки и их регулирование у баскетболистов разного возраста и квалификации.

6.  Восстановление в процессе подготовки баскетболистов.

7.  Общие основы теории управления.

8.  Планирование спортивной тренировки квалифицированных баскетболистов.

9.  Система комплексного контроля и учета в спортивной тренировке.

10.  Моделирование спортивной деятельности.

11.  Прогнозирование спортивных результатов.

12.  Управление командой в процессе соревнований.

13.  Организационное и управленческое обеспечение подготовки.

14.  Структура, задачи и основные направления деятельности ФИБА.

15.  Структура и деятельности РФБ, федераций баскетбола в регионах России. Организация и управление их работой.

16.  Организация и управление развитием баскетболом в клубах, вузах, спортивных школах, средних и специальных учебных заведениях и общеобразовательных школах.

17.  Особенности управления процессом спортивного совершенствования в различных звеньях системы спортивной подготовки.

18.  Научно-методическое и медицинское обеспечение процесса подготовки баскетболистов.

19.  Информационное и компьютерное обеспечение.

20.  Разработка документов перспективного планирования.

21.  Методика тестирования и обработка материалов по физической и технической подготовленности баскетболистов высокой квалификации.

22.  Психолого-педагогическое мастерство деятельности будущего специалиста по баскетболу.

23.  Управление командными действиями в игре.

24.  Правила соревнований по баскетболу.

25.  Инновации в методике судейства.

26.  Современное состояние и направление развития НИР.

27.  Экспериментальная исследовательская работа студентов.

Шестой год обучения

Раздел 1. Общие основы теории баскетбола.

1.1.  Современное состояние и перспективы развития баскетбола в России и мире.

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в баскетболе.

2.1. Современная техника баскетбола и перспективы ее развития.

2.2. Современная стратегия и тактика баскетбола и перспективы их развития.

Раздел 3. Система подготовки баскетболистов.

3.1. Особенности скоростно-силовой подготовки баскетболистов высокой квалификации.

3.2. Современные средства и методы повышения работоспособности.

3.3. Адаптация баскетболистов к тренировочным и соревновательным воздействиям.

3.4. Утомление и методика регулирования нагрузки в тренировке баскетболистов.

3.5. Технология физической подготовки высококвалифицированных баскетболистов.

3.6. Технология технической подготовки высококвалифицированных баскетболистов.

3.7. Стратегия и тактическая подготовка высококвалифицированных баскетболистов.

3.8. Теория игрового процесса и формирования деятельности в нем.

3.9. Психологические аспекты соревновательной деятельности и современные концепции психологической подготовки баскетболистов.

Раздел 4. Управление подготовкой баскетболистов.

4.1. Инновации в планировании спортивной тренировке.

4.2. Современные подходы комплексного контроля высококвалифицированных баскетболистов.

4.3. Коррекционные воздействия на основе данных комплексного контроля.

4.4. Модель тренера в спорте высоких достижений.

4.5. Современные концепции подготовки высококвалифицированных баскетболистов.

4.6. Построение и содержание годичного макроцикла на современном этапе

http://pandia.org/adv/www/delivery/lg.php?bannerid=6&campaignid=3&zoneid=2&loc=1&referer=http%3A%2F%2Fpandia.org%2Ftext%2F77%2F310%2F55587.php&cb=61e4cb07c94.7. Современные подходы к построению тренировочных занятий.

4.8. Компьютерное моделирование процесса подготовки и построения тренировочных занятий.

Раздел 5. Обеспечение системы подготовки баскетболистов.

5.1. Организационное - управленческое и материально-техническое обеспечение.

5.2. Научно-методическое и медицинское обеспечение подготовки сборных команд.

5.3. Индивидуализация подготовки баскетболистов высокой квалификации.

5.4. Целевая комплексная программа подготовки баскетболистов.

5.5. Деятельность международных организаций мирового и европейского баскетбола.

5.6. Маркетинг и менеджмент в баскетболе.

5.7. Законодательные акты в практике подготовки баскетболистов.

Раздел 7. Соревнования в баскетболе, способы проведения, методика судейства.

7.1. Система соревнований для спортсменов высшей квалификации.

Вопросы к экзамену по курсу

1.  Построение многолетней подготовке в командах высокой квалификации по баскетболу.

2.  Построение и содержание годичного цикла в баскетболе.

3.  Построение и содержание мезоциклов в баскетболе.

4.  Построение и содержание микроциклов в баскетболе.

5.  Построение и содержание занятий со специальной направленностью в баскетболе.

6.  Планирование подготовки в командах высокой квалификации в баскетболе.

7.  Контроль и подготовка квалифицированных баскетболистов.

8.  Управление игроками в командах высокой квалификации по баскетболу.

9.  Отбор в команды высших разрядов, критерии и этапы.

10.  Профилактика травматизма и заболеваний в командах высших разрядов по баскетболу.

11.  Отбор в сборные баскетбольные команды юниоров, молодежные и национальные: этапы, критерии по амплуа.

12.  Морфофункциональные модели игроков сборных национальных команд (мужчины и женщины) по баскетболу.

13.  Модели подготовленности баскетболистов сборных национальных команд.

14.  Содержание специальной подготовки в сборных командах по баскетболу.

15.  Особенности планирования подготовки баскетболистов в клубе и сборной.

16.  Профилактика травматизма и заболеваний игроков сборных команд по баскетболу.

17.  Особенности восстановительных мероприятий игроков сборных команд по баскетболу.

18.  Модель тренера в современных профессиональных командах по баскетболу.

19.  Особенности современного маркетинга в командах высокой квалификации.

20.  Менеджмент в баскетболе как один из видов отраслевого управления.

21.  Анализ игровой деятельности ведущих мужских и женских команд по баскетболу в чемпионате России.

22.  Анализ федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации как правовая основа управления отраслью.

23.  Анализ системы соревнований по баскетболу для высококвалифицированных команд.

Литература

1.http://pandia.org/text/77/310/55587.php

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физкультуры в 5 классе по спортивным играм (Баскетбол)

Урок физкультуры в 5-м классе по спортивным играм (баскетбол). Тема: "Обучение технике перемещений"Задачи урока:Обучение технике перемещений, стойке баскетболиста.Развитие быстроты, ло...

План - конспект урока по баскетболу с группой 2 курса.

   План-конспект урока по баскетболу с группой 2 курса.Задачи плана: 1) совершенствование в технике выполнения различных способов ловли, передачи, ведения, бросков в корзину в игре и ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА 1 КУРЕ НА ТЕМУ: «БАСКЕТБОЛ»

Раздел:  баскетболТема: совершенствование техники игры в баскетболЦель: закрепить знания и практические умения игры в баскетбол Задачи урока:Совершенствование техники ведения мяча с изменени...

Методическая разработка уроков по физической культуре по разделу: Баскетбол

Методическая разработка 5-ти  уроков по физической культуре по разделу: Баскетбол...

Конспект урока по физической культуре. Тема: Баскетбол. Обучение технике броска после 2 шагов. Закрепление техники ведения мяча.

Конспект урока по физической культуре. Основная тема баскетбол.Задачи:   1. Научить технике броска после 2 шагов.2. Закрепить технику ведения мяча.3. Воспитывать чувство коллективизма у учен...

Районный семинар учителей физкультуры "Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников"

Районный семинар учителей физкультуры "Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников"...