РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины Культура речи является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии специальности СПО: 037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Рабочая программа включает в себя: паспорт программы учебной дисциплины, тематический план и содержание учебной дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_dlya_douia.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

Чувашской Республики среднего профессионального образования

«Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования  и молодежной политики

Чувашской Республики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05. КУЛЬТУРА РЕЧИ

для студентов II курса, обучающихся по специальности

среднего профессионального образования

037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Чебоксары 2012 г.

Разработана на основе Примерной                                   программы учебной дисциплины                                  Русский язык и культура речи по специальностям                  среднего профессионального образования

037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №_______

 от «__»______________ 2012 г.

М.П.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом колледжа

Протокол №____ от "___" __________2012г.

Председатель Экспертного совета __________

        

 

СОГЛАСОВАНО

ФИО, должность, место работы __________

"___" ____________2012г.

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании ЦК гуманитарных дисциплин

Протокол №____ от "___" __________2012 г.

Председатель ЦК: __________/Шарова С.И./

Разработчик:

Титова Е.В., преподаватель русского языка и литературы

"___" ____________2012 г.

  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10-11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12-16


  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРА РЕЧИ

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины Культура речи является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии специальности СПО:  037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

        Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина  Культура речи  относится к  общегуманитарному и социально- экономическому  циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина  Культура речи   является вариативной дисциплиной.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

•        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

•        анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

•        проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

•        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

•        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

•        соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

•        соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

знать:

•        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

•        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

•        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

•        орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

        Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  63 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося    42  часов;

самостоятельной работы обучающегося   21  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

     лабораторные занятия

не предусмотрено

     практические занятия

18

     контрольные работы

не предусмотрено

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

не предусмотрено

-подготовка рефератов, сообщений, презентаций;                                          

-работа со словарями;

-составление таблиц, алгоритмов, схем, тематических кроссвордов;   

-выполнение упражнений;

-выполнение тестовых заданий;

-творческие работы (мини-сочинения);

-работа с текстами разных стилей;                                                                          

2

5

3

5

2

2

2

Промежуточная аттестация в форме                        семестровая оценка     

 

  1. 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  Культура речи

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Язык и речь

9

Тема 1.1. Понятия о литературном языке и языковой норме.

Содержание учебного материала

2

1

 Основные единицы языка.  Формы существования литературного  языка. Типы норм. Языковые нормы.  Словари.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата: «Язык и его функции», « Русский язык в современном мире»,

«Культура речи», « Нормы русского языка», «Язык и культура речи».

1

Тема 1.2. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности

Содержание учебного материала

2

1

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка  презентаций: «Речевой этикет», «Вербальное и невербальное общение», «Устное и письменное общение», «Виды речевой деятельности».

1

Тема 1.3. Культура речи

Содержание учебного материала

2

1

Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарями (подбор паронимов)

1

Раздел 2.  Изучение системы языка и ее стилистической характеристики

 

36

Тема 2.1.  Фонетика     

Содержание учебного материала

4

1

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов

1,2

2

Варианты русского   литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов, сценическое произношение и его особенности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

составить таблицу ударений, соответствующих литературной норме.

2

Тема 2.2. Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

6

1

Слово, его лексическое значение.   Прямое и переносное значение слова.   Фразеологические единицы языка и их употребление. Лексико-фразеологическая норма, её варианты

1

2

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2

3

Лексические ошибки и их исправление. Плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарями (подбор многозначных слов, синонимических рядов, толкование значения иностранных слов, толкование значения фразеологизмов).

3

Тема 2.3.

Словообразование

Содержание учебного материала

2

1

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа по словообразовательному словарю  (определить способ словообразования в заданных словах)

1

Тема 2.4. Морфология

Содержание учебного материала

4

1

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи.   Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

2

2

Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

2

Самостоятельная работа обучающихся

 выполнение упражнений

2

Тема 2.5. Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

8

1

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

1

2

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.

2

3

Выразительные возможности русского синтаксиса.

2

4

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание мини-сочинения, составление тематических кроссвордов, выполнение тестовых заданий по теме  «Синтаксис и пунктуация».

4

Раздел 3. Нормы русского правописания.

Тема 3.1. Принципы русской орфографии и пунктуации

Содержание учебного материала

6

1.

Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

1,2

2

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.

1,2

3

Русская пунктуация и орфография в аспекте речевой выразительности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

выполнение упражнений.

3

Раздел 4. Разграничение сферы употребления функциональных стилей русского языка

Тема 4.1.Текст и его структура

Содержание учебного материала

2

1

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.

1

Самостоятельная работа обучающихся

работа с текстами разных стилей

1

Тема 4.2. Функциональные стили русского языка

Содержание учебного материала

4

1

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

1,2

2

Жанры деловой и учебно-научной речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся

 написать отзыв о любой статье по вашей специальности,

по заданному образцу написать резюме для устройства на работу.

2

Всего:

63

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • доска;
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, принтер.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия», 2012. – 320 с. – (Среднее профессиональное образование)

2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2012. -

3. Власенков А. И., Рыбченкова . Русский язык. – М.: «Просвещение», 2009. -  287с.  

4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. - М.: ИД «Дрофа», 2009. – 224 с. – (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:

 1.Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: «Оникс, Мир и Образование»,  2010. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково-грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. – 648 с.

3. Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка.-  М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2003. -  768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В. Фразеологический словарь русского языка для школьников.-  М.: Астрель, АСТ,  2010. -  640с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ»,  2010. - 672с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология. - ИД  «АСТ», 2007. - 672с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: ИД «АСТ- Пресс Книга», 2009. - 800с.

8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: ИД «АСТ- Восток- Запад», 2007. -  768с.

9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

http://www.gramota.ru

 Интернет-ресурсы:

1. Сайт «Культура письменной речи»  http://www.gramma.ru/LNK/?id=2.0

2. Портал College.ru

3. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
   
http://www.gramota.ru

4. Культура письменной речи  http://www.gramma.ru

5. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная

    Ссистема http://www.ruscorpora.ru

6. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
   
http://www.philolog.ru/dahl/

7.Российское общество преподавателей русского языка и литературы:    

    портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

8. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка   РАН http://rusgram.narod.ru

9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

10.  Тесты по русскому языку  http://likbez.spb.ru

11. Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.         Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

•        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Тестирование, анализ текстов различных стилей

Семестровая оценка в форме тестирования. Оценка по эталону.

•        анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование

•        проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование

•        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

Оценка результатов самостоятельной работы: анализ текстов различных стилей

•        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование

•        соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;

Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование

•        соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефераты

Знания:

•        связь языка и истории; культуры русского и других народов;

Тестирование, оценка результатов самостоятельной работы: рефераты.

•  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

Тестирование, оценка результатов внеаудиторной работы: презентации.

•        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование

•        орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование

Результаты обучения

(ОК)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов            обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Основные виды работ, выполняемые при работе по специальности

Оценка портфолио

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Систематическое планирование  собственной учебной деятельности  в соответствии с планом.

Определение методов  и способов выполнения заданий.

Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Признание наличия проблемы и адекватное реагирование на нее.

Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Нахождение и использование разнообразных источников информации.

Определение типов и форм необходимой информации.

Определение степени достоверности и актуальности информации.

Извлечение ключевых фрагментов и основного содержания из всего массива информации.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Участие в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу.

При групповом обсуждении: аргументировано отвергает или принимает идеи;  задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других; убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею.

Соблюдает  нормы публичной речи и регламент, использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своей речи;

Соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании, собрании).

Начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами.

Отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации.

Извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) основное (общее) содержание фактической информации;

Создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры.

Создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

рабочая программа по предмету "культура речи" 8-9 класс

Рабочая программа по предмету "Культура речи" для 8-9 класса. Календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...

Рабочая программа по предмету "Культура речи"

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего  профессионального образования (далее – ФГОС С...