Урок - игра "Столыпинская аграрная реформа"
методическая разработка на тему

Цель помочь преподавателям истории познакомить обучающихся с задачами и целями реформы, её основным положениями и итогами.

Для решения этой задачи выбрана нетрадиционная форма проведения урока – ролевая игра.

Методы, предлагаемые преподавателем, разнообразны: беседа, работа малыми группами, сообщения обучающихся, анализ, оформление плакатов, таблиц, опережающие задания.

Проведение урока по этой разработке позволит определить особенности проведения Столыпинской реформы, показать огромную роль реформы в решении аграрного вопроса страны; познакомить обучающихся с личностью Столыпина П.А., Витте С.Ю., Кривошеева А.В., раскрыть  своеобразие проводимой реформы и показать глубину затрагиваемых вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_stolypinskaya_reforma_metodichka.docx30.84 КБ
Файл stolypin.pptx879.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙОБЛАСТИ «ЛИСКИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрена на заседании ЦМК                  Утверждаю:

гуманитарных дисциплин                                    Зам. директора по УР

общеобразовательного цикла                               _____________И.М. Гайдай

Протокол №__от____________201__г.        «___»_______________201__г.

_________________А.И. Муравлева
 

Методическая разработка

урока-игры

«Столыпинская аграрная реформа»

по дисциплине «История»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Преподаватель: Л.Н. Тихоненко


 


Лиски 2015

Методическая разработка посвящена уроку по теме: «Столыпинская аграрная реформа»

Её цель: помочь преподавателям истории познакомить обучающихся с задачами и целями реформы, её основным положениями и итогами.

Для решения этой задачи выбрана нетрадиционная форма проведения урока – ролевая игра.

Методы, предлагаемые преподавателем, разнообразны: беседа, работа малыми группами, сообщения обучающихся, анализ, оформление плакатов, таблиц, опережающие задания.

Проведение урока по этой разработке позволит определить особенности проведения Столыпинской реформы, показать огромную роль реформы в решении аграрного вопроса страны; познакомить обучающихся с личностью Столыпина П.А., Витте С.Ю., Кривошеева А.В., раскрыть  своеобразие проводимой реформы и показать глубину затрагиваемых вопросов.

            
  
 

Оглавление

Предисловие…………………………………………………………. .       3

Основная часть………………………………………………………. .       5

Заключение…………………………………………………………... .       10

Список использованной литературы…………………………………..        11

Приложения……………………………………………………………     12-25


  
 


Предисловие

Написание методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «История» в учреждениях среднего профессионального образования.. В связи с сокращением количества учебных часов по предмету и расширением объёма учебного материала, на изучение темы «Столыпинская аграрная реформа» отводится всего на 1 час. Преподавателю следует продумать и провести каждый этап занятия так, чтобы выполнить все цели и задачи урока: показать цели, составные части и методы проведения реформы, познакомьтесь с личностью П.А. Столыпина, раскрыть особенности осуществления реформы и её важность для решения аграрного вопроса России.

Решение аграрного вопроса было главным для судеб страны. Этот вопрос остаётся насущным и в наши дни, ведь одним из приоритетных направлений государственной политики является сельское хозяйство.

Цель методической разработки: помочь преподавателям истории раскрыть для обучающихся особенности аграрной реформы, помочь пробудить  у обучающихся интерес к истории  России и родного края, показать роль Столыпина в решении аграрного вопроса в России.

Структура методической разработки включает в себя предисловие, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Проведение урока по этой разработке позволит научить обучающихся работать с историческими документами, развить навыки самостоятельной работы и анализа.

В предварительной беседе с обучающимися необходимо выяснить с какими аграрными реформами они уже знакомы. Преподаватель заранее объясняет, в какой форме будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, рекомендует литературу для домашнего чтения. Обучающимся предлагается познакомиться с личностью Столыпина П.А., Витте С.Ю., Кривошеина А.В., ответить на вопрос: «К каким результатам, по замыслу Столыпина должна была привести реформа?»

Обучающимся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

Первая группа готовит роли: Столыпина П.А., Кривошеина А.В., Витте С.Ю.

Вторая группа обучающихся готовит сообщение (краткое) о Столыпине П.А., «Воронежская губерния в годы реформы».

Третья группа осуществляет оформление урока. Она выпускает плакаты, таблицы, фотографии и распечатывает документы, готовит презентацию.

В центре аудитории располагаются за столом – обучающиеся – участники ролевой игры.

На партах аудитории разложены документы необходимые к уроку, на передней стене развешаны таблицы и плакаты.

Основная часть

1. План занятия

Тема: «Столыпинская аграрная реформа»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. образовательная:
  • дать представление о целях основных направлениях, методах проведения и итогах Столыпинской реформы;
  • познакомить обучающихся с личностью исторических деятелей: Столыпина П.А.,  посредством ролевой игры показать необходимость и важность решения для России аграрного вопроса.
  1. развивающая:
  • развивать навыки самостоятельной работы, анализа, работы с историческими документами, познавательные способности.    
  1. воспитательная:    
  • пробудить у учащихся  интерес к одной из тем русской истории XX века, воспитывать уважение к историческому прошлому страны.

Методы обучения: ролевая игра.

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятие: 45 минут.

Оборудование и наглядные пособия: плакаты с основными понятиями по теме: «хутор», «отруб»; таблицы: «Выдела из общины» и «Переселенческая политика»; портрет П.А. Столыпина, Презентация.

Участники: Столыпин П.А., Граф Витте С.Ю., Кривошеин А.В.

Ход занятия:

  1. Основные направления реформы:

а) разрушение общины и создания «хуторов» и «отрубов»;

б) деятельность Крестьянского поземельного банка;

в) переселенческое дело.

  1. Методы проведения реформы.
  2. Итоги и значения.

Методика проведения занятия

п/п

Элементы занятия,

изучаемые вопросы

Методы обучения

Планируемое время

1.

Организационный момент

Словесный метод, наглядный метод (демонстрация плана урока)

2 мин

2.

Актуализация знаний

Словесный метод (фронтальный опрос)

5 мин

3.

Сообщение новых знаний

Характеристика экономического и политического развития России в начале ХХ в.

Сообщение о Столыпине П. А.

Ролевая игра:

а) представление и обсуждение «Указа от 9 ноября 1906 г.»;

б) сообщение о проведении реформы в Воронежской губернии;

в) подведение итогов реформы.

Словесный метод, наглядный метод (вводное слово преподавателя)

Словесный метод (устное сообщение)

Словесный и наглядный методы (устное сообщения, работа с историческими документами, таблицами, плакатами, картой), практический метод (письменный заметки, анализ реформ)

3 мин

5 мин

20 мин

4.

Подведение итогов реформы

Словесный метод (заключительное слово преподавателя)

5 мин

5.

Домашнее задание.

Загладин Н. В. ,

Симония Н. А.

История России и мира в ХХ–м  ХХI в. М., 2010. – 480 с.

5 мин

В начале занятия преподавателю и обучающихся очень важно настроиться на одну волну. Преподаватель должен отметить отсутствующих, а также проверить готовность группы к уроку. После этого преподаватель объявляет тему урока, актуальность её на сегодняшний день, раскрывает цели и задачи урока, предлагает план его проведения, ставит проблемное задание и представляет участников ролевой игры (Приложение 1).

После проведения организационного момента преподаватель проводит опрос по прошедшей теме. Для того, чтобы задействовать как можно большее число обучающихся для проверки из знаний, применяют фронтальный опрос. (Приложение 2).

Во время фронтального опроса преподаватель сначала задаёт вопрос, затем вызывает обучающегося, который отвечает у доски или с места. В это время внимание аудитории обращено на преподавателя, так как в любой момент могут спросить одного из обучающихся. Затем наступает момент сообщения новых занятий по теме: «Столыпинская аграрная реформа». При этом преподаватель повторяет ещё раз цели и задачи урока, даёт характеристику экономическому и политическому развитию России в нач. XX века (Приложение 3).

Изложение нового материала начинается с знакомства обучающихся с личностью П.А. Столыпина инициатора и вдохновителя аграрной реформы. Перед уроком обучающимся даётся опережающие задания и затем один из обучающихся зачитывает доклад по предложенной тематике и знакомят с личностью П.А. Столыпина. (Приложение 4,5)

После знакомства с личностью Председателя Совета министров П.А. Столыпина для лучшего усвоения нового материала преподаватель предлагает обучающимся ролевую игру, чтобы в игровой форме изучить основные направления, методы проведения и итоги Столыпинской аграрной реформы (Приложение 6)

По ходу игры преподаватель игры преподаватель помогает обучающимся делать верные выводы, а использование схем, таблиц и плакатов даёт возможность наглядного восприятия и усвоения материала.

В течении игры обучающиеся должны кратко конспектировать основные аспекты и нужные термины по данной теме.

После изложения нового материала закрепляются знания обучающихся по данной теме. Для этого применяются несколько традиционных методов проверки знаний.

Например, преподаватель предлагает вопросы для закрепления по данной теме и предлагает ответить на проблемное задание, записанное на доску в начале урока (Приложение 10)

В конце занятия преподавателю необходимо проанализировать работу обучающихся, сделать вывод об активности каждого обучающегося, выставить оценки за ответы.

Необходимо обязательно дать домашнее задание, чтобы обучающиеся могли закрепить материал. Домашнее задание может быть написано на доске или преподаватель говорит, на каких страницах и из каких источников они могут найти по указанной теме, пройденной на уроке.

Заключение

Тема методической разработки выбрана неслучайно, это интересный материал.

Россия была свидетельницей различных реформ на протяжении 2-х тысячелетий.

Аграрная тема остается одной из ведущих в истории и в жизни России, ведь Россия на протяжении всей истории оставалась аграрно-индустриальной страной.

История возвращается к реформам былых веков не только для того, чтобы показать трудный путь народа и страны, но и для того, чтобы опят прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

Урок охватывает огромный объем работы, поэтому следует в организационным моменте объявить весь план предстоящих заданий, создать определенный эмоциональный настрой.

Обучающимся предлагается для воплощения различные роли, анализ исторических документов, оформление плакатов, таблиц, опережающие задания. Эти задания позволяют задействовать на уроке всех обучающихся группы, выполняются всегда с охотой и активностью.

Обучающиеся стараются правильно ответить на проблемные вопросы, грамотно высказывать свои мысли в слух, записывать ответы в рабочих тетрадях. Анализ исторических документов развивают навыки исследования, умение мыслить самостоятельно.

Использование данных методов обучения способствует быстрому и легкому усвоению нового материала.

Список использованной литературы

  1. Вите С. Ю. Воспоминания. 2т. – М., 1991
  2. Дякин В. Слишком запоздалая реформа: Знание сила – М.,

2001

  1. Загладин Н.В. Симония История России и мира в ХХ- нач.ХХ1 в., М.,- 2010
  2. Милюков П. Н. Воспоминания: Витте и Столыпин. № 2-М., 2007


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок истории в ыполнила преподаватель истории ГОБУ СПО ВО « Лискинский аграрно-технологический техникум» Тихоненко Людмила Николае вна Столыпинские реформы

Слайд 2

Цели урока - Познакомиться с целями, содержанием и значением реформ П.А.Столыпина . - Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с документами и вопросами , самостоятельно делать выводы . - Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к истории своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Слайд 3

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию из источника, а также знания из курса истории. «Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь!.. Представлялось один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь- предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все таки прийти к тому же». 1. Назовите автора письма. В каком году появился этот документ? 2. Укажите в связи с какими событиями появился этот документ? На какие реформы («уступки») вынужден был согласиться автор?

Слайд 4

Расположите в хронологической последовательности события: 1. Начало русско-японской войны 2. Денежная реформа С.Ю. Витте 3. «Кровавое воскресение » 4 . Декабрьское вооруженное восстание в Москве 5 . Манифест Николая II о даровании обществу демократических прав и свобод

Слайд 5

Установите правильное соответствие: 1. П.Н. Милюков А) октябрист 2. А.И. Гучков Б ) меньшевик 3. Л. Мартов В ) кадет 4. В.М. Чернов Г) большевик Д ) эсер

Слайд 6

Реформы П. А. Столыпина «Крепкий личный собственник нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях». П. А. Столыпин

Слайд 7

Понятия: Отруб Хутор Даты и события: 1906—1911 гг. — П. А. Столыпин во главе Совета министров, Столыпинская аграрная реформа. Манифест от 3 ноября 1905 года отменил выкупные платежи, указ от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выходить из общины и укреплять землю в личную собственность.

Слайд 8

6 марта 1907 года, П. А. Столыпин выступил перед II Государственной Думой с изложением правительственной программы реформ. Предполагалось провести преобразования в: Аграрной сфере Сфере прав и свобод совести(переход из одного вероисповедания в другое, закон о старообрядческих общинах и др. ). 3. Реформы в правовой сфере (были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности 4. Административная реформа (введение волостного земства) 5. Рабочая реформа (профессионального союза и государственного страхования) 6. Реформа образования (всеобщее начальное образование) 7. Военная реформа

Слайд 9

Введение военно-полевых судов по делам о терроре и вооруженном грабеже, предусматривавших упрощенную форму судопроизводства. Дела рассматривались в течение двух дней при закрытых дверях, приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов. Во многих районах страны вводилось «военное» или «особое» положение, усилились высылки без суда и следствия. Репрессивный этап Было казнено 3825 человек, а 26 тыс. человек отправлены на каторгу (для сравнения: эсеры в ходе террора убили 4126 человек; целью покушений было от силы два десятка чиновников, остальные были убиты случайно, в ходе этих покушений). Была предпринята попытка урезать автономию университетов. В 1906-1911 гг. было закрыто 500 профсоюзов, а в оставшихся резко сократилось число членов. Было запрещено 978 газет и журналов. главным инструментом проведения реформы стали кнут, штык и виселица(«столыпинские галстуки»).

Слайд 10

Основной целью своих реформ П. А. Столыпин считал создание «великой России». Этот программный лозунг подразумевал, помимо всего прочего, сохранение целостности и единства Российской империи при главенстве в ней русской нации. Поэтому правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции. Таким образом, политика, проводимая П. А. Столыпиным, усиливала процесс буржуазной трансформации социальной структуры российского общества с перспективой укрепления основ правового государства и гражданского общества. Задуманная им ломка патриархальных установок русского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения требовали значительного времени, это понимал и сам реформатор.

Слайд 11

Аграрная реформа П.А. Столыпина Основными целями реформы Столыпина были следующие: развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств; образование широкого рынка для промышленности; переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины. создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина ;

Слайд 12

Принятие указа 9 ноября 1906г о переходе наделов на частную собственность Ликвидация чересполосицы Создание хуторов и отрубов Разрушение общины Создание крестьянского банка Массовое переселение, в котором основную массу переселенцев на восток составили до этого безземельные или малоземельные русские крестьяне-бедняки, но также и украинцы, белорусы, татары и даже эстонцы и поляки Основные мероприятия:

Слайд 13

Реформа осуществлялась по трем направлениям : разрушение общины, закрепление земли в частную собственность крестьян, их полное уравнение с другими сословиями; помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупка казенных или дворянских земель; создание хуторов и отрубов; возникновение фермерского высокопроизводительного, свободного хозяйства; переселение безземельных или малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).

Слайд 14

Меры по разрушению общины: Земля была предана крестьянам в частную собственность, которую они могли передавать по наследству. Крестьянин мог потребовать свести все участки в единый — отруб. Крестьянин мог выселиться за пределы деревни на отведенную ему землю и основать хутор, который Столыпин считал идеальной формой землевладения

Слайд 15

Установите соответствие Понятия Определения А) отруб 1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями занятыми производством определенной продукции Б) хутор 2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревни В) кооперация 3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал Г) переселенцы 4) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок

Слайд 16

Реформа, безусловно, была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы. Даже помощь Крестьянского банка, который давал большую ссуду на приобретение земли, не выравнивала положение. Крестьянин, взявший ссуду, зачастую разорялся и терял землю. Все же за период с 1907 по 1914 г. вышло из общины и взяло землю 26% крестьянских дворов, т. е. более четверти общинников. На отруба и хутора вышли 10,5% дворов, а 11,7% крестьян продали землю и ушли в город. Крестьяне не хотели брать землю в частную собственность по следующим причинам: Община была мощным средством социальной защиты; большинство крестьян не умело хозяйствовать единолично на свой страх и риск; разрушался патриархальный уклад жизни крестьян.

Слайд 17

В задачу переселенческого управления, входило разрешение вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов. были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество .

Слайд 18

Итоги. Сохранилось помещичье землевладение, не была разрушена сельская община, большинство крестьян обрабатывало землю примитивными орудиями. Около 500 тысяч переселенцев вернулись на прежнее место жительства из более, чем 3,5 млн. чел Столыпинская реформа положила начало частной собственности на землю у огромной массы крестьян. Приток разорившихся крестьян в город увеличил рынок рабочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли. В целом реформа способствовала развитию капитализма в России. Реформа не решила основных противоречий в деревне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Реформы Петра I: зло или благо для России?»

Урок истории по теме «Реформы Петра I: зло или благо для России?»Цель урока:на основе полученных ранее знаний, чтения исторической литературы показать учащимся вклад Петра I в дело преобразовани...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».

План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...

Разработка урока "Власть и реформы в России первой половины XIX века. Николай I Павлович".

Разработка урока, посвященного личности Николая I Павловича и реформам в России второй половины ХIХ века....

Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа.

Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа. Здравствуйте, меня зовут Казарина А.А., я преподаватель истории ГБПОУ СО «Хвалынский агропромышленный лицей». Сегодня нам с вами предстоит стать уча...

Методическая разработка научной конференции «Аграрные реформы: опыт, проблемы»

Методическая разработка научной конференции«Аграрные реформы: опыт, проблемы»...