Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа.
классный час на тему

Казарина Алина Александровна

Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа.

 

Здравствуйте, меня зовут Казарина А.А., я преподаватель истории ГБПОУ СО «Хвалынский агропромышленный лицей». Сегодня нам с вами предстоит стать участниками зонального конкурса «Преподаватель года-2008». Поэтому учебное занятие будет немного особенным, но я верю, что мы с вами справимся.

Дежурный доложите явку учащихся. Сколько человек в группе, сколько присутствует на уроке?

Наш урок будет проходить нетрадиционно в виде деловой игры «Умники и умницы». А речь в нем пойдет о Петре Аркадьевиче Столыпине, государственном деятеле, реформаторе начала ХХ века и его главном детище – Аграрной реформе.

Итак, тема нашего урока: «П.А.Столыпин. Аграрная реформа».

 

Цели нашего занятия:

1. Систематизировать ваши знания в отношении событий начала ХХ в.  и личности П.А.Столыпина.

2. Проанализировать планирование и ход аграрной реформы, ее причины и сущность.

3. Чтобы вы, ребята, ощутили интерес к колоритной фигуре П.А.Столыпина в нашей истории, сумели объяснить основные понятия данной темы.

4. При этом мы будем использовать игровые технологии при обобщении изучаемой темы.

 

Петр Аркадьевич Столыпин достоин того, чтобы о нем помнила Россия и  мы с вами. Он был нашим земляком, губернатором г.Саратова, где не так давно ему поставили памятник. Он был выдающимся гражданином своего времени. Хотя в Советский период его имя обходили молчанием, реформы не исследовались или замалчивались.

Петр Аркадьевич уделял огромное значение аграрной политике государства, его земельная реформа оказала огромное влияние на изменение социальной структуры общества: процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих.

В отличие от многих его реформ, она не осталась на бумаге.

Главные цели реформы состояли в разрушении общины и создании устойчивого слоя крестьян-собственников в лице хуторян и отрубников.

Крестьянская община существовала в России испокон веков. И Правительство вплоть до н. ХХ века проводило политику сохранения общины. Стремилось запереть крестьян в ней, оградить от влияния либеральных и социальных идей. С общины также было удобно собирать налоги.

Революция 1905-07 годов показала бесперспективность такой политики и Столыпин решительно взялся за разрушение тысячелетней  русской общины.

 

Считается, что земельная реформа Столыпина потерпела неудачу. Но она дала много позитивного, полезного для России.

А что именно нам сегодня предстоит обсудить на уроке.

П.А.Столыпин говорил, что «…нельзя человека ленивого прировнять к трудолюбивому. Вследствии этого культурный уровень страны понизился. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель – самою силою вещей будет лишён возможности приложить свои знания к земле».

Сегодня мы видим, что эти слова оказались пророческими. Реформы Столыпина не получили поддержки большинства российской общности, а после 1917 года вообще были свернуты. Хотя среди историков бытует мнение, что аграрная реформа послужила формированием колхозного строя  СССР.

Ребята, перед вами на доске таблицы столыпинской аграрной реформы, где мы видим её основные направления, что планировалось и какие были неудачи. Таблицы помогут вам при работе на сегодняшнем уроке.

П.А.Столыпин говорил:…»Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России…». Но, увы, у России не было этих 20 лет, в скорости её ждали потрясения и смена формаций.

Сейчас мы переходим к основному блоку нашего урока к игре «Умники и умницы».

Давайте выберем трёх учащихся вашей группы, которые займут эти дорожки.

Красная -  на ней игроку будут заданы 2 вопроса, где он не имеет право ошибиться. Но она самая короткая.

Жёлтая – на ней игроку будут заданы 3 вопроса. Можно ошибиться  1 раз.

Зелёная - на ней игроку будут заданы 4 вопроса. Он имеет право на 2 ошибки.

Кто первым придет к финишу, тот и победит.

Я желаю вам удачи.  После игры наших главных героев, будут заданы вопросы на эрудицию зрительному залу, т.е. оставшимся ребятам. У которых было опережающее задание подготовиться к уроку, найти в библиотеке дополнительную информацию о П.А.Столыпине, о его личной жизни.

Итак начинаем, жребий брошен, игроки определены.

Вопросы для красной дорожки

1.  Вы Столыпин, вопрос: Что послужило для вас предпосылкой создания аграрной реформы?

ответ: Я считаю, что арендные хутора и земледельческий порядок – корень экономической бедности в России. А бедность хуже рабства. Поэтому я поддерживаю право крестьян на выход из общины.

2.  Дайте оценку аграрной реформе Столыпина, выделите ее положительные и отрицательные стороны.

Ответ: реформа не была полностью реализована, т.к. проводилась бюрократическим аппаратом, реформа не была завершена из-за первой мировой войны. Сельская община так и не была разрушена. 500 тысяч переселенцев вернулись назад, разорившиеся крестьяне пополнили армию рабочего класса.

   Но положительным стало то, что возрос спрос на с\х продукцию. Посевные площади увеличились на 10%, на 1\3 возрос экспорт зерна, в Сибири выросли новые города. В целом реформа способствовала развитию капитализма.

Вопросы для желтой дорожки

1. Назовите  три основных направления аграрной реформы.

Ответ: 1-е направление – разрушение крестьянской общины;

2-е направление -  создание крестьянских банков, хуторов и отрогов.

3-е направление – переселение крестьян с центра на окраины.

А для чего Столыпин планировал переселение в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию?

2. Что по вашему в аграрной реформе было положительным для крестьян?

Ответ: крестьяне получили больше свободы в семейных делах, в выборе занятий и месте жительства, теперь они могли попытать счастья в городе или новых землях.

3.  Расскажите, чем была вызвана поездка Столыпина в Сибирь в 1910 году?

Ответ: Столыпин поехал в Сибирь, т.к. хотел разобраться в большом оттоке переселенцев из Сибири.

Вопросы для зеленой дорожки

1. Расскажите о задачах крестьянских банков?

Ответ: крестьянские банки давали больше ссуды на покупку земель, но очень многие крестьяне не смогли вернуть деньги и разорились. Потеряли землю. И вынуждены были подаваться в города, пополняя армию рабочего класса.

2. Расскажите о переселенческой политике реформы?

Ответ: в 1906-16 годах в Сибирь уехала более 3 млн. крестьян. Сибири они принесли много пользы, были распаханы новые земли, выросли новые города. К сожалению многим крестьянам достались плохие участки (лес, болота), поэтому 500 тысяч вынуждены были вернуться.

3.Какие еще законопроекты разработал Столыпин?

Ответ: законопроекты о страховании рабочих от болезней, инвалидности, несчастных случаев. Об ограничении рабочего дня для подростков. Был инициатором бесплатного образования и т.д.

4.  Когда произошло последнее покушение на     Столыпина?

Ответ: 1 сентября 1911 года в г.Киеве. Это произошло в оперном театре. Через несколько дней Столыпин скончался.

Итак мы обсудили с вами аграрную реформу П.А.Столыпина, выделили ее положительные и отрицательные стороны, победы и поражения. В основу развития современного сельского хозяйства России взяты некоторые положения столыпинской реформы (например фермерское хозяйство).

Сейчас мы переходим к следующему этапу урока, подключаем к раскрытию данной темы зрительный зал, т.е. всех ребят группы.

Заключение урока

Замечательно, мы разобрали все имеющиеся вопросы, получили исчерпывающие ответы. Теперь будем подводить итоги. Победителем сегодняшней игры стал участник зеленой дорожки, т.к. не сделал ни одной ошибки и ответил на самое большое количество вопросов (оценка «отлично»).

Второе место занимает представитель красной дорожки (оценка «отлично»).

Третье место учащийся на желтой дорожке ( оценка «хорошо»).

Вопросы для зрительного зала показали, что у вас в группе большое количество умников и умниц.

Молодцы. Хорошо подготовились. Показали хорошую эрудицию. Все ребята получают «хорошо» и «отлично». А также я вручаю медали за хорошую игру,  на память о нашем уроке.

(Идёт награждение).

Ребята, мы очень много говорили сегодня о Столыпине, в заключение хочу добавить то, что Петр Аркадьевич так и не воплотил свои мечты и поиски в итоге он был отвергнут властью. По профессионализму он был выше власти, а власть этого не прощает. И только  после смерти этот человек, его огромная роль в истории России, стала очевидна для потомков.

Запишите домашнее задание: написать реферат на тему П.А.Столыпин.

Урок закончен. Всех благодарю, до свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа.

Здравствуйте, меня зовут Казарина А.А., я преподаватель истории ГБПОУ СО «Хвалынский агропромышленный лицей». Сегодня нам с вами предстоит стать участниками зонального конкурса «Преподаватель года-2008». Поэтому учебное занятие будет немного особенным, но я верю, что мы с вами справимся.

Дежурный доложите явку учащихся. Сколько человек в группе, сколько присутствует на уроке?

Наш урок будет проходить нетрадиционно в виде деловой игры «Умники и умницы». А речь в нем пойдет о Петре Аркадьевиче Столыпине, государственном деятеле, реформаторе начала ХХ века и его главном детище – Аграрной реформе.

Итак, тема нашего урока: «П.А.Столыпин. Аграрная реформа».

Цели нашего занятия:

  1. Систематизировать ваши знания в отношении событий начала ХХ в.  и личности П.А.Столыпина.
  2. Проанализировать планирование и ход аграрной реформы, ее причины и сущность.
  3. Чтобы вы, ребята, ощутили интерес к колоритной фигуре П.А.Столыпина в нашей истории, сумели объяснить основные понятия данной темы.
  4. При этом мы будем использовать игровые технологии при обобщении изучаемой темы.

Петр Аркадьевич Столыпин достоин того, чтобы о нем помнила Россия и  мы с вами. Он был нашим земляком, губернатором г.Саратова, где не так давно ему поставили памятник. Он был выдающимся гражданином своего времени. Хотя в Советский период его имя обходили молчанием, реформы не исследовались или замалчивались.

Петр Аркадьевич уделял огромное значение аграрной политике государства, его земельная реформа оказала огромное влияние на изменение социальной структуры общества: процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих.

В отличие от многих его реформ, она не осталась на бумаге.

Главные цели реформы состояли в разрушении общины и создании устойчивого слоя крестьян-собственников в лице хуторян и отрубников.

Крестьянская община существовала в России испокон веков. И Правительство вплоть до н. ХХ века проводило политику сохранения общины. Стремилось запереть крестьян в ней, оградить от влияния либеральных и социальных идей. С общины также было удобно собирать налоги.

Революция 1905-07 годов показала бесперспективность такой политики и Столыпин решительно взялся за разрушение тысячелетней  русской общины.

Считается, что земельная реформа Столыпина потерпела неудачу. Но она дала много позитивного, полезного для России.

А что именно нам сегодня предстоит обсудить на уроке.

П.А.Столыпин говорил, что «…нельзя человека ленивого прировнять к трудолюбивому. Вследствии этого культурный уровень страны понизился. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель – самою силою вещей будет лишён возможности приложить свои знания к земле».

Сегодня мы видим, что эти слова оказались пророческими. Реформы Столыпина не получили поддержки большинства российской общности, а после 1917 года вообще были свернуты. Хотя среди историков бытует мнение, что аграрная реформа послужила формированием колхозного строя  СССР.

Ребята, перед вами на доске таблицы столыпинской аграрной реформы, где мы видим её основные направления, что планировалось и какие были неудачи. Таблицы помогут вам при работе на сегодняшнем уроке.

П.А.Столыпин говорил:…»Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России…». Но, увы, у России не было этих 20 лет, в скорости её ждали потрясения и смена формаций.

Сейчас мы переходим к основному блоку нашего урока к игре «Умники и умницы».

Давайте выберем трёх учащихся вашей группы, которые займут эти дорожки.

Красная -  на ней игроку будут заданы 2 вопроса, где он не имеет право ошибиться. Но она самая короткая.

Жёлтая – на ней игроку будут заданы 3 вопроса. Можно ошибиться  1 раз.

Зелёная - на ней игроку будут заданы 4 вопроса. Он имеет право на 2 ошибки.

Кто первым придет к финишу, тот и победит.

Я желаю вам удачи.  После игры наших главных героев, будут заданы вопросы на эрудицию зрительному залу, т.е. оставшимся ребятам. У которых было опережающее задание подготовиться к уроку, найти в библиотеке дополнительную информацию о П.А.Столыпине, о его личной жизни.

Итак начинаем, жребий брошен, игроки определены.

Вопросы для красной дорожки

  1. Вы Столыпин, вопрос: Что послужило для вас предпосылкой создания аграрной реформы?

ответ: Я считаю, что арендные хутора и земледельческий порядок – корень экономической бедности в России. А бедность хуже рабства. Поэтому я поддерживаю право крестьян на выход из общины.

  1. Дайте оценку аграрной реформе Столыпина, выделите ее положительные и отрицательные стороны.

Ответ: реформа не была полностью реализована, т.к. проводилась бюрократическим аппаратом, реформа не была завершена из-за первой мировой войны. Сельская община так и не была разрушена. 500 тысяч переселенцев вернулись назад, разорившиеся крестьяне пополнили армию рабочего класса.

        Но положительным стало то, что возрос спрос на с\х продукцию. Посевные площади увеличились на 10%, на 1\3 возрос экспорт зерна, в Сибири выросли новые города. В целом реформа способствовала развитию капитализма.

Вопросы для желтой дорожки

1. Назовите  три основных направления аграрной реформы.

Ответ: 1-е направление – разрушение крестьянской общины;

2-е направление -  создание крестьянских банков, хуторов и отрогов.

3-е направление – переселение крестьян с центра на окраины.

А для чего Столыпин планировал переселение в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию?

2. Что по вашему в аграрной реформе было положительным для крестьян?

Ответ: крестьяне получили больше свободы в семейных делах, в выборе занятий и месте жительства, теперь они могли попытать счастья в городе или новых землях.

  1. Расскажите, чем была вызвана поездка Столыпина в Сибирь в 1910 году?

Ответ: Столыпин поехал в Сибирь, т.к. хотел разобраться в большом оттоке переселенцев из Сибири.

Вопросы для зеленой дорожки

  1. Расскажите о задачах крестьянских банков?

Ответ: крестьянские банки давали больше ссуды на покупку земель, но очень многие крестьяне не смогли вернуть деньги и разорились. Потеряли землю. И вынуждены были подаваться в города, пополняя армию рабочего класса.

  1. Расскажите о переселенческой политике реформы?

Ответ: в 1906-16 годах в Сибирь уехала более 3 млн. крестьян. Сибири они принесли много пользы, были распаханы новые земли, выросли новые города. К сожалению многим крестьянам достались плохие участки (лес, болота), поэтому 500 тысяч вынуждены были вернуться.

3.Какие еще законопроекты разработал Столыпин?

Ответ: законопроекты о страховании рабочих от болезней, инвалидности, несчастных случаев. Об ограничении рабочего дня для подростков. Был инициатором бесплатного образования и т.д.

  1. Когда произошло последнее покушение на     Столыпина?

Ответ: 1 сентября 1911 года в г.Киеве. Это произошло в оперном театре. Через несколько дней Столыпин скончался.

Итак мы обсудили с вами аграрную реформу П.А.Столыпина, выделили ее положительные и отрицательные стороны, победы и поражения. В основу развития современного сельского хозяйства России взяты некоторые положения столыпинской реформы (например фермерское хозяйство).

Сейчас мы переходим к следующему этапу урока, подключаем к раскрытию данной темы зрительный зал, т.е. всех ребят группы.

Заключение урока

Замечательно, мы разобрали все имеющиеся вопросы, получили исчерпывающие ответы. Теперь будем подводить итоги. Победителем сегодняшней игры стал участник зеленой дорожки, т.к. не сделал ни одной ошибки и ответил на самое большое количество вопросов (оценка «отлично»).

Второе место занимает представитель красной дорожки (оценка «отлично»).

Третье место учащийся на желтой дорожке ( оценка «хорошо»).

Вопросы для зрительного зала показали, что у вас в группе большое количество умников и умниц.

Молодцы. Хорошо подготовились. Показали хорошую эрудицию. Все ребята получают «хорошо» и «отлично». А также я вручаю медали за хорошую игру,  на память о нашем уроке.

(Идёт награждение).

Ребята, мы очень много говорили сегодня о Столыпине, в заключение хочу добавить то, что Петр Аркадьевич так и не воплотил свои мечты и поиски в итоге он был отвергнут властью. По профессионализму он был выше власти, а власть этого не прощает. И только  после смерти этот человек, его огромная роль в истории России, стала очевидна для потомков.

Запишите домашнее задание: написать реферат на тему П.А.Столыпин.

Урок закончен. Всех благодарю, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Урок - игра "Столыпинская аграрная реформа"

Цель помочь преподавателям истории познакомить обучающихся с задачами и целями реформы, её основным положениями и итогами.Для решения этой задачи выбрана нетрадиционная форма проведения урока – ролева...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

Методическая разработка открытого мероприятия Диспут на тему: Пенсионная реформа РФ «За» и «Против»

Методическая разработка открытого мероприятия   Диспут  на тему: Пенсионная реформа  РФ «За» и «Против»...

3.1. Открытый урок № 1 «Петр I и его реформы».

3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)...

Методическая разработка научной конференции «Аграрные реформы: опыт, проблемы»

Методическая разработка научной конференции«Аграрные реформы: опыт, проблемы»...