Внеклассное мероприятие "Ах, война! Что ты сделала, подлая..."
план-конспект занятия на тему

Садовникова Юлия Анатольевна

Данное мероприятие рассматривает историю создания известных песен о Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_ah_voyna.docx246.1 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.muravlenko.com/uploads/posts/2012-06/1340339714_75153467_2206.jpg                     

                      Литературно-музыкальная композиция

                        "Ах, война! Что ты сделала, подлая..."

               ( Стихи и песни о Великой Отечественной войне).

       

                                            Разработчик: преподаватель литературы

                                            Садовникова Ю.А.

                                   Пояснительная записка.

  Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках  предметной Недели Литературы.  Проведение предметной Недели  Литературы  является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы  преподавателя  и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

        Внеклассная работа по предмету – это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

          Основная цель организации и проведения внеклассной работы – развитие у  обучающихся  интереса к  литературе и воспитание потребности изучать её.

          Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются  преподавателем  в процессе такой деятельности:

1) осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания  обучающихся  путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;
2) развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

3) повышение общей языковой культуры;

4) расширение и углубление запаса знаний  обучающихся  и формирование лингвистической компетенции;

5) поддержка и воспитание веры в свои силы ;

6) развитие и совершенствование психологических качеств  обучающихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

7) воспитание коммуникативной культуры  обучающихся;

8) активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
9) воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
 

Цель  мероприятия: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи  мероприятия:

  • Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
  • Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
    - эмоциональной чуткости к слову;
    - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.
  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедиа, презентация, музыкальные записи.

Рекомендуется проводить  среди учащихся 1 курса.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели  мероприятия.

Эпиграф к уроку:

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.И.Лебедев–Кумач

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Рисунок1.jpg

III. Вводное слово преподавателя.

 Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.

А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни.

 А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь.

Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь.

   Тогда ещё не знали вы,
 Со школьных вечеров шагая,
  Что завтра будет первый день войны…

(слайд: голос Левитана о начале войны)

IV. Актуализация знаний учащихся.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

Прочитайте.

V.  Преподаватель.

Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.

 Гимн сражающегося народа.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Рисунок3.jpg

Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война»

  1. Выступление  об истории создания песни «Священная война»
  2. Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»:
    -Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
    - В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения?
  3. Сообщение  о памятнике песне «Священная война»

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\6.jpg

Константин Симонов (1915 - 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».

  1. Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня»

О чём стихотворение?

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\о.jpg

Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.

  1. Выступление  об истории создания песни «В землянке»
  2. Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке»
    - В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»?
  3. Сообщение  о памятнике песне «В землянке»

  1.  Сообщение о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы.
  2. Выступление  об истории создания «Эх, война...»
  3. - Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава?
    - Почему стихотворение можно назвать трагедией?
  4. Прослушивание песни

- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному?

- Какие краски при этом использовали бы?

Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги»

  1. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни.
  2. Почему песню называют исповедью?

- О чём она?

 Песня сердца и души.

VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

- Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?

VII. Заключительное слово преподавателя.

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство».

VIII. Итоги мероприятия

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»

И озвучиваются статистические данные:

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла.

Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Внеклассное мероприятие по математике "Дорогами Великой Отечественной Войны"

Данная разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по математике, посвященного событиям Великой Отечественной Войны. Цель  проведения данного мероприятия - расширить интерес к математик...

Внеклассное мероприятие "Юность, опалённая войной", посвящённое Дню юного героя-антифашиста

Дданная разработка посвящена юным героям Великой Отечественной войны. Её можно использовать для проведения классного часа, учебного занятия. В данной разработке использован материал  и о юных гер...

В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Взрослые всегда могут сделать так, чтобы прогулки не только оздоравливали ребенка, но и развивали его личность. Как именно можно это сделать? Отдых с детьми

Отдых с детьмиСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпровождения - пассивная роль р...

Внеклассное мероприятие "Война и право.Век 21".

В ходе анализа предлагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного к...

Конкурс чтецов "«Ах, война, что ты подлая, сделала…»"

Документ содержит подробный сценарий мероприятия, описывает основные этапы его проведения.Особое внимание уделяется развитию у студентов• гражданственности и патриотизма, ответственности живущих ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкального конкурса (к 77 годовщине победы в Великой Отечественной Войне). Музыкальная летопись войны

 Данное литературно-музыкальное  мероприятие  разработано в рамках подготовки к празднованию  78 годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.   Это мероприятие ...