Внеклассное мероприятие "Война и право.Век 21".
методическая разработка на тему

Куватова Наталья Геннадьевна

В ходе анализа предлагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта; содействовать более глубокому пониманию основных форм и принципов международного гуманитарного права.

Продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_i_pravo_stsen.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Себряковский технологический техникум»

Одобрено на заседании

Цикловой комиссии  протокол №____ от ________

Председатель цикловой комиссии

Урюпинская О.И.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по обществознанию

«Война и право. Век 21»

Разработала:   Куватова Н.Г., преподаватель социально-экономических дисциплин

Михайловка 2015              

Цели:

-в ходе анализа предлагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конретных вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта; содействовать более глубокому пониманию основных форм и принципов международного гуманитарного права.

-продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли.

Основные этапы игры:

1.        Подготовительный - распределение ролей, разбивка на   группы, постановка задания перед участниками, оснащение игры, подготовка своих

ролей героями ток-шоу, экспертами.

2.        Основной - описание ситуации, постановка вопросов и действия для их

разрешения.

3.       Завершающий - подведение итогов.

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Распределение ролей

Круг студентов, принимающих участие в подготовке и проведении игры, достаточно широк. В ней могут быть задействованы все студенты группы.

Возможные роли: ведущий, ассистенты ведущего (по необходимости), герои ток-шоу, зрители, эксперты.

Описание ролей участников игры

Ведущий. Представляет участников игры, сообщает правила игры (например зрители могут выступать со своим мнением, задавать уточняющие вопросы экспертам), рекомендует форму выступления (позиция - аргумент - вывод), руководит ходом дискуссии, координирует деятельность экспертов, зрителей, ассистентов (например проекции плакатов, запуск видеофрагмента, работа со «шкалой мнений» и т. д.). Функции ведущего лучше взять на себя преподавателю, чтобы не потерять темп игры, избежать излишней затянутости, быстро сориентироваться в непредвиденных ситуациях.

Герои ток-шоу. Это группа обучающихся, которые хотели бы получить ответы на заранее подготовленные вопросы. В целях эмоционального восприятия вопросы могут быть включены в контекст небольших рассказов из жизни героев ток-шоу (рассказы строятся в свете Женевских конвенций). В подготовке героя и его рассказа потребуется помощь преподавателя.

Эксперты. Эта группа должна включать обучающихся, которые хорошо знакомы с нормами международного государственного права. Им заранее известны вопросы героев ток-шоу, и они готовятся убедительно на них отвечать, В этой группе также могут быть учащиеся с ролями делегатов МККК (Международный Комитет Красного Креста). Специально для зрителей в ходе игры можно обратиться к приему «шкала мнений» (например ситуации 1, 2, 4), В этом случае зрителям перед игрой раздаются карточки, а на стене прикрепляются таблички с возможными вариантами ответов на вопрос героя ток-шоу - «да», «скорее нет», «нет». После того как героям ток-шоу задан вопрос, ведущий до начала дискуссии предлагает зрителям выразить с помощью карточек свое мнение (прикрепить карточку под соответствующей табличкой). Ассистенты ведущего быстро определяют количественное соотношение сторонников разных позиций. Вслед за этим открывается живая дискуссия, после которой возможно повторное обращение к «шкале мнений». Таким образом удается определить, насколько аргументы участников дискуссии показались зрителям убедительными и повлияли на изменение их позиций. (Это следует делать не более, чем по двум вопросам, чтобы главное время уделить собственно самой дискуссии.)

В ходе игры ведущий может также активизировать зрителей, предложив кому-нибудь представить, иметь визитные карточки с указанием имени и фамилии, чтобы зрители могли обращаться к ним.

Зрители. Это самая многочисленная группа обучающихся. Они не должны заранее знать вопросы героев ток-шоу и готовиться к выступлению. В ходе игры они высказывают свою точку зрения, дополняют выступления друг друга, могут задавать уточняющие вопросы героям ток-шоу и экспертам, самому выступить в роли героя ток-шоу (т. е. рассказать свою историю, сформулировать свой вопрос). К этому приему целесообразно обратиться в хорошо подготовленном классе, чтобы предложенная ситуация соответствовала проблематике международного гуманитарного права и не поставила в неловкое положение экспертов.

Оформление и оснащение игры

Объявление о проведении ток-шоу и приглашении зрителей; почтовый ящик для возможных вопросов зрителей; «шкала мнений»; карточки зрителей; музыкальные заставки; видеофрагменты; плакаты с изречениями, статистическими данными, цитатами из Конвенции.

Аудиторию можно оформить по типу ТВ-студии. Зрители размещаются полукругом по отношению к ведущему. Выделяется специальное место для героев ток-шоу, экспертов.

Примерные роли, ситуации и вопросы

Ведущий должен предварить рассказы героев ток-шоу ссылкой на то, что ситуации, о которых пойдет речь, имели место в вооруженных конфликтах международного характера, а противоборствующие стороны являлись участниками Женевских конвенций 1949 г.

Примерные ситуации предполагают, что учащиеся уже знакомы с основными нормами международного гуманитарного права.

При рассмотрении данных ситуаций особое значение имеет предварительная подготовка экспертов.

Предложенные роли и ситуации могут использоваться выборочно.

ПЕРВАЯ СИТУАЦИЯ: СОСЕД ВОЕНВРАЧА

Мы с соседом часто вспоминали военные будни. Я служил в авиации. А он был врачом в госпитале, возвращал наших раненых в строй. А тут он рассказал мне такое!

Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека, сначала наотрез отказался размещать их. Сопровождавшему раненых долго пришлось убеждать его. Наконец их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед делал им операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения даже случился сердечный приступ.

А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал: сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, потом тем, кто получше себя чувствует, то есть, надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается - как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.

Прав пи был мой сосед?

ВТОРАЯ СИТУАЦИЯ: БЫВШИЙ ВОЕННОПЛЕННЫЙ

Нас троих взяли в плен. Пока переправляли в лагерь, сильно били. Сжав губы, мы сносили все. В памяти была жива картина, когда в упор расстреляли двоих из нашего взвода, хотя те уже бросили оружие и подняли руки вверх. Потери противника в последнем бою были немалые, и они мстили за это.

На допросе меня опять били. Когда я терял сознание, обливали холодной водой, снова задавали вопросы и снова били, потому что я отказывался сообщить им то, что они желали узнать: о наших потерях, о расположении интересующих их объектов.

Я был отправлен в лагерь, где неожиданно столкнулся еще с одним несчастьем. По каким-то неизвестным причинам меня вдруг невзлюбил лагерный повар. Возможно, ему не понравилась моя внешность или я напоминал ему того, кого он терпеть не мог. И он постоянно отыгрывался на мне. Когда нас приводили в столовую, где запах еды сводил голодного человека с ума, он выбегал из-за своей стойки и в тот момент, когда я намеревался поднести ложку с мутной похлебкой ко рту, нарочно опрокидывал мою миску. Выражение его лица всегда было свирепым, и он что-то угрожающе бормотал на своем языке. Похлебка текла по дощатому полу и моей одежде. Я оставался без еды. А конвоиры, смеясь, еще больше подзадориали повара. Чтобы не доставлять ему удовольствия, я перестал ходить в столовую, предпочитая унижению смерть от голода.

Перед самым моим освобождением комендант лагеря объявил набор добровольцев для разминирования близлежащего шоссе. Добровольцам обещали улучшить питание, выдать новые комплекты одежды и обуви. Во время разминирования четверо из них погибли. На следующий день добровольцев уже не было, и тогда комендант, угрожая физическим наказанием, заставил участвовать в разминировании пятерых военнопленных, в том числе и меня.

Можно ли считать то, с чем я столкнулся, нормальным обращени¬ем с военнопленными в период военных действий? Могут ли они быть иными, менее жестокими?

ТРЕТЬЯ СИТУАЦИЯ: ДРУГОЙ БЫВШИЙ ВОЕННОПЛЕННЫЙ Будучи в плену, я впервые увидел делегатов Международного комитета Красного Креста. Руководство лагеря предоставило им возможность осмотреть лагерные помещения, непосредственно встретиться с военнопленными. При встрече меня особенно обрадовало, что появилась возможность послать весточку семье на бланке Красного Креста. Беседа между нами велась без свидетелей, и поэтому я мог быть предельно откровенным. Они проявили подлинное внимание к моему рассказу о существующих условиях содержания военнопленных. Однако не скрою, что кое-что в их работе осталось для меня непонятным. Например, когда я попытался обсуждать с ними вопрос широкого освещения в СМИ таких проблем, как наше скверное питание, рукоприкладство одного из охранников по отношению к пленным, то понял, что, скорее всего, широкая общественность про это не узнает.

Почему делегаты МККК, которые, как мне показалось, искренне хотели помочь военнопленным, не выразили готовности обсуждать эти вопросы в СМИ?

ЧЕТВЕРТАЯ СИТУАЦИЯ: ДЕВУШКА 16 ЛЕТ ИЗ ЗОНЫ ОККУПАЦИИ

На оккупированной территории я познала всю тяжесть присутствия вражеских войск. Многие мои знакомые, как и я, остались без жилья и имущества: кого-то выгнали, чтобы разместить солдат; чьи-то дома сожгли, подозревая их обитателей в содействии нашим войскам или в уклонении от службы в их армии; у кого-то отобрали вещи, представлявшие хоть какую-то ценность.

Оккупанты постоянно пытались подчеркнуть дистанцию между ними и нами, показать свое превосходство. Угрожали и унижали нас. Они смеялись над тем, как обставлены наши дома, как мы одеваемся, как говорим; издеваясь над нашим языком, нарочно коверкали слова.

Им постоянно не хватало рабочих рук, которые бы их обстирывали, накрывали на стол, строили укрепления. Моя должность посудомойки в столовой для офицерского состава их армии позволяла мне не умереть с голоду, как умирали некоторые пожилые люди, у которых не было средств к существованию.

Двое моих бывших одноклассников по распоряжению оккупационных властей работали на нефтеперегонном заводе, где производилось топливо для их военной техники. Троих насильно увезли в другую страну.

В назидание другим новые власти устраивали массовые расправы.

Каждый из нас чувствовал себя в постоянной опасности.

Я хочу спросить, существуют ли какие-нибудь правила общения с мирными жителями на оккупированной территории? И если эти правила есть, пусть они прозвучат сегодня здесь еще раз. Может быть, это напоминание защитит кого-нибудь в ситуации, подобной моей.

ПЯТАЯ СИТУАЦИЯ: ЖЕНЩИНА, ПОЛУЧИВШАЯ ПОСЛАНИЕ МККК

Так случилось, что я, моя дочь и 4-летний внук пытались уехать из нашего города, который мог оказаться в зоне военных действий. В толчее мы потеряли друг друга. После долгих скитаний я вернулась в город. Наш дом был сильно разрушен, и мне пришлось поселиться у своей знакомой. Живы ли дочь и внук? Что с ними? Где они? Уже и не надеялась узнать - ни почта, ни телефон не работают, обратиться не к кому. Война обошлась со мной жестоко: каждый день моей жизни наполнен нестерпимой тревогой за них, и это длится уже год. Неизвестность извела меня .  А вчера вдруг пришла девушка (на ее кофточке был маленький значок с изображением красного креста на белом поле) и протянула мне, на первый взгляд, странный бланк-письмо (описывает бланк МККК). На первом листе внизу, после слова «Получатель», были верно указаны моя фамилия, имя, отчество, дата и место рождения. А вот адрес... Адрес был довоенный, адрес разрушенного дома. Но ниже, после слова «или», были написаны еще два адреса, по-видимому, кто-то подсказал дочери, что меня надо искать в нескольких местах. И третий адрес был адресом моей знакомой. Письмо все-таки нашло меня! Слезы застилали мне глаза, когда я читала строки письма, написанные рукой дочери. А увидев в конце письма неумелые рисунки внука (он еще букв не знает, но тоже хочет мне что-то сообщить, как может), я не смогла сдержаться и расплакалась от радости. Я благодарна людям, которые помогли узнать мне о дочери и маленьком внуке.

Кто эти помощники? Каким образом им удалось восстановить мою связь с семьей?

СИТУАЦИЯ-СЦЕНКА

Объявление по радио

Внимание! На город ожидаются налеты авиации противника.

Разговор между членами семьи

Ребенок, 7 лет. Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете К. Она живет в таком большом доме, что его трудно разрушить.

Бабушка. Не бойся, сколько мы уже пережили налетов, а остались целы. Обойдется и на этот раз. До тети К. и до укрытия идти далеко, а сегодня я очень плохо себя чувствую. Ноги сильно болят. Останемся все дома.

международного государственного права, кто прав и кто не прав в этом разговоре. Почему? Как надо поступить?

При подготовке своих выступлений эксперты могут обратиться за соответствующей консультацией к учителю.

Ключи к предложенным ситуациям

1.        Военврач прав. Раненым, оказавшимся во власти противника, должны

быть обеспечены защита, уважение, гуманное отношение и обращение.

Им должны предоставить в максимально возможной мере и в кратчайшие

сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние, без

какой-либо дискриминации. Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности. Запрещено умышленно лишать раненых ухода и медицинской помощи.

2.        Нет, нельзя. Противник, сдавшийся в плен, не должен быть объектом

нападения.  Расстрел двух военнослужащих, намеревавшихся сдаться в

плен, является военным преступлением.

Обращение с военнопленным-рассказчиком могло и должно быть менее жестоким. Его права были нарушены. Военнопленный находился во власти государства-участника Женевских конвенций, а не отдельного лица, воинской части, администрации лагеря. С ним следовало обращаться гуманно. При пленении и на допросе нельзя было допускать избиения пленного. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могли применяться к нему для получения от него каких-либо сведений.

Действия лагерного повара должны были быть пресечены администрацией лагеря, так как при любых обстоятельствах военнопленный имел право на уважение к своей личности и чести, он должен был быть защищен от оскорблений повара, любопытства и насмешек охранников.

Нельзя было использовать военнопленного-рассказчика на опасных работах (разминирование шоссе) без его добровольного согласия, угрожать и запугивать его, если он отказывался работу выполнять.

Использование военнопленных на опасных работах не является нарушением Женевских конвенций, если пленные добровольно соглашаются выполнять эти работы.

 

Военнопленные в лагере получали недостаточное питание, испытывали потребность в одежде и обуви, что является нарушением статей 26 и 27 III Женевской конвенции.

3. Делегаты МККК посещают военнопленных, чтобы предоставить им защиту (например предотвратить пытки, дурное обращение) и добиться улучшения условий их содержания. Для получения доступа к военнопленным и для того, чтобы этот доступ был постоянным, делегаты МККК придерживаются принципа конфиденциальности.

Прежде всего, это означает сдержанность и осмотрительность при передаче третьей стороне сведений о результатах посещения военнопленных. В то же время, если делегаты МККК устанавливают факт нарушения международного права противоборствующими сторонами, они не остаются безучастными. Для -пресечения нарушений МГП (международного гуманитарного права) они обращаются к ответственным лицам противостоящих сторон, в чьей власти находятся военнопленные. Такое обращение осуществляется в форме докладов и рекомендаций и имеет целью напомнить воюющим сторонам об их обязательствах по соблюдению норм МГП.

В случае серьезных и неоднократных нарушений МГП, когда конфиденциальные обращения к властям оказываются недостаточными, МККК оставляет за собой право публично выступить с осуждением таких нарушений. Эта мера применяется, таким образом, лишь в порядке исключения.

4. Да, такие правила существуют. Г'ражданские лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на гуманное обращение и защиту.

Запрещаются, в частности, следующие действия, направленные против гражданского населения: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование; перемещение и арест; принуждение фажданских лиц служить в вооруженных силах неприятельского государства; лишение прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство; взятие заложников; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Запрещено надругательство над человеческим достоинством (в частности унизительное и оскорбительное обращение); гражданские лица имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. Коллективные наказания, всякие меры запугивания или террора запрещены.

Оккупационные власти могут направить на принудительную работу только тех лиц, которым больше 18 лет. При этом их нельзя заставлять выполнять какую-либо работу, которая вынуждала бы их принимать участие в военных операциях.

Оккупационные власти обязаны при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами.

5. Девушка, доставившая письмо, является сотрудником МККК. В соответствии с МГП проявлением гуманного отношения к гражданскому населению в условиях вооруженного конфликта является, в том числе, и право знать, что, случилось с их родственниками. Это право реализуется через организацию гражданской семейной переписки. В тех случаях, когда прервана нормальная почтовая связь с родственниками, МККК предоставляет свои услуги своей «почтовой службы» на специальных бланках, которые можно получить в делегациях МККК. Бланк состоит из одного листа. На первой странице наверху отправитель указывает свои точные данные, внизу указываются данные родственника, которому направляется письмо. На второй странице отправитель пишет письмо.

Заполненные бланки передаются непосредственно сотрудникам МККК. Затем они доставляются в Женеву. О дальнейшем следовании письма к родственникам заботится МККК.

Ежегодно более чем в 60 странах МККК восстанавливает и поддерживает семейные связи посредством посланий Красного Креста.

6. Права девушка 14 лет. В укрытие идти необходимо.

Стороны, участвующие в конфликте, обязаны всегда делать различие между гражданскими и военными объектами и проводить свои операции только против военных объектов. В приведенной ситуации дом гражданский, объект, однако он находится недалеко от крупного железнодорожного узла, через который могут осуществляться перевозки военного назначения, и вокзал может рассматриваться как военный объект. Отсюда возникает опасность случайного попадания в дом.

Неправы: ребенок 1 лет (неизвестно, как расположен дом тети К. по отношению к военным объектам; уровень опасности, которой подвергаются жители, не зависит от размеров дома); бабушка (подвергает опасности всю семью, предлагая остаться дома и аргументируя свое предложение тем, что во время прежних налетов дому не были нанесены повреждения); мать (завод, выполняющий важный военный заказ, является военным объектом, и, следовательно, вероятность нападения на него велика); дедушка (нельзя использовать красный крест как защитный знак для жилого дома: этот знак может быть использован в защитных целях для обозначения персонала, учреждений, имущества и транспортных средств медицинской службы вооруженных сил, злоупотребление знаком недопустимо; нельзя было поддерживать предложение внука вооружиться охотничьим ружьем и идти на завод, так как в этом случае теряется статус гражданского лица).

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Ведущий объявляет о цели ток-шоу, оговаривает условия его проведения. Затем последовательно представляет каждого героя ток-шоу и передает одному из них слово.

Герой рассказывает свою историю, завершая ее постановкой вопроса.

После того как вопрос задан, предлагается высказать и обосновать свою точку зрения. Перед выступлениями зрителей можно обратиться к «шкале мнений».

Достижение поставленной цели ток-шоу во многом обеспечивается убедительностью выступлений зрителей и экспертов, а также углублением дискуссии через постановку дополнительных вопросов. (Так, ведущий может предложить дополнительно обсудить следующий вопрос, имеющий, например, отношение к первой ситуации: «Как вы думаете, какие доводы мог бы привести военврач, чтобы убедить соседа-летчика в правильности своего поступка?»)

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Целесообразно завершить ток-шоу дискуссией обобщающего характера и подведением итогов игры. Ведущий может вынести на обсуждение следующие вопросы:

1.        Война и право. Война - это всегда экстремальная ситуация. Она часто

ассоциируется с хаосом и произволом. Имеет ли смысл пытаться установить для нее какие-либо правила? Может быть, лучше направить все усилия на то, чтобы не допустить развязывания войн? Или все же важно,стремясь положить конец этому явлению, одновременно приложить максимум усилий, чтобы сделать войну более гуманной, уменьшить страдания,приносимые ею?

2.        Почему довольно часто международное гуманитарное право не соблюдается воюющими сторонами? Каковы, на ваш взгляд, причины, побуждающие воюющие страны соблюдать его?

Приложение:

 Документы

 Конституция РФ (извлечение)

Статья 15. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс РФ (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.

1.        Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением,

депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2.        Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Устав Международного комитета Красного Креста. Принят 24 июня 1998 г. (извлечение)

Статья 1. Международный комитет Красного Креста.

Международный комитет Красного Креста (МККК), основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный в Женевских конвенциях и международными конференциями Красного Креста, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.

Статья 4, Роль МККК, 1. Роль МККК заключается в следующем:

а)        отстаивать и распространять основополагающие принципы движения:  гуманность,  беспристрастность,  нейтральность,  независимость, добровольность, единство и универсальность;

б)        выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного государственного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;

в)        в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в

международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий, как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

г)        разъяснять  положения  международного  гуманитарного  права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие.

2. МККК может выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава IV. Личный состав.

Статья  24. Санитарный личный состав (...), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Раздел III. Плен.

Часть первая. Начало плена.

Статья 17 {...}. Никакие моральные или физические пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений (...).

Часть III. О работе военнопленных.

Статья 52. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно {...).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Правила безопасной работы в Интернете"

Помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!Приучайтесь  не «проводить время» в...

Внеклассное мероприятие "Правила безопасной работы в Интернете"

Помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!Приучайтесь  не «проводить время» в...

Внеклассное мероприятие по теме: «Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по  теме: "Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ "Конституция РФ и нормативные акты о правах человека созданы для обеспе...

Внеклассное мероприятие "Правила рассаживания людей в юрте"

Ак – Довурак № 3 ортумак школазынын эге класстар башкызы Тамара Чозар – ооловна Ооржак Кызылдын башкы училищезин1980 чылда дооскаш, школаже ажылчын базымын Барыын – Хемчик кожууннун ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра «Брейн – ринг»»» по общепрофессиональной дисциплине «Финансовое право и налоговое право» (специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)

методическая разработка предназначена для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений ведущих общепрофессиональную дисциплину «Финансовое право и налоговое право», и может быть ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Простые правила против СПИДа»

Все из вас должны четко понимать, что защита вас, ваших друзей и близких от ВИЧ-инфекции ВОЗМОЖНА. Главное соблюдать простые правила....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине Основы права на тему: День Конституции РФ.

Конституция – это высший нормативно-правовой акт, который закрепляет государственное устройство нашей страны, регулирует образование всех органов власти и систему государственного управления, а ...