Роль буддизма в жизни тувинского народа на современном этапе
статья на тему

Жуковская Галина Федоровна

Цель каждого буддиста – жить так, чтобы как можно меньше оставлять кармических следов. Это значит, что человек не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_buddizm.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Ф.Жуковская  преподаватель  истории и обществознания «Ак-Довуракского горного техникума» (г. Ак-Довурак, Республика Тыва, Россия)

Роль буддизма в жизни тувинского народа на современном этапе

Мир в настоящем веке меняется каждый день, усиливается политическая, экономическая и культурная взаимозависимость и взаимодействие народов в связи с изменениями социально – экономических отношений и развитием информационных технологий.

В укладе жизни каждого народа разрушается традиции, обычаи, имеющие определенное место и роль в общественном развитии.

В настоящее время в Республике Тыва происходят социально – экономические изменения в обществе – все это создает у народа чувство беззащитности и неуверенности в завтрашнем дне. Но сохраняются семья, род и его национальные традиции, обычаи, фольклор, которые выполняют роль защитного психологического катализатора. По укладу жизни тувинцы перешли от кочевого хозяйствования и быта коренного населения к оседлости. Конечно, во многом народу помогли те заложенные ценности, которые передавались от поколения к поколению, от отцов к детям – это – вера, традиции, обычаи [2, 40].

Тувинцы сохранили свою религию и глубоко осознали свои корни, традиции, духовные ценности, которые помогли им выжить в трудное для Тувы время. Характерными национально психологическими особенностями народа Тыва – является гостеприимство, терпимость, сплоченность. Эти качества являлись и являются основными особенностями передающими от поколения к поколению. В каждой тувинской семье существовала система ритуальных запретов – это способствовало поддержанию экологического равновесия, сохранению природных ресурсов, сострадание ко всему окружающему [3, 21].

Все это заложено в религии. Что же представляет собой религия тувинцев? Религия – это фантастическое извращенное отражение мира в сознании человека. Религия кладет в основу действительности духовное начало, которое, однако олицетворяет всемогущий творец – Бог [4, 70].

Религиозные верования у разных народов в разные времена отличались друг от друга, менялись, развивались, отмирали старые и возникали новые. Религия обращается к чувствам людей, пускает корни в их психологию. Религию, которую уважают и которой уделяют большое внимание в республики - это Буддизм. Буддизм - одна из религий мира. Буддизм относится к политеистическим религиям, в которых жизнь постоянно эволюционирует от зарождения до гибели и нового возрождения, и так до бесконечности. На идее перерождения держится вся структура буддийского мировоззрения с ее космологическими представлениями [1, 13].

Согласно учению Будды, жизнь есть дар природы. Бесценным даром природы является сознание, поэтому жалко человека который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами.

На территории Тувы буддизм утвердился к концу XVII века, вытеснив, а точнее собрав в себя, шаманизм – комплекс традиционных народных верований.

Среди тех, кто исповедовал буддизм преобладали ламы, живущие вне дацанов, это было обусловлено кочевым образом жизни тувинского народа, однако позднее ламы стали жить преимущественно в Хурээ, в Монастырях [8, 2].

Будда означает «Пробудившийся или просветленный». Будда – это существо в котором воплощены современная мудрость и современное страдание. Большинство  коренного население Тувы буддисты и они  верят,  что в прошлом появлялось много Будд, и что их становление продолжится и в будущем. Учение Будды и традиции наиболее строго  соблюдаются в наши дни. 1 сентября 2003 года в Туву прибыл Его Святейшество Гегэн  Халма Джецун Дамба Ринпоче с благословением Его Святейшества Далай Ламы 14 для проведения обряда Калачакры в Туве. Калачакра - т.е. «колесо времени». Считается, что само соприкосновение с учением Калачакры даёт неисчерпаемые блага всем живым существам, гармонизирует внешний и внутренний мир человека, накапливает хорошую карму. Значение проведённого обряда Калачакры в Туве непреходяще, так как сама его сущность связана с благополучием народа, с духовным перерождением нации.

За последние годы последние после визита Его Святейшества Далай–ламы и Его Святейшества Богдо Гегэна в Туве произошли глубокие позитивные изменения в сохранении многих людей поворот  к доброму и светлому, люди стали более свободными и раскрепощенными. Молодежь потянулась к знаниям, науке, культуре, физическому и нравственному самосовершенствованию: Большие перемены к лучшему во всем мире. На уровне государства проводится политика гармонизации человека с Обществом и Природой. Немало сделано для сохранения  и  возрождения национальных духовных традиций, развитие – богатейшего культурного наследия народа. В Туве строятся новые буддийские храмы. Ведется подготовка кадров духовных учителей у нас в стране и за рубежом [8, 2].

Тувинцы стремятся следовать учению Будды в повседневной жизни различными способами: посредством питания, рода занятий, медитации, подачи милостыни или подношение даров алтарям, храмам и монастырям.

На горе в Туве выложена самая большая буддийская мантра в мире.

Мантра Будды великого сострадания, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, была сложена из огромных камней на склоне горы Догээ, с которой открывается живописный вид на столицу Тувы – Кызыл [7, 2].

Мантра Ом мани падме хум – это не просто молитва обращения к Будде Сострадания. В соответствии с буддийскими священными текстами она несет в себе всю силу его благословения и любви. В этом смысле мантра, будь то написанная или произнесенная вслух, и есть само божество, проявившееся в этом мире для того, чтобы помогать всем живым существам.

«Все, кто может видеть, слышать или читать эту священную мантру, получают благословление Будды Сострадания».

В республике, где религия – буддизм – моление и посещение Хурээ «буддийский монастырь» - это привычный элемент современного ландшафта. Буддизм распространяется в республике, возникает множество и монастырей, и храмов, и в настоящее время восстанавливаются разрушенные Хурээ прошлого столетия такие, как Устуу-Хурээ: Восстановление этого Верхне-Чаданского древнего монастыря который был возведен в далеком 1905г и от которого остались лишь стены, восстанавливается силами всего народа. Здесь проявляется национально – психологическая особенность тувинского народа – сплочение – буддизм - религия сплотила и объединила поколения, отцов, дедов, а также внуков и правнуков. «Устуу-Хурээ – древний буддийский храм, который возрождался из разрушенных стен и в восстановлении которого принимала участие и нынешняя молодежь, в том числе и студенты нашего Ак-Довуракского Педагогического училища. Каждый кожуун Тувы внес свою лепту в воссоздание Устуу-Хурээ. Конечно, возрождению такого большого хурээ предшествовала и помощь Главы М.Ч.С. России Сергея Шойгу и фонда «Пор-Бажын», и пожертвование финансовых средств от простых людей республики. Все принимали участие в восстановлении буддийского храма, законсервировав стены древнего храма, рядом возвели новый храм – точная копия Устуу-Хурээ. При строительстве храма в его фундамент заложили буддийские реликвии. Народ восстанавливает свою святыню. Буддизм был и остается религией принимающей разные формы в зависимости от того, где он распространяется. Религия вобрала в себя множество разнообразных традиций народов той республики или страны, которые попали в ее сферу влияния. Буддизм определяет образ жизни и мысли миллионов людей. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, - иными словами, высокоразвитую цивилизацию. Учения Будды сохраняют и развивают, Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его жизнь постоянно меняется, меняется и политическая система. Об этом говорил в своих размышлениях его Святейшество Далай-лама о политике [6, 2]. «Если мы всегда говорим то, что думаем, те, кто разделяет наши убеждения, оценят нашу искренность и разделят наши взгляды. Если, напротив, мы настроены оппортумистически, произносим множество обещаний перед средствами массовой информации, а потом, будучи избранными, больше не придаём никакого значения тому, что сами говорили, - то это плохой способ действий. Это не только безнравственно, но и опрометчиво с чисто практической точки зрения». Поступая плохо человек пожинает болезни, бедность унижения. Поступая хорошо вкушает радость и умиротворенность. Таков закон Кармы (Морального воздаяния), который определяет участь человека в Сансаре (в циклическом существовании, круговороте рождений, смертей и перерождений).

Цель каждого буддиста – жить так, чтобы как можно меньше оставлять кармических следов. Это значит, что человек не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

Жители республики – у кого вера буддизм воспринимают буддийские учения, и поклоняются священным буддийским местам и символам. Все верующие участвуют в религиозных обрядах «праздниках в силу религиозных убеждений». Люди стараются избегать предметов, людей, событий, которые могут по их мнению, принести несчастье. У многих буддистов квартиры и юрты увешаны амулетами от сглаза и порчи. За консультацией к ламам, духовным буддийским учителям обращаются и мужчины и женщины. Забота об окружающей среде – один из способов приложения буддийского учения в повседневной жизни, поэтому буддисты трепетно и бережно относятся к окружающей среде, к водной среде, к растительному и животному миру. Будда учит, что нет нечего неизменного, что в своем существовании все зависит от чего-то ещё. Например: существование человека зависит от солнца, дающего свет и тепло, от воздуха, необходимого для дыхания и т.д. Буддисты применяют медитацию и песнопение. Медитация исполняется для освобождения разума от страстей, агрессии, невежества, ревности и гордости. Песнопение – другой важный элемент буддийской мудрости. Эти ритуалы совершаются буддистами как в храме или монастыре, так и дома. Буддийских монахов приглашают в дома, в юрты, для выполнения национальных обрядов, на церемониях рождения и бракосочетания. Монастыри и хурээ в настоящее время открыты для посетителей особенно в дни празднеств [8, 2].

Чем больше мы узнаем о нашем прошлом, тем больше у нас появляются вопросов о нем, и как прошлое влияет на наше настоящее [5, 72].

Буддизм дает нам ответы на многие вопросы касающихся жизни, социального положения, отношения к окружающему, взаимодействие с другими народами, сострадание ко всему окружающему.

За время своего существования буддизм пустил глубокие корни в республики, где он несмотря на поразивший его кризис продолжает оказывать сильное влияние на общественную жизнь республики в положительную сторону.      

Библиография:

  1. Большая серия знаний Религии народов мира. – М: издательство «Мир книги», 2003г. объем-127с.
  2. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. «Архаические обычаи и отряды Саянских тюрков». – Абакан: издательство: «Абакан», 2005г. объем-189с.
  3. Курбатский Г.Н., Тувинцы в своем фольклоре. – Кызыл: книжное издательство, 2001г. Объем-463с.
  4. Резников Е.Н, Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. – М: издательство «ПЭРСЭ» 2002г. Объем-155с.
  5. Шантепи де ля Соссея П.Д. Всеобщая история религий мира. – М: издательство «ЭКСМО», 2007. Объем-735с.
  6. Газета Тувинская правда. Тензин Цултим. Авторитетное мнение. Размышление его святейшества Далай-Ламы. О политике. 23.09.2006г.
  7. Тувинская правда 12.09.2006г. Ю. Жиронкина. Тува - Оналайн. На горе в Туве выложена самая большая буддийская мантра в мире.
  8. Тувинская правда 13 сентября 2003г. Посвящение калачакры, О. Хомушку – кандидат философских наук.    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка

Рассмотрены воросы проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка...

Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка

Рассмотрены воросы проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Доклад "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" учащихся Бубенковой А.А.,Прохоровой А.К., Ивановой А.С. 28.10.2014 г.

Доклад "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" учащихся Бубенковой ...

Презентация к докладу "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" 28.11.2014 г.

Презентация к докладу "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" 28.11...