открытый урок
методическая разработка на тему

Насрутдинова Мария Мадчановна

Портфолио, презентация и открытый урок

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учительская профессия – это человековедение , постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. В.Сухомлинский .

Слайд 2

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая- общение с другими людьми…

Слайд 3

Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, - все это отзывается в сердце другого человека…

Слайд 4

Красота – это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете открывается истина, правда, добро…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель должен быть добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам...

Слайд 2

Только в этом случае могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника.

Слайд 3

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем точного выражения. (К.Г. Паустовский)

Слайд 2

Тема занятия: Фразеологизмы как изобразительно – выразительные средства языка Цель занятия: Рассмотреть понятие « фразеологические обороты » - это устойчивые словосочетания, употребляемые в речи в переносном значении как средства языковой выразительности.

Слайд 3

Задание. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологические выражения данные в справке. Как говорят: 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о человеке , который пришел не вовремя, некстати; 3) о кротком, безобидном человеке; 4) о болтливом человеке; 5) о бесследном исчезновении кого-либо; 6) об очень дальних родственниках; 7) о беспорядке, неразберихе, царящих где – либо; 8) о том, кто не знает чего – либо всем известного? Для справки: Как снег на голову, казанская сирота, корова языком слизнула, бесструнная балалайка, и был таков, седьмая вода на киселе, как сквозь землю провалился, ни рыба ни мясо, мелет с утра до вечера, мухи не обидит, семь пятниц на неделе, как с луны свалился, воды не замутит.

Слайд 4

1.Прослушайте стихотворение-шутку В. Суслова «Как работает слово» 2.Выпишите из стихотворения все фразеологизмы, компонентом которых является вода. Определите их значение Бывает частенько, что слово одно, Но очень по- разному служит оно. Примеры здесь можно найти без труда, Возьми хоть короткое слово вода. Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло… О смелом мы вправе сказать наперед: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет. А гуси и утки сухие всегда; Заметили люди: как с гуся вода. Случилось с тобою- ты правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал? Лентяй отдыхает, а время идет- Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую! Ты скажешь потом: «Не дело, мол, воду носить решетом». Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!».

Слайд 5

Задание Объясните сочетание слов, которые из них: свободные и устойчивые . Намылить шею, закадычный друг, разделать под орех, сесть в калошу, сесть в лужу, сидеть на чемоданах, проглотить пилюлю, бросить камень, глазное яблоко, вкусное яблоко, в воду глядеть, заткнуть за пояс, белая ворона, белая бумага, вешать нос, вешать пальто.

Слайд 6

Задание Учитывая явление многозначности, определите значения следующих фразеологизмов . Пропускать сквозь пальцы, сходить с рук, плечом к плечу, у Христа за пазухой, гнуть горб, скрутить в бараний рог, верста коломенская, заварить кашу, не показывать носа, связать руки, спустя рукава, зарубить на носу, вить веревки, взяться за ум .

Слайд 7

К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие- « крылатые » - выражения писателей, ученых, общественных деятелей.

Слайд 8

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи? 1) охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Под лежачий камень вода не течет.

Слайд 9

2) раскрыть отношения между людьми: Слово не воробей вылетит не поймаешь. Яблоко от яблони не далеко падает. Старый друг лучше новых двух.

Слайд 10

Яблоко от яблони не далеко падает


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3) дать совет как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: Готовь сани летом, а телегу зимой. Яйца курицу не учат. Гордись не ростом, а умом.

Слайд 2

Яйца курицу не учат

Слайд 3

Гордись не ростом, а умом!

Слайд 8

Вода камень точит

Слайд 9

Нет друга-так ищи, а нашел-так береги!

Слайд 10

Цыплят по осени считают

Слайд 11

Хорошо известно, что собиранием русских пословиц и поговорок занимались М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и многие другие. А.С. Пушкин говорил о пословицах так: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Слайд 12

Язык – величайшее богатство народа. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И сам язык, и его роль в жизни человека получили меткое и яркое отображение в пословицах и поговорках.

Слайд 13

Дайте определение фразеологизма. В чем особенность фразеологизмов? Что составляет их специфику? Чем привлекает фразеология? Что составляет их специфику? Что можно сказать о фразеологизмах? Какие фразеологизмы служат для более наглядного сопоставления, сравнения контрастных понятий? На какие ряды фразеологизмы подразделяются? Какие фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной, поэтому широко используются в литературном языке?

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области                                                 Государственное  автономное профессиональное образовательное учреждение      «Западно - Сибирский государственный колледж»

Методическая разработка открытого учебного занятия                                                                      по дисциплине «Русский язык и культура речи»                                                                                     для студентов специальности « Технология приготовления пищи»

Тема занятия: Фразеологизмы как изобразительно – выразительные средства языка

                            Автор – составитель:  

                                                    Насрутдинова Мария Мадчановна

преподаватель русского языка  и литературы ГАПОУ ТО

«Западно – Сибирский государственный колледж»

                 

 

Тюмень, 2015г


План-конспект занятия

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

(Музыка  №1 для создания настроя на занятие)

  С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание  грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем точного выражения.      

                     (В. Паустовский)

Тема занятия: Фразеологизмы как изобразительно – выразительные средства языка

Цель занятия: Рассмотреть понятие «фразеологические обороты» - это устойчивые словосочетания, употребляемые в речи в переносном значении как средства языковой выразительности.

Задачи: 1) уметь отличать фразеологические обороты от свободных словосочетаний;                                                                                                                       2) находить и определять значение фразеологизмов в предложениях;                                            3)   умелое   использование фразеологических оборотов при  выполнении заданий.

Воспитательные задачи: 1) формирование устойчивого интереса к изобразительно-выразительным средствам русского языка и культуры речи;                                                                2)  способствовать формированию развития речи и нравственно-эстетических качеств обучающихся .

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Тема, цель занятия.

1. Дайте определение фразеологизма.  ( устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением )

2. Какой уровень языковой системы представляет фразеологизм? (фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности  нашего языка,  а не только о количестве  слов и  их многозначности).

3. Работа с текстом «Употребление фразеологизмов» (текст по учебнику- при наличии учебников или раздаточный материал с текстом).

Задание : прочитать текст и сделать краткий конспект. Расскажите, что вы узнали о фразеологизмах (см. текст «Употребление фразеологизмов»).

4. Сравним для примера варианты разговора студентов колледжа:

1. - Что вы делали вчера? – Ничего, судачили, сплетничали. - И мы целый день бездельничали.- Василий с вами был? – Был. Рассказал как его отец отчитывал. Он же на уроках зевает и дома ничего не делает.

2.- Что вы делали вчера? – Ничего. Языками чесали, косточки всем перемывали. – И мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали. – Василий с вами был?- Был. Рассказывал как ему отец шею намылил. Он же на уроках звезд с неба не хватает, а дома лодыря гоняет.

5. Что вы можете сказать про диалог?  Смысл реплик один и тот же, но средства для передачи содержания используются разные. Соотносимыми по значению оказываются слова и фразеологизмы: судачить, сплетничать - языками чесать, перемывать косточки; бездельничать, бить баклуши, из пустого в порожнее переливать; отчитывать – шею намылить;  звезд с неба не хватает – не отличается большими способностями, умом; лодыря гонять - не работает.

6. Объясните сочетание слов, которые из них:  свободные и устойчивые?

Намылить шею, разделать под орех, сесть в калошу, сидеть на чемоданах, бросить камень, глазное яблоко, вкусное яблоко, белая ворона, белая бумага,  вешать нос, вешать пальто, сесть в лужу, бросить камень, проглотить пилюлю.

А) Что означают свободные сочетания слов? Они могут находиться в сочетании с другими словами (намылить шею – намылить плечо; вешать нос – вешать пальто;  и иметь прямое назначение – сесть на стул, бросить камень;                                                                                                                      Б) А устойчивые сочетания   слов обладают целостным значением, поэтому они называются фразеологизмами.                                                      

7. В чем же особенность фразеологизмов? Что составляет их специфику?

А) Фразеологизмы,  как и слова, не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде. Они требуют запоминания и хранятся в нашей памяти.

Б) Слова во фразеологизме теряют свою смысловую самостоятельность. Значение передается всей совокупностью слов- компонентов фразеологизма. Такое значение называется целостным. Например, мы можем не знать , что такое баклуши.  Однако  значение  в сочетании бить баклуши  нам понятно.

В) Во фразеологизме нельзя заменять слова по своему желанию, так как становятся свободными сочетаниями слов : белая ворона – белая бумага. Фразеологизмы  делают речь красочной, образной.

Г) Фразеология привлекает своей экспрессивностью, положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение. Например (мастер на все руки, ветер в голове, ума палата, телеграфный столб).

8. Задание. Ответьте на  поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологические выражения, данные в справке.

Как говорят: 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о человеке , который пришел не вовремя, некстати; 3) о кротком, безобидном человеке;  4) о болтливом человеке; 5) о бесследном исчезновении кого-либо; 6) об очень дальних родственниках; 7) о беспорядке, неразберихе, царящих где – либо; 8) о том, кто не знает чего – либо всем известного?

Для справки: Как  снег на голову, казанская сирота, корова языком слизнула, бесструнная балалайка, и был таков, седьмая вода на киселе, как сквозь землю провалился, ни рыба ни мясо, мелет с утра до вечера, мухи не обидит, семь пятниц на неделе, как с луны свалился, воды не замутит.

9. Прослушайте стихотворение-шутку В. Суслова «Как работает слово».

  1. Выпишите из стихотворения все фразеологизмы, компонентом которых является   вода. Определите их значение.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по- разному  служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда,

Возьми хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло…

О смелом  мы вправе  сказать наперед:  

Такой  сквозь огонь  и сквозь воду  пройдет.

А гуси и утки сухие всегда;

Заметили люди: как с гуся вода.

Случилось с тобою -  ты правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал?

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую! Ты скажешь потом:

«Не дело, мол, воду носить решетом».

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!».

10. Учитывая явление многозначности, определите значения следующих фразеологизмов.

Пропускать сквозь пальцы, сходить с рук, плечом к плечу, у Христа за пазухой, гнуть горб, скрутить в бараний рог, вавилонское столпотворение, заварить кашу, не показывать носа, связать руки, спустя рукава, зарубить на носу, вить веревки, взяться за ум.

11. Фразеологизмы различные по своему звучанию, но близкие по значению могут иметь синонимы. Подберите фразеологизмы – синонимы к данным выражениям.                                                                                                                                                                                                                    

Кот наплакал,  во всю прыть, попасть впросак, валять дурака,  ухом не ведет, за тридевять земель, собаку съел.

( под  музыку № 2 физкультминутка: Секреты стройности – занятие №1.

1.Сидя на стуле : (прямая спина, ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом ), поднимать пальцы ступни ( пятки на полу) – 20 или 30 раз.                           2.Сидя на стуле поднимать пятки (носки на полу) -20 или 30 раз.                           3.Сжимать ягодицы -20 или 30 раз.                                                                    4.Втягивать живот ( медленно) – 15 раз.                                                                5.Лопатки сдвигать к позвоночнику и возвращать в исходное положение  (и.п. ) -20 или 30раз.                                                                                                   6.Вытянув руки, сжимать и разжимать 20 или  30 раз.

12. Ярким выразительным средством языка выступают антонимы – это фразеологизмы с противоположным значением. Они служат для более  наглядного сопоставления, сравнения контрастных понятий. Подберите  фразеологизмы – антонимы к данным выражениям:

Войти в моду, за тридевять земель, как сыр в масле кататься, лишиться чувств, заварить кашу, из другого теста.

Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.

13. Продолжите ряды фразеологизмов в состав которых входят:

А) слова - соматизмы (названия частей тела человека): не с руки, нога на ногу,…

Б) слова - зоонимы: как кошка с собакой, мухи не обидит, мозги куриные,…

В) повторяющиеся слова: со дня на день, с глазу на глаз,…

Г) «рифмованные» строки: ни складу  ни ладу, ни то ни се,…

(Работа в парах)

14. Перепишите. Подчеркните фразеологические обороты, объясните их значение.

1) Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока. (Шол.)                       2) Главную роль играл талантливый молодой красавец Курский, для которого она стала лебединой песнью: он уехал из Москвы и погиб от тифа. (Щепкин - Куперник) 3) Анна Акимовна всегда боялась, чтоб н..   подумали про нее, что она гордая, выскочка или ворона в  павлиньих перьях. (Ч.) 4) Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус н..  дует. (Г.) 5. Валентина ценила своего старшего диспетчера на вес золота. (Г.Н.)    6) Эй, завяжи на память узелок, просил я помолчать, н..  велика услуга.(Г.) 7) Как н..  бодрился Бахирев, он работал под дамокловым мечом, и это заставляло его спешить.(Г Н.)

15.Написать  мини – сочинение  или предложения с использованием  фразеологизмов  с ключевыми словами:  нос,  глаза,  голова, ноги, уши. (дом./ задание).

 16.Работа в парах. Составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае они употреблялись в прямом значении, а во втором - в переносном. Готовые предложения комментируем. Ключевые выражения: без пяти минут, откуда ветер дует, намылить голову, определить на глаз.

Ожидаемый результат:

1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

2.На моих  часах  - без пяти минут одиннадцать.

3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.

4.Он догадывался, откуда ветер дует.

5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.

7.Размер одежды я определяю на глаз.

8.Пострадавшему  наложили повязку на глаз.

К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие - «крылатые» - выражения писателей, ученых, общественных деятелей, например:

(показать презентацию : О пословицах  и  поговорках слайды)

17. Фразеологизмы, как средство выразительности речи, интересны еще и тем, что в их образной основе лежат многие художественные приемы: метафора, сравнение,  литота, гипербола.

1) Золотые руки – метафора;  2) Как две капли воды – сравнение;                                              3) Кот наплакал – литота;       4) Довести до белого каления – гипербола.

18.Подведение итогов занятия, вывод.

Проблемный вопрос:

Без фразеологизмов  можем обойтись, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться? Нет, мы должны думать о красоте и выразительности  нашей речи.

Проверочные вопросы на закрепление:

1)Дайте определение фразеологизма.

2) В чем особенность  фразеологизмов?

3) Что составляет их специфику?

4) Чем привлекает фразеология?

5) Что можно сказать о фразеологизмах, учитывая их явление многозначности?

6) Какие фразеологизмы служат для более наглядного  сопоставления , сравнения контрастных понятий?

7) На какие ряды фразеологизмы подразделяются?

8)  Какие фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной, поэтому широко используются в литературном языке?

(использовать игровую форму: раздать вопросы, оформленные в бочонки с нумерацией от жилищной лотереи: пустые – без выигрыша; с нумерацией, где вопросы – выигрышные: оценка за ответ).

В течение всего занятия   контроль ведет студент - эксперт, учитывая количество правильных ответов – имеет эталоны ответов. (см. далее «Оценочный лист»)

Оценочный лист

Ф.И.О. студента

Целеполагание

Самостоятельная продуктивная деятельность студентов

Проверка усвоения материала самими студентами

Рефлексия

Домашнее задание

1.

2.

3.



Предварительный просмотр:

 «Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания ».

    Педагогическое мастерство это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который обеспечивает успех своего дела. Главное условие в работе педагога – это его компетентность: компетентный – это значит, способный соответствующий своему назначению.

  Актуальность обозначена тем, что подготовка конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста требует большого педагогического мастерства. Поэтому большие ответственные задачи стоят перед педагогами. Классики отечественной педагогики считали проблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших.

Известно, что главное условие успешного обучения и воспитания – высокое качество, эффективность каждого учебного занятия.  

Какой урок считать эффективным?

Иногда под эффективностью занятия понимают, прежде всего, его оригинальное, необычное построение и новизну в методах работы. Поэтому сторонники такой точки зрения в основном оценивают урок по его внешним признакам, подменяя понятие эффективность понятием эффектность.

Конечно, и оригинальное построение урока, и новизна методических приемов очень важные факторы. Но они иногда оказывают не конкретное, а отвлеченное воздействие на цель и задачи урока. К тому же труд преподавателя дело творческое и нельзя требовать, чтобы данную учебную задачу он решал одними и теми же методами. Из опыта работы могу сказать, что  успешно использованный метод в одной группе, может не оправдать себя в другой, так как выбор метода зависит и от специфики учебного материала, и от подготовленности обучающихся, их умения работать самостоятельно. Конкретным примером  является работа с обучающимися групп СПО и  НПО, то есть, иногда нецелесообразно использовать одни и те же методы. Нужны ли профессиональные качества педагогу для обучения и воспитания?                              Педагогу,   необходимо обладать такими   качествами,  которые  заслуживают  подражания: творческий подход к делу, широкий  кругозор,                  трудолюбие,  убежденность, профессиональный долг,  дисциплина,  гражданственность, терпимость, ответственность. Однако личные человеческие качества педагога предполагают  и другое – владение мастерством «тайнами» своей профессии.

 «Профессионализм – это, наверное, одна из самых прекрасных и ценных вещей, существующих на свете, - писал известный нейрофизиолог П.Ф. Симонов. Кому нужен врач, если, сгорая от искреннего желания помочь страдающим,  он неумело делает операцию? Убереги нас судьба от его любви к медицине. Недостаточность профессиональной квалификации нельзя восполнить природной одаренностью, не самой пылкой любовью к предмету». Это высказывание касается и нас педагогов, если мы правильно не определим цели и задачи занятия, то не добьемся положительных результатов. Опытному преподавателю, хорошо знающему обучающихся, легче решить какой метод избрать в каждом конкретном случае, как лучше организовать работу на занятии. Именно от его профессиональной компетентности  зависит как будут обучены и воспитаны молодые люди. Поэтому преподавателю необходимо поддерживать интерес  обучающихся к учебе, искать и применять наиболее эффективные методы и приемы обучения, что в свою очередь это дает положительные результаты для повышения качества учебного занятия.

Нужны ли нам инновационные технологии обучения?

 Если провести аналогию между многосложным учебно-воспитательным процессом, то можно увидеть, что его ритмом наполняется весь процесс познания и воспитания личности. Учебное занятие – это удар сердца, то его анализ - это операция на сердце, требующая высокой компетенции, умений проникать в сущность процессов и педагогического такта. Для этого необходимо педагогическое мастерство, заключенное в качествах личности  самого педагога, который обеспечивает успех своего дела. А  современное обучение, его качество немыслимо без инновационных преобразований в технологии  обучения.  Поэтому  задача  состоит  в  том,  чтобы  искать   пути усиления развивающей направленности классно – урочной системы. Право на жизнь имеют разные системы и технологии обучения. Но это зависит от профессиональной компетенции педагога.

  Из опыта работы могу сказать, что именно игровые технологии   создают ситуацию обязательного самопогружения, самооценивания себя и своей деятельности. Игра с давних пор занимает  неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации.

При таком подходе претворяется в жизнь педагогика сотрудничества. Процесс обучения при этом превращается в поиск, решение проблемных ситуаций, требующих применения новых знаний, что в свою очередь реализует развитие мыслительных  способностей на занятии.

Главное в занятии  - результативность. Оценивая степень эффективности занятия, нужно исходить из его результатов. Реальный результат этапа урока выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобретают обучающиеся. Результатом является новообразование, возникающее в самой личности, во взаимоотношениях с другими членами коллектива, деятельности игроков и результатах их коллективного взаимодействия. Преподаватель не только должен контролировать усвоение материала, но и помочь обучающимся разобраться в том или другом вопросе, что усвоено недостаточно, а при опросе  требовать четкого, конкретного и связного текста и при этом  учить  излагать грамотно свои мысли, вовлекая других участников занятия. Именно игровая деятельность на занятии помогает вовлечь в работу обучающихся.  В организации игровой деятельности большое значение имеет педагогическое мастерство, так как многие игры остаются и навечно закрепляются в жизни совершенно уже взрослых людей.

В настоящее время в практике работы российского учительства накоплен огромный опыт проведения обучения с использованием игровых технологий.

Именно в   ходе   игры    возможно   коллективное   разрешение    различных психологических проблем и педагогических конфликтов, поиска инноваций. К тому же соучастники всех этих действий становятся активными и чрезвычайно заинтересованными исполнителями коллективных творческих наработок, полученных в результате  игровой деятельности. В игре обучающийся  - активный деятель, причем деятель, которому предоставляется полная свобода выбора плана действий и аргументов доказательства своей правоты в любой момент разыгрывания ситуации. Он знает, что  это   лишь  игровая  ситуация  и  ошибка не  приведет  к   большим

потерям. Это знание делает его более  раскованным, позволяет избрать тот вариант поведения, который наиболее соответствует его внутреннему убеждению, без скидки на возможные последствия от неудачи. Еще одно преимущество игры в том, что она открывает неограниченные возможности для творчества, импровизации, поиска, а следовательно, для нахождения наилучшего варианта решения поставленной задачи. Деловую игру следует выбирать, прежде всего, для решения следующих задач:

1) Приобретение проблемно -  профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;

2) Развитие теоретического и практического мышления профессиональной деятельности;

3) Формирование познавательной мотивации;

4) Развитие  целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике.

  А.С. Макаренко, придавая  огромное значение игре, руководимых  им учреждениях включал игровую технологию в жизнь воспитанников. Он стремился к тому, чтобы игра обеспечивала успех, радость жизни и прививала детям любовь и интерес к ней. Важным условием воздействия игры, он считал, активное участие самих детей не только в проведении игр, но в их создании, не умаляя роли педагога в организации игры.

  Игровые технологии выполняют и в нравственном воспитании обучающихся сразу несколько функций:

  1. Демонстрационную – показ того, как следует себя вести в той или иной ситуации;
  2. Тренировочную – упражнения в определенных умениях и навыках нравственного поведения, ведущее их к закреплению;
  3. Контролирующую – проверка наличия правильных умений и навыков нравственного поведения;
  4. Активизирующую – побуждение поступать в соответствии с моральными нормами и требованиями;
  5. Аналитическую и диагностическую.

Многообразие функций и сравнительная простота их осуществления убеждают в целесообразности использования и расширения сферы применения игровых технологий, а также сами обучающиеся проявляют интерес к игровым технологиям. При организации игровой технологии важно соблюдать ряд педагогических условий. Прежде всего, не следует навязывать игру обучающимся, стеснять их творчество и самостоятельность. Надо позаботиться о том, чтобы игра достигала воспитательного эффекта. Важное значение имеет оформление игры. Цель игры – это модель (прообраз) того результата, который должен быть получен в ходе занятия и в процессе взаимодействия игроков и преподавателя.

 Каким должен быть  современный преподаватель?

Непременное условие эффективности урока – педагогическое мастерство и компетентность   преподавателя. Никто  и  ничто  не  оказывает  такого сильного воздействия   на  обучающегося, как педагогическое мастерство и эмоциональное состояние преподавателя. Урок – творческий акт, он  требует от преподавателя  и обучающихся мобилизации их физических,   интеллектуальных и эмоциональных сил. Именно на занятии педагог   проявляет свое педагогическое мастерство с обучающимися.  Педагогическое мастерство  проявляется в деятельности. Это искусство обучения и воспитания, когда  в отведенное время педагог достигает  оптимальных результатов и постоянно совершенствуется. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который обеспечивает успех своего дела. Ничто не доставляет обучающемуся столько радости, восторга, восхищения, как общение с  духовно богатым преподавателем. Как к солнцу тянется цветок, так и человек к человеку, если от этого получает радость. Эмоции выполняют роль  внутренних сигналов. Поэтому преподаватель не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения.

Признание, похвала или осуждение окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства   с позиций личностно - деятельностного подхода. Нужно исходить    из понимания мастерства как комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким  важным свойствам относим: гуманистическую направленность  деятельности педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическое мастерство – это искусство  обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Педагогический труд – это особая  сфера  общественной жизни,  обладающая относительной  самостоятельностью и  выполняет  важные специфические функции. Сущность педагогического мастерства  заключается в качествах личности  самого педагога, который обеспечивает успех своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....