М.А.Булгаков. Повесть "Собачье сердце"
учебно-методический материал на тему

Семенова Ольга Забировна

Материал содержит технологическую карту и описание хода урока по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.a.bulgakov_urok.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891-1940)

Повесть «Собачье сердце»

Преподаватель: Семенова Ольга Забировна

Группа, специальность: 1М1, 151001 "Технология машиностроения"

Дисциплина: Литература

Тема:  «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационно-развивающий (доклады, аналитическая беседа), творчески воспроизводящий,  репродуктивный (выразительное чтение), исследовательский (художественный анализ прозаического произведения), постановка проблемных вопросов.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

Методы контроля:  устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Цели урока:

  1. Дидактическая: познакомить студентов с жанровым своеобразием и основными идеями повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Задачи:

  • Восстановить факты биографии и творческой жизни М.А.Булгакова (повторение);
  • закрепить понятие о сатире;
  • выявить основные идеи повести «Собачье сердце»;
  • показать актуальность произведения М.А.Булгакова, прояснить цели булгаковской сатиры;
  • показать мастерство и гражданское мужество писателя.
  1. Развивающая: формировать навыки познавательного мышления, развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

- развивать способность слушать и выделять главное в речи;

-развивать умение работать с информационными источниками;

-развивать способность осознанно воспринимать информацию,  высказывать свою точку зрения;

-развивать способность чётко выражать свои мысли;

-развивать способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора;

-учить анализировать прочитанное произведение;

-формировать навыки выразительного чтения;

- формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.

Воспитательная:  воспитывать личностные качества.

        Задачи:

-побудить студентов к активности при обсуждении художественных произведений;

- пробудить чувство ответственности за принятие решений;

- формировать творческий подход к делу;

- вызвать уважительное отношение к товарищам.

Междисциплинарные связи:  история, обществознание.

Внутрипредметные связи:  теория литературы.

Студент должен знать:

  • Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»;
  • Биографию М.А.Булгакова;
  • особенности времени, в котором жил и творил М.А.Булгаков (1891-1940);
  • особенности сатирического произведения.

Студент должен уметь:

  • внимательно слушать и выделять главное в тексте;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • выражать свою точку зрения, делать выводы;
  • анализировать художественное произведение;
  • вступать в диалог и поддерживать нить разговора;
  • выразительно читать текст произведения.

Средства обучения:

  1. Учебно-наглядные пособия: раздаточный материал, портрет писателя.
  2. Вербальные средства: 

Литература 11 класс / Под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 1991

Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».


Содержание и структура урока

время

(мин)

Действия преподавателя

Действия студентов

Методы обучения и контроля

Формы обучения

Формируемый компонент коммуникативной компетенции

1

Организационный момент

1-2

Приветствует студентов, проверяет присутствующих, готовность к уроку

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих

2

Целевая установка и мотивация

1-2

Сообщает тему урока, значимость темы в контексте учебной дисциплины, ставит  цели и задачи.

Слушают, осознают цель и план предстоящей деятельности

Информа-ционный

Фронтальная

Способность слушать, выделять главное в речи.

3

Повторение (проверка домашнего задания)

Доклады:

1.Интересные факты личной биографии М.А.Булгакова.

2.Судьба литературных произведений М.А.Булгакова.

10

Слушает и дополняет сообщения, активизирует деятельность студентов.

Выступают с докладами, внимательно слушают друг друга, дополняют ответы, формулируют и задают вопросы.

Информа-ционный, творчески-воспроизводящий.

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность выстроить план своего выступления, способность правильно формулировать вопросы , давать ответы на них, способность чётко выразить свои мысли.

4

Работа по теме урока

4.1

Беседа о литературном жанре сатиры.

10

Задаёт вопросы, корректирует ответы, проверяет закрепление понятия «сатира»

 Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях, закрепляют понятие о сатире.

Проблемно-поисковый, репродуктивный.

Фрон-тальная

Способность работать с информационным источником, способность выделять главное.

4.2

Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

50

Направляет работу, задаёт вопросы, корректирует ответы, делает выводы.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

 записывают их в тетради.

Информа-ционный, проблемно-поисковый.

Фрон-тальная, индиви-дуальная

4.2.1

Определение основных мотивов повести

10

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

2.Какие ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

 записывают их в тетради.

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора.

4.2.2

Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

10

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Назовите приметы времени 20-30-х г.г. 20 века, нашедшие своё отражение в повести.

2.Что автор подвергает своей сатире? Приведите примеры из текста.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

 записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.3

История собаки.

Как изменяется поведение безродного пса Шарика?

10

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека.

2.Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

3.Почему автор так внимателен к внутренним монологам Шарика и «лишает» Шарикова этих монологов?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение. Зачитывают отрывки из повести, делают выводы,

 записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.4

Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»?

Образы профессора Преображенского и Швондера.

10

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Кто виноват в том, что из хорошего пса получился ужасный получеловек-полусобака?

2.Кто ещё мог быть виновен в том. что Шариков вёл себя безобразно?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение. Зачитывают отрывки из повести, делают выводы,

 записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.5

Роль художественных приёмов, используемых в повести.

10

Направляет работу, задаёт вопросы, корректирует ответы, делает выводы.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

 записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Спосоность давать ответы на поставленные вопросы, чётко выразить свои мысли.

5

Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания.

7

Делает краткое обобщение по теме урока,

комментирует оценки знаний и  умений студентов, выдаёт домашнее задание.

Внимательно слушают и анализируют информацию. Записывают домашнее задание.

Информа-ционный

Фрон-тальная

Способность слушать и выделять главное.

Раздаточный материал к уроку литературы

к теме: «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;
  2. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  3. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Раздаточный материал к уроку литературы

к теме: «М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;
  2. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  3. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Ход урока

  1. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Дежурный сообщает об отсутствующих.
  2. Тема нашего занятия: «Своеобразие повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Нам предстоит выявить жанровое своеобразие и основные идеи повести.
  3. Чтобы лучше понять повесть М.А.Булгакова, восстановим в памяти факты биографии и творческой жизни писателя. Студент 1 подготовил доклад об интересных фактах личной биографии автора. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

Студент 2 подготовил доклад о судьбе литературных произведений М.А.Булгакова. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

  1. Студенты предварительно должны были прочитать повесть «Собачье сердце». К какому жанру литературы относится это произведение?

Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими? (Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Ильф и Петров, Евгений Шварц, сатирические эпиграммы Пушкина – на Воронцова «Полумилорд, полукупец…»)

Вспомним, что такое сатира и каков предмет её изображения.

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

1)гиперболизм, гротескность;

  1. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  2. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Студенты записывают выводы в тетрадь (раздаточный материал).

В повести «Собачье сердце» Булгаков поднимается на высшую ступень сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. О чём же предупреждал в своей повести Булгаков? Обратимся к этому вопросу в конце урока ещё раз.

  1. Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

5.1 Определение основных мотивов повести

Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо.

Какие ещё ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Профессор Преображенский выступает в качестве волшебника, колдуна, превратившего собаку в человека. Надо сказать, что пациенты профессора воспринимали его как волшебника, хотя говорилось это иносказательно. Ведь Преображенский занимался омолаживанием людей, имеющих власть и деньги. Это защищало его от произвола домкома.

Отметим, что фамилия профессора говорит о его даре преображать. Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается под рождество и заканчивается весной, на Пасху. В этом явные реминисценции из Библии. Булгаков вырос в семье профессора духовной академии, рассматривать эти реминисценции как кощунство, видимо не следует. Скорее это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу.

Вывод: В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу

5.2. Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

Несмотря на то, что в повести много сказочного, не будем забывать, что это сатира. Следовательно, в повести встречаются параллели с реальной жизнью 20-30-х годов 20 века.

Назовите приметы этого времени, нашедшие своё отражение в повести.

Если это и сказка, то в ней не только намёк, но и много реальных примет времени. Это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая прежде всего «не в клозетах, а в головах»; это давление на интеллигенцию (вспомним как пытались « уплотнить» профессора Преображенского – ему удалось противостоять насилию благодаря своему авторитету знаменитого врача, благодаря своим высокопоставленным пациентам, но других-то « уплотнили»);

это советские газеты (других нет), которые профессор не рекомендует читать; безработица, засилье хамства…)

Что автор подвергает своей сатире?

Примеры из текста.

  1. Пёс сочувствует бедной барышне – машинистке, замёрзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фильдепёрсовых чулках. «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…». В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама – нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько не накраду – всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо».
  2. Пациенты профессора (сарказм в отношении процветающих нэпманов).
  3. Представители жилищного товарищества, домкома (юноша, похожий на девушку).

Студенты записывают в тетрадь вывод: «приметы времени, нашедшие своё отражение в повести:

бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха;

это давление на интеллигенцию;

это советские газеты;

 безработица, засилье хамства…

5.3. История собаки.

Как изменяется поведение безродного пса Шарика?

Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека и о превращении «милейшего пса» в «мразь».

Студент 3 отвечает.

Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

Студент 4 отвечает:

Шарик, чуть не околевший от голода и холода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в тёплый дом, и готов на всё, чтобы в нём остаться. После операции он становится всё более уверенным, всё больше наглеет – в нём сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Этому существу покровительствует председатель домкома Швондер, который выправил ему «бумаги», дал право на прописку и устроил на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов. Заметим, что само название этой должности, поднимающей самомнение Шарикова, претенциозно и нелепо.

Недавний пёс приводит на «площадь» профессора барышню, пишет донос на профессора, пытается вести себя по-хозяйски. Распоряжаясь как у себя дома.

Как вы думаете, почему автор так внимателен к внутренним монологам Шарика и «лишает» Шарикова этих монологов?

Студент 5 отвечает.

Основа повествования – внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с её многочисленными магазинами, чайными, трактирами.

Весь продрогший, голодный пёс, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас».

Полиграф Полиграфович Шариков, человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.

Вывод: «Эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека не удался. Милый бездомный пёс превратился в ужасное человекоподобное существо, готовое погубить своего хозяина».

5.4. Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»? Образы профессора Преображенского и Швондера.

Как вы думаете, кто виноват в том, что из хорошего пса получился  ужасный получеловек-полусобака?

Студент 6 отвечает.

Я считаю, что это профессор Филипп Филиппович Преображенский. Он решил создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга, тем самым вмешавшись в законы природы. И донора он выбрал не совсем подходящего. Профессор пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет.

Человек этот – Клим Петрович Чугункин, судился три раза.  «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста. Плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной».

В результате сложнейшей операции появилось безобразное примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего предка. Первые произнесённые им слова были ругань, первое отчётливое слово: «буржуи».

Есть ли другие мнения? Кто ещё мог быть виновен в том, что Шариков вёл себя безобразно?

Студент 7 отвечает.

Председатель домкома Швондер несёт не меньшую ответственность, чем профессор за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Он снабжает Шарикова «научной» социалистической литературой, даёт тому на изучение переписку Энгельса с Каутским, помогает сделать документы, устраивает на работу, подводит к мысли написать донос на профессора.

Вывод: «Превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же безуспешная и рискованная операция, которую проделала революция, вырвав человека из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни. Профессор, сам того не желая, взывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несёт ответственность за своё вмешательство в природу, в то. Что вовсе не находится в его ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком».

Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному. Он придаёт Шарикову социальный статус, даёт бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку». Это приём реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение.

 

5.5. Роль художественных приёмов используемых в повести.

Какие художественные приёмы, кроме метафоры, вы увидели в повести «Собачье сердце»?

Студент 8 отвечает.

Булгаков применяет соотнесение совершенно несхожих ситуаций: Преображение Господне – операция по пересадке половых желёз. Соотносятся и последствия ситуаций: просветление – усиление тёмного, злого, агрессивного начала. Этот приём подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность общества.

Студент 9 отвечает.

Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зелёным абажуром, чучело совы – символа мудрости, книги в застеклённых шкафах – детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда.

С другой стороны – вторгшиеся в этот мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни.

Вывод: «Булгаков использует в своей повести художественные приёмы  (метафору, соотнесение несхожих ситуаций, контрастные детали) чтобы показать правду жизни через сатиру.

6.Подведение итогов занятия.

Критик Леопольд Авербах утверждал, что фантастические повести Булгакова – «Злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность».

Как вы считаете, можно ли считать Булгакова противником нового на основе его сатиры?

Ответ: Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Другое дело, что новой власти такая правда была не нужна. Даже опасна.

А теперь давайте ответим на вопрос, о чём же предупреждал Булгаков в своей повести «Собачье сердце»?

Речь здесь идёт о трагическом несоответствии достижений науки – стремлении человека изменить мир – и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее. Здесь Булгаков воплощает свою убеждённость в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности учёного и страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества.

Актуальны ли эти темы в наше время?

Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь. Например, проблема клонирования человека.

Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.

Комментированная оценка знаний студентов!!!

Домашнее задание.

Прочитать роман А.Фадеева «Разгром» и сравнить две точки зрения на «переделку человека»:

1.А.Фадеев: «В гражданской войне происходит огромнейшая переделка людей».

2.М.Булгаков: «…человечество…в эволюционном порядке создаётся десятками гениев».


Приложение

Доклады по жизни и творчеству М.А.Булгакова

Доклад №2. Своеобразие творчества М.А.Булгакова.

Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст. Удивительный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пастернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солженицына, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, таких, как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симонов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Святослав Рихтер... Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова русским остромыслом и острословом.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой): "...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, за все!"

Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем
занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского народа".
Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Дикий мы, темный,
        несчастный народ", - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923

года. Но "несчастье" не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье "Грядущие перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведениях.

В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме

жертвы свободой художественной мысли.

Верность правде, чувство чести и стоическое выполнение своего писательского долга - все это Мастер пронес через всю свою жизнь.

Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит оглядки".

Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его любимейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.

Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль.

Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.

Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.

Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль -образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не горят".

Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия "Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев".

На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях "Роковые яйца" и "Собачье сердце", в которых много общего.

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядуших опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении человека изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности , неспособности предвидеть будущее, здесь он воллощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь.

Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель, по- новому выражается писателем в повести "Собачье сердце".


Доклад №1. Биография М.А. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Духовной академии. В 1909—1916 годах учился на медицинском факультете Киевского университета, по окончании которого, не дожидаясь диплома, уехал добровольцем Красного Креста на Юго-Западный фронт. Вскоре был отозван с фронта и направлен в Никольскую сельскую больницу (Смоленской губернии), где был единственным врачом. Этот период жизни писателя получил затем отражение в «Записках юного врача», хотя герой книги гораздо более наивен и беспомощен, чем ее автор, имевший к тому времени за плечами опыт военного госпиталя.

В 1919 году, через год после возвращения в Киев, Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А. И. Деникина, работал врачом, тогда же начал печататься в газетах Северного Кавказа. В 1920 году окончательно оставил медицину, чтобы полностью посвятить себя литературе.

В 1921 году писатель, как он сам рассказал в автобиографии, приехал «без денег, без вещей в Москву с тем, чтобы остаться в ней навсегда». Сотрудничал во многих газетах. Постоянным местом его службы стала газета железнодорожников «Гудок», где он познакомился с В. Катаевым, Ю. Олешей, Е. Петровым И. Ильфом, И. Бабелем, К. Паустовским, Л. Славиным. Работа в газете выматывала его силы. Заниматься собственным творчеством приходилось по ночам. Тем не менее, в 1922—1923 годах в печати один за другим появляются фельетоны, очерки и рассказы М. Булгакова, а также фрагменты автобиографической повести «Записки на манжетах».

Сатирический дар писателя ярко проявился в повестях 1923—1925 годов «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» (последняя из них опубликована в СССР лишь в 1987 году). А в 1925 году на страницах журнала «Россия» появились первые главы романа «Белая гвардия». Окончания романа не последовало: журнал прекратил свое существование. Зарубежные читатели познакомились с полным текстом романа в 1927—1929 годах, но на родине писателя он будет издан лишь в 1966 году.

В 1926 году Московский Художественный театр поставил написанную М. Булгаковым на материале романа «Белая гвардия» пьесу «Дни Турбиных», принесшую и театру, и ее автору как славу, так и множество неприятностей: спектакль то запрещали, то вновь разрешали, а его создателей обвиняли во всех смертных грехах.

С этого времени жизнь писателя тесно связана с театром. Им написаны пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин», «Батум», инсценировки (а по сути, оригинальные пьесы) «Мертвых душ», «Войны и мира», «Дон Кихота». Ни одна из этих пьес не была разрешена к постановке.

28 марта 1930 года доведенный до отчаяния писатель обратился к советскому правительству с письмом, в котором сообщал, что из 301 отзыва советской прессы о его творчестве «похвальных было 3, враждебно-ругательных 298». «На широком поле словесности российской в СССР, — писал он через два дня И. В. Сталину, — я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя».

В этих словах — весь Булгаков, человек твердых убеждений и неколебимой порядочности. Он не желал приспосабливаться даже в одежде. Носил — насколько позволяли средства — модные костюмы, галстух | (именно так он предпочитал называть эту деталь туалета), лакированные туфли. Дома любил надевать § халат, вязаную шапочку — подарок жены (совсем как | Мастер в его знаменитом романе). В его речи не было получивших распространение в советском новоязе нелепых аббревиатур, высмеянных еще В. Маяковским в его «Прозаседавшихся» и «Клопе».

Письмо Булгакова руководителям страны совпало по срокам с трагической гибелью и похоронами В. Маяковского. Быть может, опасаясь еще одного самоубийства, 18 апреля 1930 года Сталин позвонил писателю и предложил ему поработать в Художественном театре. Это давало средства к существованию, но не обеспечивало дороги к читателю. «Булгаков, — вспоминала позднее вдова художника, — не держал в руках гранок 15 лет, с 1926 года по день смерти».

Повторялась история, описанная М. Булгаковым в произведениях о его любимом драматурге Ж. Б. Мольере: полупросвещенный тиран заигрывал с художником, но не давал ему свободно творить и доводил его до могилы.

Вынужденная творческая немота угнетала писателя. Но он тем не менее продолжал трудиться над своим лучшим романом «Мастер и Маргарита». Работа над ним началась едва ли не в 1928 году и продолжалась до февраля 40-го,  менее  чем  за месяц до  смерти.  Уже умирая,  вспоминала его жена и

сподвижница Елена Сергеевна Булгакова, он «дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. <...> Я догадалась и спросила: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».

Елена Сергеевна поклялась, во что бы то ни стало опубликовать роман. И эту клятву сдержала.

Удивительная история связана и с памятником на могиле писателя. Среди обломков мрамора у гранильщиков Новодевичьего монастыря Елена Сергеевна нашла черноморский гранит. Оказалось, что когда-то он был установлен на могиле Н. В. Гоголя в Даниловом монастыре. В 30-е годы прах Гоголя был перенесен на Новодевичье кладбище, и на его могиле появился советский памятник, а камень со старого сброшен в яму. Вот этот камень Елена Сергеевна и поставила на могиле Михаила Афанасьевича на Новодевичьем кладбище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" "Сердце России - Тульская земля"

Социальный проект "Серце России - Тульская земля" реализован в етской общественной организации города Новомосковска и представлен в финале Всероссийского конкурса "Лидер XXI века". Тема проекта "Внутр...

Историческое наследие города – в сердцах лицеистов.

Гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные эт...

Акция – «От сердца к сердцу!»

Цель: знакомство учащихся НОУОР с воспитанниками школы – интерната №1. Включение учащихся в реальную совместную практическую деятельность.Задачи: ü Воспитывать дружеские взаимоотношенияü развивать нав...

Модель урока на тему "Добро и зло" , роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков

В настоящее время в распоряжении учителей отсутствуют в достаточной мере рекомендации и методические пособия по изучению романа «Мастер и Маргарита» в школе. В рамках данного параграфа представляю мод...

Волонтёрский отряд "От сердца к сердцу"

Сегодня в мире волонтёрская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам мы совершаем добрые, бескорыстные п...

Положение о заочной городской студенческой научно-практической конференции с дистанционным участием «Сердце, тебе не хочется покоя!», посвященной Всемирному Дню сердца

Данное положение может быть использовано преподавателями для организации заочной студенческой конференции и активизации поисково-исследовательской деятельности обучающихся по специальности Сестринское...