Учебно-методическое пособие для преподавателей СПО по дисциплине "Основы философии"
методическая разработка на тему

Королева Алла Петровна

Данное пособие предназначено для преподавателей философии учреждений СПО. Матерал - это описание методики проведения комбнированного занятия или семинара, посвященного расширению и проверки знаний учащихся по разделу - "Философия эпохи Просвещения", по теме: "Спор рационализма и эмпирзма". Занятие включает в себя традиционные и творческие формы работы, и различные формы контроля знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

                             УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО     ТЕМЕ:

«Спор рационализма и эмпиризма»

                           УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

                             СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 34.02.01

                                                              ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 31.02.01  

Автор - А.П. Королева

                                                     Санкт-Петербург

                                                  2015-2016

«УТВЕРЖДАЮ»                                                       Рассмотрено на заседании

Зам. директора по УР                                               гуманитарной цикловой комиссии

___________ /И.Г. Максимова /                                   _____________________ 2015г.

                                                                                    Протокол  № __________

«СОГЛАСОВАНО»

Методист                                                                   Председатель цикловой комиссии

___________ /О.А. Дятковская /                          _______________ /А.П. Королева /

Рецензент: зам. директора по ВР  Е.Н. Томсинская

Методическое пособие предназначено для преподавателей образовательных учреждений системы СПО. Имеет целью облегчить подготовку и проведение семинарского занятия, посвященного изучению основных аспектов философской мысли эпохи раннего Просвещения, сделать его информационно насыщенным, интересным и полезным для студентов, подчеркнуть значимость гуманитарного образования для медработников.

УМП составлено в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения и соответствует

 уровню подготовки студентов учреждений СПО  по дисциплине «Основы философии».

© Королева А.П., 2015г.

Пояснительная записка

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО для специальностей: «Сестринское дело» 34.02.01 и «Лечебное дело» 31.02.01 по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Общего гуманитарного и социально-экономического цикла «Основы философии». В методическом пособии по теме «Спор рационализма и эмпиризма»  представлены все необходимые элементы занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, осваиваемые компетенции, знания и умения по данной теме, оснащение, схемы меж- и внутрипредметных связей, план проведения занятия, словарь терминов, список литературы, теоретический материал и задания для проверки усвоения материала студентами.

Современные педагогические приемы и методы, используемые на занятии: входной тестовый контроль, цитаты и отрывки из текстов для аналитической работы,  беседа-дискуссия, работа малыми группами. Данные приемы облегчают усвоение учебного материала, повышают интерес к теме, активизируют внимание студентов, способствуют формированию общих компетенций по специальности, облегчают задачу преподавателя – оценить работу каждого студента на занятии

Схема меж предметных связей:

ИСТОКИ

ВЫХОД

История

Обществознание

Физика

Математика

Анатомия

Основы философии

Практическая медицина

Психология

Схема внутри предметных связей:

ИСТОКИ

ВЫХОД

Все предыдущие темы

«Спор рационализма и эмпиризма»

Немецкая классическая философия.

Философия марксизма.

Немецкое Просвещение.

Философия Новейшего времени.

Проблема человека в философии.

Сознание, его происхождение и сущность.

Соотношение реального и ментального мира.

О свободе и ответственности человека.

Медицина и философия.

Философско-этические проблемы медицины.

Взаимодействие медицины и философии.

Литература:

  1. Губин В.Д. Основы философии. – М. ФОРУМ: ИНФА-М. 2007. – 288
  2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – АНМИ М., 2008 – 379 с.
  3. Хрусталев Ю.М. Основы филосософии. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – 304 стр.
  4. http://studopedia.ru/1_111022_filosofiya-prosveshcheniya.html
  5. http://forstudy.com.ua/lektsii-po-filosofii-chast-1/filosofiya-prosvescheniya
  6. http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70  -  Электронная библиотека по философии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

По специальности: сестринское дело 34.02.01 и лечебное дело 31.02.01  

Группы: 201-206; 11; 12; 111.

Тема: Спор рационализма и эмпиризма.

Вид занятия: семинар.

Продолжительность: 90 минут.

Место проведения: аудитория МК № 2.

Оснащение: лекционные материалы, меловая доска, карточки с заданиями.

Обоснование темы:

Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления, Например, И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Ф. Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.

Философы эпохи просвещения происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах. Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. Благодаря  усилиям эмпириков и рационалистов начали формироваться научные методы познания: естественные науки стали опираться на экспериментальную базу, ориентироваться на поиск понятных разуму закономерностей устройства мира (без мистики, ссылок на чудо и т.п.). В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатились сегодня.

Поэтому обращения к идеям эпохи Просвещения, несомненно, может быть полезно для осознания исторической преемственности мышления и действий отдельных людей и социальных масс, для формирования собственного понимания мира, основанного на осознании ошибок прошлых поколений и умении  извлекать уроки из типичных ошибок человеческого опыта.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

      Сформировать у студентов представление об основных направлениях философии эпохи Просвещения, научить применять методы познания, сформулированные философами той эпохи, в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

  1. Расширить преставление студентов об эпохе Просвещения.
  2. Закрепить у студентов представление об основных идеях философии Просвещения.
  3. Научить различать типичные ошибки познания людей в повседневной жизни.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию эмпирического и рационального типов мышления.
  2. Развивать умение аналитически работать с новым научным текстом.
  3. Способствовать закреплению  навыков ассоциативного.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию гуманистических личностных и профессиональных качеств.
  2. Способствовать становлению и развитию навыков дискуссионной культуры.

Студент должен знать:

  • историко-хронологические рамки и основные характеристики эпохи Просвещения;
  •  особенности философии эпохи Просвещения;
  • Основные проблемы и направления гносеологии и социальной философии Просвещения.

Студент должен уметь:

  • Раскрыть истоки и суть основных парадигм философии Просвещения;
  • Устанавливать логические связи между социально-материальными характеристиками эпохи и ее мировоззрением;
  • Работать с выдержками из научных текстов;
  • Уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
  • Уметь делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение;
  • Уметь работать в коллективе.

Оптимизация занятия:

  • метод входного тестового контроля,
  • метод мыслительного  погружения через чтение и выявление смысла прочитанного текста,  
  • аналитическая работа с отрывками философских текстов (работа малыми группами),
  • метод синектики, основанный на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения при помощи самостоятельного ситуативного иллюстрирования научной теории (работа командами),
  • дискуссия, беседа.

Результаты освоения темы:

Результаты (освоенные знания и умения)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

З1 - основных категорий философии

З2  - роль философии в жизни человека и общества

З3 основы научной, философской и религиозной картин мира

З4 основы философского учения о бытии

З5 сущность процесса познания

З6 условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

У1 - ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысле жизни.

Свободное понимание и владение философской терминологией студентом.

Понимание связи между социально-материальными характеристиками эпохи и ее мировоззрением.

Владение теоретическим материалом, демонстрация сохранности знаний по истории, обществознанию во время беседы на занятии.

Свободное понимание и владение философской терминологией студентом.

Владение теоретическим материалом, участие в работе команды с отрывками текстов и иллюстрированием теории «призраков познания» Ф. Бэкона.

Участие в работе команды.

Способность делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение

Умение устанавливать логические связи между социально-материальными характеристиками эпохи и ее мировоззрением.

Уметь делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение

Наблюдение за работой студента на занятии, проверка теста.

Опрос и беседа со студентами.

Наблюдение за работой студента на занятии, проверка теста.

Наблюдение за работой студента на занятии, проверка теста.

Наблюдение за учебной и внеаудиторной деятельностью студента. Решение ситуационных и проблемных задач.

Наблюдение за учебной и внеаудиторной деятельностью студента. Решение ситуационных и проблемных задач.

Наблюдение за учебной и внеаудиторной деятельностью студента. Решение ситуационных и проблемных задач.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

ОК 3.        Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.        Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.        Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Самостоятельность деятельности и умение органично вписаться в работу команды.

Обоснование выбора и методов решения задач.

Анализ сложившейся ситуации и принятие решения в пределах своей профессиональной компетенции.

Подговленность студента к заданию для иллюстрирования теории «призраков познания» Ф. Бэкона

Умение работать в команде; использовать соответствующие средства общения.

Нахождение и использование информации для выполнения задач.

Соблюдение культуры общения при работе малыми группами, демонстрация позитивной коммуникативной установки.

Наблюдение за учебной и внеаудиторной деятельностью студента.

Решение ситуационных и проблемных задач.

Проверка домашней работы.

Наблюдение за учебной и внеаудиторной деятельностью студента.

Наблюдение за выполнением заданий.

Ход занятия:

Этап

Цель

Содержание и метод проведения

Примерное

время (мин.)

Обеспечение

этапа

1

2

3

4

5

6

I.

Вводная часть:

Проверка присутствующих

Приветствие. Вступительное слово преподавателя.

Приветствие,

Перекличка,

сообщение темы, цели, задач, информация о ходе занятия и мотивация.

5 мин.

Журнал

II.

Актуализация полученных знаний.

Мотивация занятия.

Привлечение внимания студентов к социальным основам движения Просвещение.

Входной контроль

Беседа со студентами.

Тест на проверку сохранности знаний.

5 мин.

20 мин.

Вопросы для беседы.

(Приложение 1)

Распечатка с тестовыми вопросами для преподавателя, презентация Microsoft Power Point

с вопросами теста  и эталоном ответов.

(Приложение 2)

III

Основная часть занятия

Актуализация и проверка знаний студентов.  

Закрепление учебного материала, формирование навы-

ков аналитической работы с научным текстом и командной работы.

Развитие ассоциативного и аналитического мышления внимания, памяти, устной речи.

Развитие ассоциативного и аналитического мышления внимания, памяти, устной речи.

  1. Устный опрос.

2) Работа малыми группами  №1 –

аналитическая работы с научными текстами.

  1. Работа малыми группами  №2 –

Иллюстрирова-ние теории Ф.Бэкона о четырех «призраках» познания.

  1. Работа малыми группами  №3 –

иллюстрирование социальных учений эпохи Просвещения на примере современного общества.

10 мин.

15 мин.

20 мин.

10 мин.

Вопросы для беседы.

(Приложение 3)

Карточки с отрывками из философских текстов и заданиями

(Приложение 4).

 (Приложение 5).

 (Приложение 6).

IV.

Завершающая часть занятия

Подведение итогов.

Краткий анализ занятия, выставление оценок.

5 мин.

Журнал.

Представление содержания учебного материала:

   I. Вводная часть занятия организуется традиционно. Она включает в себя приветствие студентов, проверку присутствующих, краткое сообщение целей и хода занятия, и мотивацию студентов на внимание и активное участие в процессе усвоения учебного материала.

   II. Актуализация и проверка опорных знаний проводится двумя способами:

- беседуя  со студентами, восстанавливается общий образ эпохи Просвещения  (Приложение 1).

- тестируя студентов, с целью проверки сохранности знаний, полученных на лекции (Приложение 2).

III. Основная часть занятия:

  1. Устный опрос (Приложение 3).
  2. Работа малыми группами  №1 – аналитическая работы с научными текстами и/или выполнение группового задания. Группа  делится на четыре подгруппы. Каждая получает задание проанализировать полученный отрывок из текста философа эпохи Просвещения и ответить на вопросы, приводя обоснования своего ответа.
  3. Работа малыми группами  №2 – иллюстрирование теории Ф.Бэкона о четырех «призраках» познания. Все  четыре подгруппы получают задание - привести по одному примеру, иллюстрирующему каждый из «призраков (идолов) познания» по теории Ф. Бэкона. Когда одна малая группа приводит примеры «призраков познания» другие должны определить, к какому «призраку познания» данный пример относится.
  4. Работа малыми группами  №3 – иллюстрирование социальных учений эпохи Просвещения на примере современного общества. Все  четыре подгруппы получают задание - привести примеры практической реализации основных социально-политических теорий эпохи Просвещения в любой социальной структуре современного общества.

V.  Завершающая часть занятия. Краткий анализ занятия, выставление оценок.

Задания для проверки уровня компетенций:

Приложение 1.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика эпохи Просвещения: каковы наиболее значимые события этой эпохи?
  2. В чем смысл и значение научной революций XVII века?
  3. Каковы основные цели социальных революций эпохи Просвещения?
  4. Назовите основные направления в теории познания Нового времени.

Приложение 2.

Установочный тест.

  1. Просвещение – это название международного общественного движения и эпохи в историческом развитии Европы.
  2. Для эпохи Просвещения были присущи следующие социальные явления: революции, зарождение промышленного производства, веротерпимость.
  3. Материальной основой Просвещения стали капиталистические общественные отношения и рост промышленного производства.
  4. Основным социальным классом, возглавившим движение Просвещения и революционную борьбу, был рабочий класс.
  5. Основная цель Просвещения – это распространение научного знания и борьба с устаревшими порядками и религиозными предрассудками.
  6. Цель революций эпохи Просвещения – это установление власти рабочего класса по всей Европе.
  7. Философия эпохи Просвещения по-прежнему носит религиозный характер.
  8. Основой философии эпохи просвещения стали точные (естественные) науки.
  9. Главный раздел философии просвещения это – гносеология.
  10. Основная проблема гносеологии этого периода – поиск правильного пути познания.
  11. Главная ценность философии и культуры просвещения – это красота.
  12. В Европе эпохи Просвещения по-прежнему непререкаемым оставался авторитет Католической церкви и Папы Римского.
  13. Главные духовные ценности и идеи революций эпохи Просвещения выражены в трех словах: «Бог, красота и смирение».
  14. Главной ценностью и характеристикой человека философы Просвещения считают свободный разум.
  15. Социальная философия Просвещения отстаивает идеи абсолютизма и консерватизма.

Ключ к тесту.

  1. Да
  2. Да
  3. Да
  4. Нет
  5. Да
  6. Нет
  7. Нет
  8. Да
  9. Да
  10. Да
  11. Нет
  12. Нет
  13. Нет
  14. Да
  15. Нет

Приложение 3.

Вопросы для обсуждения:

  1. Философская гносеология: задачи, проблемы, принципы.
  2. Почему философия и другие гуманитарные науки в период эпохи Просвещения стали второстепенными, какие науки вышли на первый план и почему?
  3. Основные направления в теории познания Нового времени и их суть.
  4. Что такое механизм? Приведите примеры простейших механизмов, которые вы видите вокруг себя.
  5. Можно ли назвать нашу вселенную механизмом и почему?
  6. Почему теория механистического материализма так популярная в 17-18 веках совершенно непопулярна сейчас? В чем ее основной недостаток?
  7. Какова основная проблема гносеологии философии Просвещения?
  8. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания.
  9. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль "универсального сомнения" в познании.
  10. Раскройте смысл гносеологического спора между эмпириками и рационалистами.
  11. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Как называется эта философская позиция. Назовите ее основных представителей.
  12. Как философия эмпиризма и философия рационализма связаны с медициной?
  13. Социально-политическая философия Просвещения: общественные предпосылки, проблемы, задачи, принципы.
  14. Теория «естественных прав» – суть и историческое значение.
  15. Концепция «общественного договора» – суть, проблемы, историческое значение.
  16. Теория «разделения властей» – суть, проблемы, историческое значение.

Приложение 4.

Работа малыми группами  №1

Карточки с отрывками из философских текстов и заданиями.

1. "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.

Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…"[1] 

а) О каком методе познания идет речь?

б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?

2. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью[2].

а) Что имели в виду оппоненты под судьей?

б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?

в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?

3. "Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, "я мыслю, следовательно, я существую", истинно".

а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?

б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней?

в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?

г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание?

4. "Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине".

а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?

б) Каков основной принцип такой философской ориентации?

в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?

г) Таким образом, какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину, и в каких формах знания будет отражена истина?

Приложение 5.

Работа малыми группами  №2

Иллюстрирование теории Ф.Бэкона о четырех «призраках» познания. Все  четыре подгруппы получают задание - привести по одному примеру, иллюстрирующему каждый из «призраков (идолов) познания» по теории Ф. Бэкона:

Первый вид заблуждений - идолы рода - присущ всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.

Второй вид заблуждений - идолы пещеры , сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Кроме идолов, общих всему человеческому роду, у каждого индивида существует «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, поскольку они выражают индивидуальные различия каждого человека в отдельности

Третий вид заблуждений - идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

Четвертый, последний, вид заблуждений - идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. К идолам театра примыкает также, по мнению Бэкона, слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.

 Когда одна малая группа приводит примеры «призраков познания» другие должны определить, к какому «призраку познания» данный пример относится.

Приложение 5.

Работа малыми группами  №3

Иллюстрирование социальных учений эпохи Просвещения на примере современного общества.

Первая группа – привести примеры естественных прав человека и исторических событий, документов, закрепляющих их.

Вторая группа – примеры действия принципа общественного договора в различных социальных группах.

Третья группа – примеры действия принципа разделения властей в социальные структурах различного уровня.

Четвертая группа – должна назвать основные социально-исторические достижения эпохи Просвещения, сохранившиеся до наших дней.

Критерии оценки знаний студентов

Оценка

Критерии

Установочный тест

5 «отлично»

0-1 ошибки

4 «хорошо»

2-4 ошибки

3 «удовлетворительно»

5-6 ошибок

2 «неудовлетворительно»

более 6-ти ошибок.

Беседа - опрос

5 «отлично»

студент активен, правильно, обоснованно, четко отвечает на вопросы, при этом осознанно использует терминологию;

4 «хорошо»

студент отвечает только по вызову преподавателя, ответы очень краткие, не достаточно аргументированные;

3 «удовлетворительно»

студент пассивен, отвечает только, когда его вызывают, не владеет терминологией, практически повторяет текст лекции (нет самостоятельности мышления);

2 «неудовлетворительно»

студент не дает ответов на вопросы.

Работа малыми группами  №1.

В первую очередь оценивается правильность, обстоятельность, аргументированность ответа подгруппы, умение объяснить и обосновать свое решение.

Во вторую – личная активность самого студента.

В третью - скорость подготовки к ответу.

Работа малыми группами  №2.

5 «отлично»

Подгруппа привела все пять примеров правильно, активно и правильно определяла принадлежность примеров других подгрупп к «призракам познания» по теории Ф.Бэкона

4 «хорошо»

Подгруппа привела правильно четыре примера, не всегда правильно определяла принадлежность примеров других подгрупп к «призракам познания» по теории Ф.Бэкона

3 «удовлетворительно»

Подгруппа привела правильно три или два примера, не всегда правильно определяла принадлежность примеров других подгрупп к «призракам познания» по теории Ф.Бэкона

2 «неудовлетворительно»

Подгруппа правильно привела только один пример и не смогла определить принадлежность большинства примеров других подгрупп к «призракам познания» по теории Ф.Бэкона

Работа малыми группами  №3.

5 «отлично»

Группа верно объяснила суть теории. И смогла привести не менее пяти верных примеров, обосновав их.

4 «хорошо»

Группа верно объяснила суть теории. И смогла привести три-четыре верных примера, обосновав их.

3 «удовлетворительно»

Группа верно объяснила суть теории. И смогла привести хотя бы два верных примера.

2 «неудовлетворительно»

Группа верно объяснила суть теории. Но не  смогла привести ни одного примера.

Оценка выставляется по итогам работы на всех этапах занятия.

Приложение 6.

Оценочный лист

ГРУППА №…  

Ф.И. студента

Входной контроль - Тест

Задание 1.

Интерпре-тация и анализ изречений.

Задание 2

Аналитическая работа с текстами (работа малыми группами).

Беседа с анализом просмотренного видеоматериала.

Создание схем кластеров обобщаю-щихвидеоматер-иал и

Анализ созданных кластеров по кругу.

Рефлексия - метод «шесть шляп мышле-ния».

Итог

Словарь терминов (глоссарий):

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Бытие – философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир.

Гносеология – учение о познании.

Государство – система органов власти в обществе.

Гражданское общество – общество, основанное на правовых и нравственных нормах регулирования поведения людей.

Гуманизм – философская концепция, признающая человека высшей социальной ценностью.

Дедукция - способ рассуждения,  при котором из общего правила делается вывод для мастного случая.

Дуализм - одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств.

Естественные права – права, полученные людьми от природы, а не приобретенные в социуме.

Идеализм – одно из двух главных философских направлений, доказывающее, что в основе бытия лежит нечто идеальное, признающее зависимость материальных явлений от сознания.

Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило.

Истина – знание, адекватно отражающее действительность.

Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и данная человеку в ощущениях.

Материализм – одно из двух главных философских направлений, обосновывающее первичность материи.

Механизм - система, устройство, определяющие порядок какого-н. вида деятельности.

Механицизм – односторонний принцип познания, основывающийся на признании верховенства в мире законов механики, и сводящий все остальные формы к ней.

Метод – способ построения и обоснования системы философского и научного знания.

Монархия – государственный строй, при котором во главе правления стоит один человек (царь, король).

Объективное знание – нейтральное, независимое от желаний и воли субъекта.

Онтология – учение о бытии.

Познание - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире.

Рационализм (от лат. – «разум») это учение, согласно которому все наши знания выводятся из разума (основатель - Рене Декарт).

Реформация – внутрицерковное социально-политическое и идеологическое движение 16-17 веков, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы и направленное против католической церкви

Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление человека.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт главным источником знаний.


[1] Бэкон Ф. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т. 1.- С. 489.

[2] Гельвеций К. Об уме. М., 1938.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Философия в схемах и таблицах"

Учебное пособие  «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:-     повышает степень наглядности, делает доступным для студент...

учебно- методическое пособие для преподавателя генетики

Для преподавателей   медицинских училищ....

Учебно-методическое пособие для преподавателей.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей.В данном пособии задан алгоритм проведения занятия, по выявлению неврологического дефицита.  Хронометраж  занятия наиболее...

"Основы философии". Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по заочной форме. 2017

Пособие содердит общий лекционный курс, контрольные вопросы и задания, контрольные тестовые задания, методические рекомендации для самостоятельной работы студентов...

Диплом II место, за победу в V Межрегиональном конкурсе учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподавателей СПО

Диплом за  II место, за победу в V Межрегиональном конкурсе учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподавателей профессиональных образовательных организаций в номинации: Луч...

Список учебно-методических пособий и рекомендаций преподавателя Ахаржановой Туяны Викторовны.

По ссылке можно ознакомиться  с содержанием некоторых изданий...

Основы философии: учебно-методическое пособие

Методическое пособие «Основы философии» содержит краткий курс лекций по дисциплине, рассматривает основные понятия философии, включает вопросы для самопроверки и тестовый материал для пров...