Контрольно-оценочное средство для промежуточной аттестации по обществознанию,СПО
учебно-методический материал на тему

Семкина Нина Ивановна

 

Комплект

 оценочных средств

по учебной дисциплине: обществознание                                                                  по специальности среднего профессионального образования

08/02/01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosy14-15.obshch.pgs-1.docx107.15 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО  ОКРУГА-ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

Утверждаю

директор колледжа

_______А.А. Десятов

«_____»______ 2014

Комплект

 оценочных средств

по учебной дисциплине: обществознание                                                                  по специальности среднего профессионального образования

08/02/01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.      

Нижневартовск, 2014

Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский строительный  колледж»

Разработчик:         

 Нижневартовский строительный колледж, преподаватель Семкина Н.И.                                                                                          

(место работы) (занимаемая должность)(инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________________________________________________--

(место работы, занимаемая должность,инициалы,фамилия)

МП

_________________________________________________________________________-

(место работы, занимаемая должность, инициалы,фамилия)

МП

Согласовано

зам. директора по УР                 Дмитриева Е. А)

(инициалы,фамилия)

зам. директора по УПР_______________________

                                          (инициалы, фамилия)

Одобрено на заседании методической комиссии

_____________________________________________________-

Протокол №___от «        «        2014 года

Руководитель МК ___________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств        4

1.1. Общие положения        4

1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        5

2. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплины: Обществознание        11

3.        Приложение…………………….......................................................................38


 1.  Паспорт комплекта оценочных средств

1.1.Общие положения

В результате освоения учебной  дисциплины: «Обществознание» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 08.-2.01» Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» следующими умениями ,знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:    

Реализация дисциплины направлена на развитие общих компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (юношей).

 умения:

У-1- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

У-2- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

У-3- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

У-4- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

У-5- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

У-6- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

У-7- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

У-8- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

У-9- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

У-10- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

У-11- критического  восприятия информации,

ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах; определять личную и гражданскую позиции;

У-12- прогнозировать возможные последствия определенных социальных действий;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

знания:

З.1- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

З.2- тенденции развития общества и целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

З.3- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

З.4- особенности социально-гуманитарного познания.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по ученой дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций


Матрицы логических связей между объектами (предметами) контроля и разделами (темами) учебной дисциплины

Разделы (темы) программы

учебной дисциплины: обществознание.

Объекты (предметы) контроля (знания, умения)

Умения

Знания

характеризовать основные социальные объекты

анализировать информацию о социальных объектах

объяснять причинно-следственные  связи

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия

осуществлять поиск социальной информации

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам

оценивать действия субъектов социальной жизни

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

Критически воспринимать и информацию ориентироваться в актуальных общественных  событиях и процессах определять гражданскую позицию

Прогнозировать возможное последствие определенных социальных действий

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений

тенденции развития общества и целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

Раздел 1. Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе.

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 1.2.Общество как сложная система.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

+

+

Тема 2.1Духовная культура личности и общества.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 2.2Наука и образование в современном мире.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Раздел 3. Экономика.

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

+

+

+

+

+

+

+

Тема 3.2. Рынок. Фирма.  Роль государства в экономике.

+

+

+

+

+

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок  труда и безработицы. Деньги, банки, инфляция.

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

+

+

+

+

+

+

+

Раздел 4. Социальные отношения.

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 4.3. Важнейшие и социальные общности и группы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Раздел 5. Политика, как общественное явление.

Тема 5.1. Политики и власть. Государство в политической системе.

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 5.2. Участники политического процесса.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Раздел 6. Право.

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

+

+

+

+

+

+

+

Тема 6.2. Основы конституционного строя РФ.

+

+

+

+

+

+

Тема 6.3. Отрасли Российского права.

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 6.4. Международное право.

+

+

+

+

+

+

+

+

Матрица логических связей между видами аттестации, формами, методами оценивания и объектами, предметами контроля по учебной дисциплине «Обществознание»

Предметы оценивания (из ФГОС, раб программы)

Объекты оценивания

Вид

аттестации

Формы и методы

оценивания

Критерии и показатели оценки

Вид

оценочных средств

.

ОК 1 – 7

Иметь практический опыт:

- вести дискуссии, диалог конструктивно взаимодействовать с людьми разных убеждений

 - критически воспринимать информацию, оценки происходящих событий и поведения людей с точки права и морали

– самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации

– решение практических и познавательных заданий, отражающих типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.    

уметь:

  •  характеризовать основные социальные объекты, объяснять причинно-следственные связи; человека как социально- деятельное существо, основные социальные роли;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленный в различных знаковых системах
  • систематизировать, анализировать, обобщать, различать в социальной информации факты, мнения, аргументы, выводы
  • извлекать из неадаптированных текстов знания по заданным темам
  • формулировать собственные суждения и аргументировать его
  • подготовить устные выступления, самостоятельно составить простейшие виды документов (заявления, справку, и т.д.)        

знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные факторы и этапы социализации личности
  • место роли человека в системе общественных отношений
  • сущность общества, как сложной динамической системы, формы совместной деятельности  людей, тенденции развития общества
  • характерные черты и признаки  основных сфер жизни общества
  • содержание и назначение социальных норм, регулирующих общественные отношения  

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные и другие связи социальных объектов и процессов

- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире

- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов

- владения применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

- сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа, с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

- владение основными видами развития публичных выступлений (высказывание, монолог, эссе, сообщение, рефераты, проекты)  

Текущий контроль

Промежуточная .

Контрольный тест

Защита реферата, сообщения, эссе

Выполнение индивидуальных заданий

Опрос, участие в дидактических играх,  семинарах, проектная работа

.Правильность выполнения различных заданий

самостоятельность при выполнении заданий

результативность информационного поиска

тестирование(тест),проблемные, познавательные задания

стуационные задания

эссе, реферат. сообщения, схемы, кластеры

проектные задания,деловые игры


3.Формы аттестации по учебной дисциплине

Семестр  

Формы аттестации

2 семестр

Дифференцированный зачет

2.Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине.

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и  оценка осуществляются в форме  тестирования.  Материал для итоговой аттестации составлен в трех вариантах, в которые включены задания трех уровней сложности:1) базового, 2) повышенного, 3) высокого. Показателем овладения содержания на базовом уровне является способность воспроизвести соответствующие знания ил применить их по образцу. К заданиям базового уровня сложности относится большинство заданий с выбором ответа, одно задание с кратким ответом, одно –с развернутым.Показателем овладения содержанием на повышенном уровне сложности является способность применять знания в частично новой ситуации(на знакомом или оригинальном примере) и проявлять понимание в ситуации, осложненной сравнением двух высказываний по одной проблеме. Показателем овладения содержанием на высоком уровне является умения творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, аргументировать. К заданиям высокого уровня сложности относятся задания с развернутым ответом.

                                                           ТЕСТ

Вариант № 1                                                                                                                                              

Оцениваемые знания:З.1,З.2,З.3,З.4.

Оцениваемые умения:У-1,У-2,У-3,У-6,У-8,У-10.

Оцениваемые компетенции :ОК 2,ОК 3.

инструкция для обучающихся

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Работа по обществознанию состоит из 61 задания, которые разделены на две части.

Часть 1 содержит 30 несложных заданий с выбором ответа (А1-А30).

Часть 2 состоит из более сложных заданий трех типов: 20 заданий с выбором ответа (А31-А50), 6 заданий с краткими ответами (В1-В6) и 5заданий (С1-С5), на которые вам нужно дать развернутый ответ.

К каждому заданию А1-А50 даны четыре варианта ответа, в которых один верный.

При выполнении заданий В1-В6 надо дать краткий ответ (одно-два слова или число).

Если ответ состоит из двух слов, то эти слова напишите подряд без промежутка между ними. Ответы записывайте разборчиво.

На выполнение работы отводится 3 ч (180 мин).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к выполнению работы. Желаем успеха!

 Часть 1

А l. Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие:

1)социальная революция;                            3) общественное развитие;

2)общественный регресс;                            4) социальная мобильность.                                              

А2. Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит его судьба. Эти проблемы получили название:

1) национальных;                          3) технологических;

2) общественных;                        4) глобальных.

А3. Какое из перечисленных утверждений характеризует политическое положение граждан в условиях тоталитаризма?

Граждане:

1)обязаны платить налоги;

2)могут участвовать в работе любой из политических партий;

3)должны придерживаться обязательной для всех идеологии;

4)имеют право открыто выражать свой протест против действий правительства.

А4. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:

1)революцией;        3) прогрессом;

2) регрессом;                        4) реформами.

А5. Что из перечисленного ниже свойственно и деятельности человека, и поведению животных;

  1. использование природных материалов;
  1. преобразовательная направленность;
  2. сознательный выбор способов действия;
  3. создание орудий труда?

А6. Самопознание направлено на:

1)выявление сущности своего «я»;

2)отражение объективной действительности;

3)формирование знаний об окружающем мире;

4)анализ поведения других людей.

 А7. Творчество проявляется в:

  1. неукоснительном следовании инструкции;
  1. соблюдении обычаев;
  2. переходе улицы на перекрестке;
  3. создании направления в живописи.

 А8. Только в состав научного знания входят:

  1. установленные факты;
  1. экспериментально обоснованные выводы;
  2. логические умозаключения;
  3. оценочные суждения.

  А9. Верны ли следующие суждения?         

 

А. К духовной сфере жизни общества относятся  наука и научные учреждения.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся нации и межнациональные отношения.

1)Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны и А, и Б;

4) оба суждения неверны,

A10. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:

1)национальной культуры;                 3)элитарной культуры;

2)массовой культуры;                 4)народной культуры.

A11. Искусству как виду человеческой деятельности обязательно присуще(и):

1)достоверность результатов;

2)создание художественных образов;

3)ясность и логичность выражения;

4)создание материальных ценностей.

A12. Убежденность в существовании высшей силы, управляющей миром, называется:

1)интуицией;                          3)религиозной  верой;

2)научным познанием;                 4)атеизмом.

A13. Из перечисленного ниже научными знаниями являются:

1)сведения о расписании движения поездов;

2)законы генетики;

3)правила дорожного движения;

4)закон о собственности на землю.

A14. Признаком рыночной экономики является:

1)преобладание государственной собственности;

2)директивное планирование;

3)централизованное ценообразование;

4)конкуренция товаропроизводителей.

A15. Необходимым признаком рыночной экономики является:

1)свободное ценообразование;

2)использование новых технологий;

3)высокое качество продукции;

4)внешнеэкономическая деятельность государства.

A16. Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием:

1)спроса и предложения на рабочую силу;

2)уровня прожиточного минимума;

3)размера личных сбережений граждан;

4)стоимости потребительских товаров.

A17. Семейным бюджетом называется:

1)сумма доходов за определенный период;

2)сумма денег, необходимая для обеспечения жизни семьи;

3)совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период;

4)сумма основных расходов за определенный период.

A18. Спрос и предложение на легковые автомобили формируется на рынке:

1)труда;                                 3)средств производства;

2)товаров и услуг;                         4)капиталов.

A19. Рыночная экономика всегда побуждает товаропроизводителя:

1)увеличивать расходы материалов на единицу продукции;

2)повышать эффективность производства;

3)выделять крупные средства на фундаментальные научные исследования;

4)сохранять природную среду.

А20. Элементом социальной структуры общества является:

1)сословие;                         3)кооператив;

2)банк;                         4)государство.

A21. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальными благам, называются:

1)социальной мобильностью;

2)социальным статусом;

3)социальным неравенством;

4)социальными отношениями.

А22. Изменения в социальном положении индивида или социальной группы называются:

1)социальной стратификацией;

2)социальной мобильностью;

3)социальной стабильностью;

4)социальными отношениями.

А23. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются:

1)социальным статусом;

2)социальной ролью;

3)социальной нормой;

4)социальным порядком.

А24. Какая сфера жизни общества включает отношения в процессе материального производства:

1)экономическая;                         3)социальная;

2)политическая;                         4)духовная?

А25. К юридическим правам относится:

1)право на сострадание;

2)право на счастье;

3)право на сочувствие;

4)право на личную неприкосновенность.

А26. Какое утверждение правильно характеризует связь между Конституцией и нормативными актами:

1)Конституция принимается в соответствии с остальными нормативными актами;

2)нормы Конституции  равно значимы остальным нормативным актам;

3)все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;

4)согласование нормативных актов с основными положениями Конституции не является обязательным?

А27. Признаком правового государства является:

1)республиканская форма правления;

2)федеративное устройство;

3)наличие судебной системы;

4)разделение властей.

А28. Политическая партия:

1)участвует в борьбе за власть;

2)является частью социальной структуры общества;

3)определяет рыночные цены;

4)взимает налоги с населения.

А29. Что из нижеперечисленного относится к признакам любого государства:

1)суверенность;

2)многопартийность;

3)верховенство права;

4)выборность высших органов власти?

А30. Политическая сфера жизни общества проявляется в:

1)создании  партий;

2)расширении государственного сектора в промышленности;

3)проведении конкурса самодеятельности;

4)создании музея.

Часть 2

А31. К числу основных подсистем общества как системы относится:

1)экономика;                 3)профсоюз;

2)сословие;                         4)идеология.

А32. Широкое внедрение компьютерной техники характерно:

1)только для постиндустриального общества;

2)для индустриального и аграрного общества;

3)только для индустриального общества;

4)для постиндустриального, индустриального и аграрного общества.

А33. Стратой называется:

1)расслоение общества;

2)группа людей, объединенных социально значимым признаком;

3)отношение к средствам производства;

4)правило поведения в обществе.

А34. Любой социальной группе присуща(и):

1)малочисленность состава;

2)родственные связи;

3)неформальный контроль за поведением;

4)общность социального статуса.

А35. Социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными документами, называется:

1)малой группой;                         3)формальной  группой;

2)большой группой;                 4)референтной группой

 А36. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется:

1)отражением;                 3)сознанием;

2)знанием;                         4)деятельностью

А37. Что из нижеперечисленного характеризует человека как личность:

1)особенности внешности;

2)особенности темперамента;

3)прямая походка;

4)социальный статус?

АЗ8. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного:

1)действие механизмов наследственности;

2)работа органов чувств;

3)обменные процессы;

4)творческая активность?

А39. Какой перечень признаков характеризует правонарушение.

1)деяние, общественная опасность, противоправность, виновность;

2)цель, деяние, общественная опасность, противоправность;

3)деяние, общественная опасность, цель, виновность;

4)цель, общественная опасность, противоправность, виновность?

А40. Какая характеристика соответствует понятию «система права»:

1)внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных
норм и институтов, регулирующих различные виды деятельности;

2) основные направления деятельности государства в сфере правотворчества;

3)совокупность юридических норм, регулирующих определенную сферу общественной деятельности;

4)совокупность юридических норм, регулирующих группу общественных отношений?

A41. Примером нормы государственного права является:

1)прием должностными лицами продукции незаконной охоты влечет наложение штрафа;

2)член кооператива имеет один голос при принятии решения общим собранием;

3)разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна;

4)каждому гарантируется свобода мысли и слова.

А42. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1)средства должны соответствовать целям;

2)субъектом выступает отдельная личность;

3)цель состоит в получении достоверного знания;

4)результатом является создание нового продукта.

А4З. Какое из приведенных ниже положений может служить определением понятия «научная истина»:

1)знание о предмете, которое разделяет большинство людей;

2)система гипотез, утверждений и выводов;

3)знание о предмете, высказанное наиболее авторитетными в обществе людьми;

4)знания, соответствующие предмету изучения?

 А44. Восприятие - это:

1)форма рационального познания;

2)психическое свойство, присущее только человеку;

3)форма чувственного познания;

4)способ объяснения мира.

А45. Предложение на рынке товаров и услуг в каждый конкретный' момент времени формируют:

1)продавцы;                         3)налоговая инспекция;

2)покупатели;                 4)банки.

А46. Правительство, снижая налоги:

1)устраняет дефицит бюджета;

2)способствует подъему производства;

3)ослабляет инфляцию;

4)уменьшает внутренний долг.

А47. Государство планирует деятельность фирм. Это характерно:

1)только для смешанной экономики;

2)только для командной экономики;

3)только для свободной рыночной экономики;

4)для любой экономической системы.

А48. Примером мажоритарной избирательной системы служит положение, когда:

1)половина депутатов избирается по партийным спискам;

2)победителем на выборах является кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов;

3)голосование происходит по партийным спискам;

4)избиратели голосуют только за политические партии.

А49. Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране более двух партий, - это:

1)демократия;

2)многопартийность;

3)политическая культура;

4)избирательная система.

А50. Какое суждение верно?

А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.

Б. В развитии образования проявляется тенденция к интернационализации.

1)Верно только А;                         3)верны и А, и Б;

2)верно только Б;                         4)оба суждения неверны.

Задания В1-В6

При выполнении заданий части В требуется на бланке ответов после номера задания записать ваш ответ. Ответом может быть только слово или слова, набор цифр или букв. Каждую цифру и букву слова пишите в отдельном окошке по приведенным образцам. Между цифрами, буквами или словами не делайте пропусков и не ставьте знаки препинания.

В 1. Вставьте понятие, соответствующее определению:

Форма дезорганизации поведения индивида, нарушающего социальные нормы, - это ... поведение.

В2.  Вставьте слово вместо пропуска:

В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности ... , общества и личности.

Задания В3 и В4 - задания на соответствие. Выполняйте их следующим образом.

К каждому пункту первого столбца, обозначенному определенной буквой, подберите соответствующий(ие) пункт(ы) второго столбца и запишите букву, которой он обозначен. Не нарушайте последовательность первого столбца. Запись ответа должна представлять собой ряд букв, например:

а

в

б

г

е

д

ВЗ. Установите соответствие видов и форм познания:

Виды познания:                     Формы познания:

а) рациональное познание;                в) суждение;

б) чувственное познание;                 г) восприятие;

            д) представление;

            е) умозаключение

В4. Установите соответствие между названиями политических режимов и их признаками.

Политический режим:             Признаки:

а) демократический режим;     в) единая, обязательная для всех идеология;

б) тоталитарный режим;              г) политический плюрализм;

                                             д) вмешательство государства во все сферы жизни граждан

                                             е) взаимная ответственность государства и граждан

В5. Идут сельскохозяйственные работы: прополка, окучивание, полив. Укажите, что из ниже приведенного списка является объектом данной деятельности.

Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность.

1)Водители поливочных машин;

2)поливочные машины;

3)грядки картофеля;

4)помидоры и огурцы в теплицах;

5)технические приспособления;

6)пшеничное поле;

7)земледельцы.

В6. Ниже приведены характеристики семьи.

Распределите их следующим образом: три первые должны соответствовать семье демократического (партнерского) типа, три последние - семье традиционного (патриархального)  типа.

Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность.

1)Главенствующее положение отца семейства;

2)добровольное распределение обязанностей;

3)равное участие супругов в принятии решений по семейным вопросам;

4)ограничение функций женщины ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми;

5)беспрекословное подчинение младших старшим;

6)активное участие женщины в общественном производстве.

Задания С1-С5

Ответы на задания части С запишите аккуратно и разборчиво на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Cl. Перечислите предприятия различных форм собственности.

С2. Владелец крупнейшего телеканала купил контрольный пакет акций всех основных телекомпаний. Как это может повлиять на содержание передаваемой по телевидению текущей информации?

Аргументируйте свой ответ.

С3. На схеме «Социальные нормы» указаны два вида таких норм. В листе ответов в любой последовательности дополните перечень видов таких норм.

                     

С4. Верно ли суждение?

Понятия «закон» и «право» являются синонимами.

Ответ объясните.

С5. Дайте обоснованную оценку значения культуры межнациональных отношений в жизни общества.

Вариант № 2 

Оцениваемые знания:З.1,З.2,З.3,З.4. 

Оцениваемые умения:У-1,У-2,У-3,У-6,У-8,У-10.

Оцениваемые компетенции:ОК2,ОК3.

Инструкция для обучающихся

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Работа по обществознанию состоит из 61 задания, которые разделены на две части.

Часть 1 содержит 30 несложных заданий с выбором ответа (А1-А30).

Часть 2 состоит из более сложных заданий трех типов: 20 заданий с выбором ответа (А31-А50), 6 заданий с краткими ответами (В1-В6) и 5заданий (С1-С5), на которые вам нужно дать развернутый ответ.

К каждому заданию А1-А50 даны четыре варианта ответа, в которых один верный.

При выполнении заданий В1-В6 надо дать краткий ответ (одно-два слова или число).

Если ответ состоит из двух слов, то эти слова напишите подряд без промежутка между ними. Ответы записывайте разборчиво.

На выполнение работы отводится 3 ч (180 мин).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к выполнению работы. Желаем успеха!

Часть 1

А1. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют:

1)социальной стратификацией;

2)общественной мобильностью;

3)социальной революцией;

4)общественным прогрессом.

А2. Верны ли следующие суждения?

А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

1)Верно только А;                         3)верны и А, и Б;

2)верно только Б;                         4)оба суждения неверны.

А3. В стране установился тоталитарный режим, о чем свидетельствует следующее:

1)существует монополия на власть одной политической партии;

2)граждане обязаны подчиняться законам;

3)государство не вмешивается в дела гражданского общества;

4)выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе.

А4. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется:

    1)прогрессом; 3) регрессом ;2 ) революцией;        4)эволюцией.

А5. Верны ли следующие суждения?

А. Деятельность человека целенаправленна.

Б. Поведение животных не является целесообразным.

1)Верно только А;

2)верно только Б;

3)верно и А, и Б;

4)оба суждения неверны.

А6. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»:

1)самообразование;                         3)самовыражение;

2)самопознание;                        4)самолюбие?

 

А7. Деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, обозначается словом:

1)общение;                         3)творчество;

2)понимание;                 4)познание.

А8. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

1)использует эксперимент;

2)подходит к работе творчески;

3)развивает свои интеллектуальные возможности;

4)добывает знание, новое для всего человечества.

А9. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется:

1)наукой;                         3)искусством;

2)культурой;                        4)экономикой.

A10. Создание художественных образов обязательно присуще:

1)науке;                         3)образованию;

2)искусству;                         4)производству

A11. Элитарная культура в отличие от массовой:

1)ориентирована на получение коммерческой выгоды;

2)учитывает запросы самых широких слоев общества;

З) характеризуется сложностью форм художественного освоения  мира;

4) имеет развлекательный характер.

A12. К обязательным элементам религии относится:

1)вера в существование сверхъестественного;

2)законодательство о свободе совести;

3)активное участие деятелей церкви в политике;

4)научное доказательство религиозных догматов.

А13. В процессе научного познания обязательно происходит:

1)теоретическое обобщение;

2)создание художественного образа;

3)создание материальных ценностей;

4)отрицание предыдущих достижений.

 A14. Признаком рыночной экономики является:

1)преобладание государственной собственности;

2)директивное планирование;

3)централизованное ценообразование;

4)конкуренция товаропроизводителей.

A15. В перечне функций рынка является лишним:

1)обеспечение полной занятости;

2)регулирование общественного производства;

3)обеспечение связи производителей и потребителей;

4)учет затрат на производство продукции.

А16. Верны ли следующие суждения?

А. Система свободного предпринимательства не зависит от конкуренции.

Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.

1)Верно только А;                        3)верны и А, и Б;

2)верно только Б;                        4)оба суждения неверны.

 

A17. Спрос и предложение на рабочую силу формируется на:

1)рынке капитала;

2)рынке потребительских товаров;

3)рынке труда;

4)рынке материалов и сырья.

A18. В перечне прав потребителя является лишним:

1)право на информацию о товаре;

2)право на установление объемов производства товара;

3)право на замену товара изделием лучшего качества;

4)право на безопасность товара.

A19. Если доход фирмы больше ее издержек, то фирма:

1)получает прибыль;

2)терпит убытки;

3)снижает капитальные вложения;

4)пользуется льготным налогообложением.

А20. Элементом социальной структуры общества является:

1)сословие;                         3)кооператив

2)банк;                        4)государство

А21. Моральные нормы:

1)ведут к социальному расслоению общества;

2)обеспечиваются силой государственного принуждения;

3)имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение;

4)вводятся правовыми актами.

А22. Социальное неравенство - это:

1)существование в обществе различных социальных групп;

2)социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам;

3)любые социальные перемещения;

4)изменение социального статуса.

А2З. Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти:

1)экономическая;                         3)социальная;

2)политическая;                         4)духовная!

А24. Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется:

1)нормой морали;                        3)правовой нормой;

2)партийной нормой;                 4)традиционной нормой.

А25. Что из перечисленного ниже характеризует восходящую вертикальную социальную мобильность:

1)назначение ведущего инженера директором фирмы;

2)назначение инженера одной фирмы инженером другой;

3)разжалование офицера в рядовые;

4)переезд из одного поселка городского типа в другой?

А26. Наиболее полно права и свободы гражданина Российской Федерации законодательно закреплены в:

1)Гражданском кодексе РФ;

2)Всеобщей декларации прав человека;

3)Конституции РФ;

4)Декларации прав человека и гражданина.

А27. Исключительным признаком правового государства является(ются):

1)периодические выборы в органы власти;

2)охрана и гарантии прав человека;

3)наличие правоохранительных органов;

4)разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права.

А28. Политическая партия:

1)участвует в борьбе за власть;

2)является частью социальной структуры общества;

3)определяет рыночные цены;

4)взимает налоги с населения.

А29. К признакам государства относится:

1)уважение к законам;

2)наличие парламента;

3)унитарное устройство;

4)наличие публичной власти.

А30. Лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей, - это:

1)человек;                        3)гражданин;

2)подданный;                 4)индивид

Часть 2

А3l. К числу основных подсистем общества как системы относится:

1)экономика;                 3)профсоюз;

2)сословие;                         4)идеология.

А32. Отличие индустриального общества от аграрного состоит в том, что:

1)развивается торговля между городом и деревней;

2)господствуют общинные принципы социальной жизни;

3)центрами социально-экономической жизни являются промышленные предприятия;

4)производство ориентировано не на объем, а на качество продукции.

АЗЗ. Верны ли следующие утверждения?

А. В современном обществе трудовая занятость женщин вне дома снижается.

Б. Семья остается одной из ценностей общества

1)Верно только А;

2)верно только Б;

3)верны и А, и Б;

4)оба утверждения неверны

АЗ4. К предотвращению межнациональных конфликтов ведет:

1)создание национально-однородных государств;

2)компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства;

3)обеспечение прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности;

4)последовательное наращивание военного потенциала государства.

АЗ5. Происходящее в развитых странах относительное сокращение численности рабочего класса вызвано:

1)уменьшением численности населения;

2)спадом промышленного производства;

3)возрастанием роли сельского хозяйства;

4)переходом в постиндустриальную стадию развития.

АЗ6. Внутренний мир чувств, мыслей, идей способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется:

1)отражением;                 3)сознанием;

2)знанием;                         4)деятельностью.

А37. Человека как личность характеризуют(ет)

1)особенности строения тела;

2)общественная активность;

3)особенности темперамента;

4)состояние здоровья.

А38. Человек от животного отличается тем, что он:

1)имеет природные инстинкты;

2)обладает наиболее совершенным слухом;

3)не зависит от природных условий;

4)обладает членораздельной речью.

А39. Внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм и институтов, регулирующих различные виды деятельности, называется:

1)отраслью права;

2)системой права;

3)источником права;

4)системой законодательства.

А40. Что является примером нормы административного права:

1)граждане РФ имеют равный доступ к информации;

2)непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками влечет предупреждение;

3) лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не освобождается от уголовной ответственности

4) земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей?

A4l. Источником права является:

1)институт права;                         3)правовой акт;

2)отрасль права;                        4)правовая культура.

 

А42. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1)средства должны соответствовать целям;

2)субъектом выступает отдельная личность;

3)цель состоит в получении достоверного знания;

4)результатом является создание нового продукта.

А43. Только познавательной деятельности присущи:

1)наличие объекта и субъекта деятельности;

2)определенная последовательность действий;

3)нацеленность на приобретение новых знаний;

4)творческий характер.

А44. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

1)обобщенное суждение о предмете;

2)конкретный образ предмета;

3)мысленная модель предмета;

4)понятие о предмете.

А45. Спрос - это:

1)потребность покупателя в товаре;

2)количество товара, которое сможет удовлетворить желание покупателей;

3)потребность в товаре и способность его оплатить;

4)количество денег, имеющееся у покупателя для приобретения товара.

А46. Специальный налог на товары, ввозимые из-за границы, называется:

1)подоходным налогом;

2)таможенной пошлиной;

3)налогом на имущество;

4)налогом на прибыль.

А47. Государство регулирует рыночную экономику:

1)устанавливая цены на товары;

2)изменяя систему налогов;

3)определяя объемы производства;

4)снабжая предприятия сырьем и материалами.

А48. К политическим институтам относятся:

1) политические партии;

2)творческие союзы;

3)производственные объединения граждан;

4)научные учреждения.

А49. Показателем политического плюрализма является:

1)наличие в стране политической оппозиции;

2)партийное руководство всеми сферами общества;

3)выборность органов власти;

4)наличие политической системы.

А50. Верны ли следующие суждения?

Социальная функция образования заключается в том, что -

А. в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. оно непосредственно управляет социальными процессами в обществе.

1)Верно только  А;

2)верно только  Б;

3)верны и  А, и Б;

4)оба суждения неверны.

Задания В1 – В6

При выполнении заданий части В требуется на бланке ответов после номера задания записать ваш ответ. Ответом может быть только слово или слова, набор цифр или букв. Каждую цифру и букву слова пишите в отдельном окошке по приведенным образцам. Между цифрами, буквами или словами не делайте пропусков и не ставьте знаки препинания.

В1. Назовите понятие, соответствующее определению:

«Человек как активный участник общественной жизни - это ... »

В2. Вставьте слово вместо пропуска:

Экономическая жизнь включает в себя элементы соперничества, то есть конкуренции, и стремление добиться исключительного положения, диктовать свои условия на рынке, то есть ...

Задания В3 и В4 - задания на соответствие. Выполняйте их следующим образом.

К каждому пункту первого столбца, обозначенному определенной буквой, подберите соответствующий(ие) пункт(ы) второго столбца и запишите букву, которой он обозначен. Не нарушайте последовательность первого столбца. Запись ответа должна представлять собой ряд букв, например:

а

в

б

г

е

д

В3. Установите соответствие видов знания и их характеристик:

а) повседневный опыт;                 

д) обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, суждений, пословиц, загадок;

б)теоретические знания                

е) законы, принципы, понятия,

теоретические схемы, аксиомы, логические следствия, образующие систему;

в)народная мудрость                

ж) побочный продукт практической деятельности  или ученичества у мастера, наставника,  умельца;

г)искусство                

з) отражение действительности в художественных образах

В4. Установите соответствие между отраслями права и свойственными им понятиями:

а) уголовное право;                                                 д) опека и попечительство;

б) международное гуманитарное право;                 е)понятие «преступление»;

 в)семейное право                                                       ж)отношение к военнопленным;

г)гражданское право                                        з)понятие «юридическое лицо».

В5. Перечислите, что из нижеприведенного является результатом учебной деятельности.

Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность.

1)Учителя;

2)компьютерное обеспечение;

3)знание основ наук;

4)наглядные пособия;

5)учащиеся;

6)умения применять знания;

7)практические навыки

В6. Распределите перечисленные ниже организации следующим образом. Три первые должны представлять гражданское общество, три последующие - государственный аппарат. Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность.

1)Союз предпринимателей;

2)Общество филателистов;

3)Генеральный штаб;

4)Комитет солдатских матерей;

5)Министерство образования;

6)Конституционный суд.

Задания С1-С5

Ответы на задания части С запишите аккуратно и разборчиво на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

C1. Перечислите характерные черты рыночной экономики.

С2. На схеме «Тенденции развития семьи в индустриальных странах» указаны две из таких тенденций. Запишите в листе ответов остальные три в любой последовательности.

С3. Раскройте на примере суть правового регулирования рыночной экономики.

С4. Какой из принципов демократического государства нарушается, если в парламент страны может избираться только человек, владеющий недвижимой собственностью? Аргументируйте свой ответ.

С5. Верно ли суждение?

«Каждый человек от рождения занимает определенное положение в обществе».

Аргументируйте свой ответ.

Вариант № 3 

 

Оцениваемые знания:З.1,З.2,З.3,З.4.

Оцениваемые умения:У-1.У-2,У-3.У-6,У-8,У-10.

Оцениваемые компетенции: ОК 2,ОК 3.

Инструкция для обучающихся

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Работа по обществознанию состоит из 61 задания, которые разделены на две части.

Часть 1 содержит 30 несложных заданий с выбором ответа (А1-А30).

Часть 2 состоит из более сложных заданий трех типов: 20 заданий с выбором ответа (А31-А50), 6 заданий с краткими ответами (В1-В6) и 5заданий (С1-С5), на которые вам нужно дать развернутый ответ.

К каждому заданию А1-А50 даны четыре варианта ответа, в которых один верный.

При выполнении заданий В1-В6 надо дать краткий ответ (одно-два слова или число).

Если ответ состоит из двух слов, то эти слова напишите подряд без промежутка между ними. Ответы записывайте разборчиво.

На выполнение работы отводится 3 ч (180 мин).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к выполнению работы. Желаем успеха!

Часть 1

      К каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите в бланке ответов выбранный вами номер правильного ответа.

А 1. Проблемы предотвращения угрозы новой мировой войны, преодоления мирового экологического кризиса принято называть:

1)вечными;

2)глобальными;

3)гуманитарными;

4)неразрешимыми.

А2. Верны ли следующие суждения?

А. Характерным признаком регресса можно считать ситуацию, когда общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции.

Б. Характерным признаком регресса можно считать ситуацию, когда власть осуществляет перемены в обществе насильственным путем.

1)Верно только А;

2)верно только Б;

3)верны и А, и Б; 4)оба суждения неверны.

А3. Демократия проявляется в:·

1)запрете политических партий;

2)отмене выборов в парламент;

3)участии граждан в альтернативных выборах;

4)усилении контроля за личной жизнью граждан.

А4. Тот факт, что развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения, является свидетельством:

1)противоречивости общественного прогресса;

2)цикличности общественного развития;

3)необратимости социальных процессов;

4)регресса технического развития.

А5. В отличие от поведения животного в основе деятельности человека лежит(ат):

1)биологическая программа;

2)осознанная цель;

3)инстинкты;

4)зависимость от среды обитания.

А6. Процесс, связанный с получением знаний о своих возможностях, качествах, называется:

1)самореализацией;                         3)самодеятельностью;

2)самовыражением;                         4)самопознанием.

А7. Творчество - это всегда:

1)появление нового качества;

2)следование обычаям;

3)длительный процесс изменений;

4)возвращение к старому.

А8. Только научное познание включает:

1)создание новых материальных ценностей;

2)выработку нравственных норм;

3)раскрытие смысла жизни;

4)выявление закономерностей развития мира.

А9. На материальную и духовную традиционно разделяют:

1)культуру;                                     3)науку;

2)мораль;                                 4)искусство.

А10. Формула «искусство для искусства» характерно для:

1)народной культуры;                 3)элитарной культуры;

2)массовой культуры;                 4)национальной культуры.

A11. Для науки характерным видом деятельности является:

1)создание художественного образа;

2)формирование чувства прекрасного;

3)выдвижение гипотезы;

4)создание материальных ценностей.

А12. Свобода совести проявляется в:

1)выборе выпускником школы рабочей специальности;

2)вступлении гражданина в религиозную общину;

3)создании специализированной физико-математической школы;

4)открытии промышленного предприятия.

A13. Такие действия, как выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, совершаются в процессе:

1)художественного творчества;

2)научного познания;

3)производственной деятельности;

4)получения образования.

A14. Признаком рыночной экономики является:

1)преобладание государственной собственности;

2)директивное планирование;

3)централизованное ценообразование;

4)конкуренция товаропроизводителей.

А15. Росту объемов производства способствует:

1)снижение капитальных вложений;

2)внедрение новой техники и технологий;

3)увеличение налогов на производителя;

4)рост административного аппарата.

A16. Цены в условиях рыночной экономики формируются под воздействием:

1)формы государственного правления;

2)уровня политической культуры общества;

3)спроса и предложения;

4)нравственных представлений.

A17. Соотношение числа рабочих мест и количества людей, стремящихся их занять, проявляется на рынке:

1)товаров;                                     3)инноваций;

2)ценных бумаг;                         4)труда.

A18. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:

1)покупки товара;

2)участия в политических выборах;

3)создания произведения искусства;

4)сельскохозяйственных работ.

А19. Спрос и предложение на акции формируются на:

1)рынке недвижимости;                 3)рынке ценных бумаг;

2)рынке товаров и услуг;                 4)рынке труда.

А20. Элементом социальной структуры общества является:

1)сословие;                        3)кооператив;

2)банк;                         4)государство

А21. Социальное неравенство проявляется различии в:

1)доходах;                         3)темпераменте;

2)способностях;                 4)духовных запросах

А22. Что из перечисленного ниже характеризует горизонтальную социальную мобильность:

1)повышение по служебной лестнице;

2)разжалование офицера в солдаты;

3)получение второй рабочей специальности;

4)понижение в должности?

А23. Эстетические нормы:

1)закрепляются в государственном законодательстве;

2)обеспечиваются силой государственного принуждения;

3)основаны на вере в сверхъестественные силы;

4)закрепляют представление о прекрасном и безобразном.

А24. Какая сфера жизни общества включает в себя взаимодействие классов общественных слоев и групп:

1)экономическая;                         3)социальная;

2)политическая;                        4)духовная?

А25. Юридической нормой является:

1)право на понимание;                 3)право на образование;

2)право на сочувствие;                 4)право на уважение.

А26. Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между Конституцией и остальными нормативными актами:

1)все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;

2)Конституция принимается в соответствии с остальными нормативными актами;

3)нормы Конституции равнозначны нормам остальных нормативных актов;

4)нормативные акты принимаются без согласования с положениями Конституции?

А27. Что из нижеприведенного характеризует положение граждан в правовом государстве?

Граждане:

1)обладают широкими правами и свободами;

2)освобождаются от уплаты налогов;

3)обязаны вступать в политическую партию;

4)имеют ограниченный доступ к информации.

А28. Политическая партия:

1)участвует в борьбе за власть;

2)является частью социальной структуры общества;

3)определяет рыночные цены;

4)взимает налоги с населения.

А29. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется:

1)парламентской республикой;

2)абсолютной монархией;

3)конституционной монархией;

4)президентской республикой.

А30. Гражданин участвует в политике, когда:

1)высказывает свое мнение на референдуме;

2)получает высшее образование;

3)платит государственные налоги;

4)открывает новое в физической картине мира.

Часть 2

А31. К числу основных подсистем общества как системы относится:

1)господствует сословная иерархия;

2)существуют города;

3)существенно ограничена социальная мобильность;

4)производство ориентировано на рынок.

А32. В индустриальном обществе в отличие от аграрного:

1)господствует сословная иерархия;

2)существуют города;

3)существенно ограничена социальная мобильность;

4)производство ориентировано на рынок.

А33. Верны ли следующие суждения?

А. В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В ряде стран увеличивается число «свободных союзов».

1)Верно только А;                         3)верны и А, и Б;

2)верно только Б;                         4)оба суждения неверны.

А34. Тенденциями развития межнациональных отношений в современном мире является:

1)усиление социального неравенства;

2)углубление различий между городом и деревней;

3)развитие политического плюрализма;

4)межнациональная интеграция и национальная дифференциация.

А35. К признакам, которые могут характеризовать социальную группу, относится(ятся):

1)физические особенности организма;

2)особенности темперамента;

3)умственные способности;

4)профессия.

А36. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется:

1)отражением;                 3)сознанием;

2)знанием;                         4)деятельностью.

А37. Термин «индивидуальность» характеризует в человеке:

1)неповторимые черты;

2)типичные проявления;

3)социальные качества;

4)физические свойства.

А38. И человеку, и животному свойственны потребности в:

1)социальной активности;

2)целенаправленной деятельности;

3)заботе о потомстве;

4)изменении среды обитания.

А39. Какому понятию соответствует следующее определение?

Систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, называется:

1)системой права;                         3)источником права;

2)отраслью права;                         4)инструментом права.

А40.Что является примером нормы гражданского права:

1)каждый обязан охранять природу и окружающую среду;

2)сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, может быть совершена устно;

3)в Российской Федерации признается идеологическое многообразие;

4)умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет?

A41. Правовым актом называется:

1)любое принятое в обществе правило поведения;

2)норма морали;

3)административное решение по конкретному делу;

4)документ, который устанавливает и вводит в действие нормы права, изменяет и отменяет правила общего характера.

А42. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1)средства должны соответствовать целям;

2)субъектом выступает отдельная личность;

3)цель состоит в получении достоверного знания;

4)результатом является создание нового продукта.

А43. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:

1)создается в результате познавательной деятельности;

2)требует усилий для своего пони мания;

3)соответствует предмету познания;

4)выявляется в ходе эксперимента.

А44. Какое суждение верно?

А. Речевая деятельность человека связана прежде всего с чувственным познанием.

Б. Речевая деятельность человека связана прежде всего с мыслительной деятельностью.

1)Верно только А;                         3)верны и А, и Б;

2)верно только Б;                         4)оба суждения неверны.

А45. Равновесной называется цена, при которой:

1)предложение превышает спрос;

2)величина спроса равна величине предложения;

3)продавцы не могут продать свой товар;

4)спрос превышает предложение.

А46. Сокращение дефицита государственного бюджета приведет к:

1)уменьшению внутреннего долга;

2)снижению потребностей;

3)росту импорта;

4)увеличению налогов.

А47. Проблема выбора способа использования ограниченных ресурсов в свободной рыночной  экономике в отличие от экономики других типов решается:

1)с помощью государственного плана;

2)путем введения запретов и ограничений;

3)на основе личных интересов свободных производителей;

4)воздействием как государства, так и рыночного механизма.

А48. Государство в отличие от партии:

1)является политической организацией;

2)имеет право издавать законы;

3)разрабатывает политику;

4)имеет органы управления.

А49. Какой тип избирательной системы действует в стране, если выборы в представительные органы осуществляются по одномандатным избирательным округам и победителем считается кандидат, набравший 50+ 1 голос:

1)мажоритарная;                         3)смешанная;

2)пропорциональная;                4)правовая?

А50. Какое утверждение является верным? Согласно закону РФ «Об образованию> обязательным является

А. основное общее образование.

Б. среднее (полное) общее образование.

1)Верно только А;                         3)верны и А, и Б;

2)верно только Б;                         4)оба суждения неверны.

Задания В1-В6

При выполнении заданий части В требуется на бланке ответов после номера задания записать ваш ответ. Ответом может быть только слово или слова, набор цифр или букв. Между цифрами, буквами или словами не делайте пропусков и не ставьте знаки препинания.

В1. Назовите понятие, соответствующее определению.

Особая система знаний, содержащая описание, теоретическое объяснение и обоснованное предсказание процессов и явлений действительности, - это ...                                                              

В2. Вставьте слово вместо пропуска.

Играя социальные роли, человек выполняет функции, соответствующие его социальному

Задания В3 и В4 - задания на соответствие. Выполняйте их следующим образом.

        К каждому пункту первого столбца, обозначенному определенной буквой, подберите соответствующий(ие) пункт(ы) второго столбца и запишите букву, которой он обозначен. Не нарушайте последовательность первого столбца. Запись ответа должна представлять собой ряд букв, например:

а

в

б

г

е

д

В3. Сферы жизни                  

а) экономическая сфера;                 

б) политическая сфера;                  

в) духовная сфера;                         

г) социальная сфера;

Составляющие общества:

д) взаимодействие классов, социальных слоев и групп;

е) деятельность государственных  организаций, партий;

ж) мораль, религия, философия, деятельность  научных, религиозных, образовательных  организаций;

з) отношения в процессе материального  производства.

В4. Установите соответствие между религиями и их характеристиками:

Характеристики:                       Религии:

а) мировые религии;                 г) конфуцианство;

б) национальные религии;                 д) язычество;

в) политеистические религии;         е) христианство.

В5. Что из перечисленного ниже представляет местное самоуправление, а что - государственный аппарат?

Впишите цифры, соблюдая предложенный порядок.

1)Администрация области;

2)сельский сход;

3)собрание жителей микрорайона;

4)прокуратура;

5)муниципальная милиция;

6)Служба внешней разведки.

В6. Укажите, что из нижеприведенного списка представляет собой средства для достижения цели в деятельности сельскохозяйственных работников.

Впишите цифры, соблюдая предложенный порядок.

1)Возделанные поля;

2)бригада трактористов;

3)посадочный материал;

4)сельскохозяйственная техника;

5)сеятели;

6)система агротехнических приемов;

7)цветущие сады.

Задания С1-С5

Ответы на задания части С запишите аккуратно и разборчиво на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

С1. Перечислите основные виды социальных норм.

С2. На схеме «Государственное регулирование рыночной экономики» указаны два способа влияния государства на экономику в условиях рынка. В листе ответов в любой последовательности запишите недостающие способы.

СЗ. Государственный тракторный завод, находящийся в тяжелом финансовом положении, был передан в собственность трудовому коллективу. Работники, восстановив конкурентоспособность предприятия, участвуют в управлении им и распределяют полученный предприятием доход.

Какую форму собственности иллюстрирует данный пример? Объясните свой ответ.

С4. Верно ли суждение?

«В гражданском обществе человек абсолютно независим от других людей, общества в целом».

Ответ объясните.

С5. Кратко охарактеризуйте значение политической культуры в жизни общества.

Критерии оценивания тестовых заданий.

Оценка

Критерий

«5»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, качественно и творчески

«4»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, при выполнении отдельных алгоритмов действий допущены небольшие отклонения, общий вид объекта достаточно аккуратный

«3»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением заданной последовательности, отдельные алгоритмы действия выполнены с отклонением от образца, объект оформлен небрежно или не в заданный срок

«2»

Обучаемый самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, при выполнении алгоритмов действия допущены большие отклонения, объект оформлен небрежно и имеет незавершенный вид

Оценка знаний, умений и навыков по результатам итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

 Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год


 

Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ 

В комплект КОС внесены следующие изменения:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании МК _______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 

Руководитель МК ________________ /___________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации (дифференцированный зачет) по учебной дисциплине «ХИМИЯ»

Контрольно-оценочные средства  для промежуточной аттестациипо учебной дисциплине «ХИМИЯ» предназначены для проведения дифференцированного зачета для обучающихся 1 курса.  Задания выполнены в...

Контрольно-оценочные материалы ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА) МДК 01.01.Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Материалы для проведения семестровой контрольной работы составлены в     соответствии с Федеральным Государственным образоват...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации (комплексный дифференцированный зачет)

Контрольно-оценочные средства предназначены для оценки результатов освоения элементов (знаний и умений) профессиональных компетенций, формируемых в рамках междисциплинарного курса МДК.01.01 профессион...

СТАТИСТИКА Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации обучающихся

СТАТИСТИКА Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации обучающихся...

ФИНАНСЫ Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации обучающихся

ФИНАНСЫ Контрольно-оценочные средства  для промежуточной аттестации обучающихся...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для промежуточной аттестации по дисциплине МДК 04.01 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПМ.04 «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»

ФОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения программы МДК.04.02 Контроль качества продукции и услуг общественного питанияВ результате изучения междисциплинарного курса обучающийся долж...

Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации по МДК 01.01 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации  по МДК 01.01 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ...