Игровой исторический конкурс: " Смутное время. первые Романовы"
презентация урока для интерактивной доски на тему

Гусева Галина Александровна

Данный игровой материал предназначен для проведения урока истрии, внеклассного мероприятия или классного часа , посвещенному Дню норадного единства. Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов, студенты 1-2 курсов. Соержание презентации охватывает все основные события и участников "смутного времени", постороена в игровой форме, что повышает как результативность занятия, так и интерес к истории своей страны в целом, воспитывает патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsia_konkursa_smuta.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровой исторический конкурс: «Смутное время. Первые Романовы » Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить, людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь В.О.Ключевский

Слайд 2

Проблемная задача: 17 век – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии?

Слайд 3

1 гейм «Дальше, дальше» Тесты: 1. XVII в. начался для России: 1) династическим кризисом; 2) польско-шведской интервенцией; 3) образованием всероссийского рынка; 4) установлением абсолютной монархии; 2.Лжедмитрий I заручился помощью Речи Посполитой, обещав: 1)освободить крестьян от крепостной зависимости; 2)Северские и Смоленские земли Речи Посполитой; 3)распространить католицизм в России; 4)привести русских дворян к присяге королю Речи Посполитой . 3.В борьбе против Лжедмитрия II Василий Шуйский обратился за помощью: 1)к Швеции; 2)к Турции; 3)к Польше; 4)к Германии. 4.Событие, о котором идёт речь: ”…началось в Путивле .Собрав большие отряды… отправился на Москву… в начале декабря 1606 г. предпринял штурм Москвы”, -это 1)восстание Хлопка; 2)действие народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским; 3)восстание Ивана Болотникова; 4)попытка Лжедмитрия II овладеть Москвой;

Слайд 4

5.Боярский заговор против Лжедмитрия I обьясняется: 1)введением новых поборов со стороны Лжедмитрия I в пользу поляков: 2)неуважение русских традиций и обычаев; 3)попыткой освободить крестьян от личной зависимости; 4)отменой указа о пятилетнем сроке сыска крестьян. 6.Второе ополчение против польско-шведской интервенции связанно с именами: 1)К. Минина и Д. Пожарского; 2)П. Ляпунова и Хлопка; 3)И. Болотникова и Ф. Романова; 4)И. Шуйского и В. Шуйского. 7.Лжедмитрий I характеризовался как человек: 1)незаурядных способностей; 2)знавший латинский и польский языки; 3)неграмотный и необразованный; 4)с ужасными манерами. 8.Крестьяне поддерживали Лжедмитрия I : 1)так как верили в доброго царя; 2) из-за ненависти к Борису Годунову как опричнику; 3)надеялись на освобождение от крепостного гнета; 4)из-за ненависти к боярам и дворянам. 9.Военное вмешательство Польши и Швеции в дела Русского государства носит название. 1)договора; 2)интервенции; 3)саботажа; 4)войны.

Слайд 5

2 гейм «Заморочки из мешочка» 1. В.О. Ключевский дал такую оценку Лжедмитрию 1: «Он был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Как вы понимаете это высказывание? 2. Кому из них принадлежат высказывания: - «Братья! Постоим за землю русскую! Ополчимся на ляхов поголовно! Отдадим все имущество, если нужно, но выкупим Отечество!» 3. - «Нет, не я вас, а вы себя сами обманули. Как вы могли думать, что я выдам вам нашего государя? Теперь он спасен, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам моя голова, делайте с ней что хотите. Я отда ю себя Богу, зная, что Михаил спасен!»

Слайд 6

3 гейм «Ты - мне, я- тебе»

Слайд 7

4 гейм «Литературный » 1. «Злодей! – закричали враги, закипев, - Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Слайд 9

2. Собрались бояре как-то раз, За беседой посидели час, Меж собою тайно говоря, - Выбрали боярского царя. И, собрав на площадь москвичей, Став на Лобном месте под Кремлем, Горсточка бояр-бородачей Объявила………… царем.

Слайд 11

3. . Волжане! Православный люд! Повсюду ляхи русских бьют! Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, Пойдем мы, жизни не щадя, Не пощадим домов, клетей, Ни золота, ни серебра! Заложим жен своих, детей! Пришла пора!

Слайд 12

4. Собралась многотысячная рать. Им, холопам, больше нечего терять. Из народа воевода к ним пришел- Отвоёвывать у Шуйского престола

Слайд 13

5 гейм. «Видеоряд» Задание. Сопоставьте портреты и характеристики деятелей Русского государства периода Смуты. 1. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича. Настоящее имя - Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся, приняв имя Григорий. В 1602 г. бежал в Литву. Был поддержан рядом польских магнатов. Осенью 1604 г. вторгся в Россию, 20 июня 1605 г. вступил в Москву, 22 июня венчался на царство. Ввел при дворе ряд польских обычаев. Женился на католичке Марине Мнишек. 17 мая 1606 г. был свергнут и убит. 2. Царь в 1598 - 1605 гг. Служил в "опричнине". Возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Федором Ивановичем. С воцарением Федора - член регентского совета. Инициатор введения патриаршества. Сторонник сближения России с Западной Европой. Ввел урочные лета (1597 г.). Ввел в белые слободы тягло. При нем велось интенсивное крепостное и церковное строительство. В 1598 г. после смерти Федора избран Земским собором на царство. Скоропостижно умер во время вторжения Лжедмитрия I. 3. Нижегородский посадский человек, мясо торговец. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. - земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. - думный дворянин. Кузьма Минин Василий Шуйский Борис Годунов Лжедмитрий I

Слайд 14

4. Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту. В 1610 г. был сведен с престола и пострижен в монахи. 5. Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612 - 1618 гг. Возглавлял ряд приказов. 6. Царь с 1613 г., первый царь из династии Романовых. Сын Ф. Н. Романова (патриарха Филарета). Избран на царство Земским собором. В момент избрания находился с матерью в Ипатьевском монастыре. 7. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича, якобы вторично спасшегося в Москве в мае 1605 г. Происхождение неизвестно. В мае 1608 г. разбил войска Василия Шуйского и осадил Москву, встав лагерем в Тушине (отсюда прозвище - Тушинский вор). После распада Тушинского лагеря в декабре 1609 г. бежал в Калугу. Убит своим бывшим сторонником. 8. Предводитель восстания 1606 - 1607 гг. Призывал холопов и посадских убивать своих господ и богатых купцов и переходить на его сторону. В то же время жаловал приближенным поместья. Был разбит под Москвой, после взятия войсками царя Тулы сослан в Каргополь, где ослеплен и утоплен. Лжедмитрий II Болотников И.И. Дмитрий Пожарский Михаил Фёдорович

Слайд 15

6 гейм «Темная лошадка» Был холопом боярина бежал, но попал в плен к татарам, которые продали его в рабство туркам. У турок был невольникам – гребцом на галерах. сбежал в Венецию. Через Германию и Польшу вернулся в Россию и возглавил крестьянское восстание.

Слайд 17

Сын патриарха Филарета, в миру боярина Фёдора Никитича Романова, родственника Ивана Грозного и его сыновей по женской линии. Избран Земским Собором на престол.

Слайд 19

Первоначально народ приветствовал его, однако вскоре новый царь сумел вызвать недовольство во всех слоях московского населения. Царь не соблюдал православных обрядов (ходили даже тайные слухи о его переходе в «латинство»), не чтил традиционно русского уклада жизни (носил польское платье, брил бороду, не спал после обеда, редко посещал церковь). Не вызвало одобрения и свадьба его на дочери польского магната. Она не приняла православие, отказалась во время свадебной церемонии от причастия, присутствовала на пирах, презирала русские обычаи. Молодая царская чета окружили себя поляками, которые чувствовали себя хозяевами в Москве. Чтобы привлечь на свою сторону служилое дворянство, он щедро раздавал земли и деньги. Этим он настроил против себя прежде лояльное к нему боярство и, разумеется, народ, положение которого вместо ожидаемого улучшения лишь ухудшилось. Кроме того, он не смог удержать и доверие поляков. Он не торопился выполнить главное условие его возведения на престол – обращения России к католичество, прекрасно понимая невозможность данного предприятия. К весне 1606 г. он остался без поддержки. Вспыхнул заговор, в ходе которого самозванец был убит.

Слайд 21

Личные качества царя не способствовали его активному участию в государственных делах, чем объясняется борьба между боярскими группировками после смерти Ивана Грозного. Крупнейшим политиком этого периода стал брат жены

Слайд 22

Федор Иоаннович

Слайд 23

Лжедмитрий III (настоящее имя Сидорка (Исидор), по одному псковскому сказанию, также Матюшка (Матвей); умер в июле 1612) — самозванец и авантюрист, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича. В российской истории известен также как «псковский вор».

Слайд 24

7 гейм « Герой без награды» И.О. …(год рождения не известен) проживал в деревне Деревнищи, расположенной близ села … Костромского уезда и входившей в вотчину Романовых. Зимой 16… года отряд … шляхты взял его проводником. В жалованной грамоте царя … Фёдоровича зятю – Богдану Собинину от 30 ноября 1619 года указано: в 1613 году… «приходили в Костромской уезд литовские люди, а… Ивана … в те поры литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками, а пытали у него: где в те поры мы… были. И он, Иван, ведая про нас… где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас… не сказал. И … и литовские люди замучили его до смерти».

Слайд 25

А)Ивану Сусанину, отдавшему жизнь за царя Б) Ивану Сусанину- патриоту земли русской В) Ивану Сусанину- герою земли Костромской

Слайд 27

Проблемное задание: Чем же был 17 век, точнее его начало, в ременем взлета или падения, шагом вперед или назад в истории России?

Слайд 28

Подготовила преподаватель высшей категории Гусева Галина Александровна. Волгореченский промышленный техникум, Костромская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые Романовы

Прекрасная викторина станет замечательным элементом на уроке в рамках Повторительно-обобщающего урока по теме "Правление первых Романовых" - Михаила Федоровича и Алексея Михафловича Романовых...

Смутное время

Смутное время...

«Спасители земли русской. Смутное время» Россия в начале XVII века

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "

План-конспект урока по истории  на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...

Смутное время

Цели урока:Обучающие: формирование новых понятий и терминов, суждений, умозаключений, использование межпредметных связей с всеобщей историей и литературой.Развивающие: активизация познавательной деяте...

Конспект открытого урока по дисциплине ОУД.05 История, по теме: "Смутное время начала XVII века"

Тема занятия: «Смутное время начала XVII века»Тип занятия: комбинированныйЦели занятия:Обучающие:- создать целостную картину исторической эпохи;-  рассмотреть основные  события С...

Смутное время

Занятие по истории на тему: "Смутное время" для студентов первого курса СПО...