Конспект открытого урока по дисциплине ОУД.05 История, по теме: "Смутное время начала XVII века"
план-конспект урока

Самсоненко Олесия Ивановна

Тема занятия: «Смутное время начала XVII века»

Тип занятия: комбинированный

Цели занятия:

Обучающие:

- создать целостную картину исторической эпохи;

-  рассмотреть основные  события Смуты;

- охарактеризовать политику Б.Годунова, В. Шуйского, Лжедмитрия I;

-  изучить понятия : «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение», «интервенция».

Развивающие:

-  продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, делать вывод;  

Воспитательные:

-  способствовать формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся.

Формы работы:

- лекция с элементами беседы;

- фронтальный опрос (тест);

- самостоятельная работа с источниками.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,

Межпредметные связи: литература, обществознание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Смоленский политехнический техникум»

Конспект открытого занятия

Информация о занятии

Преподаватель: Самсоненко Олесия Ивановна

Учебная дисциплина: ИСТОРИЯ

Группа: Э1-17

Тема занятия: «Смутное время начала XVII века»

Тип занятия: комбинированный

Цели занятия:

Обучающие: 

- создать целостную картину исторической эпохи;

-  рассмотреть основные  события Смуты;

- охарактеризовать политику Б.Годунова, В. Шуйского, Лжедмитрия I;

-  изучить понятия : «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение», «интервенция».

Развивающие:

-  продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, делать вывод;  

Воспитательные:

-  способствовать формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся.

Формы работы:

- лекция с элементами беседы;

- фронтальный опрос (тест);

- самостоятельная работа с источниками.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,

Межпредметные связи: литература, обществознание.

Дидактическая оснащенность занятия:

- дидактический материал;

-  раздаточный материал;

- электронная презентация учебного материала этапов занятия.

Материально-техническое оснащение занятия:

- доска;

- мультимедийная система

План занятия: 

1–й этап. Организационный (5 минуты)

- Приветствие

 - Проверка отсутствующих

2-й этап. Проверка домашнего задания (10минут)

 - Тестирование по теме: «Россия в правление Ивана IV»

3-й  этап. Объяснение нового материала (60 минут)

 -  Сообщение темы изучения нового материала.

 -  Формулировка вместе с обучающимися цели и задачи изучения нового материала.

 - Мотивация обучающихся к его освоению.

 - Изучение нового материала

 - Работа с документами

4-й этап.  Закрепление новых знаний

- Устный опрос (8минут)

5-й этап. Итог (5минут)

6-й этап. Домашнее задание (2 минуты)

Содержание занятия

Приветствие группы, отметка отсутствующих, создание благоприятной обстановки и настрой группы на совместную работу, постановка проблемной ситуации  (Что мы отмечаем 4 ноября)

Тема открытого урока «Смутное время начала 17 века».

Основные понятия: Смута, самозванство, ополчение, интервенция

Персоналии: Б. Годунов, Иван IV Грозный, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, К. Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов, В. Шуйский. 

Основные даты: 1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

1604 – 1618 – Смута в России

1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I

1606 – 1610 – царствование Василия Шуйского.

1606-1607 – восстание Ивана Болотникова.

1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II

1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.

1613 – 1645 – царствование Михаила Федорович

Продолжительность урока: 90 минут.

Изучить сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков. Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значений, они учат чести, справедливости, патриотизму, гуманности, учат уважать государство. В то же время они формируют правильную гражданскую позицию, так на примере показывают чего нужно опасаться в государстве, от чего нужно отказаться в политике.

Итак, тема сегодняшнего урока «Смутное время».

Эпиграфом сегодня будут слова

С помощью сегодняшнего урока мы окунемся в эпоху того времени, когда Россия на время «заблудилась» в своем развитии.

Сегодня нам нужно будет рассмотреть следующие вопросы:

1.Общая характеристика смутного времени.

2.Основные события.

3.Итоги.

Конец  XVI начало XVII века в России ознаменованы событиями, которые получили название Смутного времени. Это события 1598 – 1618 гг. Это время глубокого внутреннего кризиса, который охватил все стороны жизни российского общества, государства и поставили вопрос вообще о существовании России.

Смута – это политический, экономический, социальный, национальный и культурный кризис, который вылился в кровопролитные крестьянские войны, упадок морали, в иностранной интервенции и борьбе за национальную независимость. 

Теперь необходимо познакомиться  с причинами Смутного времени.

К причинам Смуты относят:

  1. Экономический кризис, вызванный последствиями опричнины и неудачами в Ливонской войне.
  2. Обострение социальной ситуации вследствие закрепощения крестьян
  3. Кризис династии : пресечение   мужской ветви
  4. Претензии Польши на русские земли и престол.
  5. Голод 1601 -1603 гг.

Этапы

I Династический (1598 - 1607)

II Социальный (1607 - 1610)

III Национальный (1611 - 1612)

«Первые проявления Смуты появляются уже после смерти Ивана Грозного в 1584 г., когда на престол взошел его сын Федор, он был слабым, безвольным человеком, часто болел и, в общем, был не способен управлять государством. При царе Федоре возвышается Борис Годунов (женат на его родной сестре Ирине), и постепенно все бразды правления переходят в его руки, он становится фактическим правителем России. При нем царевич Дмитрий был сослан в Углич. Таким образом,  посягательства на власть начинаются до смерти законного царя.

В 1598 году умирает Федор Иванович, не оставив наследника и Земской собор избирает новым царем Б. Годунова. Чем же известен Годунов?

Он сразу же начинает убирать с политической арены всех своих соперников. Но народным авторитетом новый правитель не пользовался и поэтому для завоевания любви у российского общества он проводит следующие мероприятия: освобождает крестьян на год от уплаты налогов, узники освобождены, а подвергшиеся опале прощены, вдовы, бедные, сироты получали помощь, принято решение об открытии школ и получения образования знатных детей за границей. Также в это время ужесточается закрепостительная политика, крестьяне закреплены, приписаны за своими помещиками. У опальных бояр забирались их земли, а сами они ссылались в монастырь. Терпение народа «лопнуло», авторитет Годунова окончательно ослаб. В апреле 1605 года Годунов умер, оставив престол своему сыну Федору, который не смог удержать власть, и которую у него отобрал Лжедмитрий I.

Смута, прежде всего, представляет собой борьбу за власть. А поводом к ней послужило пресечение царской династии, что связано со смертью царевича Дмитрия в 1591 году. Таинственная смерть царевича породила огромное количество слухов, домыслов о чудесном спасении царевича. Эти слухи и привели к появлению самозванцев, выдававших себя за спасшегося Дмитрия, они собирали вокруг себя огромные народные массы, недовольных царями их политикой.

Первым и самым удачливым был Лжедмитрий I. Появился он в Польше, именно оттуда он пришел в Россию, о нем говорили, что царевич Дмитрий жив и скоро он вернется, чтобы получить законную власть и русский престол. По официальной версии Лжедмитрий был беглым русским монахом, который, бежал в Польшу и там якобы открылся русским магнатам, о том, что он русский царь и заявил о своих претензиях на русский престол. Они его поддержали, обещали свою помощь. В Польше же он женился на Марине Мнишек и принял католичество. Он обещал в случае «возвращения» власти сделать Россию католической и предоставить полякам русские территории и властные посты.

Польский король Сигизмунд III за эти обещания предоставил Лжедмитрию войско и денежную помощь. В 1604 году войско самозванца перешло границу и быстро стало продвигаться к Москве, везде находя продержку. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в столицу. Где даже был признан матерью Марией Нагой и знатными боярами.

Но, утвердившись у власти, самозванец не торопился выполнять все данные обещания ни полякам, ни русскому народу и поэтому 17 мая 1606 года против него был организован заговор, а он сам был убит.

После этих событий на власть был возведен боярский царь Василий Шуйский. Чем он известен в истории? Охарактеризуйте его правление.

Но слухи о живом, спасшемся царевиче Дмитрии по-прежнему существовали, а народ верил и ждал его появления. В 1606 – 1607 годах проходило крестьянское восстание под руководством Ивана Болотникова, который выступал против Шуйского и призывал установить законную, природную власть. Оно нашло своих сторонников во многих российских городах.

А в 1607 году появился Лжедмитрий II, появившийся также из Польши, который утверждал, что он чудом спасся во время заговора 1606 года. Его «признала» и его жена Марина Мнишек. Лжедмитрий II  долго пытался захватить власть, но Москву ему взять не удалось, и поэтому обосновался он в городе Тушино.

Шуйский же для укрепления своей мощи обратился за военной помощью к Швеции, которая дала ему несколько отрядов. И шведы, и поляки умело пользовались ситуацией сложившейся в России, они приступают к захватам и грабежам. Сигизмунду III Лжедмитрий II был уже не нужен, и он открыто потребовал московский престол для своего сына Владислава.

Власть Лжедмитрия стала лишь номинальной, власть Шуйского также не оправдала себя. И поэтому, в 1610 году в ходе заговоров оба были свергнуты. А власть была передана «семибоярщине» - совету из семи бояр во главе с Ф. Мстиславским.

 Шведы и поляки в это время бесчинствовали по территории страны, грабили население, захватывали города, так первые взяли Новгород, а вторые осадили Смоленск. Сама же «семибоярщина» заключила с Польшей договор, по которому на российский престол должен войти королевич Владислав и бояре присягнули ему. Над Россией нависла угроза потери национальной независимости. А Смута по-прежнему продолжалась, власть переходила из рук в руки, иностранцы развязали открытую интервенцию, а правящие особы не предпринимали никаких действий для её прекращения.

И поэтому в такой обстановке в «дело включился народ».

В 1611 году П. Ляпунов и Г. Заруцкий обратились к народу с призывом объединиться  и встать на защиту родной земли и двинуться прямо к Москве, и после её освобождения всем миром избрать нового царя. Люди после этого на сходках в городах, уездах приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство, не общаться с поляками и шведами, не обижать русских, бороться с боярами-изменниками. Но добиться каких-либо успехов этому ополчению не удалось, так как его организаторы, руководители не могли, договориться друг с другом и оно распалось.

В 1612 году на сходе в Нижнем Новгороде выступил земской староста Кузьма Минин, он призвал не жалеть имущества, не жалеть жизни и призвал собрать ополчение. Предводителем  нового ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. С августа начались бои за Москву, которая окончательно была, освобождена 4 ноября 1612 года и поэтому этот день стал праздником – днем народного единства. В декабре по всей России были разосланы грамоты с приглашением на Земской Собор, который должен был выбрать нового царя. 13 января 1613 года Земской Собор, рассмотрев несколько кандидатур, избрал на царство Михаила Романова. Смута закончилась.

Закрепление изученного материала

 

 

Приложение 1.    

Задание: Внимание! В голове скелета находится проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления.

 

 https://open-lesson.net/uploads/files/2016-01/1_17.png

Приложение 2.

 

1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.

20 июня 1613 года в Москву вошел Лжедмитрий II, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Федора. Он женился на полячке Марине Нагой и принял мусульманство. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским  освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Петра 1.

2. Соотнесите понятия.

Интервенция  Войско из добровольцев

Смута             Вмешательство одного государства в дела другого

Ополчение     Отсутствие порядка, бунт, распря

 

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии под цифрами.

  1. «Боярский царь»  - ……

  2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! - …

  3. «Тушинский вор» - ……

  4. …хоть и «царская родня», но народ не принял - ……

  5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» - ……

 

Приложение 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы устно.

1.Свидетельства современника событий Смуты князя С.И. Шаховского о Лжедмитрии I и Василии Шуйском.

 

Расстрига же ростом был мал, широк в груди, мышцами крепок; внешность же у него была не царственная, препростое имел обличие и все тело смуглое. Однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.

Царь Василий был маленького роста, некрасивый, подслеповатый, в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен; скуп очень и неотзывчив; единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью; любил гадать у волхвов (чародеев, волшебников, - сост.), а о воинах своих не радел.

 

2. Договор 17 августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем:

Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.

Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог  велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти.

…А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере.

 

Вопросы к документам:

1.Судя по свидетельству современника событий (документ 1), Лжедмитрий I и Василий Шуйский были умными, образованными людьми. Почему же ни одному из них не удалось прекратить смуту, наладить государственное управление?

2.Прочитайте документ 2. В чем Вы видите его историческое значение?  Стремление к установлению какой формы государственного строя проявляется в приведенном источнике? Свое мнение обоснуйте.

 

Ответы.

1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.

20 июня 1605 года в Москву вошел Лжедмитрий I, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Дмитрия. Он женился на полячке Марине Мнишек и принял католичество. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским  освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Михаила Романова.

2. Соотнесите понятия.

Интервенция                   Войско из добровольцев

Смута                              Вмешательство одного государства в дела другого

Ополчение                      Отсутствие порядка, бунт, распря

 

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии цифрами, назовите имена.

  1. «Боярский царь»  - Василий Шуйский

  2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! – Михаил Романов

  3. «Тушинский вор» - 2 Лжедмитрий II

  4. …хоть и «царская родня», но народ не принял – 4 Борис Годунов

  5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» - Лжедмитрий I

 

 

 

4. Ответы к документам:

1. Потому что именно смута обоих питала властью, обогащением, влиянию на события в нужном для себя русле. Правда лишь на время.

2. Владислав должен был решительно креститься в веру православную, так как влияние её на народ было беспрекословным. Порядки церковные не ломать. Извлекать выгоды единым лишь повиновением. Это шаг первый. Второй – земли даровать и далее. Третий – склонить в свою сторону и поступать далее.

 

Литература

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н.. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
  2. Википедия. Смутное время. wikipedia.org/wiki/

 



Предварительный просмотр:

Этапы

урока

Формы

работы

Методы

Содержание деятельности

Основные задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап. Формулировка темы и целей.

 (5 мин.)

Фронтальная

Словесный

Приветствует обучающихся. Мотивирует к изучению темы.

Записывают тему занятия. Формулируют цель занятия.

Подготовить обучающихся к работе на занятии. Создать благоприятную обстановку и эмоциональный настрой. Определить цель вместе с обучающимися.

2.Проверка домашнего задания.

Письменный опрос в форме тестирования по теме: «Правление Ивана Грозного. Внутренняя и внешняя политика» (10 мин.)

Фронтальная

Словесно-наглядный (тест)

Выводит на экран вопросы. Далее предлагает осуществить взаимопроверку.

Обучающиеся пишут тест и  осуществляют его взаимопроверку

Контроль и оценка знаний ранее изученного материала. Обеспечение мотивации, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

3. Изучение нового материала.

(60 мин.)

Фронтальная

Словесно-наглядный, практический

Проводит лекцию с элементами беседы. Осуществляет иллюстрацию изучаемого материала при помощи электронной презентации.  Вызывает обучающихся, подготовивших выступление по изучаемой теме. (доклад: «Угличское дело»)

Записывают  новый материал  на основе лекции, презентации, докладов и самостоятельной работы с документами.

Усвоение обучающимися новых знаний и умений.

4. Закрепление.

(8 мин.)

Фронтальная

Словестный

Задает вопросы по изученной теме

Отвечают на вопросы, делают выводы

Рефлексия учебного занятия

5. Итог занятия.

(5 минут)

Фронтальная

Анализ, обобщение.

Подведение итогов учебного занятия. Выставление оценок, их комментирование. Делает выводы о результативности занятия.

Самооценка обучающихся своих достижений.

Конечная рефлексия учебного занятия, подведение итогов

6. Домашнее задание.

(2 минуты)

Фронтальная

Выдает домашнее задание

Запись домашнего задания и прослушивание рекомендаций его выполнения



Предварительный просмотр:

Россия в период правления Ивана IV

1 вариант


1.Иван IV родился в 1533.
2. Матерью Иван IV  была Елена  Глинская.
3. Иван Грозный венчался на царство в 20 лет.
4. Первой Реформой Избранной Рады стал  созыв Стоглавого Собора.
5. При Иване Грозном произошла календарная реформа, в результате которой Новый год стали праздновать 1 января.
6. Взятие Казани произошло в  1552 г.

7.Башкирия вошла в состав  России  в 1557г.

8. Опричнина была введена  в 1566г.

9.Ивану Грозному удалось полностью подчинить России Волжский торговый путь.

10. Освоение Сибири Ермаком началось в 1581 г.

Россия в период правления Ивана IV

2 вариант


1.Иван IV стал Великим князем в 3 года .
2. Матерью Иван IV  была Соломония Сабурова.
3. Иван Грозный венчался на царство в 7055г    от сотворения мира.
4. Первой Реформой Избранной Рады стал  Созыв Земского Собора.
5. При нем была  унифицирована денежная система России.
6. Взятие Казани произошло в  1556 г.

7.Ногайская Орда признала зависимость от России  в 1557г.

8. Опричнина была упразднена в 1572г.

9. Особенно удачна была политика Ивана Грозного на Западном направлении.

10. Освоение Сибири Ермаком началось в 1581 г.

Эталон ответов

1 вариант

1.   нет                       6. да

2.   да                         7.  да

3.   нет                       8.  нет

4.   нет                       9.  да

5.   нет                       10.  да

2 вариант

Ответы

1.   да                         6. нет

2.   нет                       7.  да

3.   да                         8.  да

4.   нет                       9.  нет

5.   нет                       10.  Да

Критерии оценки:

 - каждый правильный ответ  -  1 балл

- неправильный ответ  - 0 баллов

Итого:

10 баллов – оценка «5»

9-8 баллов -  оценка «4»

7-6 баллов – оценка «3»

5 баллов и менее оценка «2»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Общая характеристика периода Смуты: понятие, причины, признаки, этапы Основные события Смуты Итоги и последствия

Слайд 3

« Это был период самый несчастнейший! Отечество наше походило более на темный лес , нежели на государство» Н.М. Карамзин

Слайд 4

Смутное время – период острой экономической, политической и социальной нестабильности русского государства в начале XVII века

Слайд 5

Иван Федор Дмитрий

Слайд 6

Личность царя Федора Ивановича Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу М.М. Герасимова 1584 -1598

Слайд 7

Личность царя Федора Ивановича По отзывам современников, царь был « росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него был ястребиный, поступь нетвердая; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив , не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен»

Слайд 8

1589 – учреждение патриаршества Первый патриарх – ИОВ Городское строительство, сооружение крепостей и монастырей Семиверхая угловая башня Белого города Худ. А. Васнецов Крепость Ивангород

Слайд 9

Причины смутного времени Экономический кризис, вызванный последствиями опричнины и неудачами в Ливонской войне. Обострение социальной ситуации вследствие закрепощения крестьян Кризис династии : пресечение мужской ветви Претензии Польши на русские земли и престол. Голод 1601 -1603 гг.

Слайд 10

Этапы смутного времени I Династический (1598 - 1607) II Социальный (1607 - 1610) III Национальный (1611 - 1612) Историк С.Ф. Платонов

Слайд 11

Характерные черты Смуты Появление самозванцев Иностранная интервенция Кризис власти и государства Социальный протест, выразившийся в народных восстаниях Разруха Ополчения Падение моральных норм и ценностей

Слайд 12

« Привел меня Бог видеть злое дело, Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич На некое был послан послушанье; Пришел я в ночь. Наутро в час обедни Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я Спешу туда же — а там уже весь город. Гляжу: лежит зарезанный царевич…» Пресечение династии московских правителей 15 МАЯ 1591 Убийство в Угличе царевича Дмитрия

Слайд 13

Расправы с боярской оппозицией ссылка бояр Романовых 1600 г. Частичное разрешение крестьянских переходов. Раздача хлеба из царских амбаров.

Слайд 14

Восстание под предводительством Хлопка Косолапа (разбито под Тулой) Падение авторитета Годунова Вера в законного, справедливого царя Появление самозванцев

Слайд 15

Пожалование землями и деньгами служилых людей и польских наемников Возврат из ссылки бояр Романовых Осложнения с Польшей ( не выполнил обязательства) Освобождение от зависимости ряда категорий крестьян и холопов Противоречия с боярами во главе с В.Шуйским

Слайд 17

Основные события : Восстание Болотникова Новый самозванец – Лжедмитрий ΙΙ «Тушинский вор»1607-1610 гг. Польская интервенция 1609-1610 гг.

Слайд 18

1606 - 1607

Слайд 19

Июль 1607 г. – в г.Стародуб Основа войска: поляки и казаки во главе с Заруцким Июнь 1608 г. – поход на Москву и расположение в с.Тушино 1608-1609 г – двоевластие (Москва – Тушино) Дек.1609 г. – распад тушинского лагеря и бегство Лжедмитрия в Калугу Июнь-август 1610 г. попытка захвата Москвы декабрь 1611 г. – убийство Лжедмитрия ΙΙ

Слайд 20

Июль 1607 г. – в г.Стародуб Основа войска: поляки и казаки во главе с Заруцким Июнь 1608 г. – поход на Москву и расположение в с.Тушино 1608-1609 г – двоевластие (Москва – Тушино) Дек.1609 г. – распад тушинского лагеря и бегство Лжедмитрия в Калугу Июнь-август 1610 г. попытка захвата Москвы декабрь 1610 г. – убийство Лжедмитрия ΙΙ

Слайд 21

Сентябрь 1609 г. – вторжение Польши в Россию. Осада Смоленска Поражение войск Шуйского под Можайском Свержение В.Шуйского 17 июля 1610 г Переход власти к боярскому правительству : Мстиславский Воротынский Трубецкой Романов Шереметев Голицын Лыков

Слайд 22

Сентябрь 1610 г . – ввод польских войск в Москву с согласия Семибоярщины 1611 г. – падение Смоленска 1610-1611 г – Оккупация Швецией северо-запада России и захват Новгорода Польский королевич Владислав, Король Сигизмунд III ПРЕТЕНДЕНТЫ НА РУССКИЙ ПРЕСТОЛ Шведский принц Карл Филипп

Слайд 25

1. Россия сохранила целостность и независимость 2. Подъем патриотизма 3. «Великое Московское разорение» 4. Воцарение новой династии 5. Временное усиление сословно-представительных органов: Боярской Думы и Земского Собора Территориальные потери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи».

План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи»....

Конспект открытого урока по дисциплине: «Иностранный язык: Английский» Тема: Строительные материалы. Древесина. Части речи. Пассивный залог.

Сочетание спецдисциплин и иностранного языка способствует повышению учебной мотивации. При переводе технических текстов студенты демонстрируют свои знания по дисциплинам:  «Строительные материалы...

Конспект открытого урока по дисциплине УД.15 «Основы бюджетной грамотности»

Открытый урок по Основам бюджетной грамотности  на тему "Бюджет государства" для НПО и СПО...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Английский язык» тема: «Повседневная жизнь, свободное время, хобби»

открыый урок по теме: "Повседневная жизнь, свободное время, хобби "Тип занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материалаВид занятия: урок практического обученияТема: «Повседн...

методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "

План-конспект урока по истории  на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...

Методическая разработка урока - викторины по истории по теме: "История России с древнейших времён до XVII века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Методические рекомендации урока по истории на тему «История России с древнейших времён до XVII века» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с у...

Конспект открытого урока по дисциплине « Экономика». Тема "Понятие инфляции"

Тема "Понятие инфляции"  актуальна как для общества, так и  для каждого отдельного человека, так как знание и понимание экономических процессов, таких как инфляция способствуе...