Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Жукова Анастасия Константиновна

Доклад на РМО учителей английский языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_28.08.15.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова Анастасия Константиновна,

учитель английского языка школы №7

Системно-деятельностный подход в условии реализации ФГОС.

С введением ФГОС возросли требования к современному уроку, а значит к учащимся и учителю. Учащиеся выступают не как пассивные созерцатели, а как активные участники образовательного процесса, способные не только получить знания, но также самостоятельно применить их на практике. Учитель теперь выступает не только как источник знаний и контролер, а как управленец и организатор учебного процесса. Следовательно сокращается время говорения учителя на уроке, увеличивается время говорения учащихся.С помощью системно-деятельностного подхода учитель передает инициативу учащимся, становится их партнером в общение, превращает урок в последовательский процесс познания  законов коммуникации. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Рассмотрим на конкретных примерах изменение в содержание и структуре английского языка. Традиционное начало урока претерпевает некоторые изменения в свете требований ФГОС. Урок по-прежнему начинается с приветствия учителя , выяснения готовности класса к уроку и усвоению темы урока. Однако, если раньше тему урока объявлял учитель, то теперь обучаемые выводят тему сами, т.е. добавляется элемент проблематичности. Обучающиеся активно включаются в обсуждение темы на английском языке с первых минут урока , учатся формировать тему, что является необходимым условием формирования регулятивных умений. Для этого учителю необходимо продумать мотивацию для вовлечения учащихся в ее обсуждения и создать условия для ее обсуждения. Можно предложить введение темы с помощью вопросов или таблиц, картинок, ключевых слов или просмотра видео ряда. Я использовала тему "Великобритания. Лондон". Например, на экране или доске записано:

The capital of England, Queen Elisabeth II , Harry Potter .Слова можно сопровождать картинками или могут быть отдельные картинки.(слайд)

И для выявления темы, например, такое видео может подтолкнуть к рассуждению.

Следует отметить, что наряду с проблематичностью учащиеся также учатся выявлять цель. Наиболее интересный способ мотивации учащихся в мире постоянного технического прогресса на мой взгляд является использование видео, так создает необходимые условия для приближения коммуникативной, учебно-позновательной и творческой деятельности учащихся, что как раз является неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода. Использование видео в обучении иностранному языку обеспечивает зрительную опору, служит иллюстрацией к сообщаемой информации, а также оно может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий, которые будут повышать уровень коммуникативной компетенции учащихся.

 Для примера вы можете посмотреть вот такое видео о Лондоне к теме "Великобритания". То есть в начале урока мы установил тему, а с помощью еще одного видео учащиеся получают информацию о Лондоне и достопримечательностях Лондона и не заметно для них самих включаются уже в процесс исследовательской деятельности и обучаемые сами начинают задавать вопросы по теме "Лондон". Во время обсуждения учащиеся могут определиться с конкретным объектом, о котором они бы хотели узнать больше.  Основная идея системно-деятельностного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей страны . Мы можем предложить учащимся отдельные темы, которые позволят им узнать больше о Лондоне, а следовательно и о стране, изучаемого языка. Они могут работать как в парах, так и индивидуально, следовательно домашнее задание могут стать проекты для учащихся. Это позволяет учащимся активизировать свой творческий потенциал, они могут приготовить как просто доклада, так и доклады, сопровождающиеся презентациями, картинками или каким-либо видео материалом. После представления  проектов целесообразно прибегнуть к такой форме урока как урок-интервью с элементами ролевого неподгтовленного диалога, в котором учащимся можно предложить выступить журналистами и задавать вопросы по проектам друг друга.

Эффективной и продуктивной формой обучения с помощью системно-деятельностного подхода является урок-спектакль.

Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных  способностей. Это могут быть мини-сцены придуманные самими учащимися также по теме учебника.

          Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации усвоения языка. Обучение с помощью системно-деятельностного подхода включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий, которые были приведены выше.

При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:

-учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

-каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

- учитель становится участником процесса обсуждений, не заметно направляя учащихся в нужное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?Как помочь его самоопределению?...

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...

«Образовательная деятельность в системе СПО на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО»

Изучая вопрос о современных подходах к образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО, хочется разобраться, какие действия следует предпринять, чтобы суметь реализовать на практике Федера...

Доклад " Современный урок на основе инновационного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО, СОО"

Инновационные методы обучения – это методы, основанные на деловом сотрудничестве между педагогом и учащимися, приобщении педагога к их проблемам и предоставлении возможности самоутвердиться. Сам...