Студенческая конференция по философии "Что такое человек?"
методическая разработка на тему

Терещенко Наталья Леонидовна

 Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

 Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах..." (Ильенков Э.В. Что же такое личность? )

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка

конференции

по теме:

«Что такое человек?»

для студентов I  курса

2014

Москва

ОДОБРЕНА

 На заседании ЦМК

ОГСЭ

Протокол №__3___от___11____2014г.

Председатель ЦМК_Терещенко Н Л______

Составители:

Терещенко Н.Л. - преподаватель социально –гуманитарных дисциплин, высшей  квалификационной категории  ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Рецензенты: Полоса С.В.

                                                                  СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             _____
  2. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК ________________

          Цели и задачи мероприятия_______________

          Междисциплинарные связи _______________

          Этапы деятельности преподавателя при подготовке

          к  мероприятию___________________________

          Программа проведения мероприятия _______

          Хронокарта ______________________________

          Сценарий мероприятия____________________

         

          Список литературы ______________                  

  1.         ПРИЛОЖЕНИЕ_________________________  
  • Рекомендации студентам по подготовке презентации и применению метода демонстрации слайдов в ходе проведения конференции_______________________________
  • Презентации студентов____________________

Пояснительная записка.

Методическая разработка конференции  на тему: « Что такое человек?», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероприятий» ГБОУ СПО Медицинского колледжа имени Клары Цеткин Департамента здравоохранения города Москвы.  

Выбор темы «Что такое человек?» не случаен.

 Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

 Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах..." (Ильенков Э.В. Что же такое личность? )

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

  Конференция  проводится под девизом: «Студенты для студентов», студенты  1 курса  имеющие высшее образование, подготовили материалы  по  проблеме  человека на разных этапах развития философской мысли.

Данное мероприятие направлено на формирование общих компетенций будущего специалиста, таких как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Разрабатывая конференцию по теме «Что такое человек?», пришлось убедиться в том, какой обширный материал предстоит пройти. Студенты при подготовке должны были применять системное логическое мышление, способность применять метод анализа и синтеза, творческий подход.  Вовлеченные в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез, формировались навыки самостоятельной учебной  деятельности.  

 Подготовка и  применение презентации в программе « POWER POINT» иллюстрируют различные этапы философского осмысления проблемы, это  способствовало  успешному восприятию  материала конференции,

Междисциплинарные связи:

БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

Внутридисциплинарные связи:

                    БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ


Цели и задачи мероприятия

 

Общая цель: 

  1. Формирование навыков исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
  2. Активизация творческого потенциала обучающихся.
  3. Формирование личности будущего профессионала.

4.  Формирование умения   организации индивидуальной работы

         и коллективного взаимодействия.

  Конкретные задачи:

  • ознакомление обучающихся с проблемой человека в истории философской мысли
  • развитие навыков  самостоятельной работы с философскими текстами и другими материалами;
  • развитие навыков  работы в группе по данной теме;
  • развитие навыков творческого мышления ;
  • развитие умений извлекать необходимую информацию из текста
  •  расширить кругозор, углубить знания по предмету;
  • способствовать развитию логического мышления.
  •  формировать потребность в информационной культуре

Важно, что в ходе проведения конференции раскрываются междисциплинарные связи.  Использование видеоматериалов с участием обучающихся колледжа позволяет  наглядно продемонстрировать взаимосвязь теоретических и практических аспектов темы конференции.  

- Образовательная: расширить кругозор, углубить знания по предмету,

формировать навык работы с философской литературой.

   - Развивающая: развивать исследовательские, проектировочные,

исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности

студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности,

способствовать развитию логического мышления.

   - Воспитательная: формировать потребность в информационной

культуре при минимизации времени на поиск новой информации.

Стимулировать потребность в формировании ответственности,

аккуратности, а так же социальной коммуникации.

ПОДГОТОВКА КОНФЕРЕНЦИИ

Этапы подготовки

Вид деятельности

Сроки

1.Выбор темы конференции

Преподаватель социально-гуманитарных  дисциплин  принимают решение о проведении конференции на тему «Что такое человек?» для обучающихся 1 курсов.

1 день

2.Создание оргкомитета по подготовке  конференции

Преподаватель выбирают группу обучающихся создает творческую группу по подготовке конференции.  Назначается день и время рабочих заседаний.

1 день

3.Заседание оргкомитета

  1. Преподаватель дисциплины «Основы философии» разъясняет  участникам  цели и задачи мероприятия и предлагает обсудить темы  и содержание выступлений.  Подбирается литература.

1 день

4.Организация процесса подготовки докладов для конференции.

После распределения  тем выступлений, преподаватель  вместе с обучающимися обсуждают содержание выступлений.

2 дня

5.Проверка преподавателем материалов выступлений.

Преподаватель проверяет материалы к выступлениям и вносит коррективы.

2 дня

6.Подготовка презентации.

Участники  готовят слайды (в компьютерной программе Power Point), которые станут наглядным пособием к конференции.

1 день

7. Подготовка видеоматериалов по теме.

Участники под руководством преподавателя формируют   видеоматериалы по теме конференции.

1 день

8.Репетиции

После подготовки основных моментов выступлений в актовом зале проводятся репетиции с использованием мультимедийной установки для демонстрации слайдов на экране. Вносятся коррективы.

1день

9. Подготовка актового зала.

Преподаватель обеспечивает готовность актового зала к конференции. Основные контрольные моменты:

  1. Оборудование для презентации Оформление сцены.        

1 день

10.Форма одежды студентов

Рекомендуемая форма одежды:

Юбка и блузка, платье.

В день проведения конференции

11.   Проведение конференции

Преподаватель осуществляет руководящую и координирующую роль. Ассистент проводит демонстрацию слайдов презентации.

По плану

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Дата проведения: 19.03.2014 г.

Время проведения: 14.20

Место проведения: Актовый зал колледжа

Продолжительность мероприятия: 60 мин.

Оргкомитет:

  • Терещенко Н.Л. – преподаватель дисциплины  «Основы философии»

Список участников:

  1. Евтушенко Алла – студентка группы 1АК
  2. Трунаева Дарья – студентка группы  1МС
  3. Демчук Надежда – студентка группы 1Ф
  4. Басалаева Елена  – студентка группы  1Ф
  5. Лейн Светлана  – студентка группы  1Ф
  6. Матюнина Анна   – студентка группы  1Ф
  7. Голенцова Людмила - студентка группы 1ФК2

Участники  Евграфор В. Мазепа В

Оснащение и оборудование:

1.Материально-техническое оснащение:

  • компьютер;
  • проектор;
  • мультимедийный экран

2 Методическое обеспечение:

  • методическая разработка;
  • презентации на темы:

1Античная философия Сократа, Платона и Аристотеля  

2. Блаженный Августин о Боге и человеке

3. Человек эпохи Просвещения      

4. Хайдеггер и Ясперс о сути человека

5. Сенсуализм как современное проявление экзистенциализма

6.Западные и русские философы о человеке

7 Мизантропы в истории философии

ХРОНОКАРТА КОНФЕРЕНЦИИ

Элемент

Время

1.

Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя, сообщение темы

Актуализация философской проблемы .

 5 мин.

2.

Исполнение песни на стихи О.Хаяма

 студентами группы  1Ф

Мазепа В и Ефграфовым В

  5мин

3.

Выступления

1Античная философия Сократа, Платона и Аристотеля  

2. Блаженный Августин о Боге и человеке

3. Человек эпохи Просвещения      

4. Хайдеггер и Ясперс о сути человека

5. Сенсуализм как современное проявление экзистенциализма

6.Западные и русские философы о человеке

7 Мизантропы в истории философии

40 мин

4.

Обсуждение.

Ответы на вопросы аудитории.

5 мин

5.

Подведение итогов.

Заключительная песня

5 мин.

Итого:

60 мин.

Сценарий мероприятия.

  1. Преподаватель:

       Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

  1. Выступление студентов

1. Античная философия Сократа, Платона и Аристотеля  

  Студентка группы 1Ф  Лейн С.

   2. Блаженный Августин о Боге и человеке

       Студентка группы 1Ф      Демчук Н.

 3.Человек эпохи Просвещения

         Студентка группы 1ФК 1Голенцова Л.

   

4.Хайдеггер и Ясперс о сути человека

   Студентка группы 1МС Евтушенко А.

5.Сенсуализм как современное проявление экзистенциализма

    Студентка группы 1Ф Матюнина А

.

6.Западные и русские философы о человеке

    Студентка группы 1АК Трунаева Д.

7 Мизантропы в истории философии

   Студентка группы 1Ф Басалаева Е.

  3.Подведение итогов  конференции

Студенты группы 1Ф Ефграфов.В и Мазепа В. исполнили  песню на стихи О.Хаяма

             

Романс старости 

Ухожу, ибо в этой обители бед
Ничего постоянного, прочного нет
Пусть смеется лишь тот уходящему вслед
Кто прожить собирается тысячу лет

Книга жизни моей перелистана жаль
От весны, от веселья осталась печаль
Юность птица не помню когда ты пришла
И когда легкокрылая вдаль уплыла

Месяца месяцами сменялись до нас
Мудрецы мудрецами сменялись до нас
Эти камни в пыли под ногами у нас
Были прежде зрачками пленительных глаз

Вместо солнца весь мир осветить не могу
Тайну сущего дверь отворить не могу
В море мысли нашел я жемчужину суть
Но от страха боюсь на себя повернуть

До того как мы чашу судьбы изопьем
Лучше милая чашу иную нальем
Может статься что сделать глоток пред концом
Не позволит нам небо в безумстве своем

Мы источник веселья и скорби рудник
Мы вместилище скверны и чистый родник
Человек, словно в зеркале мир многолик
Он ничтожен и все-же безмерно велик

Ц1

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин В.С. Философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994. 
2. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии).М., 1991. 
3. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 
4. Буржуазная философская антропология ХХ века. М., 1986. 
5. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов Н/Дон, 1994. 
6. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986. 
7. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М., 1991. 
8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 
9. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Соч. М., 1983. 
10. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М., 1994. 
11. Лосский Н.О. Свобода воли // Избранное. М., 1991. 
12. Мамардашвили М.А. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. 
13. Моральные ценности и личность. М., 1994. 
14. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения личости в философии и психологии (к истории проблемы) // Вопросы философии. 1995. № 8. 
15. О человеческом в человеке. М., 1991. 
16. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 
17. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 
18. Серов Н.К. Личность и время. М., 1989. 
19. Смирнов П.И. Социальная значимость как основная личностная ценность // Вестник Ленингр.ун-та. Серия 6.1990. №3. 
20. Смысл жизни: Антология, М., 1994. 

 

   

                         

Дополнительные материалы   выступлений  к презентациям

Античная философия  сформировала основные западно- европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).

И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка" (Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.

Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.

Что касается связанного с именем Платона определения человека, как двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.

Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" и обосновывала идею греховной сущности человека.

Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу" (Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969. С.600.). Из этой посылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил "по человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания.

В обыденном сознании средневековый период развития европейского общества нередко воспринимается как временя мракобесия, крепостной зависимости крестьянства, костров инквизиции и т.п. В определенной мере это действительно так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что религиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели. Поэтому в средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью. Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональнму, а живой надежде.

Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.

Философия Просвещения и Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).

Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в философское осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом. С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничиваел антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.

В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:

1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);

3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.

В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали фрейдизм и неофрейдизм. Здесь, однако, следует подчеркнуть ошибочность нередко встречающегося мнения, согласно которому неофрейдизм - это движение современных последователей австрийского психиатра З.Фрейда. Неофрейдизм - это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма. Оно сформировалось в США в 30-е годы, как попытка смягчить потрясшие "добропорядочную публику" выводы Фрейда. Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными. Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос" (Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М.,1994. С.194.). Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.

Особой страницей в истории философии является философия марксизма. К.Марксу принадлежит заслуга выступления против метафизического исследования проблемы человека. Более подробно мы остановимся на марксистских выводах несколько нижее, пока же ограничимся верной, на наш взгляд, характеристикой, данной вкладу Маркса в философию человека: "В чем-то методологическое влияние социальной философии марксизма на понимание человека аналогично влиянию христианской доктрины. Там так же одновременно открывались и новые ориентиры, горизонты постижения человека и его связи с Богом и тут же устанавливались границы - опять же в связи с Богом. Так и социальная философия марксизма, открыв новые горизонты понимания человека в его общественной жизни, эти же горизонты объявила их пределами" (Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.,1994. С.23-24.).

Для современного изучения философских проблем человека определяющее значение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходивший в 1988 г. в Великобритании. На нем прозвучала мысль о насущной необходимости критического анализа традиционных представлений о природе человека. Вместе с тем, неоднократно отмечалось, что исчерпывающее определение сущности (природы) человека дать невозможно.

Рекомендации студентам по подготовке презентации и применению метода демонстрации слайдов

При подготовке слайдов презентации необходимо соблюдать ряд условий:

  1. В выступлении следует выделить основные опорные моменты и по ним готовить слайды;
  2. Показывать слайды следует постепенно, демонстрируемые слайды должны быть четко согласованы с содержанием выступления;
  3. Предварительно следует прорепетировать  выступление с показом слайдов;
  4. Просмотр слайдов должен быть организован таким образом, чтобы слушатели могли хорошо видеть демонстрируемые моменты, а выступающий мог пользоваться слайдами в процессе своих сообщений на конференции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила студентка группы 1Ф Светлана Лейн Античная философия: Что такое Человек?

Слайд 2

По словам Цицерона, Сократ опустил философию с небес космической проблематики на землю. А мнению Сократа: Высший уровень деятельности истинного мудреца - изучение человека! Первый создатель учения о человеке- Сократ «Человек – это Душа» «Душа- это Человек »

Слайд 3

На более высоком уровне Человек рассматривается в трудах Платона . Учение Платона базируется на 2 постулатах : 1- Человек должен воплощать уже имеющиеся в мире Идеи 2-сущность Человека – это его Душа, а тело – враждебная Душе материя 384-322 до н.Э. Платон

Слайд 4

В противоположность Платону , он рассматривал Человека как единство его Души и Тела Человеческое Тело и Душа существуют ради реализации наших мыслей, желаний и эмоций Человек – это продукт естественного развития Разум – специфически человеческое От животных у Человека- ощущение и перемещение От растений – питание и размножение Аристотель (384-322 до н.э.)

Слайд 5

Одной из основных целей античных мыслителей была – найти истину своего существования . И эта проблема , над которой они размышляли тысячелетия назад , не утратила своей актуальности и сейчас .

Слайд 6

Как нельзя приступить к лечению глаза , не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, Также нельзя лечить тело, не леча душу. (Сократ) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Августин Блаженный 354-430 г. н.э. Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии. Епископ Гиппонский , философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик Святой католической и православной церквей.

Слайд 2

Основные сочинения: Исповедь (400 г) О Граде Божьем (412-426) О жизни блаженной Против академиков О бессмертии души О свободной воле Об истинной религии

Слайд 3

Главная проблема – проблема отношения Бога к миру. Человек – величайшая из загадок. Душа человека бессмертна. Сам человек – «рациональное животное», вершина мира чувственного.

Слайд 4

Разум – одна из наиболее сомнительных и неопределенных вещей в мире. Вера – один из типов знания. Разум имеет двоякую и составную природу. Основная тема Августина – восхождение просветленной личности к Богу.

Слайд 5

Всякое познание с помощью разума – постижение Бога. Град Божий и Град земной: «Два града – это поле борьбы добра и зла, суетного искания славы в самом себе и обретения ее в Боге»

Слайд 6

Человеческая душа – есть точная копия божественного. Чтобы познать окружающий мир, человек должен познать свою душу. Любое материальное существо является частью вечного духовного совершенства.

Слайд 7

Путь каждого человека к совершенству казался Августину не сложной задачей, а источником вечного блаженства, только в этом он видел возможность быть счастливым на земле. Человек улучшает мир вцелом , Делая его точной копией Божественной модели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек эпохи Просвещения

Слайд 2

Просвещение – идейное течение XVII - XVIII вв., признающее решающей роль разума и науки в познании природы , человека и общества .

Слайд 3

Предпосылки Просвещения Научные открытия XVII-XVIII вв. – новая картина мира Реформация – свобода совести и рационализм Возрождение – гуманистические идеалы

Слайд 4

Ключевые идеи Просвещения Рационализм Свободомыслие Общественный прогресс

Слайд 5

Человек в эпоху Просвещения Средневековье Человек – творение Бога Божественное откровение – высшая истина Человек – венец Божьего творения Просвещение Человек – творец Критерий истины – разум Человек – сложная машина

Слайд 6

Антони Эшли Купер, 3-й граф Шефтсбери (1671-1713) Английский философ, писатель, политик «Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром».

Слайд 7

Философия Шефтсбери Единство красоты и нравственности Добродетель = Счастье Врождённая альтруистичность души «Моральное чувство» Единство человека и природы Пантеистический эвдемонизм

Слайд 8

Критика теории общественного договора Естественное состояние человека – война всех против всех Взаимопомощь и взаимная привязанность – основа социума А. Шефтсбери Т. Гоббс Человек эгоистичен Человек альтруистичен Добродетельные поступки вызваны личным интересом или страхом наказания Бескорыстные намерения существуют, важен мотив поступка, а не сам поступок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила студентка 1Ф Анна Матюнина Ситуационизм

Слайд 2

Ситуационизм — леворадикальная теория, появившаяся после Второй мировой войны.

Слайд 3

Свобода есть только в ситуации, и ситуация присутствует лишь благодаря свободе.

Слайд 4

Люди являются зрителями собственной жизни, и даже самые личные жесты переживаются отстраненно.

Слайд 5

Книга Эрнста Ги Дебора «Общество спектакля» появилась в 1967 году.

Слайд 6

Все уже было увидено и сделано раньше. С тремление к самореализации всегда оказывается фрустрировано .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие и сущность человека в представлениях философов ХХ века. Н.А. Бердяев. Э. Фромм

Слайд 2

Н.А. Бердяев (1874 — 1948) «Человек есть также существо, гуманизирующее идею Бога и этим гуманизирующее самого себя»

Слайд 3

Н.А. Бердяев Свобода ( самоочевидность свободы человека. Свобода - это свобода духа человека, его сознания и самосознания.) Творчество ( Творец оправдывается своим творчеством... творец и творчество не заинтересованы в спасении и гибели )

Слайд 4

Смысл жизни и назначение человека

Слайд 5

Смерть есть не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указующий на существование высшего смысла жизни

Слайд 6

E. S. Fromme (1900 — 1980 ) « Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность »

Слайд 7

Сущность и развитие человека Человек - представитель Homo sapiens , генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих:

Слайд 8

Человек 1 ) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности ) 2) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д. 3) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т. п.)

Слайд 9

Свобода человека по Фромму негативная («свобода от») (свобода от инстинктивной предопределенности, т.е. жизнедеятельность человека не обусловлена врожденными инстинктивными механизмами ) позитивная («свобода для») ( свобода для творческого саморазвития человека)

Слайд 10

Индивид. Индивидуальность. Личность. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Личность определяется как носитель социальных качеств.

Слайд 11

Способы существования человека в обществе

Слайд 13

Страх смерти - есть проявление упреков совести за упущенные возможности творческого применения своих способностей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мизантропы в истории философской мысли Выполнила: Басалаева Е.В., 1-Ф

Слайд 2

Мизантропия греч. μισανϑρωπία, от μισέω – ненавижу и ἄνϑρωπος – человек) – ненависть к людям, отчуждение от них. крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу Связана с пессимизмом, неверием, подозрительностью, нелюдимостью В широком смысле она является антиподом гуманизма На рис.: Брейгель Питер. Мизантроп.1568 г.

Слайд 3

Мизантропы древности Древнегреческие философы увлечены исследованием универсума, так что места для человека не много Сократ справедливо сетовал, что мизантропом становятся, доверившись кому-то и затем горько разочаровавшись в своих ожиданиях. Мизантропия на самом деле казалась жизнерадостным грекам результатом слишком больших оптимистических ожиданий. На рис. Сократ и Платон

Слайд 4

Диоген Синопский определение человека Платоном: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев». Диоген принёс петуха в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» Платон к добавил «…и с плоскими ногтями».

Слайд 5

Диоген Синоплский Созвав однажды толпу: «Эй, люди, люди!» - он прогнал их позже со словами: «Я звал людей, а не мерзавцев!». На рис.: Джон Уотерхаус. Диоген

Слайд 6

Диоген Синопский Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э. На рис. Тупылев И. Ф. Александр Македонский перед Диогеном, 1787

Слайд 7

СРЕДНИЕ ВЕКА

Слайд 8

Макиавелли

Слайд 9

Артур Шопенгауэр Причина мизантропии – в психологии Шопенгауэр оправдывал мизантропию считая ее выражением "благородного негодования" личности, направленного против всех людей (см. Полн. собр.соч., т. 4, М., 1910, с. 452–53).

Слайд 10

Артур Шопенгауэр «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет».

Слайд 11

Фридрих Ницше Идея «сверхчеловека» в пику христианам, пытаясь отыскать воинственную альтернативу бесхребетному, с его точки зрения, Христу. «Чем больше он стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу».

Слайд 12

Басалаева Е.В. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Карл Ясперс (1883-1969) – основоположники немецкого экзистенциализма»

Слайд 2

Что такое экзистенциализм? Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) или философия существования – философское направление , рассматривающее отдельного человека, его «я», его личный опыт.

Слайд 3

Главные положения экзистенциальной философии: Человеком не рождаются – им становятся . Нет никакой заранее предначертанной судьбы .

Слайд 4

Сущность человека раскрывается только в «пограничные моменты» жизни – перед лицом смерти, во время личностных кризисов.

Слайд 5

Но экзистенциалисты также признают: конкретный человек родился в конкретной стране, в определенную историческую эпоху; имеет свои психологические и физические особенности; смертен.

Слайд 7

«Подлинное» существование человека - сосредоточенность на будущем наряду с осознанием своей конечности. «Неподлинное бытие» - сосредоточенность на настоящем, которое заслоняет от человека конечность его существования.

Слайд 8

Подлинное существование предполагает, что всякое действие человека должно вести к раскрытию его потенциала, но за эту возможность творить себя, за свою свободу, мы расплачиваемся одиночеством

Слайд 9

Человек в творчестве Мартина Хайдеггера Смысл человеческого бытия: « В качестве индивида я не являюсь и не могу являться отстранённым наблюдателем мира: ни тем, кто уверен, что существует, поскольку мыслит, ни тем, кто доверяет своим ощущениям. Нет, прежде всего, я осознаю себя существующим в этом мире ».

Слайд 10

Временность человека характеризуется: Конечность. Экстатичность. Направленность к будущему, финальной точкой которого является смерть.

Слайд 11

Существование человека может быть «подлинным» и «неподлинным»: «Подлинное» существование направлено в будущее Перед «лицом смерти»: посмотреть в глаза смерти – это, с точки зрения Хайдеггера, единственное средство вырваться из сферы обыденности и обратиться к самому себе.

Слайд 12

«Неподлинное» существование – это существование в повседневности, когда личность оказывается вполне заменимой любой другой личностью.

Слайд 13

Существование человека в мире, определяется следующими обстоятельствами: Личность “заброшена” в мир, не имеющий смысла, кроме того, который она сама ему придает; Возникновение личности навязано извне; Личность существует из-за себя и для себя; Личность – это бытие, направленное к смерти.

Слайд 14

Человек свободен и одинок. Выбор судьбы зависит только от человека.

Слайд 15

Человек в творчестве Карла Ясперса Экзистенция – это уникальное человеческое существование (Я-бытие). Человеческое существование раскрывается через время и историчность.

Слайд 16

Средства обнаружения и проявления человеческой экзистенции (существования) Позитивные: Экзистенциальная коммуникация, любовь, «любящая борьба» или любовь-борьба Негативные: Пограничные ситуации

Слайд 17

Вне общения нет человека: «Всё то, что есть человек и что есть для человека, обретается в коммуникации». Экзистенциальная коммуникация – «разговор по душам»

Слайд 18

Американская мечта Генри Форда Генри Форд родился в бедной семье ирландских иммигрантов. В 16 лет он сбежал из дома, упорно работал и собственным трудом создал автомобильную империи « Ford »

Слайд 19

Спасибо за внимание Презентацию подготовила: Алла Евтушенко, студентка 1АК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка студенческой конференции "Инфекции, передающиеся половым путем"

Методическая разработка конференции на тему: «Инфекции передающиеся половым путем», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных меро...

Методическая разработка студенческой конференции "Контрацепция"

Методическая разработка конференции на тему: «Контрацепция», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероприятий» ГБОУ СПО Медиц...

Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»

Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...

Методическая разработка студенческой конференции по теме "Традиции естественного вскармливания"

В методической разработке представлена методика и сценарий проведения инсценированной конференции по теме "Естественное вскармливание". Данная конференция призвана пробудить интерес студентов и аудито...

Отчет об участии в городской студенческой конференции акушерских отделений медицинских училищ и колледжей «Международный день акушерок»

Отчет об участии в городской студенческой конференции акушерских отделений медицинских училищ и колледжей «Международный день акушерок»...

Студенческая конференция "Ученые - микробиологи"

Сценарий читательской конференции «Учёные - микробиологи» из серии «Жизнь замечательных людей»...

2021-2022 у.г Экспертная деятельность III открытая студенческая конференция «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ», посвященная 35-летию образовательной организации «Нижневартовский медицинский колледж»

laquo;СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ», посвященная 35-летию образовательной организации  «Нижневартовский медицинский колледж»...