Брейн - ринг по русскому языку
план-конспект занятия на тему

Подлипаева Татьяна Васильевна

Брейн - ринг проводится в рамках предметной недели как внеурочное мероприятие. Данное мероприятие воспитывает у учащихся бережное, внимательное отношение к родной литературе; развивает интерес к осознанному изучению русского языка и литературы; воспитывает чувство уважения к родной культуре; помогает развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, логического мышления и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_ring._predmet.nedelya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

« БРЕЙН – РИНГ » В РАМКАХ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

АВТОР: преподаватель гуманитарных дисциплин ГБПОУ ВО «ВГПГК» Подлипаева Татьяна Васильевна

ЦЕЛИ ИГРЫ:

  • воспитание у учащихся бережного, внимательного отношения к родной литературе;
  • развитие интереса осознанному изучению русского языка и литературы;
  • воспитание чувства уважения к родной культуре;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, логического    мышления и памяти.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки с заданием

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Конкурсные задания нашего брейн – ринга проверяют ваши знания по русскому языку и литературе.

    В брейн – ринге очень много тем,

    Пусть будут интересны всем

    Словесной битвы результаты.

    Удачи всем, вперёд, ребята!

  1. 1  КОНКУРС.  « ПРИВЕТСТВИЕ ».

Учебная группа делится на 2 команды. Каждая команда представляется ( название и девиз).

  1. 2  КОНКУРС.  « РАЗМИНКА ».

Какая команда первая отвечает на вопрос, та и получает 1 балл.

Вопросы:

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ( буква Ц)
  2. В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз? (стонет)
  3. Что находится между горой и оврагом? (союз И)
  4. Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук Р)
  5. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?      (за-я-ц)
  6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? ( сто – п)

  1. 3  КОНКУРС. « ДАЛЬШЕ – ДАЛЬШЕ ».

Каждая команда должна назвать как можно больше значений фразеологических оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для 1команды:                                                              

1.в час по чайной ложке (мало)                          

2.себе на уме (хитрить)                                    

3.раз, два и обчелся (мало)                                

4.заячья душа (трус)                                          

5.куры не клюют (много)                                  

6.ушки на макушке (внимательно)

7.повесить голову (печалиться)                      

8.рукой подать (близко)                                  

9.во все лопатки (быстро)                              

10. витать в облаках (мечтать)  

   Вопросы для 2команды:

1.играть первую скрипку(быть главным)    

2. делать из мухи слона(преувеличивать)    

3. спустя рукава (плохо)                                

4. сломя голову (быстро)                                

5.кривить душой (лгать)                                  

6.кожа да кости( худой)

7. вставлять палки в колеса (мешать)

8.в двух словах ( коротко)

9.зарубить на носу (запомнить)

10.язык проглотить (молчать)

  1. 4  КОНКУРС. « ВСПОМНИ ПРАВИЛО И ИСПРАВЬ ОШИБКИ ».

На карточках надо найти и исправить ошибки. Задание для 1 человека из каждой команды.

1 команда:

Медлено, ципляясь за ветви сирени, праплыла паутинка. Паутинка – предвесница осини. Долга и трудно вызривало это лето, чтобы потом взорватся буйным цвитением. Рано и быстро оно угасает. Тётушка седела на терассе, подставив загарелое, ореховово цвета лицо тяжолому, жаркому, но уже усталому августовскому солнцу. Крепко печот это обманное солнце, но не пребавляет загару.

Правильный вариант:

 Медленно, цепляясь за ветви сирени, проплыла паутинка. Паутинка – предвестница осени. Долго и трудно вызревало это лето, чтобы потом взорваться буйным цветением. Рано и быстро оно угасает. Тётушка сидела на террасе, подставив загорелое, орехового цвета лицо тяжёлому, жаркому, но уже усталому августовскому солнцу. Крепко печёт это обманное солнце, но не прибавляет загару.

2 команда:

Свет паследней зори падал сквось сетку плюща, затянувшего стекляную дверь на терассе с белыми вязами. Шесть белых колон с резными листьями в верху поддерживали хоры, на которых когда – то блистели трубы музыкантов. Колоны вознасились радосно и целомудренно, золочоные лёгонькие стулья чинно стаяли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов глидели со стен. Точна вчера потушеные, были в них обгарелые белые свечи.

Правильный вариант:

Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасе с белыми вязами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда – то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золочёные лёгонькие стулья чинно стояли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов глядели со стен. Точно вчера потушенные, были в них обгорелые белые свечи.

  1. 5  КОНКУРС. « МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ».

Изменив одно или два слова, верните осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание. За каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда:

  1. Назвался грузом – полезай в кузов. ( Назвался груздем – полезай в кузов).
  2. Одна голова хорошо, а две некрасиво. (Одна голова хорошо, а две – лучше).
  3. Чтение – лучшее мучение. (Чтение – лучшее учение).
  4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).
  5. Испокон века телевизор растит человека. (Испокон века книга растит человека).
  6. Пришёл, увидел, купил. ( Пришёл, увидел, победил).
  7. Трудно в учении – легко на каникулах. (Трудно в учении – легко в бою).
  8. У каждого своя голова на шее. ( У каждого своя голова на плечах).

2 команда:

  1. Дети счёт любят. (Деньги счёт любят).
  2. Ни кола, ни двойки. ( Ни кола, ни двора).
  3. По лесу надо с корзиной ходить. (По лесу надо с умом ходить).
  4. Мало хотеть, надо клянчить. (Мало хотеть, надо уметь).
  5. Землю красит солнце, а человека – парикмахер. (Землю красит солнце, а человека – труд).
  6. Работа не волк, а произведение силы на расстояние. (Работа не волк – в лес не убежит).
  7. Скучен день до вечера, коли делать уроки. ( Скучен день до вечера, коли делать нечего).
  8. Будет дождик – будут и лужи. (Будет дождик – будут и грибки).

  1. 6  КОНКУРС.  « ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ».

Один человек из команды должен дописать окончание фразеологизма. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1 команда:

  1. Не взирая… (на лица).
  2. Буря в… (стакане).
  3. Кусать… (локти).
  4. Волчий… (аппетит).
  5. Черепашьим… (шагом).
  6. Принять за чистую… (монету).
  7. Проще пареной… (репы).

2 команда:

  1. Не в бровь,… (а в глаз).
  2. Не видеть дальше…( собственного носа).
  3. Плакать в… (жилетку).
  4. Еле – еле душа… (в теле).
  5. На сон… (грядущий).
  6. Два сапога… (пара).
  7. Топтаться на… (месте).
  1. 7 КОНКУРС.  « ОПРЕДЕЛЕНИЯ ».

Команды должны сказать определения следующих понятий:

  • Антоним
  • Лексика
  • Междометие
  • Орфография
  • Предложение
  • Пунктуация
  • Окончание
  • Синтаксис
  • Наречие

  1.   8   КОНКУРС.  « ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ ».

Каждая команда показывает инсценировку фразеологизма. Соперникам необходимо узнать, какой оборот был обыгран.

  1. Взять себя в руки.
  2. Сидеть сложа руки.
  3. Брать быка за рога.
  4. Палец о палец не ударить.
  5. Чесать языком.
  6. Мороз по коже пробежал.

XI.         9  КОНКУРС.    « ЗАГАДКИ В ПОСЛОВИЦАХ ».

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками, и чем меньше пословиц – подсказок для этого понадобится, тем лучше (с первой попытки- 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл).

  1. И она помнит, кто её кормит.

Не бойся её брехливой, а бойся молчаливой.

Она на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака).

  1. Он не распустится – плод не завяжется.

Они опадают, аромат остаётся.

Весна красна ими, а осень – плодами. ( цветок).

  1.  Худ обед, коли его нет.

Лучше он с водой, чем пирог с бедой.

Он – всему голова. (хлеб).

  1. Мал горшок, да и её варит.

Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.

Маслом её не испортишь. (каша).

  1. Он дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Чистота – залог его. (здоровье).

  1. Без него и трава не растёт.

Мокрому он не страшен.

Будет он – будут и грибки. (дождь).

  1. Она не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Она – лучший друг.

Золото добывают из земли, а знания – из неё. (книга).

  1. Человек без них, что дерево без корней.

Они познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто их. (друзья).

  1. Оно – половина ума.

Земля освещается солнцем, а человек им.

Оно – сила. (знание).

  1.  Оно пуще стрелы разит.

 Оно не воробей: вылетит - не поймаешь.

 Оно – серебро, а молчание – золото. (слово).

  1.  От скуки бери его в руки.

 Оно не комар -  от него не отмахнёшься.

 Оно мастера боится. (дело).

  1.  Оно – лучший врач.

 Оно – деньги.

 Делу оно, а потехе час. (время).

XII.       10   КОНКУРС.    « МЕТАГРАММЫ».

Метаграмма - это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

1

Со звуком «с» я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С «м» берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

(Соль-моль)

2

С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «п»- от вас не утаю-

Тоже в классе я стою.

(Карта-парта)

3

С глухим траву она срезает,

Со звонким – и листочки объедает.

(Коса-коза)

4

Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю

Но «к» на «ц» перемени-

Я по болоту зашагаю.

(Капля-цапля)

5

Со звонким - я цветов царица.

С глухим - лишь капелька водицы.

(Роза-роса).

6

Я с «л» смягченным - под землей,

Бываю каменный и бурый,

А с твердым – в комнате любой,

В геометрической фигуре.

(Уголь-угол)

Запасные вопросы:

С глухим – весною из меня листочки вырастают.

Со звонким – солят все во мне иль воду наливают.        (Почка-бочка)

С глухим шипящим – круглый он как мяч.

Со звонким – как огонь горяч.                                 (Шар-жар)

XIII.     11   КОНКУРС.   « ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ ».

Перед вами карточки с «обновленными» названиями известных произведений русских писателей. Восстановите их истинные заголовки и укажите авторов.

«Предки и бэби», «Тинэйджер», «Записки «чайника», «Шнобель», «Не в свою тачку не садись», «Мочиловка и залет», «Кому на Руси кайф?»

Ответы:  «Отцы и дети» Тургенева, «Подросток» Достоевского, «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Нос» Гоголя, «Не в свои сани не садись» А. Островского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова.

XIV.       12   КОНКУРС.    « ВОСПОМИНАНИЕ ».

Перед вами начальные строки стихотворений известных русских поэтов. Продолжите их. Работает 1 человек из команды.

Я пришел к тебе с приветом… ( рассказать, что солнце встало. А.А.Фет ) 

Три девицы под окном… ( пряли поздно вечерком. А.С.Пушкин )

Мороз и солнце. День чудесный…. ( Еще ты дремлешь, друг прелестный. А.С.Пушкин) 

Я помню чудное мгновенье – … ( Передо мной явилась ты. А.С.Пушкин)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром – … (Москва, спаленная пожаром. М.Ю.Лермонтов)

Умом Россию не понять –… ( Аршином общим не измерить. Ф.И.Тютчев)

Вчерашний день часу в шестом –… (Зашел я на Сенную. Н.А.Некрасов)

 XV.       13    КОНКУРС.      « ИМЕНА О МНОГОМ ГОВОРЯТ ».

Перед вами список слов, среди которых слова, образованные от имен собственных. Найдите их и подчеркните.

Наган, пулемет, паровоз, браунинг, дизель, автомат, троллейбус, смородина, маузер, винегрет, оливье, бомбарда, сандалии, сандвич, толстовка, грамматика, тушь, антоновка, гаубица.

   XVI.         14  КОНКУРС.      «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?»

Угадай слово по шутливой характеристике ( за каждый правильный ответ – 1 балл):

1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

XVII.         15  КОНКУРС.    ШАРАДЫ.  

Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1)  На первом стоит часовой( пост)

    Второе в лесу зеленеет (ель)

    На целое, только стемнеет,

    Ты ляжешь - и кончен твой день трудовой.

     ( пост-ель)

2)  Первое - нота, второе-тоже,

    А целое - на горох похоже.

     (Фасоль)

3)Первый слог - китайский напиток,

   Второй - название буквы,

   А целое - птица.

   (чайка)

4)  Мой первый слог - на дереве,

     Второй мой слог - союз,

    А в целом я – материя

    И на костюм сгожусь

           (сукно)

5)  Союз, предлог и падежная форма

    Личного местоимения

    Дают вкусный плод

    Южноамериканского растения.

     (А-на-нас)

6)Мой первый слог есть на лице,

    Второй есть у оленя,

    Соедини их гласной,

    Получишь зверя.

    (нос-о - рог)

7)Три буквы облаками реют,

   Две видны на лице мужском,

   А целое порой белеет

   « В тумане моря голубом»

           ( пар-ус)

  XVIII.          ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 

3 команда:

  1. За семь вёрст… (киселя хлебать).
  2. Как две капли… (похожи).
  3. От корки… (до корки).
  4. Ждать у… (моря погоды).
  5. Овчинка… (выделки не стоит).
  6. Обвести вокруг… (пальца).
  7. Голод… (не тётка).

Вопросы для 3команды:

1. клевать носом (дремать)

2.гонять лодыря (бездельничать)

3.мастер на все руки (умелец)

4.водить за нос (обманывать)

5. идти в ногу (действовать согласованно)

6. бросать слова на ветер( говорить зря)

7. говорить сквозь зубы (неохотно)

8. одна нога здесь, другая там (быстро)

9. засучив рукава (хорошо)

10. во весь дух (быстро)

 

3 вариант:

Эта зимля не знала ни единого маста из камня. Тут неверили в камень, атносились к нему с предубеждением, баялись его холодности и бесразличия. Не верили, что может защетить он человека в стужу, в лютый морос, в осенюю нипогоду. Во всём отдавали приимущество дереву, даступному, превычному, близкому. Поэтому и все мосты в этой зимле были деревяные. чюжестранцам казалось, будто тут и вовсе нет мастов.

 

Правильный вариант:

Эта земля не знала ни единого моста из камня. Тут не верили в камень, относились к нему с предубеждением, боялись его холодности и безразличия. Не верили, что может защитить он человека в стужу, в лютый мороз, в осеннюю непогоду. Во всём отдавали преимущество дереву, доступному, привычному, близкому. Поэтому и все мосты в этой земле были деревянные. чужестранцам казалось, будто тут и вовсе нет мостов.

3 команда:

  1. Кто рано встаёт, тому на работу далеко идти. (Кто рано встаёт, тому Бог подаёт).
  2. Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. (Не стыдно не знать, стыдно не учиться).
  3. Будешь лениться – узнаешь директора. ( Будешь лениться – узнаешь голод).
  4. Списывай, да не спеши. ( Пиши, да не спеши).
  5. Друзья познаются на контрольной. (Друзья познаются в беде).
  6. На шпаргалке далеко не уедешь. (На обмане далеко не уедешь).
  7. Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой. ( Бесплатный сыр бывает только в мышеловке).
  8. Одна нога здесь, другая в гипсе. (Одна нога здесь, другая там).

№ п/п

Название конкурса

Критерии оценок

Группа КК – 142 б

Группа КК – 142 б

1

Приветствие.

1 балл за лучшее

2

Разминка.

За каждый правильный ответ  1 балл

3

Дальше – дальше.

За каждый правильный ответ  1 балл

4

Вспомни правило и исправь ошибки.

13-12 исправлений – 5 баллов, 11-10 – 4 балла, 9-7 – 3 балла, 6-4 – 2 балла, 3-1 – 1 балл

5

Модернизированные пословицы и поговорки.

За каждый правильный ответ  1 балл

6

Закончите фразеологизмы.

За каждый правильный ответ  1 балл

7

Определения.

За каждый правильный ответ  1 балл

8

Ты мне – я тебе.

2 балла изображавшей команде, 1 балла – если команда угадала, 0 – если не угадала фразеологизм

9

Загадки в пословицах.

Слово угадано с первой попытки – 3 балла, со 2 – 2 балла, с 3 попытки – 1 балл

10

Метаграммы.

За каждый правильный ответ  1 балл

11

Восстанови название.

За каждый правильный ответ  1 балл

12

Воспоминание.

За каждый правильный ответ  1 балл

13

Имена о многом говорят.

За каждый правильный ответ  1 балл

14

Знаешь ли ты?

За каждый правильный ответ  1 балл

15

Шарады.

За каждый правильный ответ  1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг знатоков математики

Внеклассное мероприятие по математике. Развивает интуицию, догадку, логическое мышление и грамотную речь. Воспитывает познавательную активность, чувство ответственности, коллективизма и уважительного ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык» ...

Брейн-ринг "Эпоха Петра Великого"

Игра составлена на основе популярной телепередачи "Брейн - ринг". Разработку можно использовать для учебного занятия, для проведения внеклассного мероприятия. Она не только позволяет в интересной игро...

Методическая разработка по "Бухгалтерскому учету" на тему "Бухгалтерский брейн-ринг"

Существует предубеждение, что бухгалтерский учет скучен и даже зануден, но это не так.  Бухгалтерский учет - вещь загадочная и увлекательная. Это наука и искусство одновременно.  Пости...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Брейн-ринг"

Представленную разработку можно использовать при проведении различных предметных недель или декад по информатике....

Презентация к внеклассному мероприятию по информатике "Брейн-ринг"

Данная презентация является приложением к методической разработке внеклассного мероприятия по информатике "Брейн-ринг"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «Брейн-ринг».

Цели:закрепление изученного материала в игровой форме расширение кругозора по страноведениюподдержание интереса к изучению иностранного языкаОборудование:карточки с заданиями, игральный кубик....