МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРЕДМЕТ - ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА: КОНФЛИКТ
методическая разработка на тему

Нонна Михайловна Соколова

В данном материале представлены методические рекомедации для проведения тестовых работ по теме "Конфликты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                 ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

                            ПРЕДМЕТ -  ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА

 

ТЕМА: КОНФЛИКТ

   

                                           

 

                                               Пояснительная записка

 В методической разработке представлены несколько вариантов выполнения тестовых работ по теме «Конфликт». Работы представлены в форме тестов и упражнения.

 Согласно последним  исследованиям психологов установлено, что приблизительно 80% производственных конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. Если конфликтующего спросить о причине разногласий, он, как правило, начнет говорить о своих обидах: «он сказал…, она думала…, я хотела…», а не о производственных причинах. Суть межличностных конфликтов в нежелании понять другого, встать на его точку зрения.

  Предлагаемые тесты  помогут учащимся разобраться в том, каковы их стратегии в конфликте, проанализировать свое поведение в конфликтах, обобщить полученные знания на уроках по предмету, разобрав предложенные задания.

Цели и задачи

В результате проведения практических занятий и тестирования учащиеся должны уметь:

 - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

 - определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в личной и профессиональной деятельности

Также в результате проведения практических работ учащиеся должны знать об источниках, причинах, видах и способах разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

Содержание:

  1. Упражнение «Мы и наши конфликты». Рекомендации.
  2. Тест на определение своей стратегии выхода из конфликта
  3. Упражнение-размышление
  4. Тестовое  контрольное задание  по теме «Конфликт»

 Упражнение «Мы и наши конфликты»

Вспомните и запишите недавний конфликт, возникший на работе, учебе или в семье. Проанализируйте поведение каждого по схеме:

     1.Проблема, подлежащая решению___________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Квалификация конфликта (деловой, межличностный, групповой и т.д). Его повод и настоящая причина ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как действовали конфликтующие стороны.  ________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Какие были варианты разрешения конфликта? _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш прогноз выбранного варианта разрешения конфликта _____________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации после выполнения данного упражнения

 Чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта:

 Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Где конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта; конфликт – это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

Разрешить конфликт – значит:

  1. Устранить конфликтную ситуацию;
  2. Исчерпать инцидент

Предлагаемый тест поможет определить свое поведение в конфликтной ситуации.

 Ответы надо заносить в бланк. Потом подсчитать количество ответов, совпавших с записанными в бланке по каждому из пяти разделов (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Сравните их между собой, большее количество баллов в одной из колонок назовет тип вашего поведения в ситуации конфликта.

      Инструкция.

 Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

  1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

       2.  а) я стараюсь найти компромиссное решение.

            б) я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих  собственных.

       3.  а) я обычно стремлюсь добиться своего.

            б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

       4.  а) я всегда пойду на компромисс.

            б) я стараюсь не задеть чувств другого.

       5.   а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

             б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

       6.   а) я пытаюсь избегать неприятностей для себя.

             б) я стараюсь добиться своего.

       7.    а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

              б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

       8.    а) я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

              Б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все  затронутые интересы и спорные вопросы.

       9.    а) я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий…

              б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

      10.    а) я твердо стремлюсь добиться своего.

               б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

       11.    а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы.

                б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

1

    а

      б

2

    б

     а

3

   а

     б

4

     а

     б

5

    а

   б

6

    б

   а

7

     б

   а

8

  а

    б

9

  б

   а

10

  а

     б

11

    а

     б

Вы приходите на работу. Как строить отношения с коллегами, как сделать, чтобы вас уважали, как завоевать симпатию, как не допустить конфликта?

      1. Подумайте и сформулируйте смысл следующих высказываний:

  • у нас так не принято
  • служебные конфликты неизбежны
  • облегчить душу
  • стиль и тон коллектива
  • открытый и скрытый конфликт
  1. Используя материал учебной литературы обьясните, какими качествами должен обладать подчиненный, а какими руководитель.
  2. Согласитесь или возразите:

«Создавай проблемы для себя, если это в твоем характере, но не надо создавать для окружающих»   ( Р.Киплинг)

« Хранить свой секрет – мудро, но ждать, что его будут хранить другие, - глупо»  (С.Джонсон)

« Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой»   (Сенека)

« Терпение – пластырь на раны»   (Пословица)

Тестовое задание на закрепление знаний по теме «Конфликт»

  1. Как вы понимаете поговорку: «Худой мир лучше доброй ссоры»
  2. Определите, какая из смысловых характеристик соответствует понятиям: а) конфликт б) внутриличностный конфликт в) межличностный конфликт г) межгрупповой конфликт д) конфликт между группой и личностью
  1. конфликт, возникающий между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей
  2. столкновение противоположно направленных целей, позиций, мрнений, взглядов партнеров по общению
  3. состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей
  4. столкновение противоположно направленных интересов различных групп
  5.  противоречия, возникающие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами общения
  1. Отметьте причины, способствующие возникновению конфликта:

а)многословность одного из партнеров б)коммуникативные барьеры в)личностно-индивидуальные особенности партнера г) бестактность  д)неконтролируемость эмоционального состояния е) все ответы верны ж) все ответы неверны

             4.  Конфликтогены – это слова, действия (бездействие), которые:

                 а) способствуют    возникновению конфликта

                 б) препятствуют возникновению  конфликта                

                 в) помогают разрешить конфликт

              5. Определите, какая ситуация характеризует: а) внутриличностный конфликт

                   б) межличностный конфликт:

  1. конфликт, возникающий у руководителя организации при проявлении  

родственных чувств к одному из подчиненных, вопреки служебному долгу

  1. конфликт между руководителем и подчиненным по поводу премирования
  1. «Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон» - это: а)  компромисс б)сотрудничество в) избегание г) соперничество д) приспособление
  2.  Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют:

а) сотрудничеству б) компромиссу в) избеганию г) соперничеству д) приспособлению:

1) открытая борьба за свои интересы

2) поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон

3) стремление выйти из конфликта, не решая его

4)урегулирование разногласий через взаимные уступки

5) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами

        8. Укажите позиции, которые соответствуют компромиссу: а) одна из сторон обладает достаточной властью и авторитетом

 б) обе стороны обладают одинаковой властью

 в) обе стороны желают одного и того же, и удовлетворение этого желания имеет большое значение

 г) когда иного выбора нет и терять уже нечего

 д) возможность выработать временное решение, так как на выработку другого нет времени

 е) одна из сторон считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов

       9. При какой стратегии поведения развиваются способности слушания, приобретаются навыки аргументации, вырабатывается умение сдерживать свои эмоции, появляется опыт совместной работы: а) компромисс б) сотрудничество в) избегание г) соперничество д) приспособление

      10. Укажите позиции, которые соответствуют приспособлению: а) правда на вашей стороне б) недостаток власти для решения проблемы желаемым способом в) лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать свою точку зрения г) открытое обсуждение проблем приведет к ухудшению ситуации д) предмет разногласия не важен и случившееся не особо волнует

      11. Укажите позиции правильного поведения в условиях конфликтной ситуации: а) настаивая  на своем утверждении, не отвергайте инициатив партнера. Рассматривайте разные предложения, оценивайте все «за» и «против»; б) демонстрируйте свое превосходство в) не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию г) независимо от результата разрешения конфликта старайтесьне разрушать отношения с партнером д) старайтесь как можно чаще акцентировать внимание на отрицательном эмоциональном состоянии партнера6 «Что ты злишься?», «Не надо так нервничать!» е) предлагайте партнеру включать механизм идентификации: «Если бы вы были на моем месте, какие действия предприняли бы?»

       12.Чего нельзя допускать в условиях конфликта: а) преувеличивать свои заслуги б) обрушивать на партнера множество претензий в) исходить из добрых намерений партнера г) видеть все только со своей позиции д) учитывать интересы партнера по общению е) критически оценивать партнера

Критерии оценок: за выполнение предложенных заданий на 80-100% оценка – 5, за выполнение на 70-80% оценка – 4, за выполнение заданий на 50-60% - удовлетворительно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению практической работы №1 по теме «Земляные работы»

Методические указания к выполнению практической работы №1 по теме "Земляные работы" разработаны с целью оказания помощи студентам в овладении знаниями о комплексной механизации строительных машин....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №1 На тему “ ГАБАРИТЫ»

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практического занятия №1 по дисциплине ОП.05.« Общий курс железных дорог» для профессии СПО 23.01.09...

Методическая разработка урока учебной дисциплины "Деловая культура в гостиничном бизнесе". Тема урока "Культура телефонного общения. Деловой телефонный разговор"

Урок разработан в соответствии с требованиями, прдъявляемыми к современному урока. План-конспект урока оформлен в виде таблицы. Чётко обозначены все этапы урока, указана деятельность обучающихся и пре...

Презентация к деловой игре по основам деловой культуры "Разрешение конфликта с клиентом в ателье"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №7 По теме: «Изучение работы кондиционера на примере сплит-системы» по дисциплине МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию СКВ

В данном документе предсталено описание и рекомендации к выполнению практической работы №7 По теме: «Изучение работы кондиционера на примере сплит-системы» по дисциплине  МДК 04....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №1 По теме: «Изучение приборов и методов определения давления» по дисциплине МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию СКВ

В данном документы представлены рекомендации к выполнению практической работы №1 По теме: «Изучение приборов и методов определения давления» по дисциплине  МДК 04.01. Профессиональная...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №9 По теме: «Работа со схемами» по дисциплине МДК 01.02 Управление автоматизированными системами систем вентиляции и кондиционирования воздуха

В данном документе представлены рекомендации к выполнению практической работы №9 По теме: «Работа  со схемами» по дисциплине МДК 01.02 Управление автоматизированными системами  с...