Урок проект "Имя прилагательное в загадках"
план-конспект урока на тему

Молодикова Татьяна Николаевна
Тема: «Имена прилагательные в загадках». Цель: познакомить учащихся с приёмами конструирования загадки; повышать языковую компетентность через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся; развивать творческие способности, навыки коллективной деятельности; воспитывать уважительное отношение друг к другу. Задачи: помочь учащимся правильно выражать свои мысли; стимулировать поисковую деятельность учащихся, научить творческому поиску лучшего варианта задачи; способствовать повышению личной уверенности у каждого; научить создавать и осуществлять проект по данной теме. Планируемые результаты: учащиеся научатся намечать цели и задачи, действовать самостоятельно, осуществлять и аргументировать выбор, реально оценивать себя, верить в свои силы, искать пути и решения поставленной задачи, владеть способом учебной деятельности – проектированием. Оборудование: карточки участника проекта, электронная презентация, листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши, чайник. Ход занятия. I. Подготовительный этап. - Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – Вниманье ваших умных глаз. Я надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут вам выполнить на уроке сложные, но интересные задания. - Сегодня у нас урок не простой, а урок-проект. Девиз нашего урока: «Мы молодые, сильные, здоровые, у нас идеи, мысли - новые». Одному человеку трудно выполнить проектное задание, поэтому мы разделимся на 3 группы. Но чтобы работа в группах была успешной, надо руководствоваться следующими правилами: 1. В группе нет лидеров, все равны. 2. Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 3. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы. II. Формулирование темы и цели занятия. - Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку: Конь…, хвост… . (1-ый слайд) - Почему вы её не поняли? - Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь? - Послушайте ещё раз: (открываются слова на 2-ом слайде – стальной, льняной). Конь стальной, хвост льняной. - Что это? (Иголка и нитка) Слайд 3 (предметная картинка) - Какие слова помогли отгадать загадку? - Почему эти слова помогли отгадать загадку? (Потому что они указывают на признаки.) - Кто из вас догадался, что мы будем исследовать на сегодняшнем занятии? -Сформулируйте тему занятия. III. Разработка проекта. - Сегодня мы начинаем работать над новым проектом, который называется «Имена прилагательные в загадках». - Как вы можете объяснить это название? - С чего мы начинаем работу над проектом? (С постановки цели и задач.) - Вспомните: какими словами начинается формулировка цели? (Формулировка цели начинается с таких слов: «узнать», «выяснить», «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».) - Напоминаю, что формулировка цели состоит из одного предложения и является ответом на вопрос: Зачем вы проводите исследование? - Попробуйте сформулировать цель по предложенной теме. (Помогаю детям выразить мысль: составить загадки, используя имена прилагательные.) - Как формулируются задачи? - Напомню: в формулировках задач выражается то, что нужно сделать по порядку, чтобы достичь цели. - Какие задачи стоят перед нами? (Помогаю детям выразить мысль.) 1. Изучить приёмы конструирования загадки. 2. Выяснить роль прилагательных в загадках. 3. Создать творческий продукт. - Заполним карточку участника проекта. (Карточки даны на каждого ученика.) Карточка участника проекта 1. Тема проекта: ___________________________________________ 2. Цель проекта: ___________________________________________ 3. Задачи проекта:____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ 4. Разработчик: ______________________________________________ - Запишите в карточку участника проекта название, цель и задачи проекта. (Слайд 4) - Как будете работать над проектом: в группе или индивидуально? - Исследование мы будем проводить на нашем занятии, а представлять работу будете на защите проекта. Работать вам придётся самостоятельно. Если потребуется, просите помощи взрослых, как и раньше. - Прочитайте в учебнике на стр. 90 проектное задание. Чтобы справиться с этим заданием, надо подготовиться. IV. Сбор информации. «Поисковик». - С чего нужно начинать работу над проектом? (С поиска информации). - Давайте выясним, что такое загадка. - В каком источнике можно найти эту информацию? (В справочнике, в толковом словаре, в словаре Литературоведческих терминов.) - Дежурный библиотекарь, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе». - Каковы ваши дальнейшие действия? (Вспомнить алфавит и найти на букву «З» слово загадка.) - Что такое загадка? (Слайд 5: Загадка - иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, которое предлагается отгадать.) - Что можно загадать? - Что можно произносить в загадке? - Прочитайте загадки: (Слайд 6) 1. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег) 2. Каких камней в море нет? (Сухих) 3. Шёл охотник, увидел на дереве 3-х ворон, выстрелил. Сколько ворон осталось, если одну он убил? - В чём разница этих загадок? (1. Загадка – описание. 2. Загадка – вопрос. 3. Загадка – задача.) Слайд 7. Виды загадок: 1. Описание. 2. Вопрос. 3. Задача. - Для чего нужны загадки? - Как возникла загадка? (У наших предков существовал запрет на произношение некоторых слов. Например, домовой.) - Прочитайте сведения о загадках на стр.90 учебника V. Мозговой штурм. «Отгадай-ка». - Ребята, отгадайте загадки, которые имеют прямое отношение к именам прилагательным, потому что именно прилагательными очень удобно описывать предмет, не называя его по имени, - а ведь это для загадки самое главное. - Прочитайте первую загадку. Стоит Алёна – Платок зёлёный, Тонкий стан, Белый сарафан. - Что это? - Какие слова помогли узнать берёзку? (Зелёный, тонкий, белый.) - Что они называют? (Признаки предметов.) - Перед вами ещё одна загадка. Прочитайте её. Красная, сладкая, продолговатая, сочная, полезная. - Что это? (Морковь) - Какие слова помогли отгадать загадку? (Прилагательные) - Что называет каждое слово загадки? (Признак) - На какие признаки указывают эти слова? (Они указывают на цвет, вкус, форму). - Отгадайте ещё одну загадку: Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. - О ком загадка? (О сороке) - Какие признаки предмета названы? (Цвет, длина хвоста.) - А вот ещё одна загадка: Из пшеницы, из овса Смотрят синие глаза. - Что это? (Василёк) - Почему вы решили, что это василёк? В чём секрет этой загадки? ( Дети высказывают своё мнение.) - Верно, сам предмет, который загадывается, не называется. Говорится о похожем предмете, у которого есть те же признаки. Действительно, васильки похожи на синие глаза. Отмечается и второй признак васильков – место, где они обычно растут. - Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки на с. 90 учебника. - Какие имена прилагательные помогают отгадать загадки? - Какие признаки загаданного предмета они обозначают? VI. Творческий продукт. - Вы очень хорошо отгадывали загадки. А сможете ли вы загадать загадки? ( Дети загадывают загадки, известные им.) - А теперь составим свою загадку, используя имена прилагательные. - Ребята, посмотрите на этот предмет. (Показываю чайник) - Что это? (Чайник) - На что он похож? Или на кого? (Он похож на паровоз, на слона.) - Он напоминает слона в берете, пузатого слона. - Назовите внешние признаки чайника. (Он круглый, с носиком, есть ручка, крышка.) - Для чего нужен чайник? (Кипятить воду, поить чаем) - Где обычно находится чайник? (На столе, на огне, на плите.) - А теперь попробуем составить загадку о чайнике и назовём её «Слон в берете». Слон в берете… где находится? (На огне сидит.) - Что делает? (Воду кипятит.) - Кто по-другому составит? Пробуем. (Варианты: Слон в берете на столе стоит, Чаем нас поит. На столе пузатый слон Хочет сделать нам поклон. В нём бурлит водица. Как бы нам напиться?) - Придумайте загадку про огурец. Назовите в ней признаки: огурца, его цвет, форму, вкус. - Подготовьте творческий продукт: Предлагаю вам придумать загадки, используя в них имена прилагательные. Нарисуйте к загадкам картинки. (Раздаю учащимся листы белой бумаги формата А4.) - Сочинять можно в группе или самостоятельно, по вашему желанию. (Проводится самостоятельная работа.) VII. Презентация творческого продукта. Конкурс загадок - Загадайте загадки, которые вы придумали. Покажите рисунки, нарисованные к загадкам. VIII. Подведение итогов занятия. - Вы справились со всеми загадками. - Какая часть речи помогала в этом? - Какой творческий продукт мы сегодня придумали? (Составили загадки, используя имена прилагательные.) - Молодцы! Все хорошо работали. За хорошую работу на уроке я даю вам картинки с изображением солнышка. Все они красивые, разные. Такие же разнообразные загадки вы составите и напишите на этих картинках. Все ваши работы окажутся на выставке, которую мы подготовим к защите проектов. Карточка участника проекта 1. Тема проекта: ___________________________________________ 2. Цель проекта: ___________________________________________ 3. Задачи проекта:____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ 4. Разработчик: ______________________________________________ Карточка участника проекта 1. Тема проекта: ___________________________________________ 2. Цель проекта: ___________________________________________ 3. Задачи проекта:____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ 4. Разработчик: ______________________________________________ Карточка участника проекта 1. Тема проекта: ___________________________________________ 2. Цель проекта: ___________________________________________ 3. Задачи проекта:____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ 4. Разработчик: ______________________________________________ Карточка участника проекта 1. Тема проекта: ___________________________________________ 2. Цель проекта: ___________________________________________ 3. Задачи проекта:____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ 4. Разработчик: ______________________________________________

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proekt.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имена прилагательные в загадках».

Цель: познакомить учащихся с приёмами конструирования загадки; повышать языковую компетентность через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся; развивать творческие способности, навыки коллективной деятельности; воспитывать уважительное отношение друг к  другу.

Задачи: помочь учащимся правильно выражать свои мысли; стимулировать поисковую деятельность учащихся, научить творческому поиску лучшего варианта задачи; способствовать повышению личной уверенности у каждого; научить создавать и осуществлять проект по данной теме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся намечать цели и задачи, действовать самостоятельно, осуществлять и аргументировать выбор, реально оценивать себя, верить в свои силы, искать пути и решения поставленной задачи, владеть способом учебной деятельности – проектированием.

Оборудование: карточки участника проекта, электронная презентация, листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши, чайник.

Ход занятия.

  1. Подготовительный этап.

 - Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут вам выполнить на уроке сложные, но интересные задания.

- Сегодня у нас урок не простой, а урок-проект. Девиз нашего урока: «Мы молодые, сильные, здоровые, у нас идеи, мысли  - новые».

Одному человеку трудно выполнить проектное задание, поэтому мы разделимся на 3 группы. Но чтобы работа в группах была успешной, надо руководствоваться следующими правилами:

  1. В группе нет лидеров, все равны.
  2. Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  3. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.
  1. Формулирование темы и цели занятия.  

 - Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку:

  Конь…,   хвост… .  (1-ый слайд)

- Почему вы её не поняли?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

- Послушайте ещё раз: (открываются слова на 2-ом слайде – стальной, льняной).

Конь стальной, хвост льняной.

- Что это? (Иголка и нитка)

Слайд 3 (предметная картинка)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки.)

- Кто из вас догадался, что мы будем исследовать на сегодняшнем занятии?

-Сформулируйте тему занятия.

III. Разработка проекта.

- Сегодня мы начинаем работать над новым проектом, который называется «Имена прилагательные в загадках».

- Как вы можете объяснить это название?

- С чего мы начинаем работу над проектом? (С постановки цели и задач.)

- Вспомните: какими словами начинается формулировка цели?

(Формулировка цели начинается с таких слов: «узнать», «выяснить», «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».)

- Напоминаю, что формулировка цели состоит из одного предложения и является ответом на вопрос: Зачем вы проводите исследование?

- Попробуйте сформулировать  цель по предложенной теме.

(Помогаю детям выразить мысль: составить загадки, используя имена прилагательные.)

- Как формулируются  задачи?

- Напомню: в формулировках задач выражается то, что нужно сделать по порядку, чтобы достичь цели.

- Какие задачи стоят перед нами?

(Помогаю детям выразить мысль.)

  1. Изучить приёмы конструирования загадки.
  2. Выяснить роль прилагательных в загадках.
  3. Создать творческий продукт.

- Заполним карточку участника проекта.

(Карточки даны на каждого ученика.)

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
                              ____________________________________________

                           ____________________________________________

  1. Разработчик: ______________________________________________  

- Запишите в карточку участника проекта название, цель и задачи проекта.

     (Слайд 4)

- Как будете работать над проектом: в группе или индивидуально?

- Исследование мы будем проводить на нашем занятии, а представлять работу будете на защите проекта. Работать вам придётся самостоятельно. Если потребуется,  просите помощи взрослых, как и раньше.              
- Прочитайте в учебнике на стр. 90 проектное задание. Чтобы справиться с этим заданием, надо подготовиться.

IV. Сбор информации. «Поисковик».

- С чего нужно начинать работу над проектом? (С поиска информации).

- Давайте выясним, что такое загадка.

- В каком источнике можно найти эту информацию?

(В справочнике, в толковом словаре, в словаре Литературоведческих терминов.)

- Дежурный библиотекарь, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе».

- Каковы ваши дальнейшие действия?

(Вспомнить алфавит и найти на букву «З» слово загадка.)

- Что такое загадка?

(Слайд 5: Загадка - иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, которое предлагается отгадать.)

- Что можно загадать?

- Что можно произносить в загадке?

- Прочитайте загадки: (Слайд 6)

 1. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

 2. Каких камней в море нет? (Сухих)

 3. Шёл охотник, увидел на дереве 3-х ворон, выстрелил.

     Сколько ворон осталось, если одну он убил?

- В чём разница этих загадок?

(1. Загадка – описание. 2. Загадка – вопрос. 3. Загадка – задача.)

Слайд 7. Виды загадок:

              1.   Описание.

              2.   Вопрос.

              3.   Задача.

- Для чего нужны загадки?

- Как возникла загадка?

(У наших предков существовал запрет на произношение некоторых слов. Например, домовой.)

- Прочитайте сведения о загадках на стр.90 учебника

V. Мозговой штурм. «Отгадай-ка».

- Ребята, отгадайте загадки, которые имеют прямое отношение к именам прилагательным, потому что именно прилагательными очень удобно описывать предмет, не называя его по имени, - а ведь это для загадки самое главное.

- Прочитайте первую загадку.

Стоит Алёна –

Платок зёлёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

- Что это?

- Какие слова помогли узнать берёзку?

(Зелёный, тонкий, белый.)

- Что они называют?

(Признаки предметов.)

- Перед вами ещё одна загадка. Прочитайте её.

Красная, сладкая, продолговатая, сочная, полезная.

- Что это?

(Морковь)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

(Прилагательные)

- Что называет каждое слово загадки?

(Признак)

- На какие признаки указывают эти слова?

(Они указывают на цвет, вкус, форму).

- Отгадайте ещё одну загадку:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая  болтливая.

- О ком загадка? (О сороке)

- Какие признаки предмета названы?

(Цвет, длина хвоста.)

- А вот ещё одна загадка:

Из пшеницы, из овса

Смотрят синие глаза.

- Что это? (Василёк)

- Почему вы решили, что это василёк? В чём  секрет этой загадки?

( Дети высказывают своё мнение.)

- Верно, сам предмет, который загадывается, не называется. Говорится о похожем предмете, у которого есть те же признаки. Действительно, васильки похожи на синие глаза. Отмечается и второй признак васильков – место, где они обычно растут.

- Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки на с. 90 учебника.

- Какие имена прилагательные помогают отгадать загадки?

- Какие признаки загаданного предмета они обозначают?

VI. Творческий продукт.

- Вы очень хорошо отгадывали загадки. А сможете ли вы загадать загадки?

( Дети загадывают загадки, известные им.)

- А теперь составим свою загадку, используя имена прилагательные.

- Ребята, посмотрите на этот предмет. (Показываю  чайник)

- Что это? (Чайник)

- На что он похож? Или на кого?

(Он  похож на паровоз, на слона.)

- Он напоминает слона в берете, пузатого слона.

- Назовите внешние признаки чайника.

(Он круглый, с носиком, есть ручка, крышка.)

- Для чего нужен чайник?

(Кипятить воду, поить чаем)

- Где обычно находится чайник?

(На столе, на огне, на плите.)

- А теперь попробуем составить загадку о чайнике и назовём её «Слон в берете». Слон в берете… где находится? (На огне сидит.)

- Что делает? (Воду кипятит.)

- Кто по-другому составит? Пробуем.

(Варианты:

Слон в берете на столе стоит,

Чаем нас поит.

На столе пузатый слон

Хочет сделать нам поклон.

В нём бурлит водица.

Как  бы нам напиться?)

- Придумайте загадку про огурец. Назовите в ней признаки: огурца, его цвет, форму, вкус.

- Подготовьте творческий продукт: Предлагаю вам придумать загадки, используя в них имена прилагательные. Нарисуйте к загадкам картинки. (Раздаю учащимся листы белой бумаги формата А4.)

- Сочинять можно в группе или самостоятельно, по вашему желанию. (Проводится самостоятельная работа.)

VII. Презентация творческого продукта.

 Конкурс загадок

- Загадайте загадки, которые вы придумали. Покажите рисунки, нарисованные к загадкам.

VIII. Подведение итогов занятия.

- Вы справились со всеми загадками.

- Какая часть речи помогала в этом?

- Какой творческий продукт мы сегодня придумали?

(Составили загадки, используя имена прилагательные.)

- Молодцы! Все хорошо работали.

За хорошую работу на уроке я даю вам картинки с изображением солнышка. Все они красивые, разные. Такие же разнообразные загадки вы составите и напишите на этих картинках.

Все ваши работы окажутся на выставке, которую мы подготовим к защите проектов.

 

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
                              ____________________________________________

                           ____________________________________________

  1. Разработчик: ______________________________________________  




Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
                              ____________________________________________

                           ____________________________________________

  1. Разработчик: ______________________________________________  



Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
                              ____________________________________________

                           ____________________________________________

  1. Разработчик: ______________________________________________  



Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
                              ____________________________________________

                           ____________________________________________

  1. Разработчик: ______________________________________________  












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка бинарного урока по русскому языку и обществознанию "Имя прилагательное"

Данная разработка урока поможет первокурсникам техникума пополнить свои знания об имени прилагательном с точки зрения дисциплин"Русский язык" и "Обществоведение"...

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных"

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных" с пояснительной запиской и презентацией...

Урок"Обобщение знаний об именах прилагательных" 4 класс

Урок построен на информационно-коммуникационных технологиях...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...