"Из истории Дома призрения престарелых и увечных граждан и Дома призрения малетних бедных"
статья на тему

Редькина Наталья Николаевна

Исследовательская работа "Из истории Дома призрения престарелых и увечных граждан и Дома призрения малетних бедных" посвящена истории создания и существования Дома презрения бедных мещан с момента организации и до начала 20 века. В работе отражена история строительства зданий для Дома презрения. Исследования сделаны по материалам Государственного исторического архива. Следует отметить, что никаких публикаций на эту тему нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meshchane.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Из истории Дома призрения престарелых и увечных граждан и Дома призрения малолетних бедных Санкт-Петербургского  Мещанского общества.

Работа выполнена  Кобрик Марией

ученицей  9 «а» класса

489 школы Московского района.

Руководитель Редькина Н.Н.

                                                   

Санкт-Петербург.

2015

Оглавление

Введение………………………………………………………………....3

1.Строительство здания Богадельни мещанского общества …………4

2. Из истории Дома призрения престарелых и увечных граждан

 и Дома призрения малолетних бедных

Санкт-Петербургского  Мещанского общества……………………….6

3.Заключение……………………………………………………………11

Библиография……………………………………………………………12

Вступление

   

 В текущем 2012 году мы отмечаем 93 года со дня образования Московского района. Принято считать, что своим рождением Московский район обязан появлению на его территории промышленных  предприятий во второй половине 19 века. Это во многом и предопределило его судьбу, он так и остался одним из самых развитых промышленных районов города. Но вместе с тем, по мере изучения истории Московского района, открываются новые страницы из его  жизни.  

           На территории Московского района сравнительно немного старинных зданий, большая часть из них относится ко второй половине 19 – началу  20 века. Это не только производственные постройки, доходные дома и культовые здания. Часть из них занимали благотворительные учреждения. Самая известная  Николаевская военная богадельня была открыта в Чесменском дворце еще в 1836 году [ 11,13],  в конце 70-х годов Х1Х века  были устроены  Дом призрения  престарелых и увечных граждан и  Дом призрения малолетних бедных Санкт-Петербургкого мещанского общества, в 1882 г была открыта богадельня при Новодевичьем монастыре [20], в 1905 году открылась Чубыкинская старообрядческая богадельня [ 4], в начале ХХ века по Забалканскому проспекту в доме № 89 был открыт Ночлежный дом имени А.Е.Бузуевой [9, с.448. 7.с.30] , рядом в доме № 87 в начале ХХ века был открыт Ночлежный дом в память товарища  А.Г.Прокофьева.  

             Таким образом , на небольшой территории, около Московских ворот, на  Забалканском проспекте и прилегающих к нему улицах, находилось несколько благотворительных заведений. Это удивительно еще и потому, что в Х1Х  начале ХХ века эта территория – рабочая окраина Петербурга.

           Моя работа посвящена Дому призрения престарелых и увечных граждан и Дому призрения малолетних бедных Санкт-Петербургского  Мещанского общества, которое находилось в здании из красного кирпича на Московском 95.Сегодня в нем располагается Московское районное управление внутренних дел, а в корпусе № 3 находится кожно-венерологический диспансер № 2.

         К сожалению, нет ни одной публикации об этой богадельне мещанского общества. Упоминается богадельня и приют мещанского общества только в двух справочниках  о благотворительности в Санкт-Петербурге и России 24[ 10, 16], за 1891 и 1899г , буквально несколько строчек, в которых приводятся данные о количестве призреваемых и расходах на их содержание.

         В 1876 был опубликован  Устав Петербургского дома призрения престарелых мещан, а годом раньше Инструкция { 15, 16}. Петербургского мещанского общества, с которыми я познакомилась в Российской Национальной библиотеке. С этих источников началось мое исследование  истории богадельни и приюта мещанского общества. Архивные документы были предоставлены моим руководителем Редькиной Н.Н. В основном, это документы Петроградской мещанской управы  (фонд 222)– так они обозначены в ЦГИА СПб. Поиск сведений  о богадельне и приюте

мещанского общества в отчетах о ревизиях или состоянии городских

богаделен, которые были представлены в канцелярию петербургского генерал-губернатора, или в городскую Управу не был успешным: только в одном документе «О ревизии отчета городской Управы за 1894 год» были найдены интересующие нас материалы. Большая часть работы была выполнена на основе  исследования и анализа архивных материалов Петроградской мещанской управы ЦГИА СПб.

 

                                 

История строительства.

           Здание богадельни Мещанского общества было построено с 1866-1870 гг по проекту Эдуарда Карловича Вергейма совместно с известным архитектором Виктором Александровичем Шретером. [ 3,с.337]                  

Э.К. Вергейм был выпускником Академии художеств, одним из основателей Санкт-Петербургского общества архитекторов [3, с.72] Э.К, Вергейм  в нашем городе построил еще только один доходны й дом на Броницкой улице дом 18, который позднее был перестроен. Здание богадельни Мещанского общества единственная постройка этого архитектора, сохранившаяся до наших дней.

           Здание Богадельни мещанского общества неоднократно перестраивалось. Так, в 1874 году был построен 2-х этажный деревянный флигель. В   отчете сословной строительной комиссии С-Петербургского мещанского общества указывается сумма -4.428 рублей, израсходованная на постройку  деревянного двухэтажного флигеля при мещанской богадельне на заднем дворе, между сараем и баней. Подробно перечислены количество строительных материалов, виды строительных работ, приведены фамилии печника, кровельщика, столяра других работников и полученные ими суммы. Сосчитано все, до копейки, даже расходы на бумагу и почтовые марки[33 с.1 ] . К сожалению, эти постройки не сохранились до наших дней.

            В 1875 – 1876 гг здание богадельни на Забалканском проспекте было расширено совместно с архитектором Василием Александровичем Кенелем [3, с.156.,9. с.448.]

     Имя  В.А.Кенель сегодня немногим известно, а во второй половине Х1Х века он был одним из интересных представителей стиля эклектики в Петербурге. Он родился в Петербурге 7 февраля 1834 года, закончил одну из лучших школ Петербурга – Петершуле и поступил на архитектурное отделение Академии художеств. Обладая незаурядными способностями, он стал одним из любимых учеников К.А.Тона. Его проекты неоднократно были отмечены серебряными и золотыми медалями, что позволило ему стать пансионером и продолжить свое образование в Европе: в Германии, Франции, Италии. В Помпее он сделал с натуры рисунки реставрации дома Casa dei Grandi Principi Russi, которые он представил в Академию художеств и получил  звание академика архитектуры. В 1869 г началась деятельность В.А.Кенеля  в Петербургском губернском правлении. Вероятно, в качестве архитектора губернского правления, он был привлечен к работам по расширению Богадельни мещанского общества.

Среди наиболее значительных  работ В.А.Кенеля – торговый корпус Апраксина двора, Старо-Александровский рынок, доходные дома № 23 и № 25 на Литейном проспекте, дом № 36 на ул.Рубинштейна и др. В.А. Кенель занимался оформлением интерьеров первого этажа в Юсуповском дворце на Мойке. Будучи архитектором двора великого князя Владимира Александровича, он перестраивал для него Запасной дворец на Дворцовой набережной 28- Милионной улице 29, в единстве с основным дворцовым зданием, построенным А.И.Резановым. Много самых разных работ было выполнено В.А.Кенелем по перестройке  и надстройке городских зданий. Эти работы высоко ценились заказчиками, что, возможно, повлияло на решение Управы мещанского общества именно его пригласить в качестве архитектора для расширения Богадельни.

    В 1878-1879 гг  во дворе здания богадельни Мещанского общества по проекту знаменитого  архитектора Павла Юльевича Сюзора был построен флигель и домовая церковь, но они не сохранились [ 3, с.292., 9.с.504]

Из истории Дома призрения престарелых и увечных граждан и Дома призрения малолетних бедных Санкт-Петербургского  Мещанского общества

         Устав Дома призрения престарелых и увечных граждан и Дома призрения малолетних бедных Санкт-Петербургского  Мещанского общества был подписан 19 сентября 1876 года Управляющим Министерством Внутренних дел Статс-секретарем  князем Лобаново-Ростовским . Из Устава следует, что оба учреждения размещаются в двух отдельных зданиях, находящихся в собственности С-Петербургского  Мещанского общества по адресу: Большой Царскосельский проспект, дом 45 [13, с.1 ]

Позднее,  эти дома указаны по адресу : 3-й участок Московской части [ 38, с.3 ]. Кроме того, мещанскому обществу принадлежали доходные дома на Набережной реки Фонтанки № 86-88, по Загороднему пр. п31-33. Плата за съем квартир в этих домах поступала на содержание Богадельни мещанского общества и приюта для малолетних.  

           Общее управление двумя заведениями возлагалось на Старшину мещанского сословия, председательствующего в Мещанской Управе, совместно с членами Управы. Хозяйственной частью заведовали эконом с товарищем и смотрителем. Они избирались на два года Собранием Выборных мещанского сословия из своей же среды.  До наших дней дошел баллотированный список собрания выборных мещанского сословия, на котором присутствовало 48 человек, из них 41 проголосовали за избрание в экономы  мещанской богадельни Махова Ивана Ивановича, в товарища эконома Яшумова Василия Прокофьевича[37 ].

         На остальные низшие должности нанимались вольноотпущенные граждане.

  В 1901 году штат служащих богадельни состоял из смотрителя, письмоводителя, кастелянши, 6 прачек, 2 дворников, привратника, водоноса, рабочего, 2 хлебопеков, повара, помощника повара, машиниста, похоронщика, ламповщика, 2 столовщиков, 2 столовщиц, истопника, 7 сиделок при лазарете, врач, фельдшер       [ 38, с.27 ].

    Указания всем должностным лицам, круг их обязанностей, порядок их содержания был изложен в особой инструкции [ 14], утвержденной Собранием Выборных мещанского сословия.

          На содержание в обоих домах, на основании примечания к 241 ст. Устава о податях Св. Зак. т.У, ежегодно, с утверждения Санкт-Петербургского Градоначальника, определялись с здешних мещан особые денежные сборы:  а) на содержание Богадельни по 60 копеек в год с каждой совершеннолетней мещанки, живущей отдельно от своих родственников мужского пола ( сбор существует на основании приговора Мещанского Отделения Общей Думы 4 февраля 1860 г, утвержденного Министерством Внутренних дел) и б) на содержание  Дома призрения малолетних, - с наличных мещан мужского пола, по раскладке, с тем, чтобы недобор суммы на покрытие всех издержек, ассигнуемых ежегодными сметами по обоим сим заведениям, должен был пополняться процентами с запасных капиталов, другими общественными складками, доходами дома, принадлежащего Мещанскому обществу, взносами за пансионеров и пожертвованиями, могущими поступать в пользу заведения.

          Для сбора пожертвований при заведениях и в Мещанской Управе были поставлены особые кружки и заведены шнуровые книги. Могли быть пожертвования и в виде съестных припасов.

           В смете доходов и расходов по С-Петербургскому  мещанскому Управлению на 1902 год [38, с.7]  указано, что главным ресурсом на содержание богадельни и приюта для малолетних мещанского звания был ежегодно, с 1860 года,  взымаемый сбор по 1 рубль 50 копеек с мещан одиноких и семейных, проживающих отдельно от родителей с 17 до 60 лет. Этот главный сбор до 1901 года утверждался губернаторами и градоначальниками, но в 1901 году  не был утвержден в размере 1 руб.50 коп., а только по 60 копеек. И тогда, Управа мещанского общества воспользовалась 608 статьей 1Х тома Свода Законов, изданных в 1899 году и на основании соображений, изложенных в приговоре Собрания Выборных мещан от 13 марта 1901 года, оставляет прежний сбор по 1 руб. 50 коп., что позволило  запланировать в смете доходов от сбора на 1902 год -17.000 рублей. К этой же сумме было прибавлено еще 7.000 руб. ожидаемых пожертвований единовременных из кружек и процент пожертвованных капиталов на содержание пансионеров, что составило 24.000 руб. К статье доходы прибавлен доход с церкви, что при богадельни, ( сбор с кружек, блюд, за свечи, с свадьбы, процент с пожертвованный на церковь капитал), еще 3.200 руб. Еще одна статья дохода – плата от Городской Управы за сбор городского дохода с торговых документов, выдаваемых крестьянам и разночинцам – 1.650 руб.

  Сбор на содержание Дома призрения малолетних сирот мещанского сословия был 50 копеек с каждого мещанина работнического возраста плюс процент с пожертвованных капиталов (500руб.) составил 5. 500 руб. в 1901 году по числу плательщиков – 9.726 человек [38, с.6] .

         Таким образом, в смете на 1902 год всего предполагалось на содержание богадельни  потратить 37.061 коп. против 34.884 руб. за предыдущий год  (на 558 взрослых и 100 детей). В 1891 году расходы составили 34.627 руб. на 592 взрослых и 111 детей[10, с.26] . В 1895 году – 42.567 руб. на 568 призреваемых [16, с.14] .    

           При заведениях был устроен небольшой лазарет, управляемый врачом, при котором находился фельдшер. [38, с.3 ].

   Для обоих учреждений были разработаны Уставы и подробные инструкции.

           В Уставе для Дома престарелых оговаривалось количество 650 человек, но при этом Мещанскому обществу предоставлялось право увеличивать или уменьшать контингент.

В немногих сохранившихся отчетах приведены следующие данные:

в 1891 году – 591человек, на 1 января 1896 года в богадельне призревалось 568 человек, в 1901году – 558 чел.

Решение о приеме или отказе от места в Доме престарелых принимал Старшина.

  Порядок приема в Богадельню был следующий: лица, нуждающиеся в призрении ( как-то увечные, пораженные болезнями, одинокие, без родственников) обращаются на имя попечителя, с указанием своего места жительства, по которому Богадельня собирает через местную полицию сведения о том, не имеет ли проситель собственных средств к существованию или родственников, обязанных содержать их. Кроме того, через полицейского врача, проситель подвергается освидетельствованию о состоянии здоровья, и, наконец, наводятся справки о поведении просителя. Затем, по получению сведений, проситель вновь подвергается осмотру врача богадельни. И если при этом вторичном осмотре, проситель оказывается удовлетворяющим установленным требованиям, то по резолюции попечителя, его зачисляют в кандидатские списки, откуда уже по мере возможности, также по резолюции попечителя, назначается к приему в богадельню . [24, с.129]. Как видно из этого документа, приему в Богадельни предшествовала бумажная волокита. Хотя, в этом же документе, в пожеланиях членах ревизии городской Управы, высказывается предложение упростить процедуру приема в богадельни, в частности, медицинскому осмотру просителя подвергать один раз, врачом богадельни. Здесь же приведены любопытные данные о контингенте Богадельни мещанского общества: « Из собранных с 201 призреваемых сведений за последний год  ( с 27.09.1894 по 11.09.1895 г), комиссия усмотрела, что преобладающий призреваемый контингент  состоит из солдатских жен и дочерей – 87; собственно петербургских мещанок всего -16, крестьянок с петербургской губернии -8, кронштадских мещанок – 12, охтинских и шлиссельбургских -2, колпинских и лужских -4- итого 42; состав же остальных 72 слагается из дочерей чиновников -12,  купеческих и офицерских вдов -2, лиц придворного ведомства -3, и, наконец, мещанок разных губерний.»

Ревизия городской Управы выявила нарушение Устава Богадельни мещанского общества, поэтому  сделала вывод: « Комиссия полагает, что в виду специального назначения богадельни служить местом призрения петербургских обывателей, в тесном ( т.е. буквальном) значении этого слова, преимущества в приеме должно быть отдаваемо тем из столичных жителей, которые не имеют право на покровительство какого-либо постороннего городского общественного управления ведомства [24, с.129] ».

Частным благотворителям дозволялось помещать пансионеров на вакансии, но только лиц из мещанского сословия.

         Согласно Уставу Дома призрения малолетних бедных Санкт-Петербургского мещанского сословия, в это заведение могли приниматься дети беднейших здешних мещан, преимущественно круглые сироты обоего пола, не моложе 5 и не старше 10 летнего возраста, христианского вероисповедания. [ 13, с.12]                  

 Подчеркивалось, что заведение учреждается для постоянного проживания детей бесплатно за счет Мещанского общества, было рассчитано на 40 человек. Сверх того допускалось прием пансионеров из того же мещанского сословия с платою от родителей или благотворителей в размере, установленном Собранием Выборных Мещанского общества. Плата вносилась в мещанскую Управу за полгода вперед.

   В 1891 году в Доме призрения малолетних бедных С-Петербургского мещанского сословия находилось 111 детей . [10, с.27], в 1901 году – около 100 [38, с.27]..

           В штат приюта для малолетних входили 2 учительницы, 1 учитель пения, 6 нянек, 1 кухарка, 1 помощница кухарки, 1 швея,  1 прачка, 1 ламповщик, 1 чернорабочий [ 38, с.27 ]. В 1901 году они обслуживали около 100 детей.

           Дети помещались в отдельных половинах для мальчиков и девочек, столовая же, а также классные комнаты были общие. В Доме призрения малолетних бедных преподавалась азбука по программе курсов приходских училищ, также церковное пение и гимнастика, а девочкам еще и рукоделие. Предполагалось, что со временем круг преподавания предметов может быть расширен.

           Дети жили в Доме призрения малолетних бедных до 14 лет, затем возвращались к родителям или родственникам, круглые сироты поручались попечителям Старшины или присутствия Мещанской Управы, которая заботилась об их учении мастерству или торговли.

            В сборнике сведений о благотворительности в России, вышедшем в 1899 году [ 16,с.2] приводятся следующие данные по Петербургу: в городе было 90 Богаделен, 146 Детских приютов, 79 учреждений медицинской помощи, 197 школ благотворительного характера, 35 дешевых столовых, 6 ночлежных домов, 19 Домов трудолюбия, 23 ясли, 34 дешевые квартиры, 9 Народных читален – всего 638 благотворительных учреждений.

  Благотворительные общества и учреждения обладали значительными средствами: основной капитал составлял 157 126 500 рублей, членские взносы – 226 700 рублей, разные поступления и пожертвования 1 838 700 рублей, пособия 173 541 рубль.

           В этом же сборнике приведены таблицы ([ 16, с.3],из   которых видно, что число благотворительных учреждений за 8 лет ( с 1889-1897гг) увеличилось на 150, а расходы на благотворительные учреждения составили 8 млн. в год.

            В течение года  разными видами благотворительности воспользовались 107 414 человек ( 21 218 мужчин, 23 371 женщин, 24 273 мальчиков, 38 552 девочек).
          В списке благотворительных учреждений Санкт-Петербурга [ 16, с.2]  значится только два сословных благотворительных учреждения : богадельня для престарелых Мещанского общества и Приют для малолетних Мещанского общества. К 1 января 1896 года призреваемых было 568 человек, а расходы на их содержание в 1895 году составили 42.567 рублей [ 16, с.14]          

           Приведенные  данные говорят о том, что  богадельня  для престарелых  и Приют для  малолетних  Мещанского общества была достаточно обширной и играла важную роль в благотворительной жизни Петербурга второй половины Х1Х начала ХХ века.

Заключение

         Исследуя архивные документы, я  узнала  о малоизвестном памятнике – богадельне и приюте Мещанского общества, которые были устроены на Забалканском пр. 95, на территории рабочей окраины Санкт-Петербурга.

Богадельня для престарелых Мещанского общества и Приют для малолетних Мещанского общества была устроена в 1874 году и  просуществовали  до 1918 года,  в разные годы в них находилось от 560 до 670 человек. Все эти годы оба учреждения существовали, главным образом, за счет добровольных пожертвований жителей Петербурга мещанского сословия.

          Думаю, что мещане не были богатыми людьми в Петербурге, но,  они находили  возможным  жертвовать  пусть небольшие деньги на устройство и содержание богадельни и приюта  для сирот, одиноких престарелых и больных граждан из своего сословия.

Милосердие и сострадание для них были не просто слова или намерение, а являлось для них естественной потребностью и частью жизни. Для нас, сегодняшних жителей Петербурга это хороший пример.

Накануне Первой мировой войны в Петрограде с населением 1 млн. 700 тыс. человек, работали 350 благотворительных организаций (богаделен, приютов, дешевых и бесплатных ночлежек и столовых). По всему городу всеми видами благотворительной помощи было охвачено около одной трети населения. Часто благотворительные организации создавались по инициативе членов императорской семьи, важных государственных чиновников, русских дворян, именитых купцов, церковных духовных властей. Помощь оказывали разную: житейскую, материальную, христианскую, духовную. Пенсии тогда тоже были. Но к ним добавляли человеческую чуткость и душевность, без которой нет настоящего милосердия. Дом призрения престарелых и увечных граждан и Приют призрения малолетних бедных Санкт-Петербургского  Мещанского общества сыграли свою важную роль в благотворительной жизни нашего города, а простые обыватели города – мещане внесли свою посильную лепту.

Библиография.

1. Антонов    Кобак .Святыни Санкт-Петербурга. Т.3, Спб.1996, с.33

2.Андреевский И.Е. Угрюмов П.К. Градские богадельни в Санкт-Петербурге. СПб., 1889

3.Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер.Х1Х-начала ХХ века. Справочник. СПб., 1996

4.Бадник Н.И. Чубыкинская богадельня в Санкт-Петербурге.// Наше наследие. СПб., 2005, №  73, с. 188-189

5. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге. СПб., 2000

6. Исаков П.Н. Справочная книжка о благотворительных учреждениях и заведениях                 Санкт-Петербурга. СПб., 1911

7. Исаченко В.Г. В широком диапазоне. Творческое наследие П.Ю.Сюзора.// Ленинградская панорама. 1985., № 10 с.28-31

8. История петербургской благотворительности. Библиографический указатель. Невский архив. СПб.,1993. вып.1

9. Зодчие Санкт-Петербурга Х1Х – начало ХХ века. СПб.,2000 .,с.448, с.504

10. Сборник сведений о благотворительности в Санкт-Петербурге. Издание статистического отделения СПб. Городской управы под редакцией проф. Ю.Э.Янсона. СПб.,1891

11.Мирошкин К.Д. Исторический очерк Чесменской военной богадельни императора Николая 1.- СПб.1896 с. 102

12. Отчет по Санкт-Петербургским градским богадельням за 1911 год. (сост. А.Н.Мерц) СПб.,1913

13.Познахирев В. Чесменская военная богадельня, или несколько слов об истории милосердия.// Военный вестник. =М., Воениздат.-1990, - № 11, с. 13

14. Петербургский дом призрения престарелых мещан. Устав. СПб.,1876

15. Петербургское мещанское общество. Инструкция. СПб., 1875

16. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1899

17. Справочная книжка об обществах и союзах ( сост.В.В.Чарнолуский) СПб., 1913

18. Справочник о благотворительных учреждениях, действующих в городе Санкт-Петербурге. СПб., 1913

19. Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Девятнадцатый век. СПб., 2003., кн.1.,с.340-341

20. ЦГИА СПб. Ф. 1 оп.1.д. 927

21. ЦГИА СПб. Ф. 569.оп.18. д.4

22. ЦГИА СПб. Ф.792.оп.1. д.6240

23. ЦГИА СПб. Ф. 792.оп.1. д. 8898

24. ЦГИА СПб. Ф. 792.оп.1. д.7978

25. ЦГИА СПб. Ф.2075.оп.3. д.57

26. ЦГИА СПб. Ф. 513.оп.1. д.507

27. ЦГИА СПб. Ф. 783.оп.1. д. 140

28..ЦГИА СПб. Ф.783 оп.1. д.143-143

29. ЦГИА СПб. Ф.783 оп.1. д.171-174

30. ЦГИА СПб. Ф.783 оп.1. д.225

31. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.294, д.295

32. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.298

33. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.352

34. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.499

35. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.519

36. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.520

37. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1д.648

38. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1д.671

39. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1д.699

40. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1д.720

41. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1д.721

42. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.764

43 .ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.765

44. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.769

45. ЦГИА СПб. Ф.222 оп.1 д.1413

46. ЦГИА СПб. Ф.515 оп.1 д.2758

47. ЦГИА СПб. Ф.215 Петроградские градские богадельни Петроградского общественного управления. Фонд 215 просмотрен полностью, никаких документов по Богадельне мещанского общества не найдено.

48. Якобий А. Благотворительность в Санкт-Петербурге. СПб.,1899


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Сценарий исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой"

Методическая разработка  внеклассного мероприятия - исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой" содержит разнообразные материалы о прошлом Крыма (истории, культуре) и о совр...

Банк электронных лекций для студентов по дисциплине: «История» по теме: «400 лет дому Романовых» 06.05.01 Сестринское дело

Банк электронных лекций для студентов по дисциплине: «История» по теме: «400 лет дому Романовых» 06.05.01 Сестринское дело...

Влияние сестринской помощи на качество жизни пожилых и престарелых пациентов.

Гериатрия – это область клинической медицины, изучающая болезни людей пожилого и старческого возраста, разрабатывающая методы их лечения и профилактики с целью сохранения физического и психическ...

Выступление детей в доме престарелых

Выступление  детей в доме престарелых...

Выступление в реабилитационном центре для престарелых.

выступление в реабилитационном центре....

Сценарий праздника в Ростовском доме-интернате №2 для престарелых и инвалидов.

Самые быстрые и результативные немедикаментозные способы борьбы с депрессией могут предложить пожилым людям работники культуры. Именно они способны вселить оптимизм, радость и любовь к жизни средствам...

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...