Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
статья

Захаров Олег Владимирович

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангелины Анатольевны, руководителя ИЗО-кружка в Черповецком Доме пионеров в советский период становления лополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_zaharov_o.v.docx113.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период».

2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 5

ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ 16

Изучение опыта организации внешкольной работы с детьми педагога Алексеевой А.А. в Череповце в годы советской власти. 16

Анализ опыта реализации дополнительного образования художественной направленности на примере педагогической деятельности руководителя кружка изобразительного искусства Алексеевой А.А. в 70-е годы 20-го века. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Образование является сферой культурной жизни общества. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование новых институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. Так одной из социальных институтов воспитания в нашей стране стала исторически сложившаяся в практике педагогическая система внешкольной работы с детьми. Она начала формироваться в конце XIX века, постепенно развилась в советское время, а к концу XX века в условиях демократизации общества трансформировалась в систему дополнительного образования детей.

Я обучался в изо-кружке Дома пионеров г. Череповца в 70-х годах и имею возможность сравнить обе системы, тем самым углубить и систематизировать знания по этому вопросу. Актуальность темы в том, что нам важно знать и понимать смысл внешкольного советского образования, потому что именно из него вышло современное дополнительное образование детей. Многое из того опыта можно вновь открыть для себя и использовать в своей работе.

2-я глава написана по материалам музея Череповецкой пионерской организации, личных архивов А.А. Алексеевой и переписки ее учеников, а также по книге журналистки Р. Мининой «Феномен А.А.А.»

Целью моего исследования было изучить в теоретическом и практическом аспектах опыт преподавания учительницы Алексеевой А.А. изобразительному искусству детей, а так же показать историю становления дополнительного образования детей художественной направленности в течение всего советского периода в Череповце.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

- провести анализ литературы по теме исследования;

- изучить особенности системы дополнительного образования детей в советский период и сравнить с современной;

- изучить и охарактеризовать систему внешкольного образования детей на примере изо-кружка Череповецкого Дома пионеров.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

Отечественная педагогическая литература по внешкольной работе с детьми является очень обширной и разнообразной. Куприянов Б.В., современный ведущий аналитик дополнительного образования в России, писал в 2016году: «Модернизацию дополнительного образования детей в наши дни невозможно себе представить без осмысления истории развития советской системы внешкольного воспитания 1918–1991 гг. В связи с тем, что такой конструкции, как «дополнительное образование» до 1992 года не существовало, отдельные аспекты названной сферы и пограничные области исследовались в широком круге публикаций».[1]

Поэтому, исследуя историю вопроса, я глубоко коснулся анализа педагогической литературы в разные периоды советской власти и сравнил точки зрения тех авторов с современными.

В начале становления советской власти (1918г. – 1922г.) в стране политпросвещением и воспитанием детей стали заниматься ведущие педагоги того времени: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский,П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.Н. Терский. Они не только обогатили педагогику своими работами по данной проблеме, но и помогли решить ее на государственном уровне, оказывая влияние на политику всего образования в стране.

Основными задачами внешкольного образования были три: ликвидация беспризорности детей, воспроизводство художественной интеллигенции, государственное воспитание детей наравне с материнским. Так, в Педагогической энциклопедии 1925 года прямо указывается на необходимость решения в сфере внешкольного образования чрезвычайно важной задачи: «все еще остается значительный контингент детей, предоставленных самим себе и разлагающему влиянию улицы»[2].

В это же время Н. К. Крупская и А. В. Луначарский заложили основу государственной системы художественного воспитания детей.

В 1918 году появились первые детские секции при партийных ячейках (в Туле) и при ячейках комсомола (в Москве, Петербурге, Украине), детские клубы, площадки, детские коммуны, организующие общественно-полезную деятельность детей и их досуг. А.С. Макаренко и его соратник В.Н. Терский, считавшие клубную работу делом огромной важности, строили воспитательную работу в клубных объединениях как систему, ориентированную на творческую деятельность каждого воспитанника, постепенное приобщение детей к духовной культуре общества.

Были сделаны первые шаги в области художественного воспитания. Основная задача этих объединений состояла в том, чтобы через художественную работу добиваться четкого общественно-политического воспитания детей и подростков. Кроме того, что в июне 1918 года в Москве, в Сокольниках возникла первая станция любителей природы, первое в стране государственное внешкольное детское учреждение и первый кружок юннатов, в этом же году при поддержке В.И. Ленина была открыта художественная студия для детей рабочих Путиловского завода в Петрограде. Для студии был отведен особняк на Рижском проспекте. Здесь дети обучались музыке, рисованию, танцам, занимались в духовом оркестре.

В 20 – 30-е годы государство занялось всерьез образованием детей. Это период бурного развития сети внешкольных учреждений в стране, охватывающий все основные направления внешкольной работы с детьми и подростками. Исследованием проблем внешкольной работы занимались специальные центры и институт методов внешкольной работы. Вопросы внешкольной работы освещались в журнале «Внешкольное образование».

С 1925 г. в стране открываются Дома художественного воспитания и самостоятельные детские библиотеки. Для определения содержания, форм и методов внешкольной работы и работы пионерской организации создается Научно-педагогический институт методов внешкольной работы (1923 г.), при Наркомпросе РСФСР организован Совет художественного воспитания (1924 г.), так же Комиссия по детской книге (1926 г.) и, что было очень важно, создается внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных работников. В 1922 году в Хамовническом районе Москвы на базе детского клуба «Трудовая коммуна» открылся первый в стране Дом пионеров.

«С.Т. Шацкий вместе с другими новаторами пропагандировал эстетически ориентированную организацию образовательного процесса. Они создавали «опытные станции» для апробации передовых педагогических идей. Повсюду, включая сферу профессионального художественного образования, возникали новые экспериментальные площадки, разрабатывались новые принципы дидактики, направленные на стимулирование творчества учащихся, на формирование у них установки на эстетическую организацию окружающей жизни. В разработку государственной программы развития художественного образования и системы эстетического воспитания были вовлечены выдающиеся композиторы, художники, режиссеры, музееведы, ученые — Б.В. Асафьев и Р.М. Глиэр, Е.Ф. Гнесина и В.Э. Мейерхольд, А.В.Бакушинский, И.Э. Грабарь и многие другие. С 1927 г. началось издание журнала «Искусство в школе» [3].

С другой стороны, в это время между мастерами изобразительного искусства разыгралась настоящая борьба за искоренение формализма нового течения – авангарда и переход к реалистическому творчеству старой русской школы живописи. Это не могло не сказаться на художественном обучении школьников. А. В. Бакушинский, один из первых советских теоретиков художественного детского творчества тоже выступал за «практику систематического накопления фактов о развитии детского творчества в условиях целенаправленного руководства на базе освоения детьми реалистического изображения»[3].

С1930-х гг. началось формирование советской системы многоуровневого художественного образования, ориентированной на раннюю профессионализацию, для этого выбирались наиболее одаренные дети. Большую помощь учителям рисования в те годы оказали следующие пособия: Что и как рисовать (серия брошюр, издаваемая Центральным Домом художественного воспитания детей имени А. С. Бубнова); Павлинов П. Я. Графическая грамота. М., 1933; Капаницин Д. Методическая записка по рисованию. Махачкала, 1935; Розыграев Е. В. Методика начального обучения рисованию. М., 1934; Гориевич Б. В. Рисование с натуры в школе. М., 1935, Башилов Я., Кондахчан Е. Детский рисунок. М. — Л., 1935.

Интересно, что современный взгляд исследователей в области истории дополнительного образования детей на этот период отличается от точки зрения советских педагогов. Наши аналитики называют его «периодом мега-проектов» в области внешкольного образования. «Основной миссией советского внешкольного проекта было - занять, организовать детей, вовлечь их в социально одобряемые занятия, вместо стихийной социализации и семейного воспитания организовать социально контролируемое (воспитательное) влияние на подростков».[4]

Интерпретацию истории реформ отечественного школьного образования, как череды проектов представили в своих работах Б.А. Дейч, А.В. Кудряшов, О.Е. Лебедев, Е.В. Смольников, М.О. Чеков и другие. В качестве основных исторических источников в данном исследовании использовались: статьи и выступления авторов социально-образовательного мега-проекта (Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого); нормативные и программные документы (постановления советских органов власти, в том числе Народного комиссариата просвещения); воспоминания современников, исторические очерки внешкольных учреждений, размещенных в сети Интернет; публикации в газетах, журналах, в научной и справочной литературе.

Исследователь О.Е. Лебедев характеризует 20-30 гг. ХХ столетия в России формированием системы внешкольных учреждений для детей, обладающей большим социально-педагогическим потенциалом. Этот потенциал основывался на организационных возможностях системы: «Содержание внешкольной работы обогащается делами пионерской и комсомольской организации как неотъемлемых частей воспитания личности социалистического государства» [5]. В эти годы деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям: учебно-кружковая, массовая работа, методическая работа по вопросам деятельности детских организаций [6]. Во внешкольных учреждениях основной организационной формой в эти годы стали кружки по интересам.

Появлялись и другие формы работы с детьми. Так, в строго секретном постановлении о проведении зимних каникул, принятом бюро МГК ВКП(б) в декабре 1935 г., предусматривалась организация первого Московского детского фестиваля искусств. К внешкольному воспитанию привлекались видные деятели культуры: так, в 1919 году в качестве инструктора МОНО по изобразительным искусствам работал известный художник К.Ф. Юон.

Идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания, теории, исходящей из того, что «человек не воспитывается по частям», как писал А. С. Макаренко. К 1939 году в Москве работало уже 13домов пионеров, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион «Юных пионеров», бурно развивалось пионерское движение. С 1932 по 1935 год число пионерских отрядов увеличилось более чем в 2 раза и достигло 4398. Из летних лагерей самым лучшим был пионерский лагерь Всесоюзного значения Артек, на берегу Черного моря. Но попасть туда не так просто – все путевки были наградные.

Военный период. Большой урон внешкольным учреждениям нанесла война. Однако даже в трудных условиях военного времени в стране продолжали действовать тысячи внешкольных детских учреждений. Во внеклассной работе большое место заняли в те годы патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка школьников.

Во Дворцах и Домах пионеров, на Станциях юных техников создавались оборонные кружки, где ребята овладевали военным делом, в столярных и слесарных мастерских они выполняли производственные заказы, активно посещали кружки автотракторного дела, вождения автомобиля. Многие пионеры и школьники овладели профессиями телефонистов, телеграфистов, киномехаников и в летние каникулы работали на телефонных и почтовых станциях, ездили по селам с кинопередвижками.

В мае 1942 г. возобновила занятия студия художественного движения Ленинградского Дворца пионеров. В сложных условиях 40-х военных лет деятельность внешкольных учреждений была направлена на помощь фронту, помощь Родине: сбор металлолома для сталеплавильных заводов, шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом, работа на полях в колхозах. На занятиях кружков дети изготавливали детали, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Формировались военные агитбригады, которые не только давали концерты в госпитале, но и выезжали с концертами на линию фронта, развернулось тимуровское движение. Но в некоторых регионах жизнь проходила в крайне невыносимых условиях и для детей. Из-за голода они шли на заводы, работали с 12-ти лет по 10 часов в день. В блокадном Ленинграде все дети, не вывезенные из города, были собраны учителями и определены по детским домам, в основном только они и остались в живых. Во время войны в блокадном Ленинграде насчитывалось 98 детских домов.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие внешкольной системы воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ. Основными функциями детских внешкольных учреждений этого периода были: воспитательная (приобретение детьми социального опыта); функция профессионального и гражданского самоопределения детей (формирование детей как членов общества); коммуникативная; функция формирования духовного образа жизни; методическая функция, способствующая кадровому обеспечению системы образования. Социальная функция сводилась к идеологическому воспитанию и предупреждению детской безнадзорности в условиях занятости родителей в сфере общественного производства. Содержание работы в то время определялось, по мнению Л. К. Балясной, тремя основными видами деятельности[14]:

- инструктивно-методической, которая предполагает обучение по вопросам внеурочной воспитательной работы учителей, классных руководителей, руководителей кружков школ и внешкольных учреждений, общественных организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства; организует для них практикумы, лектории, семинары, конференции, тематические чтения, лагерные сборы; изучает, анализирует, обобщает и внедряет передовой опыт комсомольской, пионерской и внешкольной работы; создает методические выставки; разрабатывает рекомендации по самым актуальным направлениям воспитательной работы с пионерами и школьниками;

-организационно-массовой, направленной на совершенствование содержания, форм и методов воспитания детей и подростков; на повышение эффективности каждого мероприятия, проводимого в Домах пионеров, школах, пионерских лагерях, по месту жительства учащихся, в районе, городе;

-кружковой, которая определяется тем, что вся кружковая работа носит общественно полезный характер; каждый школьник может заниматься не только в одном кружке.

По мнению современного исследователя О. Е. Лебедева, этот период внешкольной деятельности характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников [7].

Художественное образование быстро развивается через внешкольные образовательные учреждения. Стране нужны новые кадры специалистов для построения «светлого будущего – коммунизма». Так возникают школы предпрофильного обучения – художественные. Одна из задач таких школ -подготовить наиболее талантливых и способных учащихся в профессиональные художественные учебные заведения. В это же время была проведена реформа художественного образования. Рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Рисунком должен овладеть каждый художник, будь он живописцем, скульптором или прикладником. Реалистическое изображение немыслимо без четкого рисунка. Поэтому учебный рисунок должен занять ведущее место в художественном образовании. В систему преподавания рисунка должно обязательно входить "академическое" рисование. [10] В 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

Более массовой формой приобщения детей к изобразительному искусству являются изостудии при Домах и Дворцах пионеров, Дворцах культуры, клубах. В отличие от художественных школ, где в классах занимаются дети одного возраста, в изостудиях обычно занимались школьники разных возрастов. Это определяет специфику работы в таких студиях – гибкое сочетание общих и индивидуальных методов обучения. [11] Как правило, все детские художественные школы и изостудии активно участвуют в городских, республиканских, всесоюзных и международных конкурсах, выставках детского художественного творчества.

В 60-е годы XX века, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров). В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах [8].

Несмотря на идеологическую окраску, усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется и развитием самоуправления. В 1953 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает единое Положение о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения.

Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений явились 70-80-е годы XX века. Именно в этот период, подчеркивает исследователь М.Р. Катукова, определились главные направления социально-педагогической деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми [9]. Развитие общего художественного образования испытало подъем уже в 1970-х гг., когда было принято решение о развитии программ эстетического воспитания школьников. Под руководством Д.Б. Кабалевского была разработана новая программа по музыке для общеобразовательной школы (утверждена в 1981 г.); при поддержке Союза художников СССР Б. М. Неменский создал программу «Изобразительное искусство и художественный труд»; для старшей школы была предложена программа «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская, Ленинград), и подготовка учителей по данному предмету началась в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена. Временем обсуждения и разработки Общесоюзной комплексной программы эстетического воспитания стали 1980-е, тогда же появились новые авторские разработки в сфере общего художественного образования, стали создаваться центры эстетического воспитания и школы искусств.[15]

Таким образом, в результате теоретического анализа литературы по проблеме организации свободного времени учащихся через внешкольную деятельность, мы приходим к следующим выводам:

В советское время сложилась четко организованная контролируемая система внешкольной работы с детьми, которая в контексте дополнительного образования называется внешкольным воспитанием.

Принципами внешкольной работы выступали:

- массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;

- идеологическая направленность;

- в работу с детьми входило плановое начало;

- развитие инициативы и самодеятельности детей;

- общественно полезная направленность деятельности;

- разнообразие форм внешкольной работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Согласно официальной концепции народного образования, из школьных стен должны были выходить не просто грамотные, а всесторонне развитые люди, будущие «строители коммунизма», обладающие к тому же прочным марксистско-ленинским мировоззрением[8]. Во всех школах были открыты кружки юных техников, юных натуралистов, изобразительного искусства, литературные, музыкальные, театральные; созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы (КИД). Таким образом, внешкольное образование велось в общеобразовательных школах и внешкольных заведениях – Домах пионеров, Домах культуры, Домах творчества, Дворцах пионеров.

Однако легко можно видеть, что вся основа современного дополнительного образования школьников была полностью создана и осознанна именно в советские годы.

ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

Изучение опыта организации внешкольной работы с детьми педагога Алексеевой А.А. в Череповце в годы советской власти.

Вся судьба учительницы Алексеевой Ангелины Анатольевны полностью связана с историей становления и развития внешкольного образования в годы советской власти в Череповце. От организации первого пионерского отряда, первой вожатой которого она стала в 1928 году, затем Дома пионеров, организатором и первым директором которого она стала в 1936-м, до Почетного гражданина города Череповца в 1977 году. 60 лет она проработала на одном месте. Дом пионеров переименовали во Дворец пионеров им. А.А. Алексеевой. Теперь это Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой.

Сколько известных людей нашей страны она воспитала! Поэт Сергей Данилов; дочка племянника великого художника В.В. Верещагина, Мария Верещагина; В.М. Звонцов, народный художник РСФСР; искусствовед Эрмитажа с мировым именем Кузнецов Ю.И.; народный художник РСФСР Пименов В.В.; Добровольская В.В., искусствовед Русского музея, исследователь творчества В.В. Верещагина; Вера Швецова, балерина, заслуженная артистка Латвийской республики; известный всему миру хирург-кардиолог, писатель и мыслитель Николай Амосов. Первая женщина – водолаз Н.В. Соколова-Пименова, инженер водного транспорта, руководившая отрядом из 200 водолазов, предложившая снабжать блокадный Ленинград бензином по проведенному ими по дну Ладожского озера бензопроводу и многие другие.

Ангелина Анатольевна Алексеева приехала в Череповец в 1927 году после завершения учебы в Петербургской Академии художеств, где ей было присвоено звание художника-живописца. Это был уже вполне сложившийся человек, сознательно выбравший для своей деятельности небольшой провинциальный город на Севере России. Родившись в Удмуртии, она уже получила педагогический опыт работы – сначала учителем в начальной школе в Ижевске, затем учителем рисования в гимназии. Будучи человеком увлеченным, нравственно чистым, она еще и отличалась тем, что «была удивительно неприхотлива в одежде, в пище. Ее общественно-бескорыстный тип личности был изначален, она вписывалась в предлагаемый революцией образ жизни» [15].

Череповец в это время был глухой провинцией, небольшим городом с 18-ю тысячами жителей, педагогическим училищем и двумя школами первой и второй степени (семилетка и девятилетка). В школе №1 она стала учителем черчения и рисования. «Ее сразу полюбили и за модный внешний вид «петроградской художницы» и за характер. Мальчишки говорили: «Энергичная, всегда веселая, приветливая», девчонки: «Она умела быть чуткой, незаметной и очень нужной всем».[15, с.64 ]

Городская партийная организация сразу сделала молодую общественницу ответственной («прикрепленной») за культурно – массовую работу. В это время уделялось особое внимание перевоспитанию населения через организацию массовых мероприятий с привлечением в первую очередь детей и их родителей. «Пропагандировались экскурсии, коллективные прогулки – массовые гуляния и слушания радио». [15,] В быт горожан только что вошло электричество, радио, телефон. «Красные гулянки» - самые популярные массовые праздники, куда большой гурьбой сбегались почти все дети со всех концов города. Здесь проводились громкие читки для детей. Парк «Соляной сад» превращался в сад – клуб.

Многое в общественной культурно-массовой работе определялось словом – «борьба». «Борьба за новый быт». «Борьба с беспризорностью», «Борьба с безграмотностью». «Борьба за втягивание взрослого рабочего в клубную работу». «Борьба за установку громкоговорителей в Соляном парке». «Борьба с затяжкой постановок в театре, каковые должны заканчиваться не позднее 12 часов ночи» [17].

К празднованию 10-тилетия Советской власти в Череповец приехал нарком просвещения А.В. Луначарский, чтобы лично предупредить партийцев, что «Большая страна СССР бралась за осуществление всеобщего обязательного обучения (четырехлетнего), в особенности создания сети для охвата обучения всех детей школьного возраста». Доклад для работников просвещения был встречен с недопониманием, странно звучали поставленные задачи: «создать новую породу человека», «воспитать новое коммунистическое поколение». «Единственно правильным путем к коммунизму является всеобщее образование» [18]. Предлагались новые средства воспитания: «Не наказаниями, а занятиями, возбуждающими интерес учащихся, их организованностью, рождающей самодисциплину».

«Школа – это огромной важности воспитательное средство. Она, по существу, должна сама стать коммунистической организацией. Ожидаемый результат – полное единство с детскими коммунистическими организациями». Так А.А. Алексеева стала «партприкрепленной» к Комсомолу. «Помимо уроков мне поручили работать с комсомольской организацией школы» [17], а это означало - контролировать ее.

С утра у Алексеевой уроки, с двух до пяти - обязательные часы присутствия педагогов для внеклассных занятий. Ученики возле нее находятся всеми днями. В эти годы Череповец наполняется детьми, приехавшими учиться из деревень. Беспризорников становится много, а жить прибывшим детям негде, питаться нечем.

Работая в школе, Ангелина Анатольевна много времени отдает внешкольной работе: комсомольцы должны организовать пионерские отряды, она становится первой вожатой. После школы ее ученики-комсомольцы идут сажать молодые деревья в Соляном саду, пилить дрова, убирать помещения. Ездили по деревням с культурно-массовой работой (особенно для сельских детей и их родителей): «доклады, беседы, спектакли, коллективные читки. Кроме массовой работы закладывали силос (по тем временам новая технология заготовки кормов для кормления скота зимой, в которую крестьяне не верили)». [15, c 72]

Являясь очень инициативной, энергичной во всех делах, Ангелина Анатольевна придумывает все новые и новые методы активизации молодежи. Вот вывесили первую стенгазету в школе. «Ангелина сама выступила в стихах и в прозе, сделал рисунки, подписалась «А.А.А.». Стенгазета освещала все новые дела комсомольцев, высмеивала недостатки в работе школы. Все активисты сплотились около этой газеты и около веселой неунывающей молодой учительницы. Свои уроки рисования поставила так, что дети перестали воспринимать их как второстепенные. Занятия будили воображение, учили смотреть и видеть окружающее, понимать и выражать в рисунках свое собственное отношение. «Стенгазета обрела своих художников, наконец-то дети сами стали выпускать газеты. Между тем в школе появилась новая традиция – выставки рисунков»[15].

Но не все было так легко. «Отряд пионеров с барабанами, горном и красными галстуками городские мальчишки забрасывали камнями, когда они шли по улицам строевым шагом», - рассказывала сама Ангелина Анатольевна. Даже это она превратила в интересную педагогическую находку. В школе открылся «Музей дикости». «Ангелина Анатольевна собрала и оформила коллекцию музейных экспонатов – камней, рогаток и палок, которыми пользовались городские мальчишки на улицах. Каждый экспонат подавался с указанием Аники-воина».[15, с.73] Она придумала «живую газету», как приложение к стенгазете «Маяк». Все участники «синеблузники» выходили на сцену в синих толстовках и высмеивали «лентяев, неурядицы в школе, весело подавали новости, мечты о будущем», и все это под аккомпанемент Ангелины Анатольевны на пианино.

Почему я описываю эту внеклассную работу учительницы, потому что вся она горела именно этими встречами с учениками после школы, в более неформальной обстановке, когда можно было дать простор новым своим идеям, ближе узнать ребят, их мысли о светлом будущем, их настрой на жизнь, их мечты. Между тем, она знала обо всем, что происходило в стране. Знала, что в Москве уже есть Дом пионеров. Значит, надо и в Череповце организовать, «пробить его в парторганизации». Ее выбор в будущем – пойти работать руководителем кружка изобразительного искусства в Дом пионеров. Она считала в результате своего уже немалого накопленного опыта, что дополнительное образование лучше, оно было менее политизированным, а, значит, более индивидуальным и свободным в выборе. А между тем возникла новая педагогическая идея: после выпускных экзаменов отправиться со своими первыми выпускниками на пароходе в путешествие по Волге, до Нижнего Новгорода. [15 c. 75 ]

В начале тридцатых имя А.А. Алексеевой известно уже не только в педагогической среде города. Она, как человек академического художественного образования, получает распоряжение Городского отдела образования создать районное методическое объединение для учителей черчения и рисования. Алексеева дает ряд показательных уроков «для массового городского учительства и районов с последующим разбором и оценкой их». «А ее удивительные лекции по истории западного и русского изобразительного искусства, истории и архитектуре Древнего Рима вызывают всплеск интереса к искусству вообще...». Факты эти, как мы теперь осознаем, принадлежат истории становления эстетического воспитания детей и художественного образования детей на родине художника В.В. Верещагина. Школа, где работает Ангелина, стала давно образцовой. Но опять проблемы. Нет учебников – «одна Литература на пять человек». Ангелина Анатольевна многие проблемы решает через соревнования. Дети участвуют в конкурсе на лучшую группу по успеваемости, дисциплине, общественной активности. Награды – учебники. Учком школы - комсомольцы, активисты Алексеевой А.А., придумали (идея ее) провести «заем на успешное окончание учебного года» - игру-соревнование в подражание подпискам на государственные денежные займы. По спискам ученики «подписывались на билеты разного достоинства». Билет первой серии - обязательство окончить год на 4 «ох» и 4 «х». Вторая серия – 2 «ох» и 4 «х», третья – 2 «х» и четвертая – без «двоек». («ох» - 5, «х» - 4). Участвовали 742 ученика (из 851), повысили успеваемость 568. Алексеева продолжает быть «первой скрипкой во внешкольной работе» (по определению коллеги К.Л. Фофановой). [15, с.84]

В 1934г. она награждена Комитетом всеобуча при правительстве РСФСР республиканской премией из фонда народного комиссариата просвещения. 1936 год. Президиум Горсовета, рассмотрев вопрос «О внешкольной работе среди детей», дал поручение заведующему ГОРОНО «через Райком ВЛКСМ принять меры по подбору сильного состава работников для вновь открываемого пионерского Дома культуры». [18] Кандидатура была лишь одна – А.А. Алексеева. Дом культуры открыли праздником Новогодней елки 1 января, на который были приглашены все дети города. «Здесь работали люди ярких дарований». [18] Открылись юннатский и краеведческий кружки, столярный кружок, кружок авиамоделистов, музыкальный. Библиотека с читальней. Ангелина Анатольевна возглавила кружок изобразительного искусства, открыла комнату игр, где в шахматы и в шашки соревновались целыми командами. Позднее появился кружок хореографии. В день приходило около 400 человек, а дети все шли и шли...

Тридцатые годы были годами возрастающего внимания к детству. Страна ведет поиск новых дарований. При этом культ личности И.В. Сталина страшными методами отыгрывается на судьбах старой интеллигенции, считая ее ненадежной, ведущей к возвращению старого строя.

«В отчете школы №1 за 1933 – 34 уч.год рукой А.А. Алексеевой написано «В разделе Работа с юными дарованиями выявлено юных дарований – певцы, музыканты – 52, художники – 46, поэты и писатели – 26, танцоры – 17». В школе 851 ученик.

В это время коллектив ДДК достиг хороших результатов в работе. Детский Дом культуры стал настоящим центром внеклассной работы. Юннаты заслужили право стать участниками ВДНХ в Москве, балетный кружок занял первое место в смотре самодеятельности детей в Ленинграде. На сцене городского Череповецкого театра с успехом шли балеты: “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Коппелия”, “Египетские ночи”. Интересно, что декорации к спектаклям писал ученик А. А. Алексеевой Владимир Кузнецов, будущий искусствовед, сотрудник Ленинградского Эрмитажа. В 1935 году Череповецкий любительский театр балета под руководством Т. Н. Янсон успешно выступил в Ленинграде.
Военные годы. В годы Великой Отечественной войны здание Детского Дома культуры было отдано под госпиталь, для работы кружков выделены две комнаты в школе № 12, директором которой стала А.А. Алексеева. «И по-прежнему в Дом приходили новички и находили в нем для себя желанные занятия – хореография, изобразительное искусство, пение, танцы, драматический кружок. В 1943 году она сама ставит сказку «Василиса Прекрасная». «Весной 1943г. Дом пионеров проводил олимпиаду художественной самодеятельности, в которой участвовали все уцелевшие школы города». В это время старшеклассники вместе с директором Дома пионеров кололи лед на реке для электростанции, заготавливали дрова – сплавляли бревна по реке, а потом вылавливали их баграми и вытаскивали на берег, складывали штабелями. Вечером бежали в госпиталь устраивать концерт. Здесь шефствовали над палатами раненых: клеили конверты, писали письма под диктовку, ухаживали за ранеными как могли.

В городе обстановка очень сложная – голод, холод, нет одежды, обуви, потому что все уходит на фронт. У детей нет простой обуви, одежды, многие не ходят в школу. В это время в Череповце много беспризорников, детский приемник НКВД, в котором Ангелина Анатольевна нашла исхудавшего Васю Жукова, переполнен детьми. Усыновила его 26 января 1942 года. Второго сына взяла Лешу Смирнова. Он очень отличался от смирного Васи – воришка, буйный, слишком подвижный, неусидчивый, упрямый, сбежавший от родной матери. Но при Ангелине Анатольевне вскоре стал учиться игре на скрипке и танцам, а дома его били нещадно... Первого сына Володю она приютила у себя за пять лет до войны. Всего у нее было три сына. Она писала в «Моих записях»: «Учительство – это гипертрофированное материнство». Все сыновья погибли...

Послевоенный Череповец объявлен Всесоюзной ударной стройкой. Небывалыми темпами возводится завод-гигант, который начинает подчинять себе все вокруг. Только в 1957 году открылись: новый кинотеатр «Комсомолец», районная детская библиотека, художественный отдел городского краеведческого музея. Далее почти в один год появились: новый парк имени Ленинского комсомола, педагогический институт, новая больница, Дворец спорта Металлургов с искусственным льдом, стадион «Металлург» и даже телевизионный центр. И, главное, - школа нового типа – школа-интернат, на которую возлагались особые надежды в воспитании будущих строителей коммунизма. Везде плакаты и лозунги, на которых главные слова – «коммунистический», «новостройка».

А в обветшалом Доме пионеров по-прежнему трудятся за маленькие зарплаты 24 педагога – руководители кружков и всего два специалиста – директор и методист-организатор массовой работы Березина Н.И. Ангелина Анатольевна продолжает вести кружок изобразительного искусства.

Второй заботой А.А Алексеевой стала туристско-краеведческая деятельность, экспедиционные отряды, выполнявшие летом программу поисковой деятельности, разработанную совместно с городским музеем. Педагог полностью направляла поисковую работу красных следопытов. Собирали письма, шедшие по запросам изо всех уголков страны, воспоминания первых комсомольцев и пионеров, материалы о питомцах Дома пионеров, защищавших Родину. Как своевременно и дальновидно проделала она эту колоссальную работу! В новом Дворце пионеров и школьников имени А.А. Алексеевой в 1966 году открылся музей истории пионерской организации. Все архивы и документы, детские творческие работы оказались очень востребованы.

Еще одним направлением работы Ангелины Анатольевны была охрана природы. Она разбила свой пионерский цветник с редкими растениями, проводила смотры пришкольных участков, выставки достижений юннатов по школам, акции «Рейды и походы зеленых патрулей», «Зеленых аптек». Осенью сбор сухих трав и семян, День птиц отмечали два раза в год. Летом День птиц отмечался в городском парке, а зимой романтичные Новогодние елки с кормушками для птиц устраивались прямо в лесу. На городской Праздник цветов от Дома пионеров к стадиону «Строитель» двигался карнавал, горожане останавливались, любуясь костюмами и танцами детей. Все это организовывала Ангелина Анатольевна со своими коллегами по Дому пионеров.

Разнообразие жизни детей обеспечивалось способностью директора Дома пионеров дружить со всеми, от кого могло быть благо на пользу детей. С детской прессой. Она поддерживала и принимала участие во всех делах, объявленных «Пионерской правдой». Система работы Дома пионеров с городским парком и музеем связывала многие годы. Со школами устраивали великолепные костюмированные литературные балы, учителя-предметники никогда не знали отказа в проведении культурно-массовых мероприятий. Тесная связь с городским театром, начавшаяся в 1936 году постановкой балета «Лебединое озеро» балетной труппой школьников и последующие концерты, постановки, спектакли давали возможность посещать театральные постановки бесплатно и в любом количестве. Общество охраны природы, лесхоз, аптеки. Речники представляли суда бесплатно для катаний по Шексне в День Пионерии 19 мая. Хлебозавод снабжал сухариками, баранками, сахаром для походов летом, которые длились неделями.

Еще одно увлечение – работа по месту жительства. Она стала популярна в 60-е годы, когда партия и правительство снова обратили внимание на внешкольную работу с детьми. Осенью А.А. Алексеева организовала слет активистов детских дворовых площадок. Тимуровцы, «Зеленые патрули», массовики-затейники работали вместе со взрослыми, иногда вовлекались родители по благоустройству территорий, разбивке парка, сквера, спортивной площадки. Родители вели и спортивную работу с детьми. Неоценимой была помощь А.А. в подготовке дворовых праздников. Она не только все умела делать своими золотыми руками сама, но и остальные штатные сотрудники Дома пионеров – завхоз, уборщица, гардеробщик, истопник, дворник – заражались ее участием, становились возле нее декораторами, костюмерами, воспитателями.

В 1961 году А.А. Алексеева ушла с должности директора, осталась только вести кружок изобразительного искусства и заниматься краеведческой поисковой работой. Причиной стал документ, разработанный в1959 году ЦК Комсомола «Ступени юного пионера», утвержденный Пленумом ЦК как программа жизни каждого пионерского отряда. «Все пионеры должны овладеть навыками походной жизни – бег 60 м – за 10 сек. и не меньше! Каждый должен был уметь плавать, спускаться с гор на лыжах! Знать азбуку Морзе и сигнализацию флажками...» В этом же году к 40-летию Комсомола были введены Законы юных пионеров и принят новый текст торжественного обещания. Кроме этого каждому пионеру полагалась «Личная книжка», в которой надо было отмечать, как каждый пионер справляется с требованиями «Ступеней», умеет ли указать на ошибки товарищу... «Прочитав это все, А.А. промолчала, и, только, когда увидела стенгазету по этой теме, которую долго писала девочка в кружке, ахнула – «А воздух где?!» И сама сразу поняла – сказала то, что вырвалось у нее изнутри» [15]. Она создавала другой Дом пионеров – доступный для всех, особенно для брошенных детей, такой Дом пионеров, в котором любой мог себя попробовать во всех желаемых кружках, потом поменять их, найти, наконец-то то, что искал, по душе, чтобы потом посвятить себя этому. Новый документ А.А. Алексеева не приняла, она осталась верной своим взглядам на воспитание и обучение детей.

70-е – 80-е годы стали расцветом Пионерии и вершиной внешкольного образования детей в стране. Дома пионеров повсеместно переименовывались во Дворцы пионеров с хорошо оборудованными помещениями. Там были: кружки, секции, хоры, ансамбли, клубы, творческие коллективы. Здесь каждый ребенок мог найти занятие по душе: попеть в хоре, поиграть в театре, научиться танцевать, фотографировать, играть в шахматы, рисовать или плести макраме. Кроме того, проводились пионерские праздники, слеты, конференции, смотры, конкурсы, выставки творчества, олимпиады по школьной программе, военно-спортивные игры и т.д. Детей, посещавших Дворцы пионеров, старались воспитать в любви и интересе к труду, знаниям, развивали в них творческие способности, давали им профессиональную ориентацию и пробуждали в них общественную активность. С самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду и демонстрировали на практике пример дружбы и товарищества, где главным принципом внешкольной работы был лозунг «Научился сам — научи товарища». И это, наверное, было самым главным.
Я пришел к Ангелине Анатольевне в 1975 году, когда ей было 76 лет. Я был удивлен ее энергией и энтузиазмом, с которыми она принималась за любое дело. Был удивлен, как просто она относилась к ученикам. В этом году она руководила двумя изостудиями – в Доме пионеров и при детской библиотеке №1, работала в кружках дворовых клубов «Дружба», «Спутник», возглавляла детский сектор Череповецкого краеведческого музея. На лето ею было разработано 25 маршрутов. В программе – изучение берегов Рыбинского водохранилища, причем отряды должны были получить разные задания: для юных геологов и археологов, биологов и этнографов, историков и собирателей фольклора. Особенностью ее деятельности как краеведа было то, что все ее собственные открытия были сделаны с участием детей. Она умела соединить туризм, пленер, краеведение вместе, кропотливо готовила детей к труду путешественника-исследователя; учила наблюдать и видеть окружающее, осмысливать результаты своего труда на общее благо. Всему этому я научился в течение пяти лет обучения в ее кружке изобразительного искусства. Походы нужны были нам как воздух, именно там мы учились собственной жизни.

Анализ опыта реализации дополнительного образования художественной направленности на примере педагогической деятельности руководителя кружка изобразительного искусства Алексеевой А.А. в 70-е годы 20-го века.

Советское художественное образование занимало важное место в эстетическом, нравственном и культурном воспитании подрастающего поколения. В детских художественных школах, в изостудиях, кружках изобразительного искусства начали свой творческий путь многие известные впоследствии советские художники, так как образование давалось на высоком уровне педагогами – энтузиастами, увлеченными своей работой.

В 70-х годах прошлого века министерством просвещения СССР и Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации были утверждены общие программы для художественных школ, а в изо-кружках под руководством опытных педагогов учащиеся овладевали знаниями основ изобразительного искусства. У них формировались навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, развивалось умение самостоятельно выполнять сюжетные и декоративные композиции, лепные работы. Приветствовалась активность в выборе оригинальных художественных средств. Отдельно спланированные педагогом занятия давали систематические знания об истории изобразительного искусства, знакомили с выдающимися художественными произведениями разных эпох и народов, с жизнью и творческими поисками их создателей. Алексеева А.А., бывший учитель рисования и черчения, придерживалась школьных программ, вносила свои изменения, в то время для дополнительного образования общих установленных программ не было.

Так, составленная институтом художественного воспитания детей АПН РСФСР, школьная программа по рисованию для учащихся 1 – 6 классов включала следующие темы по часам в неделю

:

Таблица 1. Школьная программа по рисованию в 1959 году

Виды занятий

Количество часов по классам

Всего

I

II

III

IV

V

VI

Рисование с натуры

8

10

15

17

20

24

95

Рисование узоров, подготовительные упражнения

14

12

10

8

4

-

48

Рисование на темы

11

11

8

8

6

6

50

Беседы об искусстве

3

3

6

Итого

33

33

33

33

33

33

198

В 1970 году она была пересмотрена. Вводят рисование в 7-м классе, а декоративное рисование ставят и в 6-м и в 7-м классах. Беседы об искусстве начинаются теперь с 3-го класса. [21] Знающая хорошо методику преподавания Алексеева А.А. наблюдает за разногласиями теоретиков «свободного воспитания» и «реалистами», предпочитает стоять на своих позициях, продиктованных многолетним опытом. Она критикует мнение преподавателей изобразительного искусства, что в младших классах не должно быть какой-либо теории обучения, так как ребенок должен и может развиваться самостоятельно. Она критически относится и к отрицанию других теоретиков искусства обучать детей до 13-летнего возраста рисованию с натуры. Так же Ангелина Анатольевна считает, что не всегда наилучшей формой работы учащихся является „творческое рисование" на „свободные темы", „иллюстративное рисование", рисование по представлению и самостоятельные декоративные работы. Она твердо стоит на том, что учитель должен всегда руководить процессом рисования, учить детей грамотно рисовать и чем раньше, тем лучше. Иначе это ведет к снижению квалификации учителей, так как подобные уроки «свободного рисования» способен вести любой педагог, даже совершенно несведущий в рисовании, а тем более в методике рисования.

Таблица 2. Школьная программа по рисованию в 1970 году

Виды занятий

Количество часов по классам

Всего

I

II

III

IV

V

VI

VII

Рисование с натуры

14

15

16

18

20

20

20

95

Декоративное рисование

14

13

10

7

7

6

5

48

Рисование на темы

8

8

6

6

4

4

4

50

Беседы об искусстве

-

-

4

5

5

6

8

6

Итого

36

36

36

36

36

36

36

252

В программе увеличили количество часов бесед по искусству. Это не удивило педагога. Ангелина Анатольевна всегда очень интересно рассказывала об искусстве, о художниках, о живописцах особенно.

В эти годы в основу метода преподавания рисования были положены традиции русской реалистической школы, принципы партийности и народности искусства. Не смотря на это, учительница не перестает вспоминать истинный революционный всплеск русского авангардного искусства 20-х – 30-x годов XX-го века, у истоков которого она находилась по воле судьбы, когда училась в Петроградских Высших художественно-технических мастерских (Петроградская Академия художеств).

Здесь она считала своим лучшим учителем известного русского живописца Кузьму Петрова-Водкина. Посещала занятия у таких великих живописцев эпохи русского авангарда, как Казимир Малевич, Марк Шагал, А. А. Филонов. Когда рассказывала нам, ее ученикам, жившим в 70-х годах советской власти, о своих преподавателях академии, перед нами проходили удивительные картины той простой и в то же время возвышенной жизни настоящих русских художников, свято веривших в революцию в искусстве. Художники с мировыми именами попали под запрет в 1930-е годы, они были названы «художниками – формалистами» и отвергнуты идеологами «социалистического реализма в культуре». На западе русский авангард стали считать «утопией». Затем о них забыли. Но Алексеева А.А. никогда не боялась говорить об их удивительном свободном творчестве, оставаясь на протяжении всей своей жизни ревностным приверженцем чистого изобразительного искусства, не связанного ни с политикой, ни с угождением салону. Люди, посвятившие всю свою жизнь искусству живописи, казались нам легендами, будоражили наши умы. В 70-е годы о них негде было прочитать. Только несколько статей в журналах и альбомы с репродукциями в читальных залах городских библиотек. Ни в продаже, ни в школьной библиотеке ничего о них не было. Удивительно, Ангелина Анатольевна будто-бы знала, что эти художники будут открыты заново, как только в стране начнет меняться политика тоталитаризма, что и произошло в конце 80-х.

Художница Т. Капустина, ученица Ангелины Анатольевны, писала по этому поводу в 1988 году: «Когда я приехала в Москву учиться, мои взгляды на искусство оказались вполне современными. Она сумела дать нам знания о художественных исканиях в начале 20-го века, чему была живым свидетелем в свои академические годы. Она научила смотреть на произведение искусства глазами художника. Мы в душе стали художниками!» [15]

В 70-е внешкольное учреждение представляло собой «своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом учеников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипного мнения привычного окружения и выступать в новой роли». «Большое значение в деле эстетического воспитания приобретает внеклассная работа с детьми, в частности в кружках изобразительного и декоративно-прикладного искусства» [20]. При организации занятий педагог должен стремиться к тому, чтобы дети в кружке имели возможность заниматься любимой работой - лепкой, художественным конструированием, рисованием, любой изобразительной деятельностью. «На уроке у ребенка зарождается интерес к той или иной творческой работе. В кружке этот интерес можно развить и углубить, добиться более полного и всестороннего усвоения учебного материала».[20]

В кружке обычно занимается не более пятнадцати учащихся, что создает необходимые условия для индивидуальной работы. Но у Ангелины Анатольевны всегда было много народа. Люди разные, я бы сказал, поток людей. Правда, многие быстро уходили, но некоторые оставались на долго. Там встречались подростки разного возраста: могли познакомиться двенадцатилетний паренек и шестнадцатилетний выпускник. Общение продолжалось и после занятий. Старшие обучали младших – лозунг все тот же: «Научился сам – научи товарища». Во время занятий сходились по уровню и по интересам. Ко всем отношение учительницы было одинаково приветливое. «Было нечто особенное в ее служении детям, дававшее такие результаты: «Главное, чтобы они полюбили красивое, тогда они действительно не будут плохими людьми» «И вот – самое главное – разбудить тех, кто способен, чтобы они стали художниками. Это – моя задача».[15, с 211].

Своеобразно была построена и методика преподавания изобразительного искусства на занятиях. Вся работа велась индивидуально. «Она лично воспитывала каждого». «Ей интересен каждый рисунок, каждый человек с его душою», - говорили коллеги, хорошо знавшие ее. [15] Если на занятие являлись сразу несколько человек разных возрастов, Ангелина Анатольевна использовала групповые формы обучения. На одном занятии в 1-м классе тема: «Сказка», 2-й класс – «Основы композиции», начиная с 3-го «Натюрморты» и т.д. Чтобы провести такое занятие, необходимо быть очень знающим преподавателем и уметь быстро организовывать детей на работу. Каждое занятие организация была одна и та же, а содержание всегда разное, непредсказуемое, но педагог решала все ситуации.

В советское время школы были переполнены детьми, поэтому учились в первую и вторую смены. Ребята из второй смены приходили утром к Ангелине Анатольевне. Кружок начинал работу всегда в 9-00 и до 12-00 три часа, 4-й час – индивидуальный. В 14-00 приходили дети после первой смены. 3 часа до 17-00 и 4-й час – индивидуальная работа, во время которой никто не имел права вмешиваться в беседу. И так каждый день. Начиналось занятие с выдачи бумаги, кисточек, карандашей, красок; для натюрмортов - бумаги, мольберта, кнопок. Заканчивалось всегда анализом и оценкой ученической работы. Для обучения было много наглядного материала: от конусов, цилиндров, шаров до гипсового бюста Венеры Милосской. Дети всегда сами подготавливали места для работы, и в этом был особый ритуал, чтобы каждому научиться настраивать себя на работу. Убирали сами за собой, но все помещение убирал всегда дежурный. Особо неряшливым детям выдавался Орден Хрюшки.

Занятия кружка преследовали две важные задачи: углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством в школе и приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства. Знакомство с новой техникой выполнения заданий расширяло кругозор учащихся, обогащало их чувства, а разнообразные умения в области изобразительной грамоты позволяли решать более сложные задачи в рисунке, живописи, композиции.

«Погружая ребенка в творческий процесс, Ангелина Анатольевна учила его самостоятельно мыслить, неустанно заботилась о расширении его интересов и накоплении знаний. При этом, обладая богатейшим запасом собственных знаний, свежестью восприятия, будучи занимательнейшей рассказчицей, она, оберегая впечатления самого ребенка, умела отступить в тень, избежать тяжкого греха учительства – навязчивой назидательности. Парадоксально, но именно поэтому ее как учителя, не все принимали, отпадали от нее, не приняв ее загадочной простоты».[15]

Но она прекрасно из опыта жизни знала, что рожденному художнику не надо мешать в исканиях, в своем становлении, надо только указать, подтолкнуть его, убедить родителей, если нужно. Дать возможность творить, не мешая.

Раскрытию творческого потенциала учеников в кружке помогали необычные, импровизированные формы уроков. Они, вроде бы, не требовали долгой подготовки, длинных объяснений материала, но в результате приводили к неожиданному открытию подростком в себе тех сторон и способностей, о которых он еще не знал, к реализации собственных творческих сил. От этого он испытывал радость и удовлетворение.

Педагогический процесс в изобразительном кружке в советское время должен был быть основан на следующих принципах:

- переход человека от «образованного» к «всесторонне развитому строителю коммунизма»;

- построение процесса обучения как целенаправленного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно;

- творческая активность в индивидуальной работе;

- выработка собственного мнения в художествах, оригинального и самобытного.

Для совершенствования восприятия детьми окружающего мира, расширения круга наблюдений действительности А.А. Алексеева предпринимает с детьми краеведческие походы, воспитывая одновременно в духе любви к истории родного края, внимательного пристального отношения к истокам народного искусства. Она говорила молодым педагогам: «Не я их воспитываю. Их природа воспитывает, их родина воспитывает, люди – какие у нас чудесные люди везде в краю, куда ни приди!..»

Вместе с учительницей дети вели природные наблюдения, изучали исторические памятники, записывали рассказы старожилов и участников Великой Отечественной войны, собирали этнографический материал и фольклор старых жителей. Много внимания уделяла Ангелина Анатольевна сбору легенд, предметов народного декоративно-прикладного искусства, ремѐсел, орудий труда. Изучала крестьянское хозяйство и бывшие дворянские усадьбы, события 1905 года, восстание в Шексне, новостройки края. В лето 1978 года отряды (я тоже участвовал), под ее руководством ходили по старым деревням, которые подлежали сносу. «Чтоб вещи не пропали», – объясняла Ангелина Анатольевна. «У нее было удивительное историческое чутье». Эти походы были для нас настоящей школой жизни, мы приобретали ценный опыт искательства, практические навыки выживания, преодоления непредвиденных преград, преодоления самих себя.

Сама учительница во время походов неустанно работала, все время делала зарисовки: «в1947 году на южном берегу Белого озера школьники-краеведы Череповца обнаружили в древнем погребении на высокой части дюны янтарное ожерелье из восьми подвесок. Но едва воздух и свет коснулись его, оно рассыпалось в прах. Ангелина Анатольевна сумела по памяти сделать его рисунок. И все погребенье зарисовала по едва заметным его очертаниям на песке. Уникальные материалы этой находки ввела в научный оборот археолог С.В.Ошибкина. Юные краеведы сотрудничали так же с археологами Л.А.Голубевой, И.К.Цветковой, Н.В.Тухтиной. За время походов с детьми Ангелина Анатольевна собрала и сдала в музей 160 коллекций (более 1500 предметов каменного века и средневековья).

В советское время обучение изобразительному искусству уже было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении учеников с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали. Художественные кабинеты-изо были своеобразными творческими лабораториями. «Зайдите в Дом пионеров рано утром или поздно вечером – вы найдете там Ангелину Анатольевну. Кабинет рисования – это творческая мастерская, где всегда кипит работа. Десятки хороших художников, выдвинутых школой на смотр новых юных дарований это результат работы тов. Алексеевой. Большое количество пособий, созданных в кружке, изготовлено под руководством Ангелины Анатольевны».[15] Обучение рисованию было тесно связано с композицией, ученик овладевал рисунком в связи с композиционной работой. Помню хорошо занятия по композиции для создания плакатов и стенгазет.

Как-то на одном из занятий Ангелина Анатольевна стала вспоминать военные годы. Увлеклась темой военных плакатов, особенно их идеологической значимостью в условиях начала войны, когда люди растерялись и, просто, не знали что им делать. Была объявлена всеобщая мобилизация. Союз художников призвал обратить особое внимание на идеологическую и агитационную работу через произведения искусства. Сразу вновь возродились Окна РОСТА, в которых во время гражданской войны в 1922 году работали 22 известных художника – М.М. Черемных, В.В. Маяковский, А.И.Малютин, Д.С.Моор и др. (в Москве), Л.Г. Бродаты, В.В. Лебедев, А.А.Радаков и др. (в Петрограде). В начале Отечественной войны их переименовали в «Окна ТАСС», буквально с первых дней войны. Как и во время гражданской войны, огромную роль сыграли агитационные плакаты художников: «Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни советских людей в тяжелое время. Их знала вся страна. Толпы людей собирались у витрин, ожидая нового выпуска Окон. В них работали и художники –Кукрыниксы, их плакаты, агит-листовки, стенгазеты остро высмеивали врага. Художники хорошо понимали, что их идеологическое оружие наносит огромный удар по врагу, что иногда оно может сыграть более сильную роль, чем боевое.

Ангелина Анатольевна на занятиях всегда показывала документальные материалы тех лет, о которых рассказывала. Поэтому нам всегда было интересно прикоснуться к истории, мы безоговорочно верили во все то, о чем она рассказывала. Вот и на этом занятии она показала старые, обветшалые две листовки и два плаката военных лет и газету «Правда» за 1942 год с карикатурами Кукрыниксов. Мы боялись до них дотронуться, такими древними они нам казались – вот-вот рассыплются. Тема плакатов и стенгазет для нас была интересной и полезной, мы все были юными художниками и рисовали стенгазеты в школе. Я попробовал восстановить план-конспект одного из занятий А.А. Алексевой по этой теме. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Как-то в школе объявили конкурс на лучший плакат. Мой плакат занял первое место, но я не придал этому значения, даже не подписал его. Прихожу на следующий день к Ангелине Анатольевне, а она говорит мне: «Пойдем, покажу тебе что-то очень удивительное». Ведет меня на второй этаж и показывает на плакат: «Посмотри, какая великолепная работа!» В центре листа ватмана был изображен земной шар с большим жирафом, на спине которого сидели дети разного цвета кожи. И лозунг «Все лучшее – детям!» «Ангелина Анатольевна, так это же мой плакат». Я тогда не знал, что он занял первое место и в городе, меня никто не поздравил в школе. Ангелина Анатольевна, напротив, всегда придавала большое значение молодым авторам плакатов и стенгазет. Продолжая вести кружок изобразительного искусства и организационную деятельность в Доме пионеров, она, как раньше, объявляет конкурсы изобразительной продукции, ежегодно отправляет пакеты с рисунками юных художников на международный конкурс рисунков «Вдоль нефтепровода «Дружба». В город часто приезжают иностранные делегации из стран социалистического лагеря, так как заводской гигант поражает своими домнами, железной продукцией стали невиданных марок и огромными дымящимися горами шлака.

Наконец, самое главное, что делало А.А. Алексееву успешным учителем будущих художников, - это ее собственная яркая творческая индивидуальность. Я бы хотел отдельно рассказать о ее личности, обладавшей многогранным талантом педагога, благодаря которому всю жизнь до 88 лет вела за собой учеников. У нее было много увлечений – живопись, пионерия, комсомол, преподавание, организация массовых праздников, работа в детских и молодежных клубах по месту жительства, краеведческая работа, археология. Это еще не все. «Это человек исключительного вкуса», «Театр был ее страстным увлечением», «владеет тайной сценической иллюзии», - пишет о ней Р. Минина, автор книги «Феномен А.А.А.». «Рисунки – мое увлечение. Я не научилась фотографировать, но я научилась быстро делать зарисовки» «Призыв Бенуа: Будем копить искусство, а не тратить. Накопим так много, что художественная красота станет в России обыденным явлением». Следуя этому, она копила все детские художественные работы, не выбрасывая ни одной.

Исходя из анализа опыта педагогической деятельности Алексеевой А.А., руководителя изобразительного кружка Дома пионеров можно сделать ряд полезных выводов.

1. Считая воспитание первостепенным в своей деятельности, педагог «лично воспитывала каждого ребенка в отдельности», лично общалась с родителями, убеждая в его таланте и его дальнейшем самоопределении. Для ребенка из простой семьи это означало больше, чем «индивидуальный подход» в обычном понимании, он больше верил учительнице, чем родителям, которые были мало образованы и недопонимали ее. Образованная интеллигенция определяла своих детей в художественные школы.

2. Педагог должен обладать талантом учительства, быть увлеченной заинтересованной личностью, чтобы передать способность увлекаться детям или научить их этому. Если учитель – яркая личность, то и дети будут такими.

3. В советское время не было утвержденных общеобразовательных программ для внешкольного обучения, поэтому преподаватели ИЗО писали свои или меняли разделы существующих. В наше время педагоги имеют возможность выбирать наиболее подходящую образовательную программу среди утвержденных авторских программ.

4. В советское время в основу метода преподавания рисования были положены традиции русской реалистической школы, затем социалистического реализма, считалось, что только они могут научить подростка творить правдиво, т.е. в духе идей марксизма-ленинизма. Однако художественная школа соцреализма привела к неправде разрекламированного небывалого взлета советского образа жизни в сталинское время. Алексеева А.А., находясь у истоков русского авангарда, критически относилась к изобразительному искусству эпохи социализма, сумела сохранить понятие правдивого отображения действительности в изобразительном искусстве и этому научила детей.

#1042; наше время основными учениками дополнительного образования повсеместно являются дети начальной школы. Подростки имеют доступ к различным источникам информации, это их отвлекает от желания учиться. Они развиваются как бы «лично, дома», а что касается социализации - в основном посещают досуговые мероприятия развлекательного характера. Педагоги пытаются найти такие методические приемы и технологии, чтобы заинтересовать и завлечь их. Мне кажется, опыт Алексеевой на заре советской власти, с использованием коллективной работы над стенгазетами и постановками на сцене собственных произведений на злобу дня быстрее привлекут юношей и девушек, чем игровые технологии. Будет также формироваться нравственное общественное мнение, которое у нас отсутствует. Теперь принято вести себя так, что никто никого не осуждает (почти по православному), но в культуре общества процветает разгул, криминал и безнравственность.

6. Жаль, что отсутствует в дополнительном образовании преемственность поколений. «Научился сам – научи товарища». Здесь слышится и помощь, и выручка, и толерантность. Но наши педагоги стараются набирать контингент почти одного возраста, так проще работать с детьми.

7. Самое сложное для педагога – не только открыть, но и развивать дальше талантливую неординарную личность. Выработать собственное мнение в художествах, имеющее основой самобытность и оригинальность – это прерогатива только кружка изобразительной деятельности, но не для детской художественной школы, где процесс обучения строится на знании и неукоснительном следовании известным законам живописи и рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате глубокого изучения темы я еще раз убедился в том, что нам важно знать и понимать смысл внешкольного образования советского периода, потому что именно из него вышло современное дополнительное образование детей. Так, например, при анализе опыта внешкольной работы руководителя изо-кружка Дома пионеров Алексеевой А.А., с которой меня свела судьба в 70-е годы прошлого века, можно вновь открыть для себя интересный материал в области педагогической деятельности и использовать в своей профессиональной деятельности.

Теперь в нашей стране сложилась достаточно жизнестойкая система дополнительного образования, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольном образовании: общедоступность; необязательность; свободный выбор видов деятельности; удовлетворение личностных образовательных потребностей; компенсация недостатков основного образования; наличие ярко выраженных ценностных ориентиров и мотиваций; защита интересов ребенка; наличие ситуации успеха и общественного признания; наличие условий для самореализации и проявления творческих способностей. Эта система получила законодательное обоснование в Законе 1992 года, и, развиваясь, укрепила методическую, кадровую, материально-техническую базу. Отличительные особенности ее следующие:

- создание нового поколения программ, пособий, учебников для системы дополнительного образования, а также аудио-визуальных, компьютерных материалов, отвечающих современным требованиям;

- создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования;

- развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для осуществления непрерывного развития каждого ребенка с учетом его особенностей;

- поиск наиболее эффективных связей школы и учреждений дополнительного образования, развитие новых форм сотрудничества с общественными и государственными организациями;

- в учреждениях дополнительного образования активно идут инновационные процессы, обновляющие цели, содержание, формы и методы работы, которые можно использовать и для выявления и поддержки, индивидуального развития наиболее одаренных, талантливых детей.

Таким образом, дополнительное образование выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к базовому образованию, теперь оно является самостоятельным и самоценным видом образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куприянов Б. В. Социальная миссия внешкольного образования в СССР: историческая реконструкция советского мега-проекта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». – 2016. – № 2 . – С. 101-109;
  2. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: в 3 т. Т. 3. М.; Петроград: Госиздат, 1925. 138 с;
  3. Журнал «АРТДИОЛОГ» редактор Васильев Дм. #1075;.Статья «Развитие художественного образования и эстетического воспитания в советское время», ;
  4. М.В. Богуславский Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5–21;
  5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 3-9;
  6. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 204 с;
  7. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 53 с;
  8. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 135 с;
  9. Катукова М.Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы // Ракурс. 1994. №4. С. 12-17;
  10. ;
  11. Детская энциклопедия (Легендарное первое издание) том8 «Наша советская Родина» том 10 литери искусство. ;
  12. Шацкий С.Т. Что такое клуб? // Литература и жизнь. URL: ;
  13. Рисунки на Пречистенке. Как в Москве появилась первая художественная школа;
  14. Развитие внешкольного воспитания в период строительства социалистического государства в СССР (1940—1970 гг.) с.22 – с.28;
  15. Р. Минина Феномен А.А.А. Череповец, 2002г.;
  16. Бахарев А.И. Этапы развития народного образования в Череповце:[XIX - 80-е г. ХХ вв.] Череповец: краевед. альм. - [Вып. 2.] - Вологда, 1999. - С.397-424;
  17. Алексеева А.А. «Мои записи» (дневники).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План – конспект занятия

Тема урока: Композиция стенгазеты (плаката)

Цели, задачи урока: освоение создания целостного художественного образа стенгазеты (плаката).

Оборудование: методические пособия, бумага А1 (ватман), карандаш, ластик, кисти, клей ПВА, тушь, гуашь, перо, линейка, банка для воды, резак и ножницы, журналы, картинки, открытки, газеты.

Ход урока:

I. Повторение ранее изученного материала

#1054;рганизационный момент, техника безопасности при работе с красками;

#1054;рганизация рабочих мест учащихся;

#1041;еседа по теме предыдущего занятия.

Краткий экскурс в историю плаката, от древних Египта и Греции, через Делакруа, Тулуз-Лотрека, Маяковского и Родченко, до наших дней. Повторяем знаменитых киноплакатистов мира, которыми являются советские художники-конструктивисты Владимир и Георгий Стенберги, работавшие в 1920-е годы. Они создали около 300 киноплакатов к различным фильмам немого кино.

Крупнейшие представители русского и советского политического плаката: В.Маяковский, Д.Моор, В.Дени, А.Левинский, А.Родченко и др. Их работы в «Окнах РОСТА»

Что такое стенгазета и плакат?

Стенгазета - вид изобразительного народного творчества. Делается, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям. Сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и искусстве составления поздравительных текстов.

Виды стенгазет: праздничные, тематические, сатирические, самодеятельные.

Праздничные: С новым годом! День Победы и др.

Тематические: Юный авиамоделист, Юный техник и др.

Сатирические: Крокодил, Ёжик, Кактус и др.

Самодеятельные: Наш поход, Мы в Вологде и др.

II. Объяснение нового материала

#1048;стория стенгазеты, плаката, предназначение, традиции и тенденции;

На каждом занятии мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования. Одни из них мы используем при работе карандашом, другие - с акварельными красками, гуашью Сегодня мы познакомимся с правилами выполнения стенгазеты и плаката.

Плака́т (нем. Plakat от фр. placard - объявление, афиша) - разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание. Лист плаката содержит броское изображение и броский заголовок или призыв. Особенность: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и живописью.

Как правило, плакаты печатаются на бумаге, реже на ткани, линолеуме, на дереве. На этапе зарождения и расцвета ведущей техникой печати плаката являлась литография, реже автотипия (в плакатах, использующих фотомонтаж). В середине XX века офсетная (фотомеханическая) печать вытеснила литографию в плакате.

Виды плакатов:

рекламные (торговая реклама: продукты питания, одежда, мебель, бытовая техника, услуги).

издательская реклама (газеты, журналы, книги, альманахи подписные издания),

банковско-финансовая реклама (лотереи, вклады, займы, акции),

туристическая реклама (города, курорты, достопримечательности различных регионов),

зрелищная реклама (кино - рекламирующие фильмы, театр, балет, опера, эстрада, концерты, выставки, музеи и прочие развлекательные мероприятия),

агитационные (призыв в армию, помощь больным,

плакат как средство пропаганды (техника безопасности, правила пожарной безопасности),

политический плакат.

Демонстрирую примеры, поясняя композиционные закономерности.

Специфика художественного языка плаката. Художественный шрифт. Пятно, линия, штрих, точка - средства графики.

Перед вами выставка образцов стенгазет и плакатов, работы учащихся прошлых лет.

#1054;бучение законам построения шрифтовых композиций.

Виды шрифтов, развитие пространственного представления, зрительной памяти; формирование специфики художественного языка. Рассказ: начертание различных видов шрифтов и техника их написания. Законы построения шрифтовых композиций.

Плакат. Графика. Схематический эскиз плаката. Варианты композиции эскиза. Надписи. Текст. Изображения. Символы. Цветовая гамма. Очертания. Пропорции. Пространственное положение различных объектов.

#1054;бщие правила оформления газеты. Обучение учащихся правилам компоновки и размещения текста и рисунка на листе;

Чтобы стенгазета (плакат) носил эстетичный вид и был оформлен по всем правилам, нужно учитывать нормирующие рекомендации:

Размер стенгазеты. Для полноты раскрытия информации в качестве заготовки принято выбирать форматы: А1, А2;

Поля. Первым делом у газеты обрисовываются поля - отступ (1,5-2-3 см) и начертите бортики с толщиной линии от 1 до 5 мм. Рамка в газете может быть не одна. Все зависит от расчлененности темы. Поля стенгазеты тоже могут носить свой стиль. Они могут быть целостными, пунктирными, разомкнутыми рисунками и орнаментами;

Заголовок. Это одна из важных деталей газеты. Оформить его можно по центру газеты, в самом верху в строчку, из левого верхнего угла в форме лесенки, вертикально с левой стороны листа, в несколько строк. Ширина заголовка не должна превышать 15 см. Высота шрифта будет гармоничной, если будет составлять примерно 1/5 от ширины всего ватмана. Цвет и стиль шрифта должны сочетаться с общим текстом, выделение букв, орнамент, росчерк - допускается. В целом буквы должны быть читабельны и иметь четкость. Среди букв допускается присутствие символов, рисунков, нужных знаков препинания;

Тематический материал. Он должен относиться к выбранной тематике. Центральное место на ватмане отводится заглавной статье, вокруг нее крепятся дополнительные тексты, зарисовки, подборка фотографий. Весь материал должен гармонировать, совпадать по стилю, быть частью статьи, не повторяться.

Что можно и что нельзя использовать в статье? В статье допускается использовать актуальную информацию, без оскорблений и сквернословия. Тексты должны быть без ошибок: логических, синтаксических, орфографических. Приветствуется использование шуток, коллажей, зарисовок, вырезок из газет, напечатанных текстов, могут быть апликации.

Рисунки. Любой текст украсят нарисованные картинки. Не важно, будет ли это акцент на рисунке или обычное разбавление текста между строк. Главное, чтобы рисунок был выразительным, не закрывал текст, сочетался с тематикой стенгазеты;

Издательский материал. В ход к ватману могут идти краски, пастель, карандаши, тушь, битые новогодние игрушки. Постарайтесь, чтобы это гармонировало с общей картиной. Поверх ватмана можно накладывать конверты, карманы, шнуровку, ленты, декоративные композиционные изделия и пр. Не переусердствуйте с количеством украшений и правильно впишите дополнение в сюжет стенгазеты;

Подпись. Внизу под всеми текстами до рамки (поля) делается подпись. Например, "Газета на тему "Поздравляем с Новым годом" Творческое объединение "Колорит".

III. Закрепление материала урока

1. Беседа по технике безопасности

Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо повторить правила техники безопасности: карандаши, кисточки, перо, ножницы - это острые предметы;

работать аккуратно, не мешать товарищам; на столе и в кабинете поддерживать чистоту и порядок; на перемене не бегать, ходить по коридору с правой стороны; уходя домой не забывать свои личные вещи.

Напоминаю, что работа выполняется на основе законов композиции. Я предлагаю разделиться на группы и каждой группе выполнить свою стенгазету на новогоднюю тему.

Акцент ставится на работу с пятном и цветом, детализация проявляется по мере необходимости. Итак, приступаем к работе!

#1055;рактическая работа.

У вас на столе готовые материалы для выполнения работы.

Обращайте внимание на выставку стенгазет.

Учащиеся работают самостоятельно, у кого проблемы, подсказываю, помогаю.

3. Оценка работ учащихся. Подведение итогов(выставка стенгазет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»

Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ военно – патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича

        Рабочая   программа  дополнительного образования военно-патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Со...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...