Иностранный язык в системе НПО
статья на тему

Огромное значение уделяется преподаванию и изучению английского языка. Как никогда английский язык становится все популярнее и популярнее в нашей стране.  В данной стаье говорится об особенностях преподавания английского языка в системе НПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иностранный язык, относящийся к общеобразовательным предметам, отличается от других дисциплин целым рядом особенностей. При обучении иностранному языку учащиеся должны овладеть не только определенной суммой знаний в области фонетики, лексики и грамматики, но также навыками и умениями в устной речи, чтении и письме, без которых немыслимо использование иностранного языка как средства общения. Овладение навыками и умениями в условиях отсутствия языкового окружения представляет серьезные трудности для учащихся.

Необходимо также учитывать возрастные особенности учащихся системы НПО – 14-16 лет. В этом возрасте происходит формирование социально-активной личности. Усиливается процесс осознания учащимися своей ценностной ориентации, своей социальной роли, и, соответственно, возрастает их социальная активность. Рост самосознания, стремление к самоутверждению и самовыражению порой приводит к преувеличению или к недооценке своих качеств. Поэтому так важна в этом возрасте роль педагога, который более объективно способен выявить возможности, склонности и способности учащихся.

Преподавание иностранного языка в начальном профессиональном училище имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. К специфическим условиям учебно-воспитательной работы по иностранным языкам можно отнести следующие:

  1. В   профучилище  учащиеся   получают  профессию и среднее образование. Обучение длится три года (в отличие от средней общеобразовательной школы, где ту же программу проходят за 2 года (9-й и 10-й классы).  Большое внимание уделяется  производственному обучению на заводе, фабрике, стройке и др. в виде сплошной практики, длящейся в течение одного-двух месяцев.
  2. Воспитательная работа с учащимися в НПО   осуществляется   мастером   производственного обучения и прикрепленным к группе преподавателем.

Однако преподаватель иностранного языка обязан уделять максимум внимания решению воспитательных задач средствами иностранного языка.

3.        Планируя   дополнительные   занятия   с   учащимися, кружковую работу и т.п.,  следует  учитывать и  разные условия организации учебы и быта учащихся: одни из них живут в общежитии, другие — в семьях, иногда все учащиеся живут в общежитии.

4.        Экзамен по иностранному языку в НПО не проводится. В диплом об окончании среднего профтехучилища   выставляется   итоговая   положительная оценка за весь курс обучения.

Это обстоятельство снижает мотивацию в обучении иностранному языку, поскольку многие учащиеся с большей ответственностью относятся к тем предметам, по которым им придется сдавать экзамен.

5.        Разный   уровень  владения   иностранным  языком  в
группе (учебные группы в профучилище комплектуются по производственному принципу) является еще одним обстоятельством, которое необходимо принимать во внимание.

В связи с тем что уровень владения иностранным языком у учащихся, окончивших школу, не всегда полностью соответствует требованиям программы, появляется необходимость проведения коррективно-адаптивного курса. Этот курс позволяет, насколько это можно сделать за отводимое время, подвести всех учащихся к такому уровню владения иностранным языком, на котором можно базировать дальнейшее обучение.

Для успешного проведения коррективно-адаптивного курса преподавателю рекомендуется выявить недостатки в языковой подготовленности каждого учащегося и наметить пути их устранения.

  1. Учащиеся  НПО обучаются  иностранному языку лишь два семестра и длительность языкового общения между преподавателем и учащимися ограничивается двумя часами в неделю. В этих условиях поддержание имеющегося у учащихся уровня владения языком и успешное изучение нового языкового материала, а также  создание   новых   навыков   и   умений   представляет собой довольно сложную методическую проблему.
  2. В процессе обучения иностранным языкам необходим учет профессиональной направленности профучилища для привлечения соответствующих учебных материалов на иностранном языке. Желательно подбирать хотя бы часть текстов на иностранном языке таким образом, чтобы в них находила отражение специфика будущей деятельности учащихся. Эта специфика может учитываться и при отборе лексического материала, который используется в устной речи учащихся.

8. На каждом уроке преподавателю следует стремиться к тому, чтобы оценивать деятельность большей части учащихся с выставлением оценок в журнал и дневник.

Многие учащиеся, поступившие в среднее профучилище со слабым знанием иностранного языка, начинают значительно серьезнее и ответственнее относиться к своей учебе в училище. В этой ситуации оценка становится важным стимулом и мотивом в учебе.

Перечисленные выше особенности преподавания иностранных языков в начальном профессиональном  училище должны учитываться как преподавателями иностранных языков, так и авторами учебников и учебных или учебно-методических пособий, выпускаемых для этого контингента  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы

Аннотация   Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык», предназначены для студентов специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные...

Статья"Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта World Skills"

     Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком.       Соврем...

Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта «World Skills»

laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»Джон Дьюи        Одно из важнейших качеств будущего специалиста - в...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Иностранный язык (английский язык) в профессиональной деятельности Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  Иностранный язык (английский язык) в профес...

Повышение качества обучения иностранным языкам в системе СПО

Статья будет полезной и необходимой в работе педагогов и студентов педагогических институтов. Главное, показать необходимость повышения собственной мотивации обучающихся в освоении иностранных языков....

Цифровые технологии в преподавании иностранного языка в системе профессионального образования

В статье рассматривается образовательный потенциал цифровых технологий в преподавании иностранных языков в СПО неязыкового профиля....

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...