Педагогическая мастерская
презентация урока для интерактивной доски на тему

Щукина Анна Александровна

Педагогические мастерские – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskaya_masterskaya.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Слайд 3

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения . Принципиальное отличие , однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской : проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания; проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы

Слайд 5

Творческий процесс в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, выбора и осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются перестройка и реконстр уирование пространства значения выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала — в зависимости от темы и типа мастерской. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей творческого процесса (рефлексия).

Слайд 6

Рефлексия. В психологии различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей). В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской. В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает данный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Рефлексия, как известно, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека.

Слайд 7

Озарение — психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому. «Озарение» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению - или «мыслительному восхождению».

Слайд 8

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской. Безоценочная деятельность - отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Слайд 9

Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы. Право каждого на ошибку - самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.

Слайд 10

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. «Там, где есть место диалогу, присутствует «большое время» (М.Бахтин). Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий его участников в совместный поиск универсального смысла знаний, делая его доступным для каждого. Диалог есть главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

Слайд 11

Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы. Решительное ограничение участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Слайд 12

Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: состава участников; целей и способов деятельности; темы и содержательной наполненности встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педагогической мастерской по теме "Организация ОК и ПК с помощью информационных технологий",

Понятия "компетенция" и "компетентность". Какими компетенциями должен обладать выпускник СПО. возможности использования ИКТ в образовательном процессе....

Обществознание 1 курс - Занятие 36. Тема: "Семья как малая социальная группа" (Педагогическая мастерская)

Данная методическая разработка занятия соответствует рабочей программе.Выбранная тема актуальна, т.к в настоящее время в нашей стране количество браков лишь немногим уступает количеству разводов. Прич...

Использование технологии педагогических мастерских в преподавании естественнонаучных дисциплин

Личностно-ориентированные технологии обучения в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько инди...

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся...

Проектная работа по вариативному модулю «Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин» ТЕМА ПРОЕКТА: Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине «Документационное обеспечение управления».

ТЕМА ПРОЕКТА:Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине«Документационное обеспечение управления».Обоснование собственного опыта.Информационные компьютерные технологии...

Педагогическая мастерская: организация кружковой работы у студентов медицинских колледжей

Обмен опытом организации кружковой работы у обучающихся медицинских колледжей....

участие в I Всероссийских (с международным участием) педагогических чтениях «Педагогическая мастерская профессионального образования» 30 апреля 2021 года

участие в I Всероссийских (с международным участием) педагогических чтениях «Педагогическая мастерская профессионального образования» 30 апреля 2021 года, тема "Формирование проф...