Использование технологии педагогических мастерских в преподавании естественнонаучных дисциплин
статья на тему

Комарова Марина Владимировна

Личностно-ориентированные технологии обучения в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)

Использование технологии педагогических мастерских в преподавании естественнонаучных дисциплин

Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей категории

ЧПОУ «ПТЭИТ»

____________________________________________________________________________

Личностно-ориентированные технологии обучения в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.

Содержание образования, его методы и средства структурируются таким образом, чтобы позволить учащемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В связи с этим разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал интегрируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учащимися.

Личностные новообразования учащихся — главный критерий личностно- ориентированного обучения. Образованность как совокупность знаний, умений и способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования.

Технология педагогических мастерских

Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования».
У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом.

Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны.

Каждый студент обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Для методов ЖФЕН характерны: а) отношение преподавателя к учащемуся, как к равному себе; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

4. Новый тип педагога.

Это не авторитарный преподаватель, а тот, кто не подавляет природу студента.

В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.

Обобщили работу французских мастерских сотрудники из Санкт-Петербурга в виде следующих правил:

1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам учащегося, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Он работает вместе с учащимися, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Этапы работы мастерской

(используется терминология группы ЖФЕН)

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого учащегося, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» — вывешивание «произведений», озвучивание — работ учащихся и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объём информации, с которой преподаватель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме.

Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство
(жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только преподаватель.

Потенциал данной технологии легко обнаруживается, например, на основе сравнения содержания этапов традиционного занятия изучения нового материала с содержанием этапов мастерской конструирования новых знаний. Ниже сделана попытка такого сравнения:

Этапы

Традиционное занятие

Мастерская

1

Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом

Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся.

Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом.

Корректировка и развитие знаний в процессе общения в микрогруппах, парах.

2

Объяснение преподавателем нового материала

Выполнение индивидуального задания на обнаружение и фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента).

Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации. Обсуждение учащимися в парах, микрогруппах результатов этого сопоставления. При этом все члены группы поочередно представляют товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я полагал, что…, но на самом деле…», «Мои представления о… пришлось несколько уточнить, так как…», «С тем, что написано в учебнике нельзя согласиться, поскольку…», «То, что написано по поводу … совпадает с моими представлениями, но…» и др. В беседах происходит уточнение тех или иных моментов содержания темы.

Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всей группе.

3

Закрепление: обычно фронтальный опрос, решение задачи  или беседа

Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение .

Каждый студент в паре или микрогруппе получает индивидуальное задание, которое, возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия в группе, причем так, чтобы готов был ответить по этому заданию каждый из учащихся группы. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу

Возможно, свою «афишу» вывешивает и преподаватель.

Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы.

Групповая или фронтальная рефлексия Возможно выполнение контрольных заданий .

4

Домашнее задание, обычно безальтернативное:

изучить, прочитать, выполнить

Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой темы, интересам и желаниям.

Предложенный в третьей колонке таблицы план занятия не является обязательным, возможны изменения, но обязательными на учебном занятии являются ситуации: проявления субъектного опыта учащихся; «разрыва»: новое знание не согласуется с прежними представлениями; самооценки; а также предъявление выполненных заданий одногруппникам и их последующая коррекция, коллективно распределенная деятельность, некоторая «отстраненность» преподавателя, который не навязывает свои оценки, часто сам выполняет задания и предлагает свои варианты.

Описанное видение технологии мастерских не претендует на совершенство. Имеют право на существование и другие ее интерпретации, но слишком вольное представление технологии, включение в нее многих авторских элементов, возможно, потребует иного названия – это уже не будет технология французских педагогических мастерских.

Рассмотрим пример мастерской по теме:

«Деление клетки - митоз» (Биология 1 курс).

Виды деятельности преподавателя и учащихся на этапах занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной обстановки в группе, проверка готовности рабочего места студента

Приветствие преподавателя, проверка готовности рабочего места, настраивание на учебную деятельность

Сообщение темы занятия.

Учебно-познавательная мотивация  (Вызов)

Сообщает тему занятия, знакомит с планом занятия.

Обращает внимание учащихся на значимость темы, ее связь с темами «Размножение организмов», «Генетика»; важность темы для формирования мировоззрения и понимания основных жизненных процессов.

Записывают тему в тетрадь

Осознают значимость темы и необходимость активной познавательной деятельности на занятии

Актуализация и контроль знаний

(Афиширование)

Предлагает и распределяет задания, корректирует устные ответы студентов (работа по карточкам у доски, синквейны к терминам: клетка, белок, хромосома).

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Постановка учебной задачи занятия

(Индукция, разрыв)

Создание проблемной ситуации.  Для этого преподаватель предлагает ответить на вопросы: Почему митоз непрямое деление клетки? Каким образом достигается образование двух дочерних клеток с таким же наследственным материалом, как у материнской клетки?

 Знакомит с планом лекции.

Вместе с преподавателем определяют цели и задачи занятия

Записывают план лекции

Изучение нового материала

(осмысление, самоконструкция социоконструкция,

социализация,  афиширование)

Объясняет новый материал, контролирует работу учащихся.

Предлагает  зарисовать каждую фазу митоза в соответствующей графе таблицы (самостоятельная работа), определить (работа в парах) главное в каждой фазе митоза, сформулировать биологическое значение митоза, составить синквейны к терминам митоз и амитоз; консультирует, проверяет результаты работы, корректирует ответы.

Вникают в объяснение, записывают информацию в тетрадях, зарисовывают фазы митоза. Работают в парах: выделяют главное, обобщают, формулируют, обсуждают, составляют синквейны.

Подведение итогов занятия, обобщение, выводы. (Рефлексия)

самоконструкция социоконструкция,

социализация,  афиширование

1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали, достигли поставленных задач или нет? Как вы оцениваете свою работу?

Для обобщения знаний предлагает

составить логическую схему: интерфаза, митоз, митотический цикл, анафаза, профаза, метафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез, дочерние клетки, деление клетки.

2. Подводит итоги занятия, оценивает работу студентов.

3. Проведение тестирования

Анализируют записи в тетради, формулируют выводы.

Отвечают на вопросы

Выполняют тест

Домашнее задание

I уровень: изучи текст  лекции (тетрадь), учебники: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология:10-11 классы – «Дрофа» 2007 г. стр. 167-173.; С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология: Учебник для средних специальных профессиональных учебных заведений – М «Высшая школа», 2007 г. стр.68-73)

Задание 1. Перескажи текст.

Задание 2. Перечисли основные термины и  понятия.

Задание 3.Назови основные фазы митоза.

II уровень:  Задание 1. Приведи примеры клеток делящихся путем митоза и амитоза.

Задание 2. Приведи примеры факторов, влияющих на изменение хода митоза.

 III уровень:  Задание 1. Самостоятельно найди источники информации и подготовь реферат (сообщение) по темам:  «Половое размножение», «Бесполое размножение».

Составить синквейны к терминам: генетический код, размножение, гамета, бесполое размножение, половое размножение (по желанию).

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии преподавателя

Таким образом, посредством данной технологии студент способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован. В мастерской осуществляется особая миссия воспитания, в ходе которой ставится акцент на личность другого, на диалог равноправных сознаний, на слово, мысль, поиск, жизнь студента. Учащиеся развивают умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, учатся ранжировать, выделять главное, находить связь и структурировать ее, что свидетельствует о формировании у них информационной компетенции. Владеют многозначностью, то есть умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и схем. Могут, опираясь на конкретное, мыслить абстрактно, находить главные ведущие принципы любого явления. Таким образом, владеют учебно-познавательной компетенцией. Посредством организации данной технологии, учащиеся включаются в деятельность, связанную с достижением личностно значимых целей, выражающих его ценностные ориентации на данный момент. Таким образом, пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать ценностно-смысловую компетенцию. Организация взаимодействия способствует развитию коммуникативных умений: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды; умение воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение.

Литература

  1. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность// Кларин М. В.— Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
  2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике// Кларин М. В.— Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с.
  3. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии// Левитес Д. Г.— М., 1998 г.
  4. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания// Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. — М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 1998 г. — 184 с.
  5. Под ред. Э. С. Соколовой. Педагогические мастерские: Франция—Россия// Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 1997 г. — 128 с.
  6. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. — В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы// Столяренко Л. Д.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. — с.131—151.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации// Селевко Г.К. – Москва.: Народное образование,1998.-255с.
  8. Цукерман Г. А. Инновации в мировой педагогике// Цукерман Г. А.— Рига, «Эксперимент», 1998 г. — 180 с.
  9. Шевченко С. Д. Научить всех — научить каждого// Шевченко С. Д.— М.: Педагогика, 1989 г.
  10. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии// Щуркова Н. Е.— М., 1998 г. — 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ"

статья об использовании технологии критического мышления в преподавании биологии...

Использование технологии программированного обучения в процессе освоения дисциплины «Информатика и ИКТ»

Программированное обучение является одним из инновационных подходов к образованию.  Программированное обучения является определенная иерархия управляющих устройств.Термин «иерархия» означает ступ...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)...

Использование технологии "педагогическая мастерская" на уроках французского языка

Статья посвящена проблеме использования технологии "педагогическая мастерская" в учебном процессе. В ней дается определение понятия "педагогическая мастерская", рассказывается об и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Опыт преподавателя истории и обществознания по введению элементов альтернативной истории в занятия гуманитарного курса...

статья "Педагогические технологии и педагогическое мастерство в преподавании учебной дисциплины "Основы духовно - нравственной культуры"

В данной статье можно найти материал о педагогических технологиях, применяемых на занятиях по ОДНК....