статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ"
статья по теме

Реськова Александра Григорьева

статья об использовании технологии критического мышления в преподавании биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vozmozh.rkm_.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Г.Реськова 

МБОУ «Малыгинская СОШ», Ковровский район

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМ

В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

Искусство обучения есть искусство будить                                                                                            в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее.

Если насильно забивают голову знаниями,

то они только гнетут и засоряют ум.

Анатоль Франс

 Сказанные много лет тому назад, слова А.Франса приобрели особую актуальность именно сейчас. В условиях введения ФГОС второго поколения биология как учебный предмет становится неотъемлемой  составной частью естественно - научного образования на всех стадиях обучения. Концепция изменения Российского образования  связана с изменением в содержании и структуре биологического образования. Традиционная линейная система сменяется концентрической, при которой в сознании учащихся формируется современная целостная научная картина мира во всем его многообразии. В связи с этим новые стандарты в числе приоритетных определяют деятельностный и компетентностный подходы в содержании биологического образования. С чем это связано? Дело в том, что на современном этапе развития школьного образования в целом необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлеченности. Именно поэтому в настоящее время самыми актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.

 Значит, современному педагогу необходимо учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации творческого потенциала школьников. Ученик должен уметь не только обучаться в рамках идеологии «повторения сказанного учителем», но и придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начала учебного процесса начинает сам творить, создавать, придумывать, именно это становится фундаментом для формирования творческой личности ребенка

Одной из наиболее эффективных с точки зрения реализации поставленных перед современным учителем-биологом задач является технология «Развития критического мышления». Организация учебного процесса на основе данной технологии - это тот инструмент, который позволяет по-новому взглянуть на образовательный процесс. Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности и способствуют их активизации к поиску ответа. Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов ХХ века  американские педагоги  Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов,  означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Например, А.П. Черняевская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно - ориентированного обучения. Эта технология позволяет сформировать ключевые компетенции  (информационные, коммуникативные, целостно-смысловые, компетенции личностного совершенствования) в соответствии с целями современного российского образования.

При планировании урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели, состоящей из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). На стадии вызова школьники вспоминают всё, что знали по теме урока, определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта учащихся. На этапе осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, прослушивание голоса диктора, изучение схемы, выполнение лабораторной работы. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока: организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы о том, что они узнали на уроке, чему научились.

В своей системе работы в течение нескольких последних лет провожу уроки на основе технологии РКМ. Предлагаю вашему вниманию фрагменты таких уроков:

Тема: Строение   клетки. Ядро.

Цели урока: формирование у учащихся знаний о строении эукаритической клетки, раскрыть роль ядра как важнейшей структуры клетки, сформировать умения выявлять взаимосвязь строения и функции органоидов клетки.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Строение эукариотической клетки».

   Эпиграф:

.                                                                                      Сердце   клетки – это я

                                                                                       Уж поверьте мне друзья,

                                                                                       Координирую, согласую

                                                                                       Чётко всё организую.

                                                                                       Хромосомы сохраняю

                                                                                       За наследство отвечаю

Ход урока.

Стихотворение помогает учащимся определить тему урока (организуем беседу)

Обращение учителя к учащимся для определения целей и задач урока.

I - стадия вызов.

Прием – «Банк идей», понятий, имен.

Прочтите еще раз тему урока. Что вы уже знаете по этому вопросу. Я предлагаю Вам составить  «Банк идей»  по вопросу эукариотическая клетка, ядро. В наш банк идей вы можете   «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия имеющие отношение к данному вопросу. Далее в  ходе нашего  урока   мы обсудим полученную информацию.

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает о клетке и ядре (индивидуальная работа 1-2 минуты).
  2. Далее происходит обмен информацией в группах по 4 человека (групповая работа , 3-4 минуты).
  3. Каждая группа называет какое-то имя, факт, сведения.
  4. Учитель без комментариев на доске  составляет банк идей.

Далее учащимся предлагается систематизировать имеющиеся знания и составить кластер.

Прием составления кластера.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление   кластера позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-то темы. Используется кластер на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности,  осмысления,структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - для закрепления того, что изучили на уроке.            

Также кластер используется для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Работа над составлением кластера ведется  и в ходе беседы с учащимися. Для того чтобы завершить работу,  полученной информации явно не хватает. Ученикам предлагается  познакомиться с новой информацией. Прочитать  в парах новый текст, обсудить  его и внести в кластер новые данные.

II Стадия осмысления.

На этой стадии возможны следующие  приемы: чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений. Учитель вызывает  к доске 3-4  учащихся, чтобы закончить составление кластера.

III. Стадия рефлексии.

Заканчивается урок составлением синквейна, эссе, творческим заданием, отражающим отношение  учащихся к изучаемому материалу. Например:

Ядро.

Важнейшее, эукариотическое.

Координирует,  хранит, участвует.

Хранилище наследственной информации, центр управления  клеткой.

Органоид.

 Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока, организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы о том, что они узнали на уроке, чему научились. Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн  - все эти приемы способствуют развитию творческих способностей учащихся. В своей практике я использую различные приемы технологии РКМ. Например, «слепое письмо»

Тема: «Экосистемы»  9 класс.    

Цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.

Задание: Заполните пропуски названиями функциональных  групп экосистемы и царств живых существ.

 Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы,  называют……….  Они представлены в основном видами, относящимися к…………       миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных  соединений, называют…….. Они  представлены видами, относящимися к ………  и…….

Прием  «Перепутанная мозаика».

Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного.

Задание: установить взаимосвязь между системой и ее функциями.

Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.

Таким образом, технология «РКМ», несомненно, позволяет активизировать образовательный процесс, проектировать урок с учетом современных требований.

Учителю:

  • Позволяет  конкретизировать цели обучения;
  • Обеспечивает активизацию образовательного процесса;
  • Создает атмосферу творчества, самостоятельности на уроке.

Ученику на уроке:

  • Повышает мотивацию к учению;
  • Позволяет работать в парах, группах;
  • Создавать свой продукт;
  • Аргументировать, создавать, анализировать;
  • Формирует умения работать с различными источниками информации.

Библиографический список

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.- М.: «ИОО», 2000.

2. Бутенко А.В. Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: Мирос,   2002. 

3.Информационно-комуникационные технологии в образовании.

 http://edu/ru

4 .Cлободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл.

http://www.abitu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...

Использование технологии педагогических мастерских в преподавании естественнонаучных дисциплин

Личностно-ориентированные технологии обучения в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько инди...

Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

              Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)...

Использование ИКТ в практике преподавания междисциплинарного курса

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Ведь применение современных образовательных технологий на уроке позволяет повысить как качество образовательного процесса, так и мотивацию студентов. В с...

Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания биологии? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми?

Я нахожу,что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -это часть современного мира.Рационально мыслящий человек не может- игнорировать окружающую его действительность ,находясь в эпицентре- нау...