Урок литературы Тема: В. Астафьев(1924-2002). Повесть «Пастух и пастушка»
план-конспект урока на тему

колодкина лидия николаевна

Методические рекомендации по использованию разработки урока

Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации,  воспитании патриотических чувств молодого поколении, по моему мнению, лучше всего проследить по произведениям о Великой Отечественной войне.

             Данная  разработка является составной  частью цикла уроков, посвященных серьезному разговору с обучающимися о  новом осмыслении проблемы человека на войне.  При изучении  «Севастопольских рассказов» и романа «Война и мир»    Л.Н.Толстого        несколько уроков отводится изображению войны и человека на войне, философии великого  писателя о войне. «Война – не любезность», - утверждает  Л.Толстой.  Этот разговор    уместно продолжить при  анализе  романа М.Шолохова  «Тихий Дон» и рассказе  «Судьба человека». Названные произведения являются своего рода трамплином для понимания современных авторов.

          Приступая  к   урокам   раздела   «Новое осмысление  проблемы человека на войне», начинаю с обзора  произведений о Великой Отечественной войне, написанных в годы войны, первые послевоенные годы,  постепенно  подступая к современной литературе. После  этого обзора    - монографические темы, посвященные  творчеству  В.Астафьева, К.Воробьева, В.Некрасова, В.Быкова и др.  При изучении прозаических            произведений   часто обращаюсь к  поэзии.  Стихи, музыка,  презентации делают уроки более  насыщенными, эмоциональными, запоминающимися.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_astafev.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 73 Краснодарского края

                                            Урок литературы

Тема:  В. Астафьев(1924-2002).                   Повесть  «Пастух и пастушка»

КОЛОДКИНА Лидия Николаевна,

преподаватель   русского языка и литературы,

1 квалификационной категории

ГБОУ НПО ПУ № 73КК

г. Приморско-Ахтарск

Цели:

образовательные:

 - познакомить обучающихся с творчеством  современного русского писателя В.П. Астафьева;

- проанализировать повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»;

- совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умения анализировать текст, развивать речевые навыки;

развивающие:

- пробудить интерес к произведению, вызвать размышления о прочитанном, эмоциональный отклик, неприятие войны и кровопролития;

- показать подрастающему поколению значимость подвига, совершенного нашими отцами и дедами во имя спасения страны и ее будущего.

воспитательные:

- воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны,  исторической памяти; способность сопереживать, сочувствовать.

Оформление  урока: портрет писателя В.П.Астафьева, выставка книг о войне и портреты писателей-фронтовиков.

 

Технические средства: компьютер, проектор; аудиозаписи песен о войне, грохота боя, шума дождя; презентация.

Урок сконструирован с применением ИКТ.

Методические приёмы: аналитическая беседа, сообщения учеников, анализ эпизодов, чтение стихотворений, словарная работа.

Эпиграф: 

Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во все, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.

                                  (А. Твардовский)

                                                        Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Вступительное слово преподавателя.

Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры»

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой.

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь нам завещано одним

Мы в груди храним.

      До сих пор, спустя 70 лет, Великая Отечественная остается живым воспоминанием для большинства людей – так сильны отголоски этой жуткой войны. Многие писатели, чья жизнь отмечена войной, писали о ней. Сегодня мы обратимся к творчеству писателя Виктора Петровича Астафьева, который во многих своих произведениях писал о войне.

        Ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного понимания моральных норм, которые, никогда не устаревая,  входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить доброту, порядочность, уважение к старшим. Откуда в нем это?

Сообщение уч-ся. Биография Астафьева практически полностью отражена в его творчестве.

«Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка»,- так начинается биография героя повести  «Звездопад» Мишки Ерофеева. Именно так родился и сам автор – в бане, в ночь на 2 мая 1924г. в большом селе Овсянка на берегу Енисея.

Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать: она утонула в Енисее. Река отметиной пройдет по всем  его  произведениям. Он проведет на реках свои лучшие дни, о чем напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать Лидию Ильиничну. Она осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением.

Уч-ся: Скитания и беспризорность детей не смущали отца, не тяготили его. Так случилось, что самым дорогим человеком для Астафьева стала бабушка Екатерина Петровна. Через нее постигал маленький Витька русские традиции, красоту и суровость родной Сибирской земли. После шести классов в детдоме Астафьев начал зарабатывать свой хлеб сам. Работал он  на станке, конюхом, коновозчиком  при сельсовете. Но тут пришла война.

«Война пришла,  и все перемешала, всю жизнь она поставила дыбом».

(Звучит песня Ю.Визбора «Военные фотографии»)


Доводилось нам сниматься
И на снимках улыбаться
Перед старым аппаратом
Под названьем "Фотокор",
Чтобы наши светотени
Сквозь военные метели
В дом родимый долетели
Под родительский надзор,
В дом родимый долетели
Под родительский надзор.
Так стояли мы с друзьями
В перерывах меж боями,
Сухопутьем и морями
Шли, куда велел приказ.
Встань, фотограф, в серединку
И сними нас всех в обнимку:
Может быть, на этом снимке
Вместе мы в последний раз.
Кто-нибудь потом вглядится
В наши судьбы, в наши лица,
В ту военную страницу,
Что уходит за кормой.
И остались годы эти
В униброме, в бромпортрете,
В фотографиях на память
Для отчизны дорогой.

Уч-ся: В тяжелых боях был ранен, лежал в госпитале. За войну Виктор Петрович награжден орденом Красной звезды, медалями  «За отвагу»,  «За победу над Германией», «За освобождение Польши». Позднее он напишет:

«Память войны. Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям не знать ее никогда, не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, ожигающие здоровье, сон, нормальные отношения с людьми и окружающим миром».

Об его участии в этой страшной войне мы читаем в рассказах и повестях  «Где-то гремит война»,  «Звездопад»,  «Горсть спелых вишен», романе  «Прокляты и убиты».

-  Я просила вас выписать из словаря Ожегова значение слова  «память».

  (спроецировано на экран)

Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также  самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

      Это значит, что мы должны помнить все моменты истории нашей родины, какими бы они не были. А хранить в памяти подвиг наших дедов, победивших в самой страшной войне 20 века – наша святая обязанность.

       Одно из первых военных произведений Астафьева – повесть «Пастух и пастушка». Это одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он переписывал ее 13 раз, работая над ней с 1967 по 1991гг.  А главная ее мысль – проклятие войне и тем, кто ее затевает.

В своем неприятии войны В.Астафьев следует за великим Л.Толстым.

- Вспомните, как относился к войне Л.Н.Толстой?

(«Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания, как у нас  почему-то принято думать»)

 

  ( Репродукция картины А.Верещагина  «Апофеоз  войны»)

  Астафьев показывает, что война калечит  человека физически, нравственно, опустошает человека. И все-таки лучшие герои Астафьева остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и ее ценностей.

            Не помню, где я прочитала эти строки:

Я не смогла сложить свои цветы
На холм могильный.
Прости меня, мой друг, прости
За то, что я найти бессильна
Последний твой надежный дом.

  -  Как вы думаете, можно ли эти строки соотнести с повестью  Астафьева «Пастух и пастушка»?

  Много их, еще до сих пор не найденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнявшихся с землей.

   Перед таким холмом опустилась на колени женщина, героиня повести  Астафьева, большую часть своей жизни, потратившая на то, чтобы у полосатого железнодорожного столбика на сигнальном кургане отыскать могилу с пирамидкой.  Немолодая уже женщина, потому и шла она тяжело, и дышать ей было трудно, и сердце  «частило».

-Что вело ее сюда? В чем находила  она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

(Любовь)

       Утонченная психологическая повесть «Пастух и пастушка» - повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает к осмыслению жизни. Современная пастораль - так определил писатель жанр своей повести.

- Что такое пастораль?

(Словарная работа)

Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.

В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали. Пастораль можно  считать символом мира, женщины, любви, нежности.

- Возможно ли подобное в наше время? Или нежность и любовь ушли из жизни?

- Что дает уточнение  «современная пастораль»?

В основе же «современной пасторали» Астафьева - один из катаклизмов 20-го века - Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть.

- Почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

       Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны   « пасли колхозный табун. Пастух и пастушка».

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но … «они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час (Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе навеки вечные».

В этих строках доказательство той великой силы любви, которая неподвластна войне, несущей смерть.

- Какой видит войну писатель?  Как изображает ее? Что она для него?

      Война -  беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…

Чтец:

Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад
.

                                            Булат Окуджава

- Прочитаем описание сражения в первой части повести – «Бой».

- Как ведут себя солдаты?

- Что происходит с Борисом, 20-летним младшим лейтенантом, интеллигентным, мягким и добрым юношей?

      В бою  Борису кажется, что «пророк  небесный с карающим копьем низвергается на землю, чтобы наказать за варварство людей, образумить их».

(Во время чтения следующих отрывков звучит запись шума боя и грохота орудий; затем стихает)

Уч-ся:  Из круговерти снега возникла и покатилась на траншею темная масса людей. С кашлем, криками и визгом ринулась она в траншею, провалилась, завязла, закопошилась в ней. Гул нарастал. Началась рукопашная.

Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы  лезли  вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками и лопатами.  И  за этой волной накатилась другая, третья. Все  перемешалось в ночи: рев, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, мерзлые, с визгом окаты пушек, которые били теперь и по своим и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя.

Уч-ся: Ракеты, много  ракет взмыло в  небо.  В  коротком,  полощущем  свете

проблесками возникали  лоскутья боя, в  столпотворении этом то

сближались,  то  проваливались во  тьму,  зияющую за  огнем, тени людей, кучи людей, табуны людей, закрученных водоворотом боя.

     Огромный человек, шевеля  громадной  тенью  и  развевающимся  за спиной  факелом,  двигался, летел  на огненных  крыльях к окопу, круша все на своем пути  железным  ломом.  Сыпались люди с  разваленными черепами, слышались вопли. Казалось, что пророк  небесный с карающим копьем низвергается на землю, чтобы наказать за варварство людей, образумить их. У Бориса даже дух захватило от такой догадки.

 

Уч-ся: Страшен был тот,  горящий, с ломом. Тень его металась, то увеличиваясь, то исчезая, сам он, как  выходец из  преисподней, то  разгорался, то темнел, проваливался в геенну огненную. Он дико  выл, оскаливал зубы и  чудились  на нем густые волосы, лом уже был не ломом,  а выдранным с корнем  дубьем. Руки длинные, с когтями... ноздри зверино вывернуты, и уши как у нетопыря – лопухами.     Холодом,   мраком,  лешачьей   древностью   веяло  от  этого  чудовища.

Полыхающий факел,  будто  отсвет тех  огненных  бурь,  из  которых  возникло чудовище, поднялось  с четверенек, дошло  до  наших  времен с неизменившимся обликом пещерного жителя.

(Звучит запись песни «У деревни Крюково» (сл. С.Острового,  муз. М. Фрадкина)  

Преподаватель: Рукопашный бой со всеми его ужасами – испытание, которое выпадает на долю человека с тех пор, как существуют войны. Но на полях сражений Второй Мировой войны человека ждало новое страшное испытание – столкновение в бою с разрушительной мощью техники.

Уч-ся: И вдруг на мгновение все опало, остановилось. Усилился вой метели.

     - Танки! - разноголосо завопила траншея.

     Из  темноты  нанесло  удушливой  гарью.  Танки  безглазыми   чудовищами

возникли из ночи, скрежетали гусеницами на морозе и тут  же буксовали, немея

в глубоком снегу. Снег пузырился, плавился под танками и на танках.

     Им не было  ходу  назад, и  все, что попадалось  на пути,  они крушили,

перемалывали…

 И свои, и чужеземные солдаты попадали влежку, жались друг к другу, заталкивали головы в снег, срывая ногти, по-собачьи рыли руками мерзлую землю, старались затискаться  поглубже,  быть поменьше, утягивали  под себя ноги - и все  без звука, молчком, лишь загнанный хрип слышался повсюду.

     Гул нарастал.

   

Уч-ся: Возле  тяжелого  танка  ткнулся,  хокнул  огнем  снаряд  гаубицы.  Танк содрогнулся, звякнул  железом, забегал влево-вправо, качнул  орудием, уронил набалдашник  дульного  тормоза  в   снег   и,   буравя   перед  собой  живой перекатывающийся ворох, ринулся  на траншею. От  него, уже неуправляемого, в панике  рассыпались   и  чужие  солдаты,  и  русские  бойцы.

Уч-ся: Танк, рыча мотором, брыкая железом, зашевелился, навис грузной тушей над траншеей, над комочками людей, вжавшихся в землю. Повисев над ними как бы в раздумье, танк лязгнул траками, повернулся с визгом, бросив на старшину и Бориса комья сь одной гусеницейгрязного снега, обдал их горячим дымом выхлопной трубы и, завалившись одной гусеницей  в  траншею, буксуя, танк

рванулся вдоль нее. Борис вспомнил: под шинелью на поясе у него  висели  две противотанковые гранаты…. Стянув  зубами рукавицу, лейтенант сунул руку под  шинель - граната  на поясе висела уже одна.  Он выхватил ее, начал взводить  чеку… Теперь он на карачках лез вслед за танком, который медленно, метр за метром, прогрызал землю, запахивал траншею, укрывая пашенным пластом не злаки, а рассеянные по дну окопа человеческие  тела…

Уч-ся: Танк  ухнул  в  глубокую   воронку,  задергался   в  судорогах.   Борис приподнялся, встал  на одно колено  и, ровно  в чику играя, метнул под сизый выхлоп машины гранату. Жахнуло, обдало лейтенанта снегом и пламенем, ударило комками земли в лицо, забило рот, катануло по траншее, словно зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв  боязно сжавшимся нутром и сердцем, тоже чуть было не разорвавшимся от напряжения. Танк дернулся, осел и смолк.

(Запись песни  «Горячий снег» (сл. М.Львова, муз. А. Пахмутовой)

-  Что это за состояние, если он  «Завопил» и «завизжал»? Какая ситуация породила такое состояние?

- Можно ли понять состояние солдата, который в истерике расстреливает пленных немцев за то, что другие сожгли его деревню, всех жителей, загнав их в церковь?

- Приведите примеры  милосердия, проявленные нашими  солдатами по отношению к  немецкому генералу, потом застрелившему себя; к пленным солдатам?

- Чем показательно отношение к немцам  Хведора Фомича?

-  Что вы думаете о таком солдате, как Пафнутьев, который тайком доносит начальству на лейтенанта и старшину, жадничает, припрятывает трофеи?

- Как его, раненого, спасает Мохнаков?

- Как вы понимаете выражение  «выгоревшее на войне сердце»?

- Легко  ли сохранить в себе человека на войне?

          Не просто. Но Борис Костяев сохраняет в себе нравственную чистоту. Война не смогла уничтожить в нем это высокое, что делает человека человеком.

  «Светлый ты парень! Почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею,» -  говорит Борису Мохнаков , «весь истратившийся на войне».

     Среди жестокости, крови и смерти, наперекор войне вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое чувство – любовь.  Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая.

- Что вы можете сказать о любви героев?

         Любовь обрушилась на Бориса. Как чудо вошла она в жизнь Бориса и Люси.

- Что мы знаем о прошлом героев? Что их объединяло?

         Обстоятельство встречи героев и возникновение любви – чрезвычайные, исключительные. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны.

Астафьев показывает, как из ада войны и смерти наперекор им произрастает любовь.

Духовной, просветляющей любовью,  озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Люси и Бориса.

ЧТЕЦ:  «Жди меня, и я вернусь»  Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 -  Почему любовь не спасла  Бориса?

(«Неужели любовь, святая, преданная любовь,  не всесильна?»  И.Тургенев)

  Шла война. Наступление продолжалось. Разлука неизбежна. Уже после встречи с Люсей Бориса  «ранило в правое плечо осколком гранаты» Ранило не в первый раз и не очень опасно. Но Борис не проявляет воли к жизни и умирает.

-  Почему?

  На этот вопрос отвечает нам автор.

«Жажда жизни рождает неслыханную стойкость – человек может перебороть неволю, голод, увечье  и смерть, поднять тяжесть выше своих сил. Но если ее нет, тогда все…  Остался от человека мешок с костями».

- Но почему нет жажды жизни?

     Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь – символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежедневно, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Борис думает: «Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Нет, нет, нет!»

Жизнестойкость уходит.

Смерть поселилась в Борисе потому, что он устал от войны. Невыносимо жить со свинцом в груди…

Безмерная тоска по Люсе делает Бориса отрешенным, разъединяет с миром, людьми. Покорность судьбе и смерти, безысходность поселяются в нем. И Борис уходит в небытие.

  «Я не хочу! Нет!  Не хочу!!!» - восстает он против смерти. И сердце тоже не желало останавливаться, сильно ударилось в исчахшую грудь  Но больше его ни на что не хватало…»

   Последние силы оставили его.

   Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой  женщине, посреди  России опустившейся на колени перед могилой единственного любимого  человека:  «Как долго я тебя искала!»

- Как называется такая композиция?

    Маленький, безвестный полустанок в степи, могильный холм.

- Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины?

    В нем ее счастье, любовь.

    Такая композиция  заметнее выявляет лиризм повести, ее  идею.

Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время… Она продлевает любовь – чувство Люси к Борису, живы ее преданность и желание соединиться с любимым:

«Совсем  скоро мы будем вместе…Там уже никто не в силах разлучить нас»

Итог урока: содержание современной пасторали  «Пастух и пастушка» выражает философское раздумье писателя о войне

     «Неужели это  кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна  быть последней! Люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле!.. Одна истина свята на земле: материнство, рождающее жизнь, и  труд хлебопашца, вскармливающий ее. Все остальное -  вымысел дармоедов…»

          Но, к сожалению, эта война не стала последней… И сегодня, когда в мире льется кровь, Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной, страстным словом своей притчи призывает людей жить  в мире. И любить…

Уч-ся:                                   Снег черемухи нетающий

                                    Пал на скорбный лик земли.

                                    Только память о товарищах

                                    Сердце бережно хранит.

                                    Ходят в небе над Отчизною

                                    Синева и тишина.

                                    Дорогую ценою – жизнями

                                    Мир оплачен был сполна.

                                    И печалью души полнятся,

                                    Светлой памяти верны.

                                    Вечно будут с нами днем и в полночи

                                    Не пришедшие с войны.

                                                                                     Г.Буравин

(Звучит песня «Журавли» (сл. Р.Гамзатова, муз Я.Френкеля) в исполнении уч-ся)

Д/З. Письменно ответить на вопрос:  «Такое легкое ранение, а он умер…» - сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи. Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием?

Методические рекомендации по использованию разработки урока

Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации,  воспитании патриотических чувств молодого поколении, по моему мнению, лучше всего проследить по произведениям о Великой Отечественной войне.

             Данная  разработка является составной  частью цикла уроков, посвященных серьезному разговору с обучающимися о  новом осмыслении проблемы человека на войне.  При изучении  «Севастопольских рассказов» и романа «Война и мир»    Л.Н.Толстого        несколько уроков отводится изображению войны и человека на войне, философии великого  писателя о войне. «Война – не любезность», - утверждает  Л.Толстой.  Этот разговор    уместно продолжить при  анализе  романа М.Шолохова  «Тихий Дон» и рассказе  «Судьба человека». Названные произведения являются своего рода трамплином для понимания современных авторов.

          Приступая  к   урокам   раздела   «Новое осмысление  проблемы человека на войне», начинаю с обзора  произведений о Великой Отечественной войне, написанных в годы войны, первые послевоенные годы,  постепенно  подступая к современной литературе. После  этого обзора    - монографические темы, посвященные  творчеству  В.Астафьева, К.Воробьева, В.Некрасова, В.Быкова и др.  При изучении прозаических            произведений   часто обращаюсь к  поэзии.  Стихи, музыка,  презентации делают уроки более  насыщенными, эмоциональными, запоминающимися.    

          СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев В.П. Пастух и пастушка // В.П. Астафьев. Избранное. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  2. Залыгин С. Свое слово (О повестях Виктора Астафьева) / С. Залыгин. В пределах искусства: размышления и факты. – М.: Советский писатель, 1991.
  3. Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие / ред. Н.Н Белякова, М.М. Глушкова. – М.: Флинта: Наука, 2006.
  4. Эльяшевич А. Огненные дали. Книги 70-х о Великой Отечественной войне // Звезда. – 1980. - №6. – С. 193-204.

5.  Яновский  Н.Н. Виктор Астафьев. Очерк творчества. − М., 1992

6. Ланщиков  А.П. Виктор Астафьев. М., "Просвещение" 1992.

7.  Савицкая Т. В. Романтика и реальность в повести В. Астафьева   «Пастух и пастушка»— СПб.: Реноме, 2012.

8. Дедков И. Объявление войны и назначение казни//Дружба народов. – 19993. - №10. – с.185-202.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"

Доклад "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"...

Урок литературы на тему: "Обломов – это сущность, характер, судьба."

Целью данного занятия является:  определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным ...

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...