Урок литературы, тема: "М.Горький "На дне""
план-конспект урока

Позднякова Юлия Николаевна

Максим Горький "На дне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkiy_na_dne.docx142.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы, тема: "М.Горький "На дне""

Позднякова Юлия Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

Цели рока.

  1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
  2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
  3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?
  4. Прояснить особенности авторской позиции: ”Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё платит сам?
  5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Задачи урока.

  1. Проследить, как в пьесе “На дне” развиваются сюжетные линии.
  2. Путём анализа текста прийти к выводу о художественных особенностях пьесы “На дне”.
  3. Прояснить авторскую позицию по отношению философских споров в драме;
  4. Соотнести свои выводы с мнением критиков.
  5. Обозначить художественные особенности создания образов Сатина и Луки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Работе над пьесой отводится два академических часа.

Мотивация.

Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М. Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии. Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.

Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам - 3 группы), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Выступления студентов с сообщениями.
  5. Аналитическая работа с текстом.
  6. Обобщение материала.
  7. Домашнее задание.

Общие сведения. Аналитическая работа с текстом.

1. Работа с текстом.

2. Комментированное чтение. Взаимоотношения персонажей и сюжетные линии пьесы.

3. Работа в группах. Мини-сообщения:

- Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.

- Перемены в жизни героев в четвёртом акте.

- Спор о правде и жалости. Кто прав?

- Лука и Сатин: противники или союзники?

4. Комментированное чтение отрывка “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

5. Комментированное чтение монолога Сатина о человеке. Со всеми ли его положениями вы согласны? Прав ли Сатин, когда говорит: “Человек за всё платит сам”? А если у него родные, семья? Почему он упоминает о “Наполеоне и Магомете? Вспомните теорию Раскольникова Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта теория апеллировала к сильным личностям, воплощения ума и воли.

6. Чтение творческих работ-миниатюр “ В чём выражается правда Сатина? Противостоит ли она “утешительству” Луки?

7. Обобщение.. Даёт ли пьеса “На дне” окончательные ответы на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Итак, работа с текстом драматического произведения способствует выработке у студентов умения анализировать драматическое произведение, проводить сравнительную характеристику героев, почувствовать особенности стиля писателя, развивает способности эстетического восприятия литературы, формирует представления о литературе как о социокультурном феномене, воспитывает речевую культуру.

Классификация и терминология.

Работа с текстом.

Индивидуальные задания.

Тексты.

Схемы анализа литературного произведения.

Красочное оформление раздаточного материала, дидактического материала.

Пьеса М.Горького “На дне”. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе.

2. Подведение студентов к ответу на вопрос: “В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

3. Рассмотреть какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? (Первый акт)

4. Проанализировать эпизод появления ”странного человека” Луки в ночлежке. Определить, чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна. (Второй, третий акт)

5. Проанализировать роль авторских ремарок: “Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

а) любовный треугольник – Васька Пепел – Василиса – Наташа;

б) Клещ и Анна;

в) Барон и Настя;

г) торговка Квашня и полицейский Медведев;

д) судьба Актёра, Татарина, Сатина, Бубнова.

6. Почему именно Сатин страстно защищает Луку? “Дубьё… молчать о старике! Старик – не шарлатан!.. Он врал … но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!

Тема: “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М. Горького “На дне”.

...есть земля, неудобная для посева...

 и есть урожайная земля...

что ни посеешь на ней - родит...

Человек - может добру научить.

М. Горький 

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

“ Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности пьесы. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”. (На доске)

Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Вступительное слово учителя.

К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать пьесу М. Горького “На дне”, созданную в 1902 г. Для начала давайте вспомним, кто такой Максим Горький. (Сообщение студента о жизни писателя).

Алексей Максимович Пешков придумал себе другое имя – Максим Горький. Словом «горький» писатель стремился показать «горькую» жизнь народа и описывал «горькую» правду. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии.

Свою пьесу Горький писал по “заказу” МХТ. Давайте послушаем об истории создания пьесы «На дне» (Сообщение студента)

"В подвале", "В пещере", "Подземелье", "В ночлежке". Докажите, что выбранное Горьким название более точно и ёмко. (Первоначально пьеса назвалась "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". И наконец, по совету Немировича-Данченко, стала называться "На дне". С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни". Здесь изображаются люди, опустившиеся не только в материальном, нравственном, но и духовном плане)

2. Аналитическая работа с текстом.

-Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?( Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила их права на работу (Клеща), на семью (Настю), на профессию (Актёра), на былой элитарный комфорт (Барона), обрекла на голодное существование (Анну), воровство (Пепла), беспробудный запой (Бубнова), проституцию (Настю) Этих изгоев общества, которые так любят и ценят свободу, жизнь, по существу лишили и этого блага. (просмотр видео -5 минут)

- В чём особенность жанра пьесы? (Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему. И в споре (в той или иной мере) участвуют почти все обитатели ночлежки. В ней присутствует и трагическое, и комичное. Мы привыкли, что в драматических произведениях каждое действие делится на явления – появление каждого нового персонажа. Здесь всё не так: герои входят и выходят (некоторые - навсегда), диалоги и монологи совмещаются.

Персонажи думают и говорят о своём, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей. Звучит не монолог, не сложный хор, а сама хаотичная, не приглаженная жизнь.

В пьесе нет главных и второстепенных героев, важны все, они становятся участниками многоголосия – полилога пьесы. Каждый, особенно в первом акте, говорит о своём, собеседника не слушает, но каждая реплика внутренне связана с предшествующей и последующей).

- Какую роль играют авторские ремарки? (С помощью ремарок Горький показывает нам состояние героев, их мысли и эмоции. Ярким примером является Лука: ремарки указывают на его неискренность, потайной смысл его слов, возникает вопрос: "А верит ли он сам в то, что говорит?" При разговоре с Анной Лука отвечает: "Мяли много, оттого и мягок..." Но Горький добавляет ремарку: "Смеётся дребезжащим смехом". Это признак лукавства, недоговорённости).

3.Работа с таблицей. (индивидуально, по ходу изучения пьесы)

Герой

Профессия, чем занимается

Прошлое

О чём мечтает

Речевая характеристика

Как отнёсся к утешению Луки

Что говорить после ухода Луки

Судьба героя

Пепел

Клещ

Анна

Настя

Костылев

Барон

Сатин

Актёр

Бубнов

-Расскажите, что привело в ночлежку Актёра? Что мы узнаём о его прошлом? (Он бывший

актёр, играл в "Гамлете" второго могильщика.)

-Расскажите, что привело в ночлежку Барона. Что мы узнаём о его прошлом? (Он, видимо,

бывший дворянин. Бубнов: "Кто его знает? Барин, это верно... Он и теперь нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё")

-Расскажите, что привело в ночлежку Сатина. Что мы узнаём о его прошлом? (Он карточный шулер. Любуется непонятными окружающим словами, таким образом он утверждает тему человеческого достоинства. Раньше он служил на телеграфе, был образованным человеком. Сидел в тюрьме, а потом - нет ходу. А в тюрьму попал за убийство из-за сестры)

-Расскажите, что привело в ночлежку Настю. Что мы узнаём о его прошлом? (Она проститутка, читает книгу "Роковая любовь" из французской жизни с главным героем красавцем студентом. Она живёт этой книжкой, как своей мечтой, она ушла в этот выдуманный мир, отгородившись им от страшной реальной действительности)

-Расскажите, что привело в ночлежку Клеща. Что мы узнаём о его прошлом? (Он слесарь. Ему очень трудно живётся, он хочет трудиться, а жизнь выбросила его на "дно")

-В чём причина того, что Клещ попал на дно? (Из-за лени, по случаю болезни жены, кризис, безработица)

-Расскажите, что привело в ночлежку Бубнова. Что мы узнаём о его прошлом? (Он был скорняком, имел своё заведение. У жены был любовник, и он хотел жену убить, но вовремя ушёл. Мастерская на жену была, но он всё равно её бы пропил. "И ещё - ленив я.

Страсть как работать не люблю".)

-Какой мы видим в начале пьесы Анну? Что видела она в прошлом? (Анна - жена Клеща. Она стонет, сетует, умирает, есть не хочет. "Побои... обиды... ничего кроме - не видела я... ничего не видела!")

- Что мы узнаём о настоящем и прошлом Васьки Пепла? (Он вор, любовник Василисы Костылёвой. Отец был вором, и ему то же заказал.)

Слово учителя (под запись): Таким образом, предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Горького интересует сознание ночлежников. Такой предмет

изображения характерен для жанра философской драмы. Для своей пьесы Горький избрал новаторскую форму. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает. Но не это главное. Сюжет проявляется не в действиях героев, а в их диалогах; драматическое действие переводится Горьким во внесобытийный ряд.

-Почему появление Луки здесь является завязкой? Ведь он же никак внешне не влияет на жизнь ночлежников? (В связи с его появлением в их сознании начинается напряжённая работа. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них. И это производит истинный переворот в жизни героев. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать)

- О чём мечтает Актёр? (Он мечтает вылечиться от алкоголизма и снова играть второго могильщика.)

- О чём мечтает Васька Пепел? (Уйти в Сибирь с Наташей и жить там честно)

- О чём мечтает Клещ? (Вырваться из ночлежки, найти работу.)

- О чём мечтает Настя? (О красивой и чистой любви)

Слово учителя: Мечты обнаруживают истинную человеческую сущность героев Горького. Так проявляется ещё одна грань социального конфликта: глубина личности героев, их благородные устремления оказываются вопиющим противоречием с их теперешним социальным положением. Человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

- Каждый ли из героев готов откликнуться на слова Луки? (Нет. Не мечтают Барон, Сатин и Бубнов)

- Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут, люди? (Луке принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в нём лучшее, стать “дрожжами” для многих. По убеждению Луки человек живёт “для лучшего”. Значит, следует укрепить надежду на спасение, поддержать его мечту. Лука занимает в пьесе позицию утешителя. Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, тяжела, как “обух”, он хочет приукрасить существование, привнести в сказку, красивый обман, “золотой сон”).

Проанализируйте речь Луки (Речь Луки состоит из афоризмов, кратких изречений, поговорок, заключающих в себе глубокую мудрость. "Человека приласкать - никогда не вредно... Надо кому-нибудь и добрым быть. Христос - он всех жалел и нам так велел... Вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!")

- Как Лука себя характеризует?

- Как его характеризуют другие действующие лица?

- Когда впервые появляется Лука в пьесе?

- С какими ласковыми словами он сразу обратился к Наташе? ("милая", "Спасибо", "девушка")

- Как он приласкал Анну?

-Какие поступки совершает? (Подмёл пол за других, успокоил Настю)

- Зачитайте, какое первое впечатление Лука произвёл на окружающих

- Что помогло Луке приобрести доверие окружающих? (Доброта, ласковость, мягкость. Этому способствовали также добродушный тон Луки, его непритязательность, обилие народных пословиц в его речи, частые рассуждения о человеке и жалости к людям)

-Чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна? (Лука занимает в пьесе позицию утешителя. Однако сострадание и утешение Лука выражает в своеобразной форме. Он доводит их до лжи (но не в бытовом и сниженном) значении слова. Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, тяжела, как “обух”, он хочет приукрасить существование, привнести в сказку, красивый обман, “золотой сон”).

Как Лука отвечает на вопрос Пепла: "Слушай, старик: Бог есть?"? ("Коли веришь - есть; не веришь - нет... Во что веришь, то и есть"... Тут можно вспомнить роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Там писатель рассуждает о том же и говорит: "Каждому воздастся по его вере"

Буквально это прочитывается так же: "Во что веришь, то и есть")

- Как вы понимаете этот ответ Луки? Не кажется ли он вам уклончивым?

- В чем значение влияния Луки на ночлежников? (Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь они и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих).

- Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой? (Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненой, с исчезновением Луки надежда гаснет)

- В чем причина быстрого угасания веры? (Может быть в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность).

- как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников? (Лука объясняет это внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки).

Энциклопедический словарь

ЛУКА - автор 3-го Евангелия и Деяний апостолов, сотрудник и спутник апостола Павла, в частности во время его морского путешествия в Рим

- В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники? (Сатин соглашается со странником, что “люди лучшего ждут “, что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать и принижать его (“Не обижайте человека”). В четвёртом акте Сатин переходит к полемике со стариком. Он исключает жалость к человеку. Решительно отвергает Сатин ложь как “религию рабов и хозяев”, но не приемлет и куцую правду Бубнова и Барона. Сатин не признаёт пассивного гуманизма; обращается к внутренним возможностям человека; он верит в людей сильных, смелых, гордых).

4. Работа в группах. Мини-сообщения.  (Основные положения фиксируются в тетрадях).

Алгоритм работы в группе.

1. Комментированное чтение текста.

2. Ответить на поставленные вопросы.

3. Обсудить и скорректировать собранную информацию.

4. Сделать выводы.

Первая группа

Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди?

  • Как оказался в ночлежке?
  • Как относится к окружающим?
  • Отношение к «правде».
  • Почему же Лука находит тёплый отклик в сердцах ночлежников?
  • Что говорит каждый из героев после ухода Луки?
  • Что происходит с каждым из героев после ухода Луки?

«Христос всех жалел и нам велел».

«Во что веришь, то и есть…»

«Человек – все может… Лишь бы захотел…»

«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

«Любить – живых надо…живых…»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»

Вторая группа

-Чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

  • Что происходит с каждым из героев после ухода Луки?
  • В чём, по мнению героев, обманул их Лука?
  • Как Лука относится к правде?
  • Как Лука относится к Богу?
  • Почему Лука исчез в самый разгар конфликта?
  • Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах (убийство Костылѐва, увечье Наташи, арест Пепла, самоубийство Актѐра)?

У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый».

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

ЛУКА - Церк. лукавство, кривизна души. Он слукавил, сделал лукавое дело. Лукавый, хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый и опасный, криводушный, притворчивый, двуличный и злонамеренный. В виде сущ. бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух. Вся неправда от лукавого. Ворочает, как лукавый в болоте.

ЛУКАВСТВО - коварство, ухищренья, злонамеренное двуличие, обман.

ЛУКАВОМУДРЫЙ - лжемудрый, употребляющий ум свой во зло, на лукавые дела. Лукавоухищрение ср. коварные происки.

Мнения в критике об образе Луки

Пробудил ростки добра ("Московские ведомости")

Светлый момент примирения, лишний раз почувствовали себя людьми ("Русская мысль")

"Его религия - религия лжи от лукавого"(Мережковский)

В доброту его не веришь (Л. Н. Толстой)

Ни во что не верит, но ему жаль людей (М.Горький)

Третья группа

В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

  • Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
  • Выделите положительные и отрицательные черты Сатина
  • Как оказался в ночлежке?
  • Как относится к окружающим? Как относится Сатин к Луке?
  • В чѐм их различие?
  • Отношение к «правде».
  • Диалектика характера Сатина. Изменился ли Сатин?
  • Чью позицию выражает Сатин?
  • Почему именно Сатин страстно защищает Луку?

 «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»

«Что такое правда? Человек – вот правда!»

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

5.Подведение итогов.

Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Согласны ли вы с утверждением философа В.Розанова: “Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости”?

Согласны ли вы с мнением поэта Владислава Ходасевича о пьесе “На дне”, оцениваемой им как “лучшее из всего, что им “Горьким” написано, и несомненно – центральное в его творчестве”: “Положительный герой “Сатин” менее удался Горькому, нежели отрицательный “Лука”, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям”.

Вывод: Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании? По убеждению Луки, человек живёт “ для лучшего”. Сам Горький исповедовал родственную позицию. Он писал Чехову о встречаемых жалких и нудных людях, но добавлял: “И тем не менее всё – таки жалко людей” Таким состраданием наделяет писатель своего героя, а в соответствии с этим насыщает его речь ласковыми словами и дружелюбными обращениями, делает её образной и певучей.

Автор в ряде моментов мог бы согласиться с Сатиным. Горький замечал, например, в письмах: “Существует только человек, всё же прочее есть мнение”, “Всё в человеке и всё для человека – основа веры моей”.Писатель утверждал: “Смысл жизни – вижу в творчестве”. А его герой возражает: ” Ничего не делай! Просто – обременяй землю!” Эти расхождения также говорят о неоднозначности позиции Сатина, о противоречивости его монологов и реплик. Но другого героя, который мог бы спорить с Лукой и Бубновым, у Горького не было.

6. Тестовые вопросы( Индивидуально)

1. Назовите символический образ, отраженный в названии знаменитой пьесы М. Горького о «ночлежной» жизни. (дно)

2. В драме М. Горького «На дне» противопоставлены две «правды жизни»: «Человек… Это звучит гордо!» (Сатин) и «Все люди на земле лишние» (Бубнов). Укажите название художественного приема, основанного на противопоставлении или сопоставлении резко противоположных понятий или образов. (Антитеза)

3. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? (Ремарка)

4. Одним из наиболее драматических моментов действия пьесы М. Горького «На дне» является речь Сатина о гордом имени Человека. Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия? (укажите термин). (Кульминация)

5. Назовите назидательно-аллегорический жанр, которому близок рассказ Луки о праведной земле (драма М. Горького «На дне»). (Притча)

6. Третий акт драмы М. Горького «На дне» открывается авторским комментарием: «Пустырь – засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его – высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него – кусты бузины». Как называется подобное авторское пояснение, включенное в текст драматического произведения? (Ремарка)

7. Рефлексия. (3-4 минуты)

-Актуальна ли пьеса для нашего времени? В чём её актуальность, злободневность?

-Что вы для себя взяли из нашего урока?

8. Домашнее задание.

  1. Как действующие лица отвечают на вопрос Сатина: “Что такое правда?”. Как толкует эту тему сам Сатин? (Письменный ответ на вопрос)
  2. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго».

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

 https://cdn2.img.sputnik-abkhazia.info/images/102492/71/1024927157.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе. Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха».

Урок – объяснение нового материала. Цель урока: образовательные: дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы, дать п...

Доклад на тему "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"

Доклад "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"...

Методическая разработка урока литературы

Разработка урока по литературе по теме "  Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова. "...

Урок литературы на тему: "Обломов – это сущность, характер, судьба."

Целью данного занятия является:  определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным ...

Справочное пособие "Творческая работа на уроке литературы"

В пособии предлагаются справочные материалы, используемые на уроках литературы при создании творческих работ разных видов и жанров, а также примеры текстов1....

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...