актуальность духовно-нравственного воспитания
консультация на тему

Текст доклада на школьном педагогическом лектории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_problemy_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников

Духовность и нравственность являются базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности.Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании.  

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач:

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
  • организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
  • создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни ;
  • укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Направления работы классного руководителя:

Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, серии тематических классных часов “Замечательные люди науки”, “За страницами учебника” и т.д.

Ценностно – ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, серии классных часов “Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета),утренники, посвящённые Дню Защитника Отечества и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы.

Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.

Трудовая деятельность: дежурство  по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов “Труд и призвание”, “В мире профессий".

Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров “Осенний бал”, “Новогодний карнавал”, “Весенние забавы”, выставка “Малая Третьяковская галерея”, посещение драматического и кукольного театров, филармонии и зала классической музыки, вечера авторской песни, поездки по городам Золотого кольца ,источникам.святым местам и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотекой семейного чтения.

Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, “Школа здорового образа жизни”, “Веселые старты”, “Вечер комических Эстафет”, “Малые олимпийские игры”, устный журнал “Спортивный калейдоскоп”. “День бегуна”, тематические классные часы “О болезнях грязных рук”, “Секреты здорового образа жизни”, “ В здоровом теле – здоровый дух”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “ О профилактике вредных привычек”, “Моё здоровье- залог здоровья моего поколения” и т.д.

Деятельность свободного времени: изучение репрезентативной системы учащихся, психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”, серии классных часов “Школа научной организации труда и отдыха”.

Нравственное воспитание школьников

Задачи нравственного воспитания в современной школе.

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде.

Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности», употребляемое сегодня и акцентирующее ценностный аспект жизнедеятельности людей.

Так не должен ли стать этот ценностный аспект предметом первостепенной важности в образовательной деятельности школы! Не должно ли быть выделено ему специальное время, затрачены педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребёнка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры!

Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.

Проблемы нравственного воспитания школьника

     "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф. 1977, - 11).

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

     Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

     Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества.

Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

          Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

     Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на рдителях и учителях. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.

     Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опрос учащихся о духовно-нравственном воспитании молодёжи

Опрос  о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?–нужны...

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...