Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
статья на тему

Косова Ирина Валерьевна

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе накладывают отпечаток на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как будет  решена социальная задача «вхождения» его в мир взрослых, определение своего места в микросоциальном окружении,  характерном для этого периода.

Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования. На первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Объективные возможности для возникновения трудновоспитуемости могут быть созданы вследствие наложения особенностей подросткового возраста (эмоциональной возбудимости, стремления к взрослости, обостренного чувства собственного достоинства и стремления к самоутверждению, недостатка жизненного опыта и, в связи с этим, невозможности правильной оценки некоторых явлений, возрастания роли общения, особенно со сверстниками) на неблагоприятные условия воспитания в семье, школе, отрицательное влияние микроокружения.

Психологи Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.А. Крутецкий указывают  ряд факторов, обусловливающих трудность воспитательной работы с подростками. В этот период происходят значительные биологические изменения в организме подростков, отмечается их бурное физическое развитие, усиленный рост конечностей, увеличение объема сердца, перестройка эндокринной системы, половое созревание, появление вторичных половых признаков и др. Недостаточная сформированность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Это зачастую приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Такой фактор, например, как половое созревание, может вызвать особые переживания, нездоровый интерес к сексуальным вопросам. Поэтому, подростку в этот период трудно соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые предъявляет ему общество.

Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, начинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, самосознание, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка, так как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему миру, определяет содержание и направление социальной активности, систему стремлений, переживаний. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в отношениях между ними. В подростковом возрасте очень обострено чувство собственного достоинства, поэтому, любые мелочи, даже незначительные замечания, а тем более бестактность, обращение с ними, как с малышами, могут больно ранить их самолюбие.

В этот период особое значение придается межличностному общению, в связи с чем подросток иначе оценивает роль школьного коллектива: наблюдается большая привязанность к коллективу своего класса, стремление занять достойное место среди одноклассников. Коллектив оказывает огромное влияние на формирование взглядов, оценок, нравственных качеств личности подростка. Если же у учащегося не складываются отношения с классом, как это бывает у трудновоспитуемых, то он начинает искать различные формы общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

Каковы же особенности личности трудновоспитуемого подростка? А.С. Макаренко утверждал, что в процессе перевоспитания педагогу приходится иметь дело не с дефективностью личности, а с дефективностью отношений подростка  [5, с. 12]. Имеется в виду круг интересов, нравственно-волевых качеств личности, специфика его отношений к учебной, трудовой и другим видам деятельности, учителям, родителям, взрослым, товарищам.          

Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его устремления, потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию поведения. Эти подростки или не имеют определенных жизненных целей и не знают, чего они хотят, либо их жизненные устремления, интересы и потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский характер. Для них характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц, либо ссылка на стечение неблагоприятных обстоятельств. Трудновоспитуемые подростки, как правило, отстают от сверстников в развитии, у некоторых может наблюдаться отставание или отклонение в развитии психических функций (памяти, речи, внимания, восприятия, мышления). Для них характерны недоразвитие  духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, приспособленчество, неорганизованность, неуравновешенность, лень, вспыльчивость, грубость, замкнутость, скрытность. Волевые усилия часто носят отрицательную направленность, они могут проявить инициативу, ловкость, сообразительность, настойчивость, когда дело касается достижения собственных пагубных желаний.

Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего, то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов, развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и т.п.). Они имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо, многие из них являются второгодниками. Особенно плохо усваиваются ими математика и языки. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках они, как правило, бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.

К физическому труду они, как правило, относятся положительно, но так как способностью трудиться, трудолюбием, умением преодолевать трудности не отличаются, то доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться они не могут: с удовольствием берутся за дело, но вскоре его бросают. Однако если отношения с учителями по отдельным учебным предметам у трудновоспитуемого подростка складываются благоприятно, он может под их руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.                            

У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если им и дают поручения, то они не в состоянии систематически выполнять их, так как не обладают умением самостоятельно планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям трудного подростка с одноклассниками.

     Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них в большей степени чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый «взрослый» лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая «взрослость» приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других аморальные действия, недисциплинированность. С одними учителями и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими — постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от того, как учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его личности.

Отклонения в нравственно-психическом развитии трудновоспитуемых подростков происходит вследствие ограниченности социального опыта, утилитарности потребностей, неразвитости и деформации личности. Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука. Проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших. Упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность. Грубость — как показатель независимости. Быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность. Быть вежливым — значит унижаться перед человеком. Соблюдение правил культуры поведения  - недисциплинированность -  не считаются положительными качествами личности и т.п. В результате недостаточно развитой волевой сферы такие подростки не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, поведением, регулировать потребности. Импульсивность, несдержанность многих трудновоспитуемых и одновременно отсутствие или слабость самоконтроля создают благоприятную почву для различных конфликтов. Нередко отрицательные формы поведения являются для них более приемлемыми, чем следование морально-этическим нормам.

Трудновоспитуемым младшим школьникам свойственны: эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Для них большая проблема сколько-нибудь длительно сосредоточиться на задаче. Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест, негативные эмоции, двигательное беспокойство. Психическая незрелость сказывается на отношении детей к школьным занятиям, педагогу, учебным задачам. Преобладающим у них является «дошкольный» (игровой) и «псевдо-учебный» типы отношений. Школьная ситуация для них очень сложна. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе – смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Легко принимают игру.

Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произвольности в управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной деятельности. Такие дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена, причем заметно расхождение с ожидаемой оценкой их качеств педагогом. Обнаруживается низкая ожидаемая оценка.

Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.

Они характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов: мыслительных операций, внутреннего плана действия, речи, воображения, памяти. Эти трудности сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего.

Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции  -стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых с ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют к трудновоспитуемым.  Дети абсолютно не воспринимают такого обращения. «Слова морали, - подчеркивал В.А. Сухомлинский, - отскакивают от сознания воспитанников, как горох от стенки, он не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к слову» [4,  c. 253].

Морализирование, как средство воспитательного воздействия, становится причиной так называемого «смыслового барьера», когда трудновоспитуемый хорошо знает, что от него требует взрослый, но не реагирует на требования, не воспринимает их вследствие способа их выражения. Устраняется смысловой барьер посредством изменения тона речи взрослого.

Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом классного, школьного коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей. А.С. Макаренко в этой связи подчеркивал: «Для нас мало просто исправить человека, мы должны его воспитать по-новому, то есть должны воспитать так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом общества, но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи»  [5, c. 13].

Перевоспитание трудных детей может быть успешно осуществлено лишь при наличии научного подхода к решению проблемы. Главное место отводится здесь индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемым. Исследователи справедливо указывают, что сущность индивидуального подхода состоит в том, что воспитатель имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает рядом индивидуально-психологических особенностей. Поэтому воспитательные меры, которые дают  положительные результаты по отношению к одному учащемуся, не могут обеспечивать ожидаемого эффекта по отношению к другому. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к перевоспитываемому, требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и поэтому давали бы максимальный эффект.

Исходя из этого, индивидуальную работу с трудными детьми условно можно разделить на три этапа:

  1. Глубокое изучение на научной основе личности трудновоспитуемого и составление его социально-психологической характеристики.
  2.  Разработка индивидуальной программы воспитательного  воздействия  на трудновоспитуемого, с учетом особенностей его личности.

3.  Непосредственное осуществление воспитательной работы, корректировка средств и методов воспитательного воздействия.

Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется специальная программа, включающая изучение широкого круга вопросов, среди которых особое внимание заслуживают следующие:

1. Общие данные о трудновоспитуемом: возраст, образование, место жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера, особенности развития моральных и волевых качеств.

2. Условия семейного воспитания; состав семьи; образование родителей; место работы и занимаемая должность; общественные поручения родителей по месту работы; отношение к успеваемости и поведению ученика; связь родителей со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей; особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия.

3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной деятельности, поведение в школе.

4. Отношение к трудовой деятельности: как проявляет себя в различных видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы выбора, устойчивость профессиональных интересов.

5. Общественная активность:какие общественные поручения имеет, как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.

6. Статус в классном коллективе: особенности общения с товарищами по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и на чем основывается их дружба.

7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается;  круг увлечений.

8. Прикреплен ли шеф к трудновоспитуемому;  кто он;  в чем заключается сущность проводимой им работы и ее эффективность.

Предложенная методика изучения личности трудновоспитуемого учащегося помогает классному руководителю, шефу и другим лицам, осуществляющим воспитательное воздействие, более глубоко разобраться в причинах отклонений в поведении каждого подопечного, найти наиболее эффективные средства воздействия на него, составить и осуществить программу индивидуального перевоспитания. Она позволяет, прежде всего, выделить положительные качества трудновоспитуемого, которые необходимо всячески развивать и стимулировать, нейтрализовать отрицательные черты и качества личности. Без оптимистической гипотезы о том, что в каждом подростке есть положительное, которое надо найти и умело использовать, невозможна целенаправленная работа по перевоспитанию. В.А. Сухомлинский категорически отрицал такой путь исправления, как выставление недостатков в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его. «Опыт... убедил, - писал он, - что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений... С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее» [5, c. 16].

В процессе перевоспитания ребенка следует ставить в такие условия, которые требовали бы от него проявления и закрепления положительных качеств личности. При этом, поддерживать малейшие положительные проявления в учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности, закрепляя веру ребенка в свои силы. Иначе, он может полностью отказаться даже от стремления стать лучше, решит, что ему все равно надеяться не на что. Приобщение к труду, учебе и другим видам коллективной деятельности, глубокое проникновение во внутренний мир каждого, воспитание человечности в отношениях с окружающими - все эти факторы способствуют формированию положительных качеств личности. Положительная ориентация стимулирует формирование устойчивого условного рефлекса. В таких случаях у ребенка появляется уверенность в своих силах, надежда, что и он сможет достичь определенных успехов в учебной, трудовой, общественной деятельности.

Изучение индивидуальных особенностей трудновоспитуемых учащихся способствует выбору наиболее оптимальных методов воздействия на каждого учащегося. Важно выявить мотивы поведения того или иного ребенка,  так как одни и те же действия, поступки могут быть порождены различными мотивами, поэтому и средства воздействия должны соответствовать этим мотивам. Например, упрямство одной ученицы будет происходить от избалованности ее в семье, чрезмерной изнеженности, упрямство другой – из-за того, что у нее тяжелая семейная обстановка. Методы и средства воздействия на этих учениц должны быть различны. Серьезное внимание необходимо уделять учащимся, изолированным от классного коллектива, которые не пользуются авторитетом среди товарищей, ни с кем не дружат или, наоборот, тем, которые являются в классе неформальными лидерами.

Пребывание трудновоспитуемого подростка в хорошем коллективе еще не означает, что этот коллектив положительно влияет на него. Здесь важное значение приобретают правильно организованные взаимоотношения трудных учеников с классным коллективом. Отсутствие контакта со сверстниками часто является причиной недисциплинированности, грубости, проявлений негативизма.

Каждый учащийся, как известно, стремится к самоутверждению, пытается занять желаемое место среди своих сверстников и товарищей. Однако, довольно часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь класс начинает к такому ученику плохо относиться. Поэтому важное значение приобретает организация правильных взаимоотношений среди учащихся. Важно найти такому ребенку достойное место в классном коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально использовать положительные качества личности. Задача педагога показать классу, что «отвергнутый» ими ученик имеет свои положительные качества, может добиться успехов в определенном виде деятельности и помочь ему проявить себя, завоевать уважение одноклассников. Если правильные взаимоотношения не налажены, могут возникнуть конфликтные ситуации, при которых учащийся, отвергнутый своими товарищами, ищет взаимопонимания и поддержки в неформальных группах вне школы, которые часто втягивают его в антиобщественную деятельность.

Обобщение педагогической практики показывает, что подавляющее большинство трудновоспитуемых учащихся еще недостаточно привлекается к общественной жизни школы и к спортивной работе, в результате чего интересы их перестают совпадать с интересами класса, а сосредотачиваются на интересах той неформальной группы с антиобщественным уклоном, в которую они попадают. Хроническое отставание по учебным предметам, неуспеваемость часто вызывают у детей ощущение своей неполноценности, в связи с чем, со школой у них связываются отрицательные эмоции. К сожалению, к отстающим и недисциплинированным учащимся применяются в основном дисциплинарные меры воздействия. Однако ограничения и запреты подавляют инициативу, зачастую затягивают формирование положительных качеств личности ребенка. Правильный учет положительных качеств личности трудных учащихся в организации учебно-воспитательной работы с ними, своевременная реакция на малейшее проявление сдвигов поведения в лучшую сторону, проявление заинтересованности к учебе, старательности - вот необходимые условия успешной индивидуальной работы с ними.  3.И. Калмыкова в этой связи не без основания указывает, что у учащихся, характеризующихся низкой степенью обучаемости, сформированы отрицательные качества мыслительной деятельности, проявляющиеся при выполнении самостоятельной работы [8, c. 25]. Поэтому с такими учащимися необходима специальная дополнительная работа не по усвоению программного материала, а по изменению качеств их мыслительной деятельности, подхода к процессу усвоения и использования знаний. Думается, что указанные требования применимы не только к отстающим и неуспевающим ученикам,  но и к так называемым «тормозным» детям, которые отличаются чрезмерной робостью, нерешительностью и стеснительностью. Воспитателям и родителям необходимо укреплять уверенность таких детей в своих силах. Они требуют по отношению к себе осторожности и мягкости. Их следует привлекать к несложной общественной работе, всячески подчеркивая и успехи, учить видеть не только преимущества других, но и свои достоинства, организовывать общение с другими детьми.

Специального индивидуального подхода требуют также учащиеся с психоневротическими отклонениями, которые часто становятся причиной труновоспитуемости. Невротические состояния могут проявляться как в чрезмерной заторможенности поведения ребенка (нерешительность, неуверенность, медлительность, подавленность и т.п.), так и в излишней расторможенности, преобладании реакций возбуждения (подвижность, раздражительность, суетливость, неумение надолго сосредоточиться, агрессивность по отношению к товарищам, неусидчивость и др.). Такие дети постоянно конфликтуют с учителями, родителями, и это еще более усугубляет их состояние. Они очень чутко реагируют на различные нюансы во взаимоотношениях со взрослыми, особенно нетерпимы к фальши. В основе воспитательного воздействия на таких подростков должны быть положены педагогическая выдержка, искренность и исключительная чуткость. В остальных случаях следует избегать стрессовых и конфликтных ситуаций.

Многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных групп трудновоспитуемых учащихся требует дифференциации средств и воздействия с учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей перевоспитуемых. Многое здесь зависит от мастерства социального работника, учителя, воспитателя. Авторитет социального работника, его принципиальность и требовательность, тактичность в отношении к внутреннему миру подростка, понимание, умение учитывать его точку зрения являются необходимым условием в работе с трудными детьми. Важно дать понять учащемуся, что его судьба небезразлична, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе специалиста по социальной работе. Они сначала сосуществуют с «отрицательными» учащимися, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального работника дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.

Список литературы:

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.: «Социальное здоровье России», 2013.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: 2012.
  3. Двойменный И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // Социологические исследования. 1994. № 8-9. С. 117.
  4. Прибылова Ю.О. Опыт работы психолого-медико-социального центра «Юго-запад» г. Москвы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. № 2. С. 65.
  5. Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних // Беспризорник. 2003. № 2. С.48.
  6. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2014.
  7. Смирнов С.В. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних: проблемы и пути их решения. Социальной обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2014.
  8. Технология социальной работы с детьми и подростками  / Под ред. В.Н. Келасьева. СПб. 2012. С. 125.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой ж...

статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"

Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества"

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности  развития детей в период новорожденности и младенчества"...

Социально-психологические особенности студенческого возраста

Статьтя выявляет особенности  студенческого возраста с точки зрения пчихологии и педагогики....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особ...

Подростковый возраст.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Подростковый возраст — стадия индивидуального развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет)...

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...