Школьная театральная педагогика и психология. Психодрама и дополнительное образование детей.
статья на тему

Лапичева Людмила Юрьевна

В буквальном переводе с греческого слово «психодрама» означает «действие души».  Именно о действии говорят слова:

«Я пытаюсь сделать их (людей) смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»

"Действовать целебнее, чем говорить"

Якоб Морено

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования.

Кафедра Психологии

Психодрама и театр в школьной театральной педагогике.

(Эссе-размышление)

Научный руководитель:

Алешин Виктор Николаевич

Автор работы:

Лапичева Людмила Юрьевна,

педагог дополнительного образования

ДД(Ю)Т Московского района

Санкт-Петербург

2015 год


В буквальном переводе с греческого слово «психодрама» означает «действие души».  Именно о действии говорят слова:

«Я пытаюсь сделать их (людей) смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»

"Действовать целебнее, чем говорить"

Якоб Морено

История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя Джекоба (Якоба) Леви Морено.

История его жизни загадочна и драматична. Возможно, что сама личность Морено требовала опоэтизирования реальных жизненных ситуаций потому, что его жизненный путь связан с бурной, социально-взрывоопасной ситуацией в Европе в начале XX века. Но, так или иначе, вся деятельность Морено связана с театром, и именно театр стал тем основным звеном в его профессиональной деятельности, на котором выстроена методика и теория психодрамы, как терапевтического метода.

Детство Морено окутано легендами. Легенда о рождении на судне, документально ничем не подтвержденная, рассказанная им самим, позволяет говорить о нем, как о человеке склонном  к розыгрышам и мистификациям; и подозревать в нем творческое начало.

Морено сам описывает свой первый опыт в психодраме. «Игра в Бога» с соседскими детьми закончилась переломом руки и неким понятием о «падения Богов», послужившим началом анализа жизненных ситуаций на основе театральной игры.

В 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии.  Вовлечение зрителей в театральное действие  вначале ХХ века использовалось и в русской театральной школе: праздничные шествия и массовые праздники молодой советской республики, театральные эксперименты А.Я Таирова («театр эмоционально-насыщенных форм»), Н.Н.Евреинова (его принцип «изображать не изображаемых, а изображающих»). Импровизацию на сцене ценил  и использовал ее Е.В.Вахтангов.

Я.Морено за все время своей деятельности приобретает опыт психологической работы с самыми незащищенными слоями населения: детьми, беженцами, заключенными, проститутками.

В студенческие годы Морено организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке. Дети в своей непосредственности и искренности, возможно, содействовали формированию его взгляда на ролевую игру, как форму детской игры.

Работа Морено с венскими проститутками (1913 год), возможно, заострила внутреннюю потребность в создании некоего театрального действа, когда страждущий герой (Протогонист) будучи в сложных жизненных обстоятельствах решает свои внутренние проблемы при помощи театрального взаимодействия в группе.

В 1915-16 годах Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. В 1937 году работает в женской колонии. Он продолжает работать  в  эпоху великой депрессии в 30-е годы, создает 1936 году в Биконе оздоровительный центр с театром, специально построенным для проведения психодрамы, издает журналы и проводит семинары. Так на основе театра создается психотерапия.

Потребность в мягких «неречевых», активно действующих терапевтических методиках в начале ХХ века очевидна и оправдана существующими потребностями общества.

"Основной целью психодрамы является

обретение таких качеств как спонтанность и креативность"

Якоб Морено

Психодрама похожа на театральную постановку, однако цели организации театрального пространства у спектакля и психрдрамы различны. Театр - это, в большинстве случаев, творчество актеров и режиссеров по заранее согласованному сценарию, с целью создания произведения искусства («культурный консерв» по терминологии Морено). Цели психодрамы – психотерапевтический эффект.

Методы театра и психодрамы тоже имеют определенные отличия. Спонтанность - основной метод психодрамы. В психодраме нет заранее запланированного сюжета – он возникает в ее процессе. Кроме того, во время психодраматического представления разыгрывается подлинный опыт человека, а сам человек является в представлении главным героем. Поэтому психодрама всегда реальнее, нежели написанная заранее пьеса.

Сцена, зрители; протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии, монолог, хор, зритель, реплика в сторону, дублирование, зеркало и другие возможности спонтанного театра, в отличие от театра академического, помогают понять и прочувствовать внутренний мир реального человека в реальном времени, здесь и сейчас. Это терапевтическая работа с людьми в их естественной обстановке.

В своей книге "Психодрама" Морено пишет о различиях психоанализа З.Фрейда и метода психодрамы, обращаясь непосредственно к самому Фрейду, по законам жанра психодрамы: "Пожалуй, я начну с того, на чем вы останавливаетесь. Вы позволили людям говорить, а я позволю им действовать. Ваши сеансы не выходят за приделы кабинета психотерапевта, я же работаю с людьми в естественной обстановке – в их семьях и общественном окружении".

Театр импровизации, созданный Морено в 1920-е годы вначале опирался на традиционный театр, с элементами импровизации. Идеи К. С. Станиславского и М. Чехова, методики работы над ролью и воспитание актера оказали особое влияние на мировоззрение Морено, способы его существования в мире и дальнейшей профессиональной деятельности. Как позднее он отмечал в своей «Автобиографии», непосредственное влияние на него и в плане театра импровизации, и в плане создания психодрамы оказала русская театральная школа.

Призыв К.С.Станиславского идти от себя к роли, “поднимаясь до нее”, ставя себя на место персонажей; аналогичен в  психодраме  проживанию вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть “вспомогательного "я"”

М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, ведущая роль при этом отводилась интуиции и “душевной технике” актера. Именно душевные переживания человека в роли Протогониста, зрителей, вспомогательного «я», режиссера обладают той самой чеховской спонтанностью, сиюминутностью переживаемого сюжета.

«Спонтанность — это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия»

Якоб Морено

Театр импровизации Морено, возникший из традиции рождественского мистериального театра, на начальном этапе предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно.

Таким образом, психодрама  Морено возникает не на пустом месте, а как использование технологий театральной деятельности  с целью решения психологических задач, связанных с современностью, с ее социальными драмами и экономическими проблемами. Это новый метод решения социальных проблем.

"Психодрама – это способ устранения дуализма между вымыслом и реальностью для восстановления изначальной целостности человека"

Якоб Морено

Так как любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Группа представляет собой открытую систему, живой, постоянно меняющийся организм. Участники психодрамы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Во многих вариантах работы рассказчик определяет участников действия и их роли, с использованием литературных текстов или их пересказов.

Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии, и для тренинга социальных навыков, что особенно важно для воспитательной работы в общеобразовательной школе. Этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется не только как тонкий инструмент психотерапии, но и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.

Психодрама синтетический метод, посредством которого ребенок может получать самый широкий спектр переживаний. Это своего рода ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для человека проблемами. А проблемы разного возраста, дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста – это проблемы современной молодежи, истоки которых необходимо искать в школьном возрасте, в своевременном развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого "Я" в "театре жизни".

Метод групповой терапии - психодрама - это средство прийти к самому себе. Использование этого метода в групповых занятиях в дополнительном образовании поможет решать социально значимые задачи и личностные проблемы на начальной фазе их появления.

Тренинги с использованием методов психодрамы для образовательных программ в дополнительном образовании создадут дополнительные условия для развития личности ребенка и  могут являться одним из методов школьной театральной педагогики.

Использованная литература:

  1. Алешин В.Н. Психодрама как инновационный метод обучения. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2009.

Использованные электронные ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Морено,_Якоб_Леви
  2. http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/psihodrama


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Использование методик гуманистической педагогики в системе дополнительного образования детей

Многочисленные реформы и инновации, которые проводятся сейчас в системе школьного образования пока не решили существенных проблем этой системы, а социально-культурная реальность ставит перед учителями...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»

. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...