КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
рабочая программа на тему

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В  РАЗВИТИИ         РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО   ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В  РАЗВИТИИ         РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО   ВОЗРАСТАСОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА        

1.1.Психолого - педагогические аспекты речевого развития детей          раннего возраста        

1.2. Закономерности развития речи детей младшего возраста        

1.3. Методика развития  речи детей раннего возраста с использованием картинок  в педагогической литературе        

ГЛАВА 2.        ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ        

2.1. Особенности  развития речи  детей младшей группы МГОУ д/с № 9…..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

Список литературы        


ВВЕДЕНИЕ

    Своевременное и полноценное овладение речью является первым  важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых дней после рождения ребенка; полноценное - значит   достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его  возможностей на каждой возрастной ступени.

       В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно.  Ранний  возраст  является уникальным, стратегически  важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития.                                                                                Ранний возраст – это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия    ребенка с окружающей средой, и особенно  интенсивно  это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать  и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно - действенного  и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.                                                                                Ранний возраст является  наиболее благоприятным периодом формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой  важный эта  с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная педагогическая деятельность по формированию речевых умений.                                                                                                        Дефицит  воспитания в раннем возрасте сопровождается невосполнимыми потерями. В этот период важен не  только год, но даже месяц, неделя, день. Отставание  в развитии детей раннего возраста  не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.                Развитие речи является важнейшей задачей. Так как  овладение речью перестраивает процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; способствует  совершенствованию всех видов деятельности, социализации ребенка.                                                                                                        Для того  чтобы овладеть речью  ( понимать и общаться) , ребенок должен , во –первых, находиться  в языковой среде – иметь возможность слышать окружающую речь и , во-вторых, овладеть способностями  воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные  смысловые единицы языка- слова. «Критическим»  периодом развития  речи ребенка  являются  первые три года жизни. К этому времени  он овладевает главными  грамматическими формами родного языка, накапливает  словарный запас.              Развитие  речи ребенка  идет по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие « активной», собственной речи как  способности говорить, т.е. импрессивной и экспрессивной речи.                                                Второй и третий годы жизни- периоды интенсивного развития всех сторон речи малыша. Индивидуальные  различия в овладении речь в этот период  довольно значительны.                                                                        Для  успешного развития, как понимания, так  и активной речи необходимо, чтобы взрослый общался с ним по различным поводам, побуждал вникать в смысл услышанного, учил  поддерживать речевой контакт. Важно, чтобы  речь взрослого была адресована каждому ребенку. Взрослый должен так строить свои отношения с малышом, чтобы у него возникало желание общаться. Стремление быть понятым, добиться выполнения своих желаний побуждает ребенка учиться  говорить  правильно.         При правильной организации обучения  родному языку  к  концу третьего  года ребенок охотно вступает в контакт со взрослыми  и сверстниками отвечает словом,  может  инициативно высказываться.                         Задача  детского сада  помочь детям  достичь реализовать возрастные возможности в освоении   родного языка – основы  воспитания, обучения и развития.                                                                                                        Методика  развития речи детей  первых трех лет  жизни является одним из существенных разделов  педагогики раннего детства.  В разработке этой методики принимали участие известные ученые и практические работники – педагоги, методисты: Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, М.И. Попова, В.В. Гербова и другие.

Объектом  нашего исследования является: процесс развития речи детей в раннем возрасте.

Предмет  исследования: педагогические условия развития речи детей раннего возраста с использованием  картинки.

Цель исследования: выявить  эффективные приемы развития речи детей раннего возраста с использованием картинки.

Задачи  исследования:

1.        Изучить  факторы, влияющие на развитие речи детей раннего возраста.

2.        Изучить закономерности  и выявить  особенности развития речи детей раннего возраста.

Методы исследования:  

1.Изучение и анализ  психолого- педагогической литературы.

2. Наблюдения за детьми с целью  изучения особенностей речевого развития.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1.1.Психолого - педагогические аспекты речевого развития детей          раннего возраста

             В изучении  проблемы развития речи детей раннего возраста принимали участие известные ученые и практические работники- педагоги, методисты: Е.И. Тихеева,  Н.М. Аксарина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, М.И. Попова и др.  

              В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные  сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:

наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);

индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);

высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;

восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое - ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий - как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

1) в это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

2) до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего - через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения [13].

Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно - ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "ребенок-предмет-взрослый" (вместо прежней "ребенок-взрослый").

В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности - предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, необходимо  отметить  ряд существенных моментов [25].

1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста, в отличие от более поздних возрастов, не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации, ничего, что могло бы ее изменить.

Это поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. В результате мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение. Сознавать для ребенка раннего возраста - еще не значит воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще недостаточно отдифференцировались друг от друга и действуют в сознании как нерасчлененное целое, подчиняясь восприятию, поскольку они в нем участвуют [25].

2. Ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии - узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) - мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены [25].

Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями.1 - его аффективный характер, его страстность.2 - когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития [7].

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного "Я". Оно появляется примерно к 3 годам. Ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок-взрослый ребенок начинает выделять собственное "Я".

К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее - элементарными формами игры и рисования) и речью [17].

К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов - их форму, величину и цвет, а сами предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом опыте.

Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета [13].

Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуковысотный слух развивается медленнее, поэтому нет особого смысла учить совсем маленького ребенка петь [13].

Преобладающие виды памяти - двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал. Память еще непроизвольна и никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий [26].

На пороге раннего детства у ребенка появляются действия, которые считаются проявлением мышления - использование связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). Сначала подобные догадки возникают тогда, когда связь уже готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно. Затем ребенок все шире использует такие связи и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения. Это происходит в процессе освоения орудийных и соотносящих действий. Переход от использования существующих или показанных взрослыми связей к их установлению - важный момент в развитии мышления в раннем детстве.

Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это - основной тип мышления в раннем детстве. Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план [12].

К концу 2-го года ребенок начинает более определенно усваивать изобразительную функцию рисования: ищет в собственных каракулях сходство с реальными объектами или графическими образцами, предлагаемыми взрослым. После 2 лет ребенок учится произвольно воспроизводить собственные изображения, а позже - образец взрослого. Развитие подражания идет не в направлении детализации при воспроизведении отдельных линий, а воссоздает структуру образца в целом [7].

К трем годам ребенок, узнавая себя в зеркале, проявляет некоторую обеспокоенность по поводу того, кто же реален - он сам или его изображение. В это время появляются игры перед зеркалом - гримасничанья, переодевания и т.д., что знаменует собой новый этап в самоидентификации - отождествление себя с разными изображениями и формирование представлений о себе настоящем [17].

И только в три года и позже все становится на свои места. Ребенок интересуется всеми возможными способами подтверждения реальности собственного "Я": он много рассматривает себя, производя "по своему хотению" разные действия пальцами, руками, ногами. В это время наблюдается даже выделение и психическое одушевление частей собственного тела; в игре ребенок познает свою волю над частями тела и самим собой. Дети могут играть с собственной тенью [7].

С развитием общения ребенок все сильнее вовлекается в систему социальных отношений и должен ориентироваться на те нормы поведения, которые приняты между людьми.

Уже в период от 1,5 года до 2 лет ребенок имеет представления о том, что игрушки и книжки должны быть целыми, одежда чистая и не мятая, не рваная и со всеми пуговицами, что самому надо быть умытым и причесанным, а в вещах поддерживать порядок. Одновременно дети усваивают элементарные нормы поведения в тех или иных ситуациях, обычно связанные с аккуратностью, сдерживанием агрессивности, послушанием. Эти представления и являются первыми нормами, которые ложатся в основу детского понимания, что правильно, что нет, что хорошо, а что плохо. Так ребенок осваивает первую ступень нравственного чувства. Понятно, что такое усвоение нравственных норм возможно только с помощью посредника-взрослого [16].

Таким образом, раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.

1.2. Закономерности развития речи детей младшего возраста

 

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов) [14].

Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:

предложение - наименование предмета типа назывного (дядя, папа);

предложение - обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);

предложение, выражаемое каким - либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. Г.М. Лямина описывает такой случай. Девочка (1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами "ма-ми..., мами..., мами!". И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: "Мами, игай!" (играй), "Мами, гиди!" (гляди) [7].

Второй период в овладении грамматикой - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия [18].

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту ("Репка", "Три медведя", "Курочка Ряба") [25].

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи - не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты - картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова [12].

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка - его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми.

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она - приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка с взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого [14].

Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

1.3. Методика развития  речи детей раннего возраста с использованием картинок  в педагогической литературе

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева [25]. Она писала, что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве преследует тронную цель:

1)                Упражнение способности к наблюдению;

2)                Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3)                Развитие языка ребенка.

Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.

Большая радость, которую доставляют ребенку, начинания со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятия у него проявляются уже начатки функций высшей формы – чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях – основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником для развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Содержание картин постепенно усложняется: Деям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два – три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений [28].

Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.

  1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.
  2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

3.  Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.

4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.

7.  Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8.  Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям [19].

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогически правил. Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали развитию в детях эстетического чувства.

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Помимо картин, назначенных для вывешивания на стене, дожжен быть подбор картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Воспитательницы, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами. Ради удобства пользования картинами надо основательно подумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в том случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, вывешиваемых на стене обусловлено запросами текущей педагогической работы. Требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться. Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную значительную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике [14].

В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Д. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что. Уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Рассматривание картин, как считает В.И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развития речи ребенка. Дети не умеют рассматривать картины. Не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в необходимой мере в его расширении. Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картин, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов – повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям [16].

Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривая картины и рассказывания по ней. Занятие должно быть не сложное для детей. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложения предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. Для начала, можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про свою картину. В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого путь дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия. Основным приемом обучения остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается под одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не пользоваться или заменяться литературным тестом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.


ГЛАВА 2.        ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

  1. Особенности  речи детей  младшей группы МДОУ д/с №9

Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 9 .В исследовании приняло участие младшая группа д/с (10 человек), Нами была изучена медицинская документация детей. Анамнестические сведения включили данные о здоровье родителей, наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников. Уточнили протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.), общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм). Особенно важны для нас были сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз. Уточнили состояния слуха, зрения, интеллекта.

Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностике речевого развития в этом возрасте следует уделять более пристальное внимание, чем на предыдущих этапах. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активным и пассивным словарями ребенка существовала тесная взаимосвязь, а каждое слово было наполнено определенным смыслом. Поэтому при диагностике речевого развития главное - учитывать гармоничность развития разных его аспектов. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста, предлагаемые А.Н. Гвоздевым:

выявление уровня восприятия речи взрослого,

выявление понимания речи взрослого,

выявление объема активного и пассивного словаря,

определение уровня активного словарного запаса детей,

выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной:

1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

2." Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого.

3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного словаря.

4. "Беседа по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Данные методики позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.

Для оценки успешности выполнения заданий нами использовалась балльная система. По сумме набранных баллов мы определили уровень импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а также уровень развития речи в целом.

По структурным компонентам языковой системы (наличие фразы, восприятие и понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи) нами были введены обозначения уровня речевого развития: высокий уровень, выше среднего уровень, средний уровень, низкий уровень, очень низкий уровень.

Импрессивная речь:

Высокий уровень - 17 - 19 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.

Выше среднего уровень - 14-16 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции при однократном повторении.

Средний уровень - 10-13 баллов: незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения, понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 50% заданий.

Низкий уровень - 6-9 баллов: ребенок не проявляет активности и инициативности при общении, отсутствие интереса к заданию, невнимателен, частичное понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 30% заданий.

Очень низкий уровень - 0 - 5 баллов: не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения, понимание речи носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов

Экспрессивная речь:

Высокий уровень - 27-30 баллов: развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, правильно употребляет простые грамматические формы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении.

Выше среднего уровень - 21-26 баллов: развернутая фразовая речь, аграмматизмы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении.

Средний уровень - 15 - 20 баллов: активная речь - простые предложения из 2-3 слов, правильно употребляет простые грамматические формы, неточное употребление глаголов, пропускает и заменяет предлоги; в активном словаре заметно преобладание существительных.

Низкий уровень - 7-14 баллов: простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий, грамматический строй речи не сформирован, ограничен активный словарь, ошибки в употреблении действий и признаков.

Очень низкий уровень - 0 - 6 баллов: фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями, словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

Уровень развития речи в целом: Высокий уровень - 44 - 49 баллов.

Выше среднего уровень - 35-43 баллов.

Средний уровень - 25-34 баллов

Низкий уровень - 13-24 баллов.

Очень низкий уровень 0-12 балла

Таким образом, нами с помощью комплекса методик была проведена оценка качественных и количественных показателей развития речи детей третьего года жизни.

В экспериментальной группе по результатам наблюдения, большинство детей приходит в группу уверенно, они внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Часть детей делает это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляет особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, Маша С., расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: "Ты меня любишь?". Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему.

В результате исследования уровня развития речи детей раннего возраста каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (см. табл.1,2).

Таблица 1.

Результаты анализа  развития речи детей раннего возраста

№ п/п

Ф.И. ребенка

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Сумма баллов

Уровень

развития

речи

№1 "Изучение понимания речи"

№2 " Найди игрушку"

Сумма баллов / Уровень

№3 "Кто это"

№4 "Беседа по картинке"

Сумма баллов / Уровень

1

Даша К.

10

6

16/В/с

10

18

28 /

В

44

Высокий

2

Маша С.

5

10

15/В/с

8

16

24 /

В/с

39

Выше

среднего

3

Егор С.

8

7

15/В/с

13

10

23 /

В/с

38

Выше

среднего

4

Артем Р.

5

6

11/С

8

14

22 /

В/с

33

Средний

5

Юля Р.

6

9

15/В/с

10

6

16 /

С

31

Средний

6

Вика Д.

6

10

16/ В/с

8

8

16 /

С

32

Средний

7

Данила К.

5

5

10 /С

13

12

25 /

В/с

35

Выше

 среднего

8

Вадим В.

8

8

16/В/с

13

10

23 /

В/с

39

Выше

среднего

9

Вероника П.

8

7

15/В/с

8

8

16 /

С

31

Средний

10

Алеша К.

6

6

12/С

8

14

22 /

В/с

33

Средний

Таблица 2.

 Показатели  уровня речи детей третьего года жизни, (%)

Уровень

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Общий уровень речи

Высокий

0%

10%

10%

Выше среднего

70%

60%

40%

Средний

30%

30%

50%

Низкий

0%

0%

0%

Очень низкий

0%

0%

0%

Таким  образом, изучение особенностей речи детей  экспериментальной группы  показало, что один ребенок (Даша К.)  имеет  высокий уровень  развития   понимания и   активной речи,  правильно выполняет  поручения и просьбы  взрослого, проявляет инициативу в  общении со взрослыми и детьми.   Речь Даши К. достаточно  понятна, девочка  правильно  и достаточно точно  в соответствии с ситуацией  общения  использует  слова и интонации. Четверо детей  показали  речевые умения выше среднего уровня,  их речь   соответствует общепринятым  возрастным показателям.  У  50% детей   выявлен средний  уровень развития речи.  Речь этих детей отличает  нечеткое  произношение  большинства согласных звуков, что делает ее недостаточно понятной в контекстной речи, когда они  строят самостоятельные высказывания без опоры  на  конкретную ситуацию. Дети этого уровня  затрудняются в  подборе соответствующих слов, особенно глаголов и прилагательных.  

В экспериментальной группе  не  выявлено детей с низким уровнем развития речи.  Это  позволяет в дальнейшем  строить  работу  по развитию речи детей  на более  сложном  материале.

Изучение   особенностей детской речи  подтвердило необходимость  работы над совершенствованием  произносительной, лексической и грамматической сторонами  речи детей.

Использование картин и картинок  позволяет решать разнообразные речевые  задачи.  В   дальнейшем  исследовании  нами  будут   продолжены поиски  эффективных приемов развития речи  младших дошкольников с использованием  картин и картинок.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с задачами исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния коммуникативного стиля педагоги на развитие речи детей раннего возраста, что позволило нам сделать следующие выводы.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.

Речь  маленького ребенка возникает  и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.

К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее - элементарными формами игры и рисования) и речью. Ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии - узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) - мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены .

Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуковысотный слух развивается

Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это - основной тип мышления в раннем детстве. Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план .

Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Он характеризуется интенсивным развитием  понимания и активной   речи, словаря ребенка  (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов к 3 годам может достигать 1500 слов).

Таким образом, раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.         

 Основными факторами  развития речи  детей раннего возраста являются обогащение чувственного опыта в правильном  сочетании его со словесным сопровождением, установление частого эмоционально - положительного, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми  и детей между собой; создание благоприятных  условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Для развития речи  широко используются картины и картинки. Они  раздвигают поле непосредственных наблюдений.

 Картины  вызывают у детей большой интерес, радостные эмоции, активизируют  работу мышления.   Занятиям  с картинками   принадлежит  в методике развития речи  детей первостепеннейшее  место. Свои  переживания ребенок охотно  претворяет в речь. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит.  Следовательно, картины  являются важным средством развития речи детей  младшего возраста.

Список литературы

  1. Аксарина Н. М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина .-М.:Изд. центр Академия,2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика  развития речи  и обучения родному языку дошкольников.- М.: Изд. центр Академия, 2000.
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.- Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2008.
  4. Борисенко М.Г.  и др. Учимся слушать и слышать.- СПб.: «Паритет», 2004.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.Чтобы чисто говорить, надо…- СПб.: «Паритет»,2005.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь  / Собр. соч.Т.2, - М. Просвещение:, 1982.
  7. Гербова В.В.Занятия по развитию речи  в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика -Синтез, 2008.
  8.  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду : программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Елецкая О.В. Вареница Е.Ю. День за днем  говорим и растем. М.: ТЦ Сфера,  2008.
  10.  Истоки: Базисная программа развития ребенка.- М.:  Издательский дом  «Карапуз , 2001.
  11.  Карпухина Н.А. Конспекты занятий  в первой младшей группе детского сада.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. ,  2008.
  12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.- М.: Просвещение,1973.
  13. Лямина Г.М.Развитие речи детей раннего возраста .- М.: Просвещение, 2005.
  14. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие  речи  и мышления.- М. Просвещение, 2008.
  15.  Павлова Л.Н. Пилюгина Э.Г. Волосова Е.Б. Раннее детство : познавательное развитие .- М. : ТЦ Сфера, 2002.
  16.  Печора К.Л. Развитие детей раннего  и дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера,2006
  17.  Программа воспитания и обучения детей в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой.- М. Мозаика-Синтез:, 2008.
  18. Развитие и обучение детей раннего возраста  в ДОУ /сост. Демина Е.С.-М.  ТЦ  Сфера ,2005.
  19. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина .- М.: Просвещение, 1984.
  20.  Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина .-М.: Изд. цент Академия,  2000.
  21.  Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. ТЦ Сфера, 2007.
  22. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей  2-3 лет. – М. ТЦ Сфера, 2007.
  23. Теплюк С.Н. ,Лямина Г. М. , Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду.- М.: Просвещение ,2005.
  24. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.-  М.:  ТЦ Сфера, 2005.
  25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).- М.: Просвещение, 1981.
  26. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  27. Шевцова Е.Е. Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от года до семи лет .- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  28. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года).- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»

АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...

Образовательная деятельность детей раннего возраста

Конспект занятий: "Лепка" группа раннего возраста.               "Ёжик"(лепка)Цель: Развивать у детей интерес к лепке. Совершенств...

"Использование фольклорных произведений с детьми раннего возраста"

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования....

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Информация об  опыте Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, ...

Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у белочки»

· Психологические особенности детей данного возраста: ситуативность поведения (для них важно то, что происходит именно в данную минуту), предметный фетишизм (потрогать, повертеть, полизать и...