Проектная работа
проект на тему

Братухина Елена Владимировна

Урок - исследование по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx82.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ГЕРОЙ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»                И СОВРЕМЕННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

Цель:  содействовать привлечению внимания людей к имени Пушкина и его произведению; узнать о том, как воспринимают главного героя романа «Евгений Онегин»современные читатели; доказать актуальность романа в современном обществе. 

Ход проекта

  1. Систематизировать информацию о главном герое романа А.С. Пушкина  «Евгений Онегин».
  2. Провести социологический опрос учащихся старших классов и их родителей.
  3. Провести сравнение черт характеров, поведения, нравов, отношения к любви, учебе, природе и искусству людей времени  Онегина и современного поколения.

                                               

                                                       Итоговый продукт:

 Материалы для исследовательской работы по теме

                                                      Введение.

Невозможно представить себе нашу жизнь без А.С. Пушкина. Прекрасно сказал Аполлон Григорьев о роли творчества поэта в русской литературе: «Пушкин - наше все».

Роман  в стихах  «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Трудно найти человека, не знающего этого произведения. Здесь читатель увидел все стороны русской жизни: « золотую молодежь» и дворянство, нравы и вкусы поколения 20-х годов XIX  век , их пристрастия и  занятия.  Роман  «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, где « отразился век и современный человек».

Произведение «Евгений Онегин» является достоянием русской литературы, которое известно далеко за пределами нашей страны. Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой культуры.

А.С. Пушкин и роман «Евгений Онегин»

Вот уже 200 лет наш национальный характер связывают с веселым, громким именем Пушкин! Именно он научил нас любви к Отечеству, родной истории.

Пушкин  отзывчив на любое явление русской жизни. Его творчество не только определило основные тенденции развития русского литературного языка и литературных жанров, но и стало поистине объединяющим для россиян всех сословий, национальностей, вероисповеданий.

Роман в стихах «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением, Именно в этом произведении Александр Сергеевич как « поэт действительности» встал в полный рост. Трудно найти  среди нас человека, не знающего этого произведения. В нашей повседневности вести индивидуальный диалог с Онегиным, цитируя отдельные строчки, а то и целые строфы.

Действие романа «Евгений Онегин» развивается в 1819-1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории Росси и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Черты характера главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты , типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди - более умны, чутки и благородные - испытывали  неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими- то странными, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных  страданий.

В романе читатель увидел все стороны русской жизни: петербургскую « золотую молодежь» и провинциальное дворянство, нравы и вкусы поколения 20-х годов XIX века, их пристрастия и занятия. «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, где « отразился век и современный человек».

История написания романа

Лишь немногие из тех, кто  знает историю его создания. Оказывается, она очень необычна (роман создавался около 7 лет) и содержит в себе много познавательных моментов...

Работу над своим романом в стихах Пушкин начал во время южной ссылки, в Кишиневе, в 1823г. Последняя, восьмая, глава произведения бы написана в Болдине в 1830 г. В своем окончательном виде роман вышел в свет в 1833 г. Лучшие годы жизни Пушкин отдал своему творению.

         

Хронология работы Пушкина над  «Евгением Онегиным»

                                               Часть первая.

I глава -   Кишинев.

II глава -   Одесса, 1824г.

III глава -  начата в Одессе, закончена в Михайловском.

                                                   Часть вторая.

IV глава - Михайловское, 1825г.

V глава - Михайловское, 1825-1826гг.

VI глава - Михайловское, 1826г.

                                                   Часть третья.

VII глава - с осени 1827 г. и до осени 1828 г., Москва и Петербург.
VIII глава - Москва, Павловск, 1829г., Болдино.

IX глава - Болдино.

Кроме того, Пушкиным были написаны в 1829 - 1830 гг. «Отрывки из путешествия Онегина». Тогда же начата десятая глава, в которой большое место занимает тема декабристов. Эту главу в 1830г. Пушкин сжег, и до нас дошли лишь отрывки из нее в зашифрованном виде.

«Евгений Онегин», таким образом, писался  7 лет, даже более - если учитывать поправки, которые Пушкин вносил в текст после 1830г. За это время многое менялось в России, в самом Пушкине. Все  эти перемены не могли не отразиться в тексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новой главой он все более становился похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю. Белинский недаром назвал роман «Евгений Онегин» «историческим».

Жанр романа и его смысл

В пору начала работы над романом, 4 ноября 1823г., Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах- Дьявольская разница»
В этих словах заключено не только указание на факт писания романа, но и косвенная характеристика его жанра. Пушкин особо подчеркивает, что его роман - в стихах, и значит, не похож на другие. Роман в стихах был для него, прежде всего, свободным романом – свободным по характеру повествованию, по композиции.
Но почему Пушкину так понадобился свободный роман? Это связанно с характером его замысла. «Евгений Онегин» с самого начала мыслился Пушкиным как широкая историческая картина, как поэтическое воссоздание эпохи.
Для такого романа – современно исторического – как раз и нужна была свободная композиция.

      Когда в 9 классе мы впервые открыли страницы романа на уроках литературы, главный герой показался далеким, он жил в другое время, в другую эпоху. Мысль о сравнении жизни главного героя с жизнью современников в тот момент не приходит в голову.

         Что значила любовь для людей того времени?
Евгений Онегин интересен еще и потому, что он «добрый приятель» автора, хотя автор признался :

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной

    Итак, главный герой романа – молодой дворянин Евгений Онегин. Мы видим его на первых страницах романа юными расстаемся с двадцатишестилетним  Евгением, познавшим горечь жизни. Его воспитание было типичным для дворянских детей того времени :

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…

     Отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере изменения сюжета. Онегин – эгоист. И симпатию, в первых главах романа, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить боль людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общество, которое чуждо ему.

       Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?

     Но по мере того как в душе Онегина происходят обновления, отношение к нему меняется. Крушение всех его надежд, его личное несчастье – справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.
    Свобода, творчество, любовь – три стихии духа, прекрасные в человеке. Все они могли бы быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем, его окружением, воспитанием. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества.  Это не вина, а беда его . Она не вольная, трагическая. Вина Онегина, есть вина света.  Евгений не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому.

           «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил , и не всякому открывался. Озлобленный ум есть признак высшей натуры… но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…» - писал об Онегине В.Г.Белинский.

      Общество, окружение всегда оказывали огромное влияние на формирование характера и личности человека. Оно может как возвысить человека, так и уничтожить его. Это происходила во времена Онегина и происходит сейчас.
        Проследим всю жизнь Онегина от юности до зрелости.  
Юный Евгений близок нам, понятно его желание блеснуть, выделиться в свете, побыстрее стать свободным. Удивительная перекличка времен! Разве мы не спешим чувствовать и не торопимся жить?

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,

    Посмотрите на молодых людей, «вырвавшихся» из школы. Светская жизнь, головокружительный успех у девушек, разные забавы…Но голос мудрого Пушкина предостерегает:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!

     «Уединенный кабинет» восемнадцатилетнего Евгения – предмет зависти молодых людей. Но здесь ни какого намека на труд интеллектуальный! Для обычного человека эта жизнь, возможно, и интересна. Но не таков наш герой, человек с «резким охлажденным умом» и «неповторимой странностью». «Однообразная и пестрая жизнь» ему наскучила. «Русская хандра им овладела.» Он пытается заняться полезным трудом, и его настигает первый удар судьбы, полученный им от недостатка воспитания:

Хотел писать- но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его.

    Евгений Онегин отправился в деревню к умирающему дяде. Та же скука преследует его.  Но в Онегине есть желание что-то изменить, провести  реформы в деревне :

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.

      Он отличается от Петушковых, Буяновых, с их разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Здесь он чужой, и этим не может не нравиться читателю.
Герой проходит испытание дружбой и любовью. И хотя Онегин и Ленский более «различны меж собой», чем «лед и пламень», они подружились. Споры молодых людей очень напоминают сегодняшние жаркие споры: о судьбе народа, о жизни и смерти, о прошлом и будущем. А.С.Пушкин пишет :

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло…

    Теперь совершенно по-другому выглядит и кабинет Онегина. Ему интересны книги, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно». Это уже не тот легкомысленный человек, который знает только «науку страсти нежной». Он пытается разобраться в себе и в своем «озлобленном уме».

      Нам тоже интересно знать, какие мы, все хотят на заре юности не пустого действия, а прославить себя и Отечество. «Мы все глядим в Наполеоны». Но есть и тревога.

              Нужны ли мы обществу? Не превратимся ли мы в «лишних» людей?
Трагедия Онегина , что он  убивает  приятеля на дуэли. Евгений оказался не «мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений». Сам он сражен этим. И здесь нет ему оправдания.
«Наука страсти нежной» тоже наказывает Евгения. Он проходит мимо настоящей любви. Он не готов был к семейной жизни из-за своей молодости, Онегин «не созрел» для серьезных поступков и чувств. Ведь и трагедия его возникает потому, что «рано чувства в нем остыли». Потому и берет его под защиту автор:

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?

Искренне жаль героя, который:

Дожив без цели, без трудов
до двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Лучше Пушкина не скажешь:

А счастье было так возможно,
Так близко!...

      Для Пушкина критерий ценностей человека заключается:

   во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной;

 во-вторых, в стремлении к творчеству;

 В-третьих, любовь – как красота духа, его высокое стремление.
Свобода, творчество, любовь – три стихии духа, прекрасные в человеке. Теперь сравним критерии ценностей нынешнего поколения с ценностями поколения Пушкина:

  1. Стремление к личной и общественной свободе наблюдается в «наше» время.
  2. Стремление к творчеству, поэзии также присутствует у нашего поколения.
  3. «Любви все возрасты покорны» - эта пословица знакома каждому, любовь – вечное чувство.

Мнение современных людей об Онегине
Социологический опрос

Опрос проводился среди 98 человек разного уровня образованности, распределенных по 2м возрастным группам:
1-я группа: учащиеся старших классов (57 чел.)
2-я группа: жители поселка в возрасте 25-60 лет (41 чел.)

     Цели опроса: обобщить и сделать более отчетливыми читательские позиции, выявить разногласие оценок и суждений, найти особенно волнующие людей вопросы, узнать отношения к героям и впечатления граждан от прочитанного.

  1. Знакомо ли вам произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

  1. Когда впервые познакомились с произведением?


  1. Сколько раз перечитывали?

  1. Знаете ли вы наизусть строчки из этого произведения?

 

  1. Ваше отношение к Онегину?

  1. Находите ли вы что-либо общее между вами и главным героем произведения? Если да, то что?

Ответившие на вопрос утвердительно говорили, что находят сходство в отношении к любви, к дружбе, природе, искусству, заметили, что в современном обществе так же, как и в обществе времен Онегина, распространены такие черты характера, как эгоизм, непостоянство, лицемерие.

  1.  Какие вопросы возникали у вас при чтении романа?

             При чтении романа людей интересует:

 Почему Онегин сразу не полюбил Татьяну?

 Полюбил ли Онегин Татьяну только за то, что она имела вес в высшем свете или в нем проснулась былая любовь?

Почему Татьяна все же любила Онегина? Ведь, она знала, что Евгений не любит ее по-настоящему.

Почему Онегин не отказался от дуэли с Ленским?

Что стало с Онегиным после встречи с Татьяной?

Что было бы с Ленским, если бы Евгений не убил бы его на дуэли?

    Как видно, эти вопросы разнообразны, но основное направление их лежит в области взаимоотношений героев друг с другом. Особенно настойчиво проявляется вопрос об изменении чувств Онегина к Татьяне :                «Почему он сначала отверг любовь Татьяны, а потом так страстно полюбил ее?»Его-то и можно сделать центральным вопросом проблемного анализа.

        Таким образом, исходя из результатов данного опроса, можно сделать вывод о том, что интерес к «Евгению Онегину» не затухает , а нарастает со временем. 100% опрошенных граждан утверждают, что так или иначе знакомы с произведением.
     Рост критического сознания учащихся выразился в колебании между различными оценками Онегина- Белинским, Достоевским, Писаревым. Однозначно, негативное отношение к главному героя романа сходит на нет. Большая часть опрошенных принимают сочувственную оценку Белинского. В этом сочувствии Онегину у 9 классников проявляется отчетливое сознание «меры вещей», и , как многие современники Пушкин, нынешние школьники видят в герое романа человека не исключительного, а обычного. В этом наверняка сказался опыт изучения «Героя нашего времени», где Печорин наделен поразительной незаурядностью, принципиально важной для Лермонтова: если даже такой человек, как Печорин, не может одолеть своей судьбы, стала быть причина, трагедии не в личной недостаточности героя, а в общественных условиях. Пушкин же дает, действительно, героя не исключительного по своим способностям и душевным свойствам, но характерного для умонастроения времени.  

Число учеников, согласных в определении характера Онегина с Достоевским- 40%.
Вот ответ одной из участниц опроса :
«Я, безусловно, согласна с мнением Достоевского, Онегин – человек не глупый, но его поверхностное образование, уклад жизни сделали его ненужным человеком. Он ничем не способен серьезно заниматься. Трудиться он не был приучен, ни что его не интересует. Чтобы как то скоротать время и развлечь себя, он обязан менять обстановку и занятия. Поэтому он  становиться скитальцем.»

Необходимые материалы:

  1. Белинский, В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи восьмая и девятая /В.Г. Белинский//Полн.собр.соч. - Т.VII. - М.,1955
  2. Бонди, С.М. О романе А.С. Пушкина над «Евгением Онегиным» и изменения в плане романа /С.М. Бонди. - М.: Детская литература, 1983. - 304с.: ил.
  3. Демин, Н.А. Изучение творчества А.С.Пушкина в VIII классе /Н.А. Демин. - М.:Просвещение,1971.
  4. Колосова, Н.В. Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, сказки, письма, критические статьи, написанные А.С.Пушкиным в селе Болдине осенью 1830г. /Н.В. Колосова. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1982.-429с.: ил.
  5. Коровина, В.Я. Литература:  9 кл. : учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений/В.Я. Коровина. - 11-е изд. - М.: Просвещение,2005. - 479. : ил.
  6. Коровина, В.Я. А.С. Пушкин : шк.энцикл. словарь / В.Я. Коровина, В.И. Корвоин. - М.: Просвещение, 1999. - 776с. : ил.
  7. Лебедев ,Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Ю.В, Лебедев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2001. - 320 с. :ил.
  8. Лихачев,Д.С. Русская Литература :кн. для учащихся 8 кл. / Д.С.Лихачев. - М. : Просвещение, 1984. - 304 с. : ил.
  9. Ревяко, Т.И. А.С.Пушкин в изложении для школьников : «Евгений Онегин» с приложением лучших сочинений / Т.И./Ревяко. - М. : Современный литератор, 2003. - 192 с.
  10. Лотман, Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий : пособие для учителя /Ю.М.Лотмана. - Л. : Просвещение, 1983. - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Растим патриотов России!"

Данная работа была выполнена как защита курсового проекта по повышению квалификации педагога. по воспитательной работе.В презентации использованы фотоматериалы автора...

презентация №1к проектной работе : «ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ»

Презентация часть первая к проектной работе "Лепка из глины"....

Проектная работа по теме: Проектная методика - педагогическая технология нового образования

Краткая телрия о проектной методике и подробный конспект конкурса основанного на данной методике....

Пример самостоятельной проектной работы студентов специальности 43.02.10 Туризм, 2 курса группы 316Т (Карлова Ольга и Рябова Александра) по МДК 07.01. Выполнение работ по профессии "Агент рекламный"

Пример самостоятельной проектной работы студентовпо МДК 07.01. «Выполнение работ по профессии «Агент рекламный» профессионального модуля ПМ.07. «ПМ.07 Выполнение работ по должн...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»

Проектная работа«Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»...

Проектная работа по английскому языку на тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» “Online translator as method of work with text in English language”

Проектная работапо английскому языкуна тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»“Online translator as method of work with text in English languag...