Проектная работа "Растим патриотов России!"
проект по теме

Данная работа была выполнена как защита курсового проекта по повышению квалификации педагога. по воспитательной работе.В презентации использованы фотоматериалы автора 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patrioticheskogo_vospitaniya_2009.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И ЖКХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 5

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ:

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

АВТОР ПРОЕКТА: Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель общественных дисциплин ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белгорода, высшая квалификационная категория

Белгород 2011


I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА

Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации “О Воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. №1133/14 – 12, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», программы «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 гг.» утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 358-пп.

Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Программа предполагает тесное взаимодействие учебного заведения с различными государственными структурами и общественными объединениями, Белгородско-Старооскольской епархией в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи.

В настоящее время любое учебное заведение наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, призвано выступать как устойчивый институт социализации личности, который должен противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении молодежи, способствовать формированию патриотизма и гражданской активности молодежи как через учебный процесс, так и посредством различных форм внеучебной деятельности.

Патриотическое воспитание должно представлять собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у молодежи патриотических качеств личности, чувства верности своему Отечеству, заботы о его интересах, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Важное место в патриотическом воспитании учащихся должны занимать события Великой Отечественной войны и те люди, которые завоевали Великую Победу. Это связано, прежде всего, с тем, что общество и подрастающее поколение обязаны ещё при жизни ветеранов войны воздать им дань уважения и благодарности за жизнь нынешних россиян.

В организации и проведении работы по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи важно учитывать и то, что Россия - это огромная многонациональная страна. Поэтому необходимо в стенах учебного заведения уделять особое внимание формированию у будущих специалистов национальной и религиозной толерантности. 

Для того чтобы достичь этих целей, необходима целенаправленная деятельность, ориентированная на непрерывную связь образования и воспитания, системный, комплексный подход, охватывающий все стороны формирования личности будущего специалиста.

Всё вышеизложенное доказывает необходимость разработки и реализации целевой программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Программа «Растим патриотов России» носит комплексный характер и рассчитана на 2011-2015 годы. Она включает в себя следующие компоненты: цели, задачи, основные направления, формы работы и систему мер по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.


II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  1. Создание необходимых научно-методических, организационных, информационных и других условий для совершенствования деятельности по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию учащихся направленному на гражданское становление личности, возрождение патриотизма и русской духовной культуры.
  2. Обеспечение систематической и целенаправленной деятельности по формированию у обучающейся молодежи патриотических качеств личности, чувства верности своему Отечеству, заботы о его интересах, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Воспитание патриота и гражданина своего Отечества предполагает решение следующих задач:

  • Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе.
  • Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.
  • Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.
  • Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.
  • Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями в г. Белгороде.
  • Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ., истории, училищного музея.
  • Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, формирования активной жизненной позиции.
  • Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе с учащимися с привлечением военнослужащих запаса, ветеранов войны и труда.
  • Установление тесных связей с учреждениями культуры г. Белгорода.
  • Сосредоточение работы в историко-краеведческом клубе «Истоки», в клубе «Патриот», в театральной студии.

III. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей личности гражданина-патриота.


IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Решению обозначенных в Программе целей и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

  1. Духовно-нравственное воспитание.
  2. Историческое воспитание.
  3. Политико-правовое воспитание.
  4. Патриотическое воспитание.
  5. Воспитание на воинских традициях.

V. РАБОЧИЙ ПЛАН

Сентябрь

Месячник безопасности жизнедеятельности учащихся

  1. Организация работы спортивных, туристических кружков на базе училища, дня здоровья (1-3 курс).
  2. Лекторий: «Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города» (1-3 курс).
  3. Уголок Памяти «Россия против террора» (проведение информационных классных часов).
  4. Посещение музея-выставки пожарной безопасности в государственном историко-краеведческом музее г. Белгорода.
  5. Беседа «Противопожарная безопасность». Встреча с представителем противопожарной службы. (1-3 курс).
  6. Лекции врачей-специалистов.
  7. Музейная гостиная «Гроза 12 года».

Октябрь

  1. Лекторий «Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту» (1-3 курс).
  2. Литературная гостиная «Стихи военных лет».
  3. Городской конкурс чтецов, посвященный 67-летию Победы в ВОВ.

Ноябрь

  1. Посещение краеведческого музея
  2. Совместное заседание клубов «Триумф» и «Истоки»

Декабрь

  1. Первоначальная постановка учащихся училища, достигших приписного возраста, на воинский учёт.
  2. Музейная гостиная «От Клина до Берлина».
  3. Неделя правовых знаний.

Январь – февраль

  1. Месячник оборонно-массовой работы Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.
  2. Слет «Вперед, мальчишки!».
  3. Конкурс рисунков «Дети об армии».
  4. «А ну-ка, парни».
  5. Фестиваль солдатской песни.
  6. Конкурс военного плаката.
  7. Участие в городском фестивале «Лира в солдатской шинели».

Март

  1. Конкурс исследовательских работ «Моя родословная как страничка истории моей страны»
  2. Подготовка мероприятий ко Дню Победы:
  3. Музыкально-литературная композиция о войне.
  4. Читательская конференция по книге Е. Велтистова «Прасковья».

Апрель

  1. Выпуск боевых листков о ветеранах Великой Отечественной войны нашего микрорайона.
  2. Выпуск тематических стенных газет ко Дню Победы.
  3. Экскурсия в морской музей школы №29 им. Д.Б. Мурачёва
  4. Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы.

Май

  1. Уроки мужества (все группы).
  2. Военно-полевые сборы.
  3. Музейная гостиная в клубе «Победители».
  4. Тематические выпуски стенгазет по Дням воинской славы.

VI. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Участие во Всероссийской викторине «Россия-родина моя».
  2. Общеучилищные мероприятия по тематике «Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России» (беседы, лекции, доклады).
  3. Месячник защитника Отечества.
  4. Кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике.
  5. Фестиваль военно-патриотической песни.
  6. Конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен.
  7. Конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику.
  8. Театральные постановки военно-патриотической направленности.
  9. Походы школьников по местам боевой и трудовой славы.
  10. Поисковая работа.
  11. Шефство над инвалидами и ветеранами войны своего микрорайона.
  12. Встречи с ветеранами войны и труда.
  13. Оформления  выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков.
  14. Организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков.
  15. Проведение спортивных игр.
  16. Дни памяти полководцев Жукова Г.К., Ватутина Н.Ф., Апанасенко И.Г.
  17. Участие в смотрах военно-патриотической работы.
  18. Соревнования по военно-прикладным видам спорта.
  19. Экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения.
  20. Встречи с воинами – выпускниками училища.
  21. Участие в интернет-конкурсах.
  22. Совместная работа клуба «Истоки» ПУ №5 с клубом «Триумф» государственного историко-краеведческого музея и клубом «Победители» музея–диорамы г. Белгорода.
  23. Связь с Советом ветеранов ВОВ г. Белгорода.

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Укрепление физического и психологического здоровья учащихся.
  2. Воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике.
  3. Воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честности, самостоятельности.
  4. Формирование личности учащегося, готового к защите Отечества.
  5. Участие в областных конференциях, семинарах, конкурсах научных работ и молодёжных проектов по гражданско-патриотической и правовой тематике;
  6. Обобщение и распространение лучшего опыта работы по гражданско-патриотическому становлению будущих специалистов, издание методических материалов в помощь кураторам академических групп;
  7. Укрепление и расширение сотрудничества с областными музеями, государственными структурами и общественными объединениями в граж-данско-патриотическом воспитании студенческой молодёжи.


XIII. СИСТЕМА ПАРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Морально - психологическая подготовка осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла.

Внеурочная работа:

  • кружки по предметам;
  • уроки мужества;
  • конкурсы сочинений на военно-патриотическую тему;
  • обсуждение книг, кинофильмов;
  • военно-шефская работа;
  1. Военно-техническая подготовка

Внеурочная работа:

кружки по предметам;

технические кружки и секции;

  1. Военно-физическая подготовка. Осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры.

Внеурочная работа:

  • сдача нормативов по ГО;
  • спортивные секции;
  • соревнования по военно-прикладным видам спорта;
  • спортивные лагеря;
  • военизированные походы, военно-спортивные праздники и вечера.

IX. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Функции управления:

  •  целеполагание – педагогический анализ;
  •  разработка моделей готовности к защите Отечества – координация;
  • переход к организационным задачам - контроль.

2. Состав и структура системы управления:

  • администрация;
  • ученический совет;
  • МО классных руководителей;
  • МО учителей-предметников;
  • ученическое самоуправление;
  • клуб «Истоки»;
  • клуб «Патриот»;
  • театральная студия.

3. Методическое обеспечение:

  • внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания;
  • организация методической учебы коллектива.

X. ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ

Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях.


XI. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ УЧИЛИЩА

Директор училища осуществляет:

  • общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
  • анализ состояния  патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными организациями, базовыми предприятиями;
  • выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей ОБЖ;
  • внутриучилищный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;
  • создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.

Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
  • обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;
  • заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно-воспитательного процесса;
  • осуществляет помощь в преподавании предмета ОБЖ в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора училища  необходимую для этого материальную базу;
  • обеспечивает межпредметные связи ОБЖ с общеобразовательными дисциплинами;
  • организует кружковую работу патриотической направленности;
  • руководит подготовкой и проведением военно-спортивных праздников, смотров, соревнований;
  • поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;
  • использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.

Классный руководитель

  • осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
  • планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данной группой, общественных организаций, родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
  • ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
  • корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования.

Преподаватели:

  • обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;
  •  систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.

XII. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

  •  Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”;
  •  Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе”.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы, 2011-2015 годы»
  • Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
  • Г.В.Средин, Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания”, 2003.
  • Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»

XIII ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева И.Н., Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга.
  2. Божович Л.И., Личность и её формирование в детском возрасте.
  3. Вестник военной информации – 2010-2011 год.
  4. Жуков И.М., Военно-патриотическое воспитание старшеклассников.
  5. Катуков А.М., Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению.
  6. Кулаков В.Ф., Военная психология и педагогика.
  7. Ларшин О.В., Эстетическое развитие и воспитание молодёжи.
  8. Иванова Л.П., На службе Отечеству, С-Пб., 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растим Патриотов России"-фотопрезентация

В фотопрезентации представлены материалы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в Кинельском государственном техникуме.В результате осуществления мероприятий программы по патриотическому...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Статья "Растим патриотов России"

   В настоящее время воспитанию патриотизма у российских граждан отведена роль важнейшего направления деятельности общества и государства. Цель его - развитие в российском обществе вы...

Патриоты России

Патриоти́зм  — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм пре...

"Растим патриотов России" (программа)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Ведь детство и юность самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.В последние го...

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНИН - ПАТРИОТ РОССИИ»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм &nda...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...