Проектная работа "Растим патриотов России!"
проект по теме

Панченкова Ирина Ивановна

Данная работа была выполнена как защита курсового проекта по повышению квалификации педагога. по воспитательной работе.В презентации использованы фотоматериалы автора 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patrioticheskogo_vospitaniya_2009.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И ЖКХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 5

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ:

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

АВТОР ПРОЕКТА: Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель общественных дисциплин ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белгорода, высшая квалификационная категория

Белгород 2011


I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА

Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации “О Воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. №1133/14 – 12, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», программы «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 гг.» утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 358-пп.

Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Программа предполагает тесное взаимодействие учебного заведения с различными государственными структурами и общественными объединениями, Белгородско-Старооскольской епархией в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи.

В настоящее время любое учебное заведение наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, призвано выступать как устойчивый институт социализации личности, который должен противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении молодежи, способствовать формированию патриотизма и гражданской активности молодежи как через учебный процесс, так и посредством различных форм внеучебной деятельности.

Патриотическое воспитание должно представлять собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у молодежи патриотических качеств личности, чувства верности своему Отечеству, заботы о его интересах, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Важное место в патриотическом воспитании учащихся должны занимать события Великой Отечественной войны и те люди, которые завоевали Великую Победу. Это связано, прежде всего, с тем, что общество и подрастающее поколение обязаны ещё при жизни ветеранов войны воздать им дань уважения и благодарности за жизнь нынешних россиян.

В организации и проведении работы по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи важно учитывать и то, что Россия - это огромная многонациональная страна. Поэтому необходимо в стенах учебного заведения уделять особое внимание формированию у будущих специалистов национальной и религиозной толерантности. 

Для того чтобы достичь этих целей, необходима целенаправленная деятельность, ориентированная на непрерывную связь образования и воспитания, системный, комплексный подход, охватывающий все стороны формирования личности будущего специалиста.

Всё вышеизложенное доказывает необходимость разработки и реализации целевой программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Программа «Растим патриотов России» носит комплексный характер и рассчитана на 2011-2015 годы. Она включает в себя следующие компоненты: цели, задачи, основные направления, формы работы и систему мер по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.


II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  1. Создание необходимых научно-методических, организационных, информационных и других условий для совершенствования деятельности по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию учащихся направленному на гражданское становление личности, возрождение патриотизма и русской духовной культуры.
  2. Обеспечение систематической и целенаправленной деятельности по формированию у обучающейся молодежи патриотических качеств личности, чувства верности своему Отечеству, заботы о его интересах, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Воспитание патриота и гражданина своего Отечества предполагает решение следующих задач:

  • Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе.
  • Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.
  • Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.
  • Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.
  • Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями в г. Белгороде.
  • Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ., истории, училищного музея.
  • Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, формирования активной жизненной позиции.
  • Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе с учащимися с привлечением военнослужащих запаса, ветеранов войны и труда.
  • Установление тесных связей с учреждениями культуры г. Белгорода.
  • Сосредоточение работы в историко-краеведческом клубе «Истоки», в клубе «Патриот», в театральной студии.

III. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей личности гражданина-патриота.


IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Решению обозначенных в Программе целей и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

  1. Духовно-нравственное воспитание.
  2. Историческое воспитание.
  3. Политико-правовое воспитание.
  4. Патриотическое воспитание.
  5. Воспитание на воинских традициях.

V. РАБОЧИЙ ПЛАН

Сентябрь

Месячник безопасности жизнедеятельности учащихся

  1. Организация работы спортивных, туристических кружков на базе училища, дня здоровья (1-3 курс).
  2. Лекторий: «Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города» (1-3 курс).
  3. Уголок Памяти «Россия против террора» (проведение информационных классных часов).
  4. Посещение музея-выставки пожарной безопасности в государственном историко-краеведческом музее г. Белгорода.
  5. Беседа «Противопожарная безопасность». Встреча с представителем противопожарной службы. (1-3 курс).
  6. Лекции врачей-специалистов.
  7. Музейная гостиная «Гроза 12 года».

Октябрь

  1. Лекторий «Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту» (1-3 курс).
  2. Литературная гостиная «Стихи военных лет».
  3. Городской конкурс чтецов, посвященный 67-летию Победы в ВОВ.

Ноябрь

  1. Посещение краеведческого музея
  2. Совместное заседание клубов «Триумф» и «Истоки»

Декабрь

  1. Первоначальная постановка учащихся училища, достигших приписного возраста, на воинский учёт.
  2. Музейная гостиная «От Клина до Берлина».
  3. Неделя правовых знаний.

Январь – февраль

  1. Месячник оборонно-массовой работы Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.
  2. Слет «Вперед, мальчишки!».
  3. Конкурс рисунков «Дети об армии».
  4. «А ну-ка, парни».
  5. Фестиваль солдатской песни.
  6. Конкурс военного плаката.
  7. Участие в городском фестивале «Лира в солдатской шинели».

Март

  1. Конкурс исследовательских работ «Моя родословная как страничка истории моей страны»
  2. Подготовка мероприятий ко Дню Победы:
  3. Музыкально-литературная композиция о войне.
  4. Читательская конференция по книге Е. Велтистова «Прасковья».

Апрель

  1. Выпуск боевых листков о ветеранах Великой Отечественной войны нашего микрорайона.
  2. Выпуск тематических стенных газет ко Дню Победы.
  3. Экскурсия в морской музей школы №29 им. Д.Б. Мурачёва
  4. Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы.

Май

  1. Уроки мужества (все группы).
  2. Военно-полевые сборы.
  3. Музейная гостиная в клубе «Победители».
  4. Тематические выпуски стенгазет по Дням воинской славы.

VI. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Участие во Всероссийской викторине «Россия-родина моя».
  2. Общеучилищные мероприятия по тематике «Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России» (беседы, лекции, доклады).
  3. Месячник защитника Отечества.
  4. Кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике.
  5. Фестиваль военно-патриотической песни.
  6. Конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен.
  7. Конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику.
  8. Театральные постановки военно-патриотической направленности.
  9. Походы школьников по местам боевой и трудовой славы.
  10. Поисковая работа.
  11. Шефство над инвалидами и ветеранами войны своего микрорайона.
  12. Встречи с ветеранами войны и труда.
  13. Оформления  выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков.
  14. Организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков.
  15. Проведение спортивных игр.
  16. Дни памяти полководцев Жукова Г.К., Ватутина Н.Ф., Апанасенко И.Г.
  17. Участие в смотрах военно-патриотической работы.
  18. Соревнования по военно-прикладным видам спорта.
  19. Экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения.
  20. Встречи с воинами – выпускниками училища.
  21. Участие в интернет-конкурсах.
  22. Совместная работа клуба «Истоки» ПУ №5 с клубом «Триумф» государственного историко-краеведческого музея и клубом «Победители» музея–диорамы г. Белгорода.
  23. Связь с Советом ветеранов ВОВ г. Белгорода.

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Укрепление физического и психологического здоровья учащихся.
  2. Воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике.
  3. Воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честности, самостоятельности.
  4. Формирование личности учащегося, готового к защите Отечества.
  5. Участие в областных конференциях, семинарах, конкурсах научных работ и молодёжных проектов по гражданско-патриотической и правовой тематике;
  6. Обобщение и распространение лучшего опыта работы по гражданско-патриотическому становлению будущих специалистов, издание методических материалов в помощь кураторам академических групп;
  7. Укрепление и расширение сотрудничества с областными музеями, государственными структурами и общественными объединениями в граж-данско-патриотическом воспитании студенческой молодёжи.


XIII. СИСТЕМА ПАРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Морально - психологическая подготовка осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла.

Внеурочная работа:

  • кружки по предметам;
  • уроки мужества;
  • конкурсы сочинений на военно-патриотическую тему;
  • обсуждение книг, кинофильмов;
  • военно-шефская работа;
  1. Военно-техническая подготовка

Внеурочная работа:

кружки по предметам;

технические кружки и секции;

  1. Военно-физическая подготовка. Осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры.

Внеурочная работа:

  • сдача нормативов по ГО;
  • спортивные секции;
  • соревнования по военно-прикладным видам спорта;
  • спортивные лагеря;
  • военизированные походы, военно-спортивные праздники и вечера.

IX. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Функции управления:

  •  целеполагание – педагогический анализ;
  •  разработка моделей готовности к защите Отечества – координация;
  • переход к организационным задачам - контроль.

2. Состав и структура системы управления:

  • администрация;
  • ученический совет;
  • МО классных руководителей;
  • МО учителей-предметников;
  • ученическое самоуправление;
  • клуб «Истоки»;
  • клуб «Патриот»;
  • театральная студия.

3. Методическое обеспечение:

  • внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания;
  • организация методической учебы коллектива.

X. ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ

Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях.


XI. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ УЧИЛИЩА

Директор училища осуществляет:

  • общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
  • анализ состояния  патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными организациями, базовыми предприятиями;
  • выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей ОБЖ;
  • внутриучилищный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;
  • создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.

Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
  • обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;
  • заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно-воспитательного процесса;
  • осуществляет помощь в преподавании предмета ОБЖ в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора училища  необходимую для этого материальную базу;
  • обеспечивает межпредметные связи ОБЖ с общеобразовательными дисциплинами;
  • организует кружковую работу патриотической направленности;
  • руководит подготовкой и проведением военно-спортивных праздников, смотров, соревнований;
  • поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;
  • использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.

Классный руководитель

  • осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
  • планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данной группой, общественных организаций, родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
  • ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
  • корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования.

Преподаватели:

  • обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;
  •  систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.

XII. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

  •  Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”;
  •  Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе”.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы, 2011-2015 годы»
  • Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
  • Г.В.Средин, Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания”, 2003.
  • Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»

XIII ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева И.Н., Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга.
  2. Божович Л.И., Личность и её формирование в детском возрасте.
  3. Вестник военной информации – 2010-2011 год.
  4. Жуков И.М., Военно-патриотическое воспитание старшеклассников.
  5. Катуков А.М., Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению.
  6. Кулаков В.Ф., Военная психология и педагогика.
  7. Ларшин О.В., Эстетическое развитие и воспитание молодёжи.
  8. Иванова Л.П., На службе Отечеству, С-Пб., 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растим Патриотов России"-фотопрезентация

В фотопрезентации представлены материалы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в Кинельском государственном техникуме.В результате осуществления мероприятий программы по патриотическому...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Статья "Растим патриотов России"

   В настоящее время воспитанию патриотизма у российских граждан отведена роль важнейшего направления деятельности общества и государства. Цель его - развитие в российском обществе вы...

Патриоты России

Патриоти́зм  — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм пре...

"Растим патриотов России" (программа)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Ведь детство и юность самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.В последние го...

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНИН - ПАТРИОТ РОССИИ»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм &nda...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...