способы эффективного запоминания английских слов
статья на тему

Перфильева Евгения Владимировна

Меня заинтересовала проблема памяти, так как она очень актуальна. На своих уроках часто вижу учеников со слабо развитой природной памятью, не способных запомнить информацию.Если спросить ученика, который учит английский язык, что ему меньше всего нравится в учебе, он, скорее всего, ответит: «Зубрить слова!» На самом деле, это процесс долгий и нудный, но ведь лексический запас в любом случае нужно накапливать.  При изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного запаса. Перед собой поставила цель - поиск эффективных способов развития памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие памяти для успешного запоминания английских слов.

Цель: поиск эффективных способов развития памяти

Для начала нужно разобраться, что же такое память…Каждый человек ежедневно бесчисленное множество раз обращается к ней. Но для улучшения ее мало что делает. Для поддержания физического здоровья мы делаем гимнастику, принимаем витамины, выполняем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело было здоровым и сильным. А что же мы делаем для поддержания нашей памяти в хорошей форме? Чаще всего ничего.  А потом обвиняем свою память, в плохой работе, а не себя в безразличном к ней отношении. Пробовали ли Вы найти с ней общий язык? Когда Вы в последний раз проявляли заботу о ней? И после этого вы обижаетесь на то, что память иногда, а может и довольно часто вас подводит. А ведь, чем чаще мы обращаемся к ней, чем чаще ее задействуем, тем лучше она работает (как и любой орган). Память надо постоянно тормошить и подбадривать. Ведь если ее оставить наедине с собой, она начнет постепенно угасать и атрофироваться, как при отсутствие физических нагрузок атрофируются, например, наши мышцы. И если не спохватиться вовремя, память окончательно станет дырявой. И поэтому развивать память надо с самого детства. Надо учить детей, как правильно запоминать, как увеличить объем запоминаемой информации, как  развивать свою память. К сожалению, в школах и вузах, где успешность учебы во многом определяется способностью запоминать, этому не обучают, а лишь ограничиваются репликами: У него хорошая память или у него плохая память. Учителя часто задают домашнее задание, где надо учить наизусть. Говорят это хорошо для памяти. Советуют учить стихи, но почему-то не учат, как это делать. А Вы слышали когда-нибудь подробные разъяснения? Наверное, нет,  этот пробел и надо восполнить, именно для этого и написана эта статья. Как процесс ненавистной детям зубрежки превратить в увлекательный и занимательный процесс запоминания. Ведь все равно вся зубрежка приводит к тому, что дети заучивают материал, а потом успешно его забывают.

Для избежания зубрежки нужно знать следующие законы:

Законярких впечатлений. Дело в том, что наша память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, и запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, - в этом случае память (мозг) с большей вероятностью и с меньшими усилиями усвоит ее.

Закон мотивации

Если у человека есть сильная мотивация к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение тоже происходит без всяких проблем. Какая же может быть мотивация у детей при изучении иностранного языка? Конечно же детям можно сказать, что иностранный язык обязательно пригодится им в их работе, когда она статут взрослыми, пригодится при путешествия, ведь сейчас весь мир говорит на английском языке. Но вряд ли это сработает, дети не думают, что будет когда-то там через 10-15 лет. Это взрослые понимают, что жизнь быстротечна и 10 лет – это очень мало. Для детей же эта цифра превращается в целую вечность. Обычно как человек понимает, что ему нужен английский язык: едет куда-нибудь отдыхать, зайдет в ресторан, не сможет себе там ничего заказать, не поймет, что ему говорит персонал в гостинице, будет чувствовать себя крайне неловко, упрекнет себя, что в школе английский плохо учил или не учил вовсе и только после этого возьмет учебник. Но зачем учить после, если это можно сделать до. Для школьников мотивацией мог бы служить звонок учителя на их мобильный телефон. Например, учитель звонит слабому ребенку раз в неделю, разговаривает с ним на протяжение 5-10 минут на ту тему, которую проходили с ним в классе. Когда ему конкретно позвонят, он не знает, поэтому лучше готовить каждую тему, может быть не досконально, но открыть учебник точно придется, чтобы хоть что-нибудь ответить учителю. Ваш ученик будет знать, что ему может позвонить учитель, и он будет учить лексику, которую проходили на уроке, у него будет мотивация. Хороши звонки по телефону и тем, что слабые дети стесняются отвечать при всем классе. На уроке ребенку порой, может быть, некомфортно выступать перед всем классом, он боится негативных реплик своих одноклассников, стесняется своего произношения или еще чего-нибудь, а здесь ему никто не мешает, никто не будет комментировать его речь. В такой обстановке и вся необходимая лексика всплывает в сознании очень быстро. И это действительно работает. Конечно же есть дети, которым это не надо, мы не будем их трогать. Но есть же и такие, которые очень хотят поговорить по-английски, но стесняются. Как ни странно, когда на уроке просишь детей говорить по-английски, они принижают свои достоинства и говорят, что не умеют, но когда звонишь по телефону, происходят какие-то чудеса, они вообще не говорят по-русски. Сначала дети немного волнуются, а потом привыкают и спокойно общаются.

Закон деятельности

Чем больше информация включена в деятельность, которую совершает человек, тем быстрее и прочнее она запоминается. Если на уроках английского языка почаще давать возможность детям смотреть мультфильмы на английском языке или небольшие художественные фильмы, то дети лучше будут усваивать все речевые обороты и большую часть лексики.

 А также попросите детей, чтобы они перевели все свои гаджеты: телефоны, I-phonы, планшеты на английский язык. Это делается очень просто, надо зайти в настройки и поменять языка с русского на английский. Ведь все меню детям хорошо знакомо, но теперь оно будет на английском. Пусть даже, когда они общаются в контакте, им будут писать письма, а на экране высвечивается: Mariaiswriting, уже будет действовать закон деятельности. Нужно сделать так, чтобы английский стал частью нашей жизни.

В интернете много сайтов, где можно посмотреть фильмы на английском языке с субтитрами. Пусть дети смотрят сначала те фильмы, которые им знакомы, привыкают к оригинальной английской речи. В контакте есть группа, которая так и называется «Фильмы на английском языке с субтитрами». Так же есть очень хороший сайт: ororo.tv. Это все будет крайне положительно влиять на овладение английским языком.

Также можно воспользоваться методом чтения Ильи Франка. Метод Ильи Франка дает возможность осваивающим английский язык читать на нем неадаптированную литературу без словаря, быстро привыкая к системе языка и набирая лексический запас. При ежедневном чтении таким методом можно в течение года научиться читать свободно. Запоминание слов и речевых оборотов происходит при этом не за счет зубрежки, а за счет постоянной повторяемости слов в тексте. Вы просто читаете книгу — и при этом учите язык. Как это выглядит: вы читаете предложение на английском языке, а затем дословный перевод того, что вы прочитали. I musthavesleptformorethanninehours (я, вероятно, проспал более девяти часов; to sleep) becausewhen I wokeup (потому что, когда я проснулся; to wakeup) itwasdaylight (было совсем светло; daylight — дневной свет; день, светлое время суток). Такие тексты дети могут читать как на уроке, так и дома.

Также очень эффективным приемом изучения английского языка являются песни. Конечно же в учебниках по английскому языку есть большое количество песен, но ведь для детей они выглядят искусственно, им совершенно неинтересно петь эти песни. Дети постоянно слышат английские песни по телевизору, радио, слушают их по интернету. Так давайте петь вместе с ними, на уроках вы поможете перевести эти песни, дети будут петь и понимать, о чем поют  и тем самым запоминать новые слова.

Закон настроек и установок

Очень важный, но мало кем используемый закон. Дело в том, что на запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо подготавливаться. Хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способен значительно улучшить качество запоминания.

Изучив литературу, пришла к выводу, что развитие памяти зависит от придумывания вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники. Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. 

 Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Необходимо научить запоминать новые слова так, чтобы между зрительным образом и словесным обозначением установились связи. Причем, чем нелепее и смешнее будет ассоциация, тем лучше мозг запомнит слово. Как создавать ассоциации?

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного в нем нет. Прежде всего, давайте условимся, что есть правила, которые нужно усвоить:

  • ассоциация должна быть интересна.
  • ассоциация должна быть необычна.

Рассмотрим некоторые примеры.

С учениками 7-го класса мы учили вместе слова по теме «Внешность», используя закон ярких ассоциаций. За 20 минут мы вместе выучили 17 слов. Словабыли: plump, ugly, scar, beard, moustache, frecklesит.д. Дети сами придумывали яркие ассоциации. Например, plump-пухлый. Т.е. пухлый человек рисует план. Ugly-уродливый, мы оглядываемся и видим уродливого человека.Scar – шрам, представляем себе команду СКА и они все в шрамах.Moustache – усы, мы представляем усатого человека, который делает массаж.  Действуя таким образом, можно связать между собой все что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними - тем лучше.

Чтобы лучше запоминать и дольше удерживать в памяти новые слова, хорошо составлять с этими словами примеры. Их использование будет помогать вам в нужный момент более полно воспроизводить информацию. Например,

Natashaismybest ____________Чтопропущено? Friend.

Igetupat 7 o’clockevery _______________day.

Idon’tgotoschoolon ______________Sunday.

Так запоминать слова более эффективно, чем вот так:

day – день,

Sunday–воскресенье,

Friend - друг

Используйте картинки

Пусть дети рисуют маленькие картинки, чтобы запомнить значение слова. Не умеют рисовать? Не страшно, так даже лучше. Наш мозг получает столько однообразной информации, что странная картинка – это своеобразный сюрприз, а сюрпризы мы всегда запоминаем.

Наш мозг лучше считывает визуальную информацию. Нарисуйте забавную картинку, иллюстрирующую значение слова, и вы запомните его значительно быстрее. С учениками 6-класса мы рисовали слова по теме «Food», задание было не выучить слова, а нарисовать к ним картинки и когда я начала спрашивать детей новую лексику, они все ответили, даже слабые ученики запомнили новые слова. На практике этот метод хорошо работает.

Я думаю, если детям рассказать об этих методиках, то процесс запоминания английских слов будет более увлекательным и интересным.

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов и ребенок усвоит их на лету

Успех кроется в том, чтобы заниматься и в академической среде, и за ее пределами.

Переносите английский и в реальную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство повышения эффективности обучения английскому языку

Игра помогает разнообразить процесс обучения, снять напряжение и повысить качество образования. Это особенно важно в начальной школе. Представляю свой опыт....

Методическое пособие для запоминания новых слов

В методическом пособии рассматриваются наиболее эффективные способы и приемы запоминания новых слов на английском языке....

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях обра...

Секреты запоминания английских слов

Буклет: Секреты запоминанияанглийских слов...

Заимствование слов в английском языке как способ пополнения словаря

В последние годы увеличился приток иностранных слов в русский язык, особенно из английского языка. Английские слова буквально повсюду. Включая радио, или телевизор мы слышим, например «Саммит дв...

Заимствование слов в английском языке как способ пополнения словаря

В последние годы увеличился приток иностранных слов в русский язык, особенно из английского языка. Английские слова буквально повсюду. Включая радио, или телевизор мы слышим, например «Сам...

Возможности интернет ресурсов для эффективного обучения английскому языку.

Апробированные источники информации, квесты, игры для успешного изучения английского языка для развитий умений аудирования, чтения. Грамматике и лексике....