Развитие личности обучающего средствами проектной технологии
материал по теме

Гатауллина Гульнара Ранисовна

С этой статьей выступала на собрании школьного методического объединения. В статье представлен опыт применения проектной технологии на уроках АЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности обучающего средствами проектной технологии

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.

Технология проектирования делает обучающихся активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития обучающихся. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.

Одним их эффективных методов работы с детьми является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.

Интеллектуальное развитие может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности обучающийся. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Кроме того, ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности ученики приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дети становятся интересны друг другу.

Проектная деятельность имеет следующие особенности:

  • проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
  • участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
  • проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных обучающимся.

Наиболее значимые результаты даёт метод проектов при изучении иностранных языков. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Я применяю методику проектного обучения для обобщений знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы или раздела.

Основными целями проектной методики на уроках английского языка - формирование системы знаний по изученной теме и умение применять их на практике; развитие самостоятельного мышления учащегося.  Так как проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает, что учащиеся будут выражать свое мнение на английском языке, то одной из задач проектной деятельности, является развитие коммуникативных умений.  Кроме этого учащимся необходимо самостоятельно найти и выбрать интересную информацию по теме проекта, а также интересно и структурировано защитить   проект, поэтому задачи по   развитию информационных   и учебных умений также являются важнейшими.

        Используя метод проектов на уроках важно учитывать следующие требования:

       1)   наличие   значимой   в   исследовательском, творческом   плане

проблемы, требующей исследовательского поиска для ее   решения;

       2)    практическая, теоретическая    значимость     предполагаемых результатов;

       3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

       4)      структурирование содержательной части проекта (с   указанием

поэтапных результатов и распределением ролей);

       5)    использование    исследовательских     методов: определение проблемы; выдвижение   гипотезы их   решения; оформление   конечных результатов.  

В соответствии с признаком доминирующего выделяются следующие типы проектов:

1.  Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования   актуальности   предмета   исследования    для    всех   участников, обозначения   источников   информации, продуманных   методов, результатов.  

2.  Творческие.

Творческие   проекты    предполагают    соответствующее    оформление результатов.   Они, как   правило, не   имеют   детально   проработанной структуры совместной деятельности участников.   Она   только   намечается и далее развивается, подчиняясь     интересам    участников    проекта.    

3.  Ролево-игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остается   открытой   до   окончания   проекта.   Участники   принимают    на    себя определенные роли, обусловленные   характером   и   содержанием   проекта, особенностью решаемой проблемы.

4.  Информационные.

Этот   тип проектов изначально направлен на сбор информации   о

каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта   с   этой информацией, ее   анализ   и   обобщение   фактов, предназначенных   для широкой аудитории.  Такие проекты требуют   хорошо   продуманной   структуры, возможности    систематической   корректировки по ходу работы над проектом.

5.  Межпредметные проекты.

Это   могут   быть   небольшие   проекты, затрагивающие   два-три предмета, а также достаточно  объемные,  продолжительные,   общешкольные,    планирующие   решить   ту   или   иную   достаточно   сложную    проблему,  значимую  для  всех  участников  проекта.

Такие проекты требуют очень   квалифицированной   координации   со стороны   специалистов, слаженной   работы   многих   творческих    групп, имеющих    четко    определенные    исследовательские    задания, хорошо  проработанные  формы  промежуточных  и  итоговых  презентаций.

В реальной практике   мы с учащимися    работаем над информационными проектами, в которых они собирают информацию по данной проблеме, теме и с помощью различных презентаций защищают свой проект.

Работа над любым проектом, в частности над информационным делится на несколько этапов.

 I этап.  Подготовка к проекту.

Сначала я продумываю систему коммуникативных упражнений, которые помогут обеспечить развитие речевого уровня учащихся. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов и защищать свой проект. Я определяю несколько ситуаций, позволяющих   выявить    одну    или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Это происходит на первых уроках изучения определенной темы, поэтому у участников проекта есть 3, 4 недели, чтобы подготовить проект.

Организация участников проекта.

Затем формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение.

Корректировка проекта.

Учитель и учащиеся просматривают выбранные материал, перестраивают его, делают акценты на наиболее интересной и необходимой информации. Также учитель помогает правильно организовать мысли учащихся.

Презентация проекта.

Затем происходит защита проектной работы. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж.  У нас учащийся, как правило, демонстрирует свою презентацию, при этом высказывает свою точку зрения по определенной проблеме, аргументирует ее, отвечает на вопросы.

Подведение итогов проектной работы.

Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, могу использовать различные способы поощрения учащихся. Я, конечно, ставлю им дополнительные оценки.

Начало проектной деятельности школьников на уроках обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. В этом году с 3-классниками мы работали над проектом, который назывался «Мой дом - моя крепость», учащиеся составляли рассказ о своей семье. Каждый ребенок заранее приготовил наглядные пособия, рисунки, некоторые принесли фотографии своей семьи, которые помогли им рассказать о своем доме, и семье. Конечно, из-за того, что они изучают язык не очень долго, истории было небольшими, но думаю, что это неплохое начало проектной деятельности.

Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.  Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.

Список литературы:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность обучающийсяов: пособие для педагогов дошкольных учреждений (текст). Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей (текст). Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.

Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – Изд.3-е. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 244 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»

Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмыслен...

Презентация "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

презентация к выступлению "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключев...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

Реализация проекта «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального образования как условие становления компетентной личности обучающихся»

Практика по формированию и развитию речевой среды на уровне начального общего образования МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» освещает какими средствами достигается поставленная цель. Это преподавание ...

Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»

Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...