Методы работы с первоисточниками на уроках истории цикла ОГСЭ.
статья на тему

Белова Мария Владимировна

в данной статье рассматриваются методы преподавания истории цикла ОГСЭ, связанные с работай, основанной на первоисточниках, а так же связь общеучебных навыков и профессиональных компетенций на занятиях по общепрорфессиональным дисциплинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы с первоисточниками на уроках истории цикла ОГСЭ.

В преподавании такой учебной дисциплины, как история, невозможно обойтись без использования исторических первоисточников. Применение их на уроках помогает студентам не только лучше прочувствовать «дух времени» и особенности изучаемого исторического события, но и получить определенные практические навыки работы с различной информацией.

Отвечая на вопрос для чего нужна такая деятельность,  мы можем сказать, что она создает условия для самостоятельного освоения учащимися и предметных знаний, и общеучебных навыков, что соответствует требованиям ФГОС, согласно которым основной упор в преподавании учебных дисциплин должен делаться на организацию практической и самостоятельной работы студентов как на уроке, так и во внеаудиторной деятельности.

И так, с помощью каких же методических приемов можно добиться эффективной работы учащихся с первоисточниками? Прежде чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, преподаватель должен обратить внимание на необходимость определения конкретных задач урока, для которых будет использоваться информация источника: подтвердить определенную точку зрения по вопросу или самостоятельно определить тему, выявить проблему, выдвинуть и обосновать собственное предположение и т.д.

Кроме того, мы должны исходить из возможностей использования разнообразных источников: от официальных документов и до фотографий и видеофильмов, иллюстрирующих изучаемое историческое событие, выбирая те, которые помогут наиболее ярко проиллюстрировать изучаемую тему. Так как мы должны стремиться  к развитию способности студентов самостоятельно добиваться высоких образовательных результатов, то работа с первоисточниками является одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели. Студенты получают историческую информацию не по готовому тексту, написанному автором учебника, а самостоятельно, становясь «первооткрывателями» на своем уровне.

        Если исходить из того, что наша главная задача – не столько  научить, сколько дать возможность студенту учиться самому, то для предоставления ему такой возможности, преподаватель должен продумать компоновку и очередность использования информации исторических источников, т.е. выбрать способ её подачи:

  • Определенная последовательность информации;
  • Сочетание текста с иллюстративным материалом;
  • Разделение информации на несколько блоков;
  • Объединение различных текстов и их фрагментов по теме.

Приведем пример фрагмента практического занятия на тему: «Анализ исторических карт и документов по внешней политике СССР к началу 1980-х гг.».

  1. Проанализируйте выдержки из документа «Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». Выделите принципы, на которых станы Европы обещали строить взаимоотношения. Запишите их в опросный лист.  

Предполагаемый ответ студентов: знакомятся с историческим документом, выделяют главные направления и записывают их в опросный лист.

  1. Как вы думаете, почему этот исторический документ считается кульминацией периода разрядки? Вставьте пропущенные слова и получите вывод.

Приходят к выводу о том, что данный акт стал основой для нового уровня взаимоотношений между сверхдержавами, свел к минимуму опасность перехода «холодной войны» к реальным боевым действиям. Выбирают из предложенных вариантов правильный.

  1. Определяется задача использования фрагментов текстов: выделение принципов, на которых станы Европы обещали строить взаимоотношения. Подбирается текст исторического источника для изучения: в данном случае - это «Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». (Приложение 1).
  2. Составляются задания к тексту:
  1. Прочитайте предложенный исторический документ
  2.  Выделите главные направления, предложенные в документе
  3. Сделайте вывод по документу.

В ходе последовательного выполнения перечисленных заданий, студенты самостоятельно приходят к выводу о том, что данный акт стал основой для нового уровня взаимоотношений между сверхдержавами, свел к минимуму опасность перехода «холодной войны» к реальным боевым действиям.

Таким образом, исторический источник становится для студентов не только, объектом исследования, но и помогает им сделать собственное учебное «открытие».

Приведем еще пример работы с источником. Студенты получают задание:

Рассмотрите отрывок из статьи Г. Елисеева «Остров Даманский». Выберите из документа исторические сведения и  расставьте их в хронологическом порядке.

Предполагаемый ответ студентов: знакомятся с историческим документом, анализируют документ, выстраивают хронологический порядок событий.

Задача работы с данным историческим документом – это знакомство с новыми, ранее неизвестными студентам, историческими фактами о военных действиях на советско-китайской границе. В работе с данным документом студенты не только получают новую историческую информацию, но и учатся анализировать документ и выявлять последовательность исторических событий.

Таким образом, мы убедились в том, что продемонстрированные методические приемы работы с текстом исторического источника помогают получить  определенную пользу:

  • Качественно усвоить знания;
  • Получить опыт применения навыков и знаний работы с исторической информацией;
  • Овладеть «эффективным чтением».

Эти навыки помогут студентам не только на уроках истории, но и на других учебных дисциплинах, т.к. работа с различными документами используется во многих дисциплинах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В качестве консультации при работе с документами на уроках истории дана памятка...

Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах

Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...

Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах

Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...

Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы

В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....

Критерии оценивания методов обучения и воспитания на уроках истории и обществознания.

Соответственно порядку аттестации кадров в приложении к экспертному заключению при аттестации на высшую категорию учитель на уроке должен продемонстрировать свои знания и умения в области методов обуч...

Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...