Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах
статья по теме

Былинская Елена Алексеевна

Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .

Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся самоятоятельно ищут ответы на поставленные задания, так и репродуктивный метод работы с тектсами, где учащиеся ищут ответы на вопросы в самом тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstami.doc65.5 КБ
Office presentation icon rabota_s_tekstami.ppt914 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстами
на уроках
истории и обществознания.

учитель: Былинская Е.А.

Письменные исторические источники:

Изучение истории и обществознания тесно связано с использованием различного документального материала – основного источника наших знаний о прошлом.

  • Фрагменты документов;
  • Летописи;
  • Биографии личностей;
  • Литературные источники – сказки, мифы, легенды, предания;
  • Научные тексты.
  • Обладая силой яркой доказательности, источники привлекают внимание учащихся к изучаемому материалу, активизируют восприятие и организуют их мышление.
  •  Способствуют развитию познавательных интересов, первоначальных приемов самостоятельного анализа исторического текста.
  • Обладая силой яркой доказательности, источники привлекают внимание учащихся к изучаемому материалу, активизируют восприятие и организуют их мышление.
  •  Способствуют развитию познавательных интересов, первоначальных приемов самостоятельного анализа исторического текста.
  • Знакомя учеников с историческими документами и привлекая их к посильному разбору самого источника, учитель постепенно прививает учащимся навыки самостоятельной творческой работы с документом, умение не только разбираться в приводимых фактах, но и сделать обобщения.
  •  Ценность такой познавательной работы с документом очевидна.

Приемы работы с текстами очень многообразны, зависят от целевой установки, изучаемой темы урока.

         Это может быть работа:

  •  С биографиями исторических личностей;
  • С историческими датами;
  • С историческими событиями, фактами;
  • С мемуарами очевидцев событий.

Рекомендации для учеников при работе с текстами.

Памятка: как работать с книгой.

  1. Понимать, как построена книга;

  2. Отобрать важное, основное;

  3. Ведение записей (зависит от особенностей мышления, запоминания).

  • План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части)

Процесс составления плана:

        1. Чтение;

        2. Деление на части;

        3. Краткое наименование каждой части.

  • Простой план – выделение и наименование главных частей.

 В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

  • Ценность плана заключается в том, что он:

-  позволяет проследить за ходом мыслей автора;

-  помогает вырабатывать умение сжато записывать;

- последовательно излагать свои мысли;

- помогает быстро восстановить в памяти прочитанное.

Научные тезисы :

  • Прочитать;
  • Продумать основные идеи;
  • Изложить их в виде последовательных пунктов.

        Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умению доказывать.

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода;

2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать;

3. Определи вывод, который будешь доказывать;

4. Определи источники, какими будешь пользоваться при аргументации своих выводов;

5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их;

6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом;

7. Все ли аргументы исчерпаны?

Памятка – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений.

1) Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения;

2) Определи черты сходства и различия;

3) Если возможно, выдели этапы в явления, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений;

4) Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения;

5) Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу.

Линии сравнения

Общее

Различное

План описания жизни и деятельности исторической личности.

  • Годы жизни или(и) правления;
  • Этапы жизни и деятельности

        (краткая биография);

  • Основные действия, взгляды, решаемые проблемы;
  • Предшественники и последователи

        (что показывает сходство и различие нескольких исторических героев);

  • Историческое значение данной личности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.Прочитайте отрывок из летописи и укажите, в каком году произошло указанное в летописи событие.

«Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них… и отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река».

  1. 1380 г.
  2. 1425 г.
  3. 1480 г.
  4. 1514 г. 

2.Укажите имя выдающегося деятеля Русской православной церкви, о котором идет речь.

Родился в семье ростовского боярина. После разорения отца в результате похода Ивана Калиты постригся в монахи. Основал Троице-Сергиев монастырь, стал его игуменом. Монастырь вскоре превратился в один из главных центров русского православия и культуры. Духовный наставник московского князя Дмитрия и его сыновей. После смерти был причислен к лику святых.

  1. Иосиф Волоцкий
  2. Сергий Радонежский
  3. Нил Сорский
  4. Митрополит Иона

3. Задание

  • Прочтите текст, отрывок из работы современного ученого;
  • Объясните, как ученые доказали, что потоп действительно был;
  • Предположите, что археологи обозначают понятием «культурный слой» .

«Потоп» действительно был.

Миф о всемирном потопе рассказывает о наводнении, которое действительно произошло. Это доказал английский археолог Леонард Вулли, раскапывавший город Ур на юге Междуречья. Под богатыми царскими погребениями начала III тысячелетия до н.э. он обнаружил слой ила без культурных остатков, т.е. без следов жизни и деятельности человека, а под ним слой с фрагментами керамики, т.е. со следами жизни людей. «Чистый» слой и есть след наводнения – «потопа». Наводнение не было всемирным, оно затопило только Южное Междуречье.

4.Задание:

  • Прочтите текст, отрывок из истории древней Греции, составленной в наши дни;
  • Расскажите, как представляли «мир Богов» древние греки?
  • Назовите, какие три поколения Богов согласно древнегреческим мифам, сменяя друг друга, правили миром?

Боги древних греков.

        По представлениям древних греков, в их прекрасной стране обитали прекрасные человекоподобные Боги. Они считали, что существовало три поколения богов. Сначала из вечного Хаоса произошла Земля-Гея и Небо-Уран – прародители всех остальных Богов. Затем хозяевами мира стали их дети – огромные титаны, боги изначально диких сил природы. У титанов отняли власть младшие боги-олимпийцы, которые принесли в мир порядок и закон. Прозвище свое они получили от горы Олимп. На вершине Олимпа, в заоблачных высях, стоят их золотистые дворцы. Беспечно пируют в них прекрасные, могучие боги, не знающие старости и смерти.

5. Задание:

Человек – личность

А теперь история твоей сверстницы – обыкновенной девочки Даши. Когда открылась секция по конному спорту, Даша в числе первых записалась туда. Она мечтала стать хорошей наездницей, а потому не пропускала ни одного занятия, усердно ухаживала за своим любимчиком - конем Ветерком. На одном из занятий, когда Даша сидела в седле, что-то напугало Ветерка, и он сбросил девочку. С тех пор она боялась подойди близко к коню, одноклассники смеялись, обзывали ее трусихой. Тогда Даша решила избавиться от страха. Она собрала силу воли в кулак, взяла кусок сахара, кормила им каждый раз Ветерка, когда гуляла с ним, придерживая за поводок. А однажды, преодолев свой страх, села на коня. С тех пор она не боится Ветерка, а на скачках иногда даже обгоняет своих одноклассников.

Запишите как можно больше продолжений фразы:

«Сильная личность – это… »

Выводы:

Тексты позволяют:

  • Освоить эффективнее и быстрее материал;
  • Развить навыки аналитического подхода к историческим фактам и реалиям;
  • Систематизировать и обобщить изученное;
  • Сформулировать выводы;
  • Методические тексты с ошибками заставляют более внимательно читать первоисточник или научный материал;
  • Отрывки из текстов пробуждают желание прочесть весь документ или первоисточник;
  • Тексты на сопоставление – развивают мнестические способности;
  • Различные тексты дают возможность от субъективной оценки событий формировать объективную оценку истории.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Сборник дидактических материалов (внеклассные мероприятия, игры на уроках истории и обществознания)

Сборник может быть полезен преподавателям истории и обществознания при проведении внеклассных мероприятий. Подобраны методические приёмы для  активизации интереса обучающихся к изучению истории и...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Психолого – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания. (Из опыта работы Генкиной Т.Б.)

В данной статье раскрываются основные принципы и способы психолога-педагогического сопровождения личностно - ориентированного урока истории и обществознания. Автор опирается на конкретные примеры из л...

Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах

Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...

Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)

Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...

Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...