Рабочая программа по литературе для СПО.
рабочая программа на тему

Бубенин Анатолий Олегович

Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального государственного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.literatura_spo.docx89.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПБ ГБ ПОУ «ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                 

                                                   

Рассмотрено и согласовано:                          Утверждаю:

на заседании                                                    Председатель Педагогического Совета

методической комиссии                                 СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»,                                        

гуманитарных дисциплин                              Директор Г.Н. Красновская

Протокол №   от __________2014                  ___________________________                                                        

Председатель МК                                            

_______________ Любавина Т.И.                 «_______» _______________ 201                                                              

                                                                                 

                                                                 

                                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                          для учащихся I и II курса обучения

                                                                   

                                                               по дисциплине «Литература»

                                                                         I курс-  

                                                                       II курс-  

                 

                        Разработал:

              преподаватель  А.О.Бубенин

Санкт- Петербург 2014г.                                                                                                                                       

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО):

1. 43.01.02 – Парикмахер

2. 29.01.29 – Мастер столярного и мебельного производства

3. 15.01.05 – Сварщик

4. 15.01.25 – Станочник

5. 29.01.05 – Закройщик

6. 18.01.02 – Лаборант – эколог

СОДЕРЖАНИЕ:                                          

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………3-5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………. 6-31

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..32-33

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………34-35

                        

                                   

                                             1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО:

  1. 43.01.02 – Парикмахер
  2. 29.01.29 – Мастер столярного и мебельного производства

     3.    15.01.05 – Сварщик

     4.    15.01.25 – Станочник

     5.    29.01.05 – Закройщик

     6.    18.01.02 – Лаборант – эколог

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения  

Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) литература в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При получении профессий НПО  технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают литературу как базовый учебный предмет в объеме 196 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа  при базовом обучении предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

– составление текстов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 175 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 77 часов;

- практические занятия - 40 часов;

- внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося - 58 часов.

                                   2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельные работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

     

175

Литература 19 века.

117

Тема.

Введение. Русская литература первой половины XIX века.

Содержание учебного материала:

  Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). От древнерусской литературы к эпосу Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

 Практическое занятие №1:

Диагностическая работа.

Самостоятельная работа №1.

Литературные направления.

4

1

1

1

2

Тема.

Русская литература второй половины XIX века.

Содержание учебного материала:

  Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

  Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

 

1

1

Тема.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Содержание учебного материала:

Сведения из биографии.

  «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

  Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

  Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

Практическое занятие №2: Анализ сказки «Дикий помещик».

Самостоятельная работа №2. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2

1

2

1

2

Тема.

И.А. Гончаров.

 Содержание учебного материала:

   Сведения из биографии.

  «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Теория литературы: социально-психологический роман.

Практическое занятие №3: Обломов и обломовщина.

Самостоятельная работа №3.

Обломов и Ольга.

4

1

4

1

2

Тема.

И.С. Тургенев.

      Сведения из биографии.

  «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

  Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

  Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Практическое занятие №4: Базаров и Павел Петрович.

Практическое занятие №5-6:

Классное сочинение. 

Самостоятельная работа №4.

П.П.Кирсанов и Базаров.

5

1

2

5

1

2

2

Тема. А.Н. Островский.

 

Содержание учебного материала:

    Сведения из биографии.

  Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

  Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

  Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

  Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

  Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

  Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.     Теория литературы: понятие о драме.

Практическое занятие №7: Подготовка к домашнему сочинению.

Самостоятельная работа №5.

Почему Катерина совершает самоубийство.

3

1

3

1

2

Тема.

А. Некрасов.

Содержание учебного материала:

   Сведения из биографии.

  Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

  Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

  Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Практическое занятие №8: Любовная лирика поэта.

Самостоятельная работа №6.

Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Практическое занятие №9: Зачетная работа по итогам п/г.

4

1

3

      1

1

2

2

Тема. Русская лирика второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Ф.И. Тютчев.

____________________________

Тема.

А.А.Фет.

Содержание учебного материала:

    Сведения из биографии.

  Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

  Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

Практическое занятие №10:

Анализ стихотворения «Фонтан». Ф. И.Тютчев.

__________________________________________________________

Содержание учебного материала:

    Сведения из биографии.

  Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

  Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

3

1

1

______

1

1

1

2

_________

1

Тема.

А.К.Толстой.

_______________________

Тема.

Н.С.Лесков.

____________________________

Тема.

Ф.М. Достоевский.

Содержание учебного материала:

   Сведения из биографии.

  Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

Практическое занятие №11:

«Средь шумного бала». А.К.Толстой. Анализ.

Практическое занятие №12:

Защита проектов по поэзии 2 половины 19 века.

___________________________________________________________

Содержание учебного материала:

   Сведения из биографии.

  Повесть «Очарованный странник».

  Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры

Н.С.Лескова.

 Практическое занятие №13: «Очарованный странник». Аналитическое

 чтение отрывков.

______________________________________________________

Содержание учебного материала:

   Сведения из биографии.

  «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

Практическое занятие №14:

Идеологическая роль «двойников» в романе.

Практическое занятие №15-16:

Подготовка к домашнему сочинению.

Самостоятельная работа №7.

Роман «Преступление и наказание» и современность.

1

1

1

______

2

1

______

7

1

1

5

1

2

2

_________

1

2

_________

1

2

2

Тема.

Л.Н. Толстой.

Содержание учебного материала:

  Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

  «Севастопольские рассказы».Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

  Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

  Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

  Идейные искания Толстого.

  Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

  Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

Практическое занятие №17:

«Мысль семейная» в романе «Война и мир».

Практическое занятие №18:

Аустерлицкое сражение. Анализ эпизода «Подвиг кн. Андрея».

Практическое занятие №19:

Бородинское сражение. Пьер на батарее Раевского.

Практическое занятие №20:

Подготовка к домашнему сочинению.

Самостоятельная работа №8.

Особенности романа «Война и мир».

10

1

1

1

1

8

1

2

2

2

2

Тема. Повторение

Тема.

Особенности литературного процесса рубежа веков.

Тема.

«Серебряный век» русской литературы.

_______________________

Тема.

 А.П.Чехов.

___________________________

Тема.

А.А. Блок.

____________________________

Тема.

М. Горький.

Тема.

И.А. Бунин.

____________________________

Тема.

А.И.Куприн.

Тема.

С.А. Есенин.

Тема.

В.В.Маяковский.

____________________________

Тема.

А.А.Ахматова.

Тема.

М.И.Цветаева.

____________________________

Тема.

О.Э. Мандельштам.

Тема.

Е.И.Замятин.

Тема.

М.А.Булгаков.

___________________________

Тема.

А.П.Платонов.

Тема.

М.А.Шолохов.

Тема.

А.Т. Твардовский.

____________________________

Тема.

Б.Л. Пастернак.

___________________________

Тема.

Повторение.

 Современная проза о Великой Отечественной войне.

Тема.

Художественные поиски и традиции в русской поэзии 2 половины 20 века.

________________________

Тема.

В.Т. Шаламов.

__________________________

Тема.

А.И. Солженицын.

____________________________

Тема.

В.М. Шукшин.

____________________________

Тема.

В.Г. Распутин.

____________________________

Тема.

Н.М. Рубцов.

Тема.

Расул Гамзатов.

____________________________

Тема.

И.А.Бродский

____________________________

Тема.

Особенности эстрадной поэзии 1960- годов.

____________________________

Тема.

Современная литературная ситуация. Литература русского Зарубежья. Обзор.

____________________________

Тема.

Итоговые работы.

Практическое занятие №21-22:

Анализ лирического текста.

Практическое занятие №23-24:

Итоговое сочинение.

Самостоятельная работа №10.

Мой любимый писатель 19 века.

 

                       

                                            2 курс

Содержание учебного материала:

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

  Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

  Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

 Практическое занятие №1:

Диагностическая работа.

Содержание учебного материала:

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин и  др.; общая характеристика творчества Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

  Акмеизм. Истоки акмеизма.

  Футуризм.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства».

___________________________________________________________

Содержание учебного материала:

    Сведения из биографии.

 «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Дом с мезонином». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

  Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

  Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

Практическое занятие №2:

Чтение и анализ «Маленькой трилогии».

Самостоятельная работа №1.

Творчество А.П.Чехова. Сочинение.

___________________________________________________________

Содержание учебного материала:

  Сведения из биографии.

  Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать».

  Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

  Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

Практическое занятие №3:

Блок и революция. Поэма «Двенадцать».

_______________________________________________________ Содержание учебного материала:

  Сведения из биографии.

  Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

  «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

Теория литературы: развитие понятия о драме.

Практическое занятие №4:

Рассказ «Старуха Изергиль».

Самостоятельная работа №2.

Творчество А.М.Горького. Сочинение.

Содержание учебного материала:

 Сведения из биографии.

  Стихотворения.

  Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

  Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И. А. Бунина.

 Практическое занятие №5:

И.А.Бунин. Цикл «Темные аллеи».

________________________________________________________

Содержание учебного материала:

 Сведения из биографии.

 Рассказы: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

 Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

Практическое занятие №6:

А.И.Куприн.  «Гранатовый браслет».

Содержание учебного материала:

  Сведения из биографии.

  Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Самостоятельная работа №3

Лирика С.Есенина.

Содержание учебного материала:

  Сведения из биографии.

  Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».

   Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе.  

Практическое занятие №7:

Анализ лирического стихотворения.

________________________________

Содержание учебного материала:

   Жизненный и творческий путь.

    Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Практическое занятие №8:

А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».

 Содержание учебного материала:

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

  Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике

Цветаевой. Своеобразие  поэзии.

Практическое занятие №9:

Основные темы творчества М.И.Цветаевой.

_______________________________________________________

Содержание учебного материала:

  Сведения из биографии.

  «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез.  Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

Самостоятельная работа №4.

Поэзия «серебряного века». Сочинение.

 Сведения их биографии

Рассказ « Пещера». Своеобразие личности и художественного мира, эстетические принципы писателя.

Содержание учебного материала:

 Сведения из биографии.

  Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (одно произведение по выбору).

«Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

  «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

Содержание учебного материала:

 Сведения из биографии.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

Содержание учебного материала:

  Сведения из биографии.

 «Донские рассказы», роман «Тихий Дон» (обзор).

Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

 «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.    Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

 Практическое занятие №10:

Изображение войны в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Самостоятельная работа №5.

 Тема войны в творчестве М.Шолохова.

__________________________________________________________

Содержание учебного материала:

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма  «По праву памяти».

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

Практическое занятие №11:

Повторение. Своеобразие лирики А.Т.Твардовского.

__________________________________________________________

Содержание учебного материала:

 Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Роман «Доктор Живаго».  Обзор произведения.

Практическое занятие №12: Жизнь и творчество Б.А.Пастернака.

Содержание учебного материала:

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир».

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.

Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Практическое занятие №13-14:

Современная проза о Великой Отечественной войне.

Самостоятельная работа №9.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе Сочинение.

Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова и др.

Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.

 __________________________________________________________

Содержание учебного материала: 

    Сведения из биографии.

  «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

___________________________________________________________

Содержание учебного материала:

Сведения из биографии.

«Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Практическое занятие №15:

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

__________________________________________________________

Содержание учебного материала:

 Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Срезал». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

Практическое занятие №16:

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

__________________________________________________________

Содержание учебного материала:

Сведения из биографии.

Проблематика повести « Прощание с Матёрой» и её связь с традицией русской  классической прозы.

___________________________________________________________

Содержание учебного материала:

 Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».

 Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Содержание учебного материала:

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...».

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

___________________________________________________________

Содержание учебного материала:

Сведения из биографии.

Стихотворения: « Воротишься на родину. Ну, что ж…», « Я входил вместо дикого зверя в клетку…», « Осенний крик ястреба»

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта

___________________________________________________

Содержание учебного материала:

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

__________________________________________________________

Содержание учебного материала:

В.Аксёнов, Л.Петрушевская, Т.Толстая, В.Пелевин.

В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

Практическое занятие №39:

Современная литературная ситуация.

__________________________________________________________

Содержание учебного материала:

Итоговые работы.

5

2

2

5

____

1

1

2

______

6

2

4

_____

    3

1

______

5

1

4

2

1

______

2

1

3

2

3

1

3

2

1

2

1

______

1

4

______

1

2

   1

4

1

2

1

2

_____

2

2

____

5

2

2

     4

2

______

2

_____

2

1

______

2

1

_____

1

______

1

______

1

______

1

______

1

______

1

1

______

3

  2

  2

  1

 

 2

   1

   

_________

   1

   

   2

   

________

   1

   

   2

   

________

   1

   

   2

   

 

 1

   2

_________

   1

   2

   1

   

   

   1

   2

   

_________

 

  1

    2

   

   

   1

 

  2

_________

   1

   

_________

   1

   1

 

   2

 

  1

 

 

 2

   1

   

  2

_________

   1

 

  2

______

   

   

   

 

  2

   2

   1

_________

   1

_________

   1

   2

________

   1

   2

________

   1

_________

   1

_________

   1

_________

   1

_________

   1

________

   1

   2

   ________

   1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий, комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном носителе.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийная установка, класс ноутбуков.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники: 

Основная литература

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010 г.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2011

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2011 г.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

М.,2011

Литература 10-11 кл. Программа под ред. В.Я.Коровиной – М,2010 г.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2011 г.

Маранцман В.Г. и д. Литература. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

Дополнительная литература

История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2007 г.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2006г.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2010 г

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

                                     

                                           4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.

Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"...