Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
рабочая программа по теме

Карагодина Светлана Геннадьевна

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_opop_1.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ СО СПО «МАРКСОВСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»

2012 г.


Программа учебной дисциплины «Литература»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 260807 «Технология продукции общественного питания», 150203 «Сварочное производство», 230111 «Компьютерные системы и комплексы», 140407 «Электрические станции, сети и системы».

Организация-разработчик: ГБОУ СО СПО «Марксовский электротехнический колледж»

Авторы: Малютина Наталья Евгеньевна, преподаватель литературы

                      Терехина Светлана Геннадьевна, преподаватель русского языка


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                        стр.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  третьего поколения по специальностям СПО:

260807 «Технология продукции общественного питания»

150415 «Сварочное производство»

230111 «Компьютерные сети, системы и комплексы»

140407 «Электрические станции, сети и системы».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального образования и дополнительного образования.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы:

Дисциплина «Литература» относится к циклу общеобразовательных гуманитарных дисциплин.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

    В результате изучения учебной дисциплины «Литература» студент должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20вв., этапы их творческой эволюции;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений

- основные теоретико-литературные понятия;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений.

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы  литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации в справочных материалах;

- развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинений, сочинений по литературным произведениям;

- ведения аргументированной полемики.

Основные теоретико-литературные понятия

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

−  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

−  Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Написание изложений с элементами сочинения.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.           

Промежуточной аттестацией студентов по дисциплине «Литература» является, итоговой – экзамен.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины

Максимальное количество учебной нагрузки обучающегося –  176часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки – 117 часов, самостоятельной работы обучающегося – 59 часов


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов (ч)

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

117

в том числе:

          лабораторные и практические занятия, семинары


59

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:

          работа с дополнительной литературой и интернетом, написание рефератов, докладов; подготовка презентаций;


Итоговая аттестация в форме экзамена


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

   Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета

   Оборудование кабинета: парты, стулья, доска, табличный и дидактический материал, учебники

   Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, телевизор, DVD-плеер, видеодиски с художественными фильмами по произведениям.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Дополнительные источники:

Справочная и нормативная литература:


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Представления  о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи, общие сведения о языке, основные разделы русского языка и их единицы.

Индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование, индивидуальная работа по карточкам

Умение пользоваться словарями

Опрос

Умение производить фонетический, морфологический, словообразовательный, этимологический разборы слов, синтаксический разбор словосочетания и предложений.

Работа по карточкам, тестирование, фронтальный опрос

Работа с текстами различных типов и стилей речи, определение признаков текста, анализ текстов.

Работа по карточкам, тестирование

Умение находить изученные орфограммы находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова.

Тестирование, работа по карточкам, фронтальный опрос

Навыки правописания различных частей речи.

Тестирование, индивидуальная работа по карточкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...

Разработка рабочей программы факультатива в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по теме: «Изготовление одежды из джинсовой ткани»

Приведена методика разработки факультативных занятий на примере темы "Изготовление одежды из джинсовой ткани"...

Рабочая программа по английскому языку по техническому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (английский) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ для профессии среднего профессионального образования 15.01.20. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.20. «Слесарь ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ для профессии среднего профессионального образования 15.01.31. Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31. «Мастер к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ для профессии среднего профессионального образования 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31. «Мастер контрольно...

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...