Активные методы обучения
статья на тему

Главная задача общества XXI века, в котором мы живем и трудимся: научить ученика, как учиться и как мыс­лить (независимо от возраста), как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие ученика.

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.

В своей профессиональной деятельности использую прорывные технологии. Прорывными педагогическими технологиями называются педагогические  технологии, способствующие интеллектуальному прорыву, резкому скачку в развитии мышления человека. Прорывные технологии в образовании – это приемы, техники, методы  или средства, обладающие либо невиданными ранее, либо известными, но значительно улучшенными свойствами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационное обучение – основа формирования общих и профессиональных компетенций в образовательном процессе.

Слайд 2

Главная задача : научить студента, как учиться и как мыс­лить, как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы .

Слайд 3

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода , цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Слайд 4

Современное образование традиционное обучение передовые технологии

Слайд 5

прорывные технологии педагогические технологии, способствующие интеллектуальному прорыву, резкому скачку в развитии мышления человека .

Слайд 6

Методы и приемы «Перепутанные логические цепочки» На доске или слайде записаны верные и неверные цитаты, выражения, выдержки из правил или примеры. Обучающиеся должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-» там, где неверное. Например , при изучении творчества английских писателей даю подборку цитат из их произведений, студенты должны установить, правильно ли определены авторы или верны ли цитаты . Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

Слайд 7

Методы и приемы приём «З-Х-У» После обозначения темы урока студентам предлагаю заполнить таблицу, состоящую из трех частей: Знаю, Хочу узнать, Узнал . Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 8

Методы и приемы Линия времени На доске черчу линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля, самостоятельную и конечный результат. Этот прием позволяет увидеть тему целостно и изучать ее от общего к частному. Так , например при изучении «Рабочий день» обсуждаем следующие этапы – работа с лексикой и текстом, составление собственного монолога по заданной тематике и конечный результат – презентацию собственного высказывания (монолог, сопровождающийся презентацией в Power Point , Movie Maker , Prezi или в виде альбома).

Слайд 9

Методы и приемы Логико-смысловое моделирование В основе технологии лежит моделирование содержания – один из приемов проектной деятельности. Оно заключает в себе две тенденции: сначала разложение содержания на элементы (анализ), потом – объединение этих элементов (синтез). Создание модели привлекательно тем, что позволяет «свернуть», скомпоновать объемную информацию. Так , при изучении видо -временных форм английского глагола, студенты постепенно составляют схему (таблицу), в которой указывают все видо -временные формы глагола, способы употребления и их образование. Данную таблицу в дальнейшем используют на занятиях как справочный материал.

Слайд 10

Логико-смысловое моделирование

Слайд 11

Методы и приемы Логическая схема «Паучки» Для работы над понятиями можно использовать небольшие структурно-логические схемы — «паучки». Например , при изучении тема «Телефонные переговоры» студенты составляют схему с основными телефонными фразовыми глаголами.

Слайд 12

Логическая схема «Паучки»

Слайд 13

Методы и приемы «Послушать – сговориться – обсудить» Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу студентов с любыми уровнями подготовки. Например , при изучении темы "Хабаровск" студентам предлагаю подумать и написать 3 слова, относящихся к теме. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отобрать 3 и предложить группе через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. После этого, пишу на доске все слова, предложенные парами, и начинаем отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, которое позволяет повторить грамматические конструкции .

Слайд 14

Методы и приемы Приём “Зигзаг” Данную прием позволяет развивать такие умения как - анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку, самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Слайд 15

Методы и приемы “Лови ошибку” Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Преподаватель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты преподавателю или оглашает задание и результат его решения перед всем группой. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Слайд 16

Методика Ривина Работа по методике А. Ривина предусматривает изучение текста абзацами. Чтобы суметь выделить главную мысль каждого абзаца, следует придерживаться алгоритма : Методы и приемы

Слайд 17

Методика Ривина (алгоритм) Найдите в тексте новые слова и словосочетания. Объясните их значение. П ри необходимости воспользуйтесь дополнительной литературой. Составьте предложение с новыми словами. Найдите основное слово или словосочетание абзаца. Составьте предложение с основным словом. Подготовьте вопрос для товарища. Придумайте опоры, чтобы объяснить другому студенту содержание абзаца. Определите перспективу развития идеи, проблемы, признака, сферу применения новых понятий. Свяжите усвоенную информацию с ранее изученным или прочитанным материалом.

Слайд 18

Методы и приемы Шпаргалки» Учащимся предлагаю прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) ученики отдают преподавателю. Затем ученики по желанию подходят к преподавателю и берут шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаю лучшие шпаргалки и докладчиков.

Слайд 19

«Шпаргалки »

Слайд 20

Методы и приемы три уровня домашнего задания: Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень обязательный, задания этого уровня посильны и доступны любому студенту, даже имеющему затруднения в обучении и развитии. Второй уровень - тренировочный, его выполняют студенты желающие лучше знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению преподавателя эти студенты могут освобождаться от задания первого уровня. Третий уровень - творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой.

Слайд 21

упражнение № 29.1. Вставьте подходящий по смыслу модальный глагол; упражнение № 29.2. Составьте предложения, используя слова в скобках и соответствующий модальный глагол.; Составьте сводную таблицу (схему) с модальными глаголами, их значениями и случаями употребления в речи. Используйте глаголы как изученные на занятиях, так и самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Главная задача общества XXI века, в котором мы живем и трудимся: научить ученика, как учиться и как мыслить (независимо от возраста), как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие ученика.

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.

В своей профессиональной деятельности использую прорывные технологии. Прорывными педагогическими технологиями называются педагогические  технологии, способствующие интеллектуальному прорыву, резкому скачку в развитии мышления человека. Прорывные технологии в образовании – это приемы, техники, методы  или средства, обладающие либо невиданными ранее, либо известными, но значительно улучшенными свойствами.

На этапе актуализации знаний использую следующие методы и приемы:

«Перепутанные логические цепочки»

На доске или слайде записаны верные и неверные цитаты, выражения, выдержки из правил или примеры. Обучающиеся должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-»  там, где неверное. Например, при изучении творчества английских писателей даю подборку цитат из их произведений, студенты должны установить, правильно ли определены авторы или верны ли цитаты.

 Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

На своих занятиях часто использую приём «З-Х-У»

После обозначения темы урока студентам предлагаю заполнить таблицу, состоящую из трех частей: Знаю, Хочу узнать, Узнал.

В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», обучающиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что обучающиеся хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  Если графа «Хочу узнать» не в полной мере отвечает всем вопросам в графе «Узнал», то нераскрытые вопросы даются на самостоятельное изучение.  Данный прием формирует умение определить уровень собственных знаний, умение анализировать ситуацию, умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

Линия времени

На доске черчу линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля, самостоятельную и конечный результат.  Этот прием позволяет увидеть тему целостно и изучать ее от общего к частному. Так, например при изучении «Рабочий день» обсуждаем следующие этапы – работа с лексикой и текстом, составление собственного монолога по заданной тематике и конечный результат – презентацию собственного высказывания (монолог, сопровождающийся презентацией в Power Point,Movie Maker, Prezi или в виде альбома).

На этапе объяснения нового материала использую метод логико-смыслового моделирования.

Логико-смысловое моделирование – метод представления понятия в виде логико-смысловой модели.

Ценность технологии в том, что она не только повышает эффективность освоения учебного материала, но и является инструментом успешного формирования ключевых учебных компетентностей. В основе технологии лежит моделирование содержания – один из приемов проектной деятельности. Оно заключает в себе две тенденции: сначала разложение содержания на элементы (анализ), потом – объединение этих элементов (синтез). Создание модели привлекательно тем, что позволяет «свернуть», скомпоновать  объемную информацию.  Так, при изучении видо-временных форм английского глагола, студенты постепенно составляют схему (таблицу), в которой указывают все видо-временные формы глагола, способы употребления и их образование. Данную таблицу в дальнейшем испльзуют на занятиях как справочный материал.

Логическая схема «Паучки»

Для работы над понятиями можно использовать небольшие структурно-логические схемы —«паучки». К обведенному в овал слову подбирают ключевые понятия, которые характеризуют основное слово. Эти слова образовывают «ножки паучка». «Паучки» используют для устной речи, характеристики понятий. Например, при изучении тема «Телефонные переговоры» студенты составляют схему с основными телефонными фразовыми глаголами.

Широко использую такой прием ка понятийные диктанты – студенты выписывают из словаря необходимые слова, например при изучении новой лексики даю список слов или картинок (рисунок) к которым нужно подобрать соответствующий эквивалент.

Для того чтобы закрепить новую лексику,  применяю игровой методический прием «Слабое звено». Предлагаю припомнить всю новую лексику урока. Первый студент называет одно слово или фразу, второй — предыдущий и свой, третий — два предыдущих и свой и т. д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то следующий не исправляет его, а говорит: «Слабое звено» (The Weakest Link). На уроке тематического повторения и обобщения такие цепочки могут состоять из 20 и более слов.

Так же использую такой прием интерактивного обучения как «Послушать – сговориться – обсудить»

Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу студентов с любыми уровнями подготовки.

Например,  при изучении темы "Хабаровск" студентам предлагаю подумать и написать 3 слова, относящихся к теме. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отобрать 3 и предложить группе через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. После этого, пишу на доске все слова, предложенные парами, и начинаем отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, которое позволяет повторить грамматические конструкции.

Приём  “Зигзаг”

Данную прием позволяет развивать такие умения как - анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку, самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Так при изучении страноведческого материала по теме «Великобритания» выделяется 4 элемента для изучения (Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия) и, соответственно, группа разбивается на 4 подгруппы. Обсуждается план изучения каждой из стран (географическое положение, климат, символика, достопримечательности, традиции и т.д.). Студенты работают в подгруппах, затем наработанный материал выносят на общее обсуждение.

В своей профессиональной деятельности использую следующие приемы работы с текстом:

Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Преподаватель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты преподавателю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Например, при изучении настоящего длительного времени даю следующие правила – «Настоящее длительное время используются для обозначения регулярного действия происходящее в настоящем времени», «Настоящее длительное время обозначает действие, которое происходило в определенный момент в прошлом», «Настоящее длительное время образуется путем добавления к глаголу окончания - s», «Окончание добавляется во всех лицах и числах». На обсуждение, анализ и подготовку верных высказываний даю 15 минут. Далее отвечающий дает верные высказывания: «Настоящее длительное время обозначает действие, происходящее в определенный момент в настоящем времени», «Образуется при помощи глагола to be +смысловой глагол +ing», «Окончается –s добавляется в 3 лице, единственном числе в настоящем простом времени».

Методика Ривина

Работа по методике А. Ривина предусматривает изучение текста абзацами. Под абзацами следует понимать часть текста до 12 строк, содержащего законченную мысль и суть которого можно передать одним предложением (до 10 слов). Для изучения абзаца необходимо сначала выяснить, о чем он. Чтобы суметь выделить главную мысль каждого абзаца, рекомендуем придерживаться такого алгоритма.

  • Найдите в тексте новые слова и словосочетания.
  • Объясните их значение (своими словами) или найдите в тексте, при необходимости воспользуйтесь дополнительной литературой.
  • Составьте предложение с новыми словами, убедитесь, что вы их правильно поняли.
  • Найдите основное слово или словосочетание абзаца.
  • Устно объясните, почему вы его считаете основным.
  • Составьте предложение с основным словом, чтобы передать идею абзаца, придумайте второе предложение, выберите, на ваш взгляд, лучшее.
  • Лучшее предложение запишите в тетрадь.
  • Основным словом могут быть предметы, явления, персоналии, события, о которых говорится в абзаце.
  • Установите связи, зависимость между этими объектами.
  • Составьте предложение, которое выражает суть абзаца, придумайте второе, выберите лучшее.
  • Подготовьте ответы на вопросы учебника или предложенные учителем, учениками.
  • Подготовьте вопрос для товарища.
  • Придумайте опоры, чтобы объяснить другому ученику содержание абзаца.
  • Определите перспективу развития идеи, проблемы, признака, сферу применения новых понятий.
  • Свяжите усвоенную информацию с ранее изученным или прочитанным материалом.

«Шпаргалки»

Учащимся предлагаю прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) ученики отдают преподавателю. Затем ученики по желанию подходят к преподавателю и берут шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаю лучшие шпаргалки и докладчиков.

«Шерлок Холмс»

Учащимся предлагают быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Затем определяют самый длинный список вопросов. Ученики дают ответы на них. Отмечаю наиболее активных игроков.

Для контроля усвоения учебного материала использую следующие приемы, техники и технологии:

Повторяем с контролем

Обучающиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни учащиеся задают свои вопросы, другие по вызову преподавателя или спрашивающего одногруппника на них отвечают или попарно. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Например, при изучении темы «Измерительные приборы (Meters)», обучающиеся составляют примерный список вопросов:

-What is the ammeter used for?

-What is the voltmeter used for?

- What is the ohmmeter used for?

-What terminals does a meter have?

Программируемый опрос

Обучающийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. Прием используется в устной форме.

Например, при изучении темы «Великобритания» даю следующие высказывания:

- Elisabeth II lives in № 10, Downing Street;

- Elisabeth II lives in the Tower of London;

- Elisabeth II lives in Buckingham Palace;

- Elisabeth II lives in Westminster Palace.

(Елизавета II живет: ул. Даунинг 10; в Тауэре; в Букингемском дворце; в Вестминстерском дворце.

- The size of the house in Britain is determined by the number of sitting rooms;

- The size of the house in Britain is determined by the number kitchens;

- The size of the house in Britain is determined by the number bedrooms;

- The size of the house in Britain is determined by the number floors.

(Размер дома в Британии определяется количеством: гостиных; кухонь; спален; этажей.)

Также можно самой «позащищать» один из неверных ответов, что вызовет еще больше обсуждений и споров.

  В своей деятельности использую такой прием как три уровня домашнего задания:

Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень обязательный, задания этого уровня посильны и доступны любому студенту, даже имеющему затруднения в обучении и развитии.

Второй уровень - тренировочный, его выполняют студенты желающие лучше знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению преподавателя эти студенты могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень - творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Например, при изучении модальных глаголов предлагаю домашние задания следующих уровней:

  1. упражнение № 29.1. Вставьте подходящий по смыслу модальный глагол;
  2. упражнение № 29.2. Составьте предложения, используя слова в скобках и соответствующий модальный глагол.;
  3. Составьте сводную таблицу (схему) с модальными глаголами, их значениями  и случаями употребления в речи. Используйте глаголы как изученные на занятиях, так и самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активные методы обучения"

1.                Активные методы обучения   2....

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...