Программа по курсу «Литературное краеведение»
рабочая программа на тему

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения. Программа рассчитана на студентов16 – 18 лет. Содержание программы реализуется в течение года из расчета  34 часа в год  (1 занятие в неделю).

В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. В каждом регионе существует своя образовательная стратегия, которая требует пристального внимания к литературным, историческим, куль­турным особенностям края.

В основе предлагаемой программы литературно-краеведчес­кого курса лежит  литера­турная жизнь Новгородского края, произведения, написанные о нем история топонимов края.

В построении программы присутствуют тематический, жанровый и хронологический,  историко-литературный принципы, но связующим звеном является Новгородский край, его литература на разных этапах развития культуры края. Сведения о литературе и культуре области предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.

Для создания литературно-краеведческого курса как ос­новы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:

наличие писателей-земляков или писателей, приезжав­ших в регион, живших в нем, писавших о нем;

художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;

определенный объем материала, достаточный для созда­ния целого курса.

      Новгородская область соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_literaturnoe_kraevedenie.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 по  курсу «Литературное краеведение»

Срок обучения – 1 год

Областное  государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Технологический колледж»  

Преподаватель русского языка и литературы:

 Рычкова Светлана Валерьевна

Великий Новгород

2016 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения. Программа рассчитана на студентов16 – 18 лет. Содержание программы реализуется в течение года из расчета  34 часа в год  (1 занятие в неделю).

В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. В каждом регионе существует своя образовательная стратегия, которая требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным особенностям края.

В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит  литературная жизнь Новгородского края, произведения, написанные о нем история топонимов края.

В построении программы присутствуют тематический, жанровый и хронологический,  историко-литературный принципы, но связующим звеном является Новгородский край, его литература на разных этапах развития культуры края. Сведения о литературе и культуре области предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.

Для создания литературно-краеведческого курса как основы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:

наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;

художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;

определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.

      Новгородская область соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования.    

Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что и у основного курса, - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, но при этом расширение и углубление жизненного и художественного опыта студентов происходит на близком им материале родного края, его культуры.

Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:

Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них о Новгородском крае.

Формирование у студентов знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Совершенствование у студентов умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте.

Развитие у студентов художественно-творческих способностей, воссоздающих творческое воображение, образное мышление, эстетический вкус. Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.

        Содержание регионального компонента литературного образования:

 произведения, раскрывающие историю края;   литература о древних топонимах Новгорода и его окрестностях; произведения, раскрывающие  жизнеописания выдающихся представителей Новгородского края; материал из истории развития культурной жизни края; памятные места края, описанные в литературе; Новгородский край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, написали произведения о крае).

Проблема отбора художественных произведений для регионального курса - одна из главнейших. Основные критерии отбора материала для курса – это  произведения, представляющие природу края, наиболее известные места его, важные исторические события, знаменитых людей края, жизнь, нравы, обычаи, быт жителей. Студенты должны погрузиться в культуру изучаемой эпохи, литературная среда.

Для этого берутся не отдельные произведения или их отрывки, а рассматривается через литературу жизнь в плане культурных традиций региона - Новгородского края, расположенного на северо-западе страны, представляющего Новгородскую республику.

Региональный курс для студентов колледжа в хронологическом отношении строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, творчество которых изучается в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить художественное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России.

         Основные задачи регионального курса в колледже:

  • дать представление о жизни края, отражённой в литературе;
  • ориентироваться в топонимах края;
  • литературно развивать студентов на краеведческом материале,
  • учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры;
  • помочь в решении эстетических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.

Подход к материалу выбран культурологический: литература рассматривается как часть пласта культуры региона, неотрывно связанная  с историей.

          Ожидаемые результаты программы:

         Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:

  • расширению кругозора студентов;
  • обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного процесса в рамках социума;
  • значительному увеличению числа студентов, занимающихся активной творческой деятельностью;
  • нравственной ориентации участников движения;
  • формированию широкого круга компетенций: социально-адаптивных,
  • познавательных и коммуникативных.

По окончании занятий обучающиеся  должны  знать:

  • знать   временные периоды, рассматриваемые в программе;
  • содержание литературных текстов программы;
  • принадлежность изученных произведений к эпохе, жанру и литературному направлению;
  • сущность понятий: «житийная литература», художественный текст, языковые средства выразительности;
  • расположение архитектурных памятников и ансамблей, историю их топонимов.                                                    

По окончании занятий обучающиеся  должны  уметь:

  • описывать жизнь и быт населения своего края, отражённый в литературе;
  • уметь объяснить топонимы Великого Новгорода;
  • излагать и анализировать художественные тексты, предложенные в программе «Литературное краеведение»;
  • систематизировать материал по основным разделам программы;
  • уметь составить презентацию по разделу, написать эссе, подготовить выступление для трансляции опыта;
  • уметь анализировать и обобщать факты при ознакомлении с краеведческой литературой;
  • владеть умением составить конспект при  работе с краеведческим материалом, отражённым в литературе;
  • владеть умением соотносить изученный материал с историей края и новгородской области;
  • владеть умением регулировать свою деятельность в соответствии с правилами работы в  библиотеках по темам курса;
  • владеть умением к сотрудничеству с сокурсниками, освоить основы межкультурного взаимодействия в социальном окружении;
  • уметь сознательно организовать свою деятельность при работе  с текстами;
  • уметь решать творческие задачи: собрать, систематизировать и оформить  материал;

Способы определения результативности:

диагностика образовательных результатов с помощью тестирования в начале и в конце учебного года;

участие  в колледжной конференции;

при завершении изученного курса анализируется умение написать эссе, отражающее языковую компетенцию, владение литературным материалом;

оформление  выставки (помещение колледжной библиотеки)

                 Учебно-тематический план

 

   №

 п/п

   

   

           

                      Наименование  темы

   

            Количество        часов

Теория

 Практика

  Всего

    1

Введение: цели, содержание, предполагаемый результат курса, диагностика знаний и умений.

   

     1

-

   1

2

Тематический блок №1

Три легенды новгородской письменности.

    3

     6

  9

    3

 Тематический блок №2

Новгородская земля в древнерусской житийной литературе.

     3

     6

   9

4

 Тематический блок №3.

Новгородская школа братьев Лихудов и её библиотека.

     2

     4

   6

     5

 

Тематический блок №.4 Новгород в изображении поэтов и писателей.

 

     

     9

                                   

     18

   

    27

6

Тематический блок №5. Новгородский кремль. София. Топонимы Великого Новгорода.

     6

     12

    18

7

Тематический блок №6. Экспозиция музея изобразительных искусств.

      8

     16

    24

8

Итоги работы: «Презентация собранных материалов».  

     2

      -

    2

                                                                 Итого:

     34

     62

   96

 Содержание программы.

Вводная беседа.

Цель, задачи, содержание, особенности, результаты и значение литературного краеведческого объединения.  Литературная традиция  Великого Новгорода

   

Тематический блок № 1.

Три легенды новгородской письменности.

Практические занятия.

Знакомство с историей древней письменности как уникальным явлением человеческой культуры: «Новгородская Псалтирь», Остромирово Евангелие, берестяные грамоты.

«Книжники» древнего Новгорода. Понятие «книжник» в контексте эпохи.  Кирик Новгородец.

Тематический блок № 2.

Новгородская земля в древнерусской житийной литературе.

Практические занятия.

История литературного житийного жанра. Агиографический канон.

Особенности новгородских текстов житийной литературы на примере Антония Римлянина и Варлаама Хутынского.

Жития новгородских владык.

Оформление материала для выставки.

       

Тематический блок № 3.

Новгородская школа братьев Лихудов и её библиотека.

Практические занятия.

Положение Новгорода в первой четверти ХVIII века. Образование братьев Лихудов. Московская Славяно-греко-латинская академия – филологический центр страны.

Тематический блок № 4.

Новгород в изображении поэтов и писателей

Практические занятия:

Жизненные вехи Н.Г. Державина, связанные с новгородским краем.

Легенда о Вадиме Новгородском в русской литературе. «Новгородская» строфа «Евгения Онегина».

Символ вольного Новгорода  в русской классической поэзии. Образ Марфы Борецкой в творчестве Д.М. Балашова.

Тематический блок № 5

Новгородский кремль. София. Топонимы Великого Новгорода

  Практические занятия:

Знакомство с топонимами Великого Новгорода. Софийский собор – самый древний каменный храм Руси.

Топонимы левобережной части Великого Новгорода: Зверинец, Кожевники, Колмово, Пропасти.

Топонимы правобережной части Великого Новгорода: Антоново, Хутынь,  Ярославово дворище.

Тематический блок № 6.

Экспозиция музея изобразительных искусств

Практические занятия:

Знакомство с экспозицией музея изобразительных искусств. Посещение новых выставок, проводимых в музее.

Виды практической деятельности:

работа с текстами изучаемых произведений;

работа со словарями по церковно-славянскому языку;

определение основных компонентов агиографического жанра на примере жития преподобного Варлаама Хутынского;

выделение структуры художественного произведения;

соотнесение содержания материала с эпохой, к которой он принадлежит и современности;

составление сообщений по всем разделам программы;

ориентировка в топонимах Великого Новгорода на местности;

выполнение презентаций по одной из тем курса.            

Программно-методическое обеспечение курса.

Для реализации данной программы используется УМК:

1. Янин B.Л., Зализняк А.А. Новгородские берестяные грамоты из раскопок 1998 года // Вестник РАН. 1999. № 7.

2. Янин B.Л. У истоков новгородской государственности // Вестник РАН. 2000. № 8.

3. Рыбина Е.А. Церы из раскопок в Новгороде // Новгород и Новгородская земля. Вып. 8. Новгород, 1994.

4. Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л. 1986. С. 113–136 [lihachev.ru]

5. Симонов Р. А. Кирик Новгородец, ученый XII века. М., 1980.

6. Макарий (Булгаков). История русской церкви. М., 1996.

7. Аннушкин В.И. Риторическое "художество" в Древней Руси // Русская речь. M., 1992.

8. Вознесенская И.А. История Новгородской школы в письмах митрополита Иова // Лихудовские чтения. Великий Новгород, 2001.

9. Секретарь Л.А. Знаменский собор/ М.: Северный паломник,2001.

10. Державин Г.Р. Стихотворения. - Л.: Худ. лит.,1981.

11. Энциклопедия литературных героев. М., 1997.

12. Пушкин А. С. Поэма «Вадим». - Л.: Худ. лит.,1981.

13. Тютчев Ф. И. Сборник стихотворений. М., 1996.

14. Майман  А. В. А. А Фет М.,1989

15. Балашов Д. Господин Великий Новгород. Марфа Посадница. Петрозаводск, 1997.

16. 1. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1993.

17.  В. П. Строгова, Л. А. Секретарь. «Древние топонимы Великого Новгорода и его окрестностей». Великий Новгород. 2011.

18. http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/BOOK/BOOK.HTM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение и мода: из опыта работы образцового коллектива "Модельное агентство РИК"

Тезисы: направления воспитательной и учебной работы в рамках краеведения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

Организация и формы работы по краеведению во внеурочное время

Краеведение - это часть национальной культуры. Учитывая древнюю и богатую историю нашего края, его духовные ценности, традиции и обычаи, мы должны воспитывать своих детей в том же духе. Каждый образов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУЖКА КРАЕВЕДЕНИЯ

Методическое пособие по краеведческой работе среди студентов....

Литературное краеведение "Здесь все моё" (Дмитрий Попов: жизнь, судьба, творчество)

 Цели работы: познакомиться с биографией и творчеством поэта-земляка Дмитрия Попова; выявить основные темы и мотивы поэтических произведений поэта.    Дмитрий Попов - и...

Литературное краеведение как региональный компонент географического образования. Денисова К. А. Преподаватель естественных дисциплин ГБПОУ КО « КГТК » г.Кондрово

Литературное краеведение не только способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности, но и является активным способом художественного самообразования....

Литературное краеведение. Творчество А. В. Перегудова. «СЕРДЦЕ, ЛЮБЯЩЕЕ ЗЕМЛЮ…»

произведения талантливого Художника живут независимо от идеологических оценок, поскольку есть вечное и преходящее. Вечное – это природа, родная земля, человек, живущий в ладу с природой и любящи...