Литературное краеведение как региональный компонент географического образования. Денисова К. А. Преподаватель естественных дисциплин ГБПОУ КО « КГТК » г.Кондрово
классный час на тему

Литературное краеведение не только способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности, но и является активным способом художественного самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaliteraturnoe_kraevedeniekak_reg._komponent.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное краеведение как региональный компонент географического образования.

Денисова К. А.

Преподаватель естественных дисциплин

ГБПОУ  КО « КГТК »  г.Кондрово

У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий изучения – край. Главная же цель краеведения – это формирования личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, демократии, ответственной за судьбу своей страны.

Учебное краеведение кроме всестороннего изучения своей местности изучения своей местности так же решает задачу использования краеведческого материала в преподавании. В настоящее время в школах широко развивается литературное краеведение. На территории Калужской области много памятных мест, связанных жизнью и творчеством  писателей, поэтов, или получившее отражение в их произведениях.

Литературное краеведение не только способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности, но и является активным способом художественного самообразования.

А.В. Даринский пишет, что « сообщение учителем географии таких сведений … (о литературных местах, прим. Автора) полезно для усвоения школьникам географическом номенклатуры, т.к. создаёт новые ассоциации и способствует прочности знаний. Такие сведения важны с точки зрения расширения социальной составляющее и так небольшой в курсе географии.»

Ряд населённых пунктов края связан с именами наших известных писателе и поэтов: А.С. Пушкина, К. Паустовского, В. Берестова, Л. Леона, И. Тургенева, А. Чехова, Л. Толстого, М. Цветаевой и др. Это так называемы литературные места, где писатели и поэты или родились, или где прошло их детство, глее протекала их жизнь и деятельность, где они похоронены. Это, наконец и места где развёртывались события, о которых рассказывается в их произведениях.

С далёких времён стоит на земле Калужской Полотняный Завод. Он хранит для потомков память о пребывании здесь великого поэта А. Пушкина, оставившего неизгладимый след в думах и памяти читателей своим творчеством. В Полотняном Заводе поэт побывал дважды. Пушкин писал, что он рожден для жизни мирной, для деревенской тишины.» Но в последний свой приезд в 1834г. пожить в « деревенской тишине» Полотняного Завода удалось меньше полмесяца ( конец августа, начало сентября 1834г.) О Пушкине всегда помнят в Полотняном Заводе. Восстановлен дом Гончаровых, в нём создан музей-усадьба.

В стихах Пушкина красочно описаны времена года, разные состояния погоды ( циклональной и антициклональной), величественная природа Кавказа, горная река. Поэтическая строчка на уроках географии создаст хорошее рабочее настроение, эмоциональный настрой, Так же можно познакомить учеников и с гражданской позицией русского поэта, глубоко любившего своё отечество, - « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно,» - писал Пушкин. НА таких уроках уместно рассказать детям о связи Калужского края с именем великого поэта, Сведения подобного рода сделают урок более интересным, значимым, запоминающемся, обогатят знания о крае.

Старинный город Малоярославец. В истории каждого городка есть особо памятные периоды. Малоярославецу судьба уготовила стать переломным пунктом хода Отечественной войны 1812г. Произошло решающее сражение? « Предел нападения, начало бегство и гибели врагов»  - вот чем стал этот город для наполеоновской армии, по словам главнокомандующего русскими войсками М.И. Кутузова. Эти события описаны в романе « Война и мир» Л. Толстого. Данный материал относится к историческому краеведению. Но у географии и истории есть много общего, что их связывает и дополняет, И сведения такого характера о городах края повысят только авторитет учителя географии в глазах учеников. Ученики на данном уроке от учителя могут получить дополнительные сведения и о великом писателе. Ведь Л. Толстой пять раз посещал Калужский край, а именно – Оптину Пустынь. С Оптиной  Пустынью связаны многие литературные замыслы: « Отец Сергий» Л. Толстого, « Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. В её стихах часто вспоминаются имена А.К. Толстого, братьев Киреевских ( которые оба здесь похоронены), А.М. Жемчужникова, Н. Гоголя, Апухтина.

Писатели создали в своих произведениях интереснейшие образы природных и культурных ландшафтов, показав тем самым связь между художественными описаниями природы и природоведческой наукой (географией). Причём в своих произведениях они выступали не только как выдающееся писатели, но и как учёные, давшие точную и лаконичную характеристику природных комплексов. Литературный ландшафт возникает только в результате творческой деятельности писателя и связан с конкретным литературным произведением.

Примером литературного ландшафта может является Тургеневское  полесье – ландшафт созданный гением И. Тургенева. Основным полем действия многих литературных героев И. Тургенева были места,  расположенные рядом с границей между Орловской и соседними Калужской и Тульской губерниями. Можно ещё точнее определить местоположение событий, развёртываемых в одном из рассказов писателя, « Хорь и Калиныч». Хорь – личность реальная, имя его – Родион Григорьевич, житель деревни Крапивна Жиздринского уезда. В этом рассказе ярко дан портрет Калужской деревни, расположенной в данном ландшафте. О красоте Калужских мест писатель рассказал в 1857г. В очерке « Поездка в Полесье», - в этом своеобразном гимне русскому лесу. Козельские и Ульяновские леса отличаются своеобразной первобытностью, богатством и разнообразием произрастающих в них деревьев. Это остатки «Калужских засек». И. Тургенев охотясь в этих лесах, писал: « В Орловской губернии последние леса и площадки исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки вёрст, не перевелась ещё благородная птица тетерев, водится добродушный дугель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлётом веселит и пугает стрелка и собаку.» В наши дни на территории Ульяновского района массивы этих лесов вошли в заповедник «Калужские засеки». Можно предположить, что общественному признанию ценности данного природного ландшафта, включено его в систему национального наследия помогла и творческая деятельность писателя И. Тургенева.

Жемчужиной русской природы и Подмосковья называют Тарусу и её окрестности. С Тарусой и её окрестностями жизнь и творчество выдающихся русских писателей и поэтов: А. Чехова, К. Паустовского, А.Н. Толстого, Л. Леонова, М. Цветаевой и др. Летом, 1891г. В усадьбе села Богилово поселился А. Чехов. Богиловские места его очаровали: « что за прелесть, если бы вы знали!» - писал он А. Суворину. Сохранился дом, где жил А. Чехов и остатки липовой аллеи. А. Чехов сроднился с поэтической душой художника он глубоко полюбил чарующие картины русского леса, лугов, полей. Он писал из Ялты: « Тепло, светло, … море смотрит по летнему…, но север всё таки лучше русского юга, по крайней мере весною. У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее.»

Природой русской полосы был очарован К. Паустовский. Замечательный певец русской природы, К. Паустовский с большой любовью описывает окрестности Тарусы: « Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких тихих и трогательно русских по своему пейзажу… . У нас есть много людей, которые не променяют скромное очарованье средней России ни на какой ослепительной и несколько лакированный  юг». Писатель призывал беречь Тарусу как заповедник. « Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Он плодотворен и создаёт то жизнеутверждающее состояние, без которого немыслим полноценный человек нашего времени», - писал К. Паустовский в своём очерке « Письмо из Тарусы».

Природа Тарусских окрестностей встаёт на страницах Н. Заболоцкого, М. Цветаевой.

Включая в свои уроки географии такие художественные произведения, можно развивать у учащихся воображение, Эмоционально воздействовать на их личность. Очень важно донести до наших учеников красоту окружающего ландшафта. Эмоциональное отношение к природе может перерасти в глубокое нравственно -эстетическое чувство.

В затерявшейся среди холмов и лесов деревни Полухино бывшего Тарусского уезда провёл детские годы писатель Л. Леонов, автор романа «Русский лес». В его романе встречаются много описаний и картин природы Тарусского края. Писатель очень красочно говорит о роли леса в жизни русского народа. « Было бы не благодарностью не называть лес в числе воспитателей и немногочисленных воспитателей нашего народа, - утверждает писатель, - лес научил их ( дедов наших, прим. Авт.) осторожности, наблюдательности, трудолюбию и той тяжкой, упорной поступью, какой русские всегда шли к поставленной цели… . Лес остригал русского человека при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы : зыбка младенца и первая обувка, орех и земляника, кубарь, банный веник и балалайка… даровые пасек и бобровые гоны, рыбацкая шняка или воинский струг, … долблённая колода мертвеца и, наконец, крест на устланной ельником могиле. Лес кормил, одевал, грел нас, русских!» Этот отрывок из романа стал настоящим гимном  благодарного человека в честь своего благодетеля. Творческий работающий учитель найдет в своём уроке географии время и место, чтобы донести до сознания учеников эти мудрые слова о русском лесе.

Вблизи Калуги, в селе Андреевское на реке Оке родился С. Соколов - Микитов (1892 – 1975г.г.), известный русский писатель. Будущий писатель работал учителем в Дорогобужской школе. Калужская природа сделала его мечтателем. Очень любил странствовать. Любовь к природе, охота, страсть к путешествиям не давали ему подолгу засиживаться  на одном месте. Природа занимает большое место в творчестве писателя. В своих рассказах Л. Леонов создал замечательные образы природы: тундры, леса, реки. « Безбрежна, однообразно таймырская тундра. Точно корявками бородавками покрыта скудная почва, насквозь пропитавшейся ледяной водой. Крошечная полярная берёзка стелиться под ногами.»

Город Мещёвск – родина поэта В. Берестова. Десятки его стихов стали хрестоматийными, они включены в книги для чтения всех возрастов. Прочтёшь стих В. Берестова, оглянешься вокруг и почувствуешь, в тебе самом просыпается художник. Разве это не ты любишь угадывать в плывущих облаках, в причудливых корешках деревьев очертания знакомых зверей? Окунитесь в созданный поэтом светлый и добрый мир: «Лес тихонько увядает, выцветает, облетает… .» Прекрасен Калужский край, прекрасны его поля и перелески, лесные дали, синие ленты спокойных рек! Своими соколами земля Калужская питает литературу.

Уроки географии будут особенно интересны и увлекательны у того преподавателя, Который «дружит с литературой» и особенно с её краеведческой составляющей. Современный учитель освобождён от шаблонов в своей работе, он может проявить инициативу. Связь литературы с географией – чрезвычайно важный этап на пути построения интегральной концепции познания. Использование литературных образов для описания природных ландшафтов, явлений стать весьма плодотворными для географического образования, а также для более глубокого познаниями творчество писателей и поэтов. Самому педагогу литературное краеведение так же принесёт большую пользу. Он обогатиться новыми знаниями, улучшиться педагогическое мастерство.

Литература:

  1. Морозова Т.М.  «Литературная жизнь Калужского края.» Калуга 1979г.
  2. Бодров И., Гостунский Н. «Таруса.» Калуга 1960г.
  3. Карпов А. «Калужская земля в литературе.»
  4. Пантелеев В.М. «Пушкин в Полотняном Заводе.» Приокс.кн.изд. 1974г.
  5. Чехова М.П. «Из далёкого прошлого.» Москва 1960г.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках географии при изучении регионального компонента

Статья содержит основные направления работы по внедрению регионального компонента в усовиях преподавания естественного цикла, рассмотрена актуальность использования компьютерных технологий при изучени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЗАДАНИЯХ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ 1С: «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ»

Особенное значение в подготовке специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационн...

Программа по курсу «Литературное краеведение»

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения. Программа рассчитана на студентов16 – 18 лет. Содержание программы реализуется в течение года из расчета  34 часа в год...

Литературное краеведение "Здесь все моё" (Дмитрий Попов: жизнь, судьба, творчество)

 Цели работы: познакомиться с биографией и творчеством поэта-земляка Дмитрия Попова; выявить основные темы и мотивы поэтических произведений поэта.    Дмитрий Попов - и...

Литературное краеведение. Творчество А. В. Перегудова. «СЕРДЦЕ, ЛЮБЯЩЕЕ ЗЕМЛЮ…»

произведения талантливого Художника живут независимо от идеологических оценок, поскольку есть вечное и преходящее. Вечное – это природа, родная земля, человек, живущий в ладу с природой и любящи...

Региональный компонент по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающая материалы о регионе....

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с учетом регионального компонента

В статье освещаются вопросы связанные с процессом изучения в СПО дисциплины ОБЖ. О важности воспитания в подрастающем поколении уверенности в безопасности жизни....