ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
статья на тему

Материал статьи, представленный в сборнике ХХ Международной-практической конференции "Служба практической психологии в системе образования. Достижения и перспективы развития". (фефраль 2016г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Е.Н., учитель, педагог-валеолог; Аникина Е.И., педагог-психолог; Козлова Н.С., учитель, учитель-логопед,  Надпорожская К.Е., педагог-психолог

ГБОУ гимназия №628 «Александринская гимназия», Санкт-Петербург

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Тревога – серьезная проблема для здоровья населения во всех развитых странах: до 25 % всех взрослых людей испытывают это чувство в определенный момент жизни. Динамика проявления тревоги и тревожности в детском и подростковом возрасте была изучена целым рядом отечественных и зарубежных авторов [2,6,11]. Исследователи отмечают повышение уровня тревожности в подросткового возраста. Высокий уровень тревожности у подростков обусловлен как внешними, так и внутренними факторами [13]. С одной стороны, тревожность является типичным симптомом адаптационных расстройств, с другой – пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Если не корректировать явные проявления тревожности в подростковом возрасте, она может привести к пропускам в школе или неспособности закончить школу, нарушению взаимоотношений со сверстниками, заниженной самооценке, формированию аддиктивного поведения, появлению психических расстройств в будущем [12].

Это и обусловило актуальность нашего исследования, направленного на составление коррекционно-профилактической программы преодоления личностной тревожности и агрессивности подростков [1,3,5,10].

В исследовании приняли участие 85 учащихся общеобразовательной школы. Исследование включало 4 этапа: отборочный, диагностический, коррекционно-развивающий и оценку эффективности.

На первом этапе с помощью методики Тэйлора [9] были выявлены подростки с повышенным уровнем тревожности (32 подростков в возрасте 15-17 лет, 19 юношей и 13 девушек).

На втором этапе при помощи методики Кондаша [8] были выявлены содержательные характеристики тревожности у отобранных на первом этапе подростков («школьная», «самооценочная» и «межличностная» тревожность). С помощью методики Л.А. Рабинович были определены доминирующие эмоции у подростков («радость», «гнев», «страх», «печаль»). С помощью методики Басса-Дарки были выявлены формы агрессивных и враждебных реакций (физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины) [6,7].

Подростки из выбранной группы имеют повышенный уровень школьной тревожности; высокий уровень самооценочной тревожности и высокий уровень межличностной тревожности.

Содержательные характеристики агрессивности таковы: подростки хотя и не демонстрируют агрессивное поведение в виде применения физической силы, но зачастую выплескивают агрессию окольными путями. Она проявляется в сплетнях и злобных шутках. Они могут давать выход агрессивным эмоциям в виде взрывов ярости, проявляющихся в громком выражении своих эмоций, стучании мелкими предметами по партам, а также через словесные угрозы и др. Такие взрывы могут характеризоваться ненацеленностью и неорганизованностью. Подростки показывают готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Результаты опроса показывают, что такие чувства как зависть и ненависть к окружающим, возможно, обусловлены чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Также мы можем сказать, что подростки подозрительны и демонстрируют скрытность, закрытость к общению, напряженность, так как они уверены, что люди вокруг них готовы нанести им ущерб. При этом тревожные подростки склонны испытывать чувство вины или стыда.

В эмоциональном фоне тревожных подростков преобладают эмоции гнева и страха. Наименее выражена радость.

Третий этап представлял собой апробацию предложенной нами программы по коррекции эмоциональной сферы подростков с повышенным уровнем тревожности. Данная работа проводилась на протяжении трех месяцев. Численность групп составляла 16 человек. Встречи проходили по одному разу в неделю, по окончании образовательного процесса. Продолжительность одной встречи составляла один час (60 мин.), всего было проведено четырнадцать встреч. Занятия проходили в помещении школы, а именно в актовом зале, что позволяло очень удобно использовать свободное пространство во время проведения подвижных игр. Кроме этого в зале были расположены столы, что в свою очередь позволяло максимально комфортно  располагаться при заполнении опросных листов, проведения тестов и письменных занятий. Возможность моделирования пространства позволяла создавать условия, способствующие удобному расположению группы в зале, как в физическом плане, так и созданию психологически комфортного климата группы в целом. Моделирование, изменение пространства также являлось одним из факторов коррекционного воздействия.

Цель программы состояла в снижении личностной тревожности у подростков. Поэтому на первых встречах было необходимо завоевать доверие учащихся, заручиться их желанием работать в группе, что позволило в дальнейшем провести занятия и выполнить задачи, поставленные в данной коррекционной программе. Все занятия начинались с упражнений на «разогрев» группы. Это помогало ввести участников группы в тренинговую атмосферу, вызвать заинтересованность у одних участников группы и снизить возбужденность и негативизм у другой части, повысить общее настроение группы и каждого участника в отдельности, снизить напряженность и зажатость участников тренинга, а также активизировать способность к взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.

При проведении тренинговых занятий проводилось наблюдение,  позволяющее следить за развитием коррекционного процесса и отмечать, перемены в поведенческом аспекте и фиксировать новообразования в эмоциональной сфере, не упуская из виду  личностные и межличностные изменения.

Параллельно с проведением групповых занятий на базе школы общение ведущих с подростками, включенными в коррекционную работу, происходило в неформальной обстановке внешкольных мероприятий – выездов на природу, прогулок.

В результате участия в групповых занятия подростки получили информацию для решения некоторых из своих проблем; научились адекватно оценивать себя, свои способности; приобрели навыки общения и умение адекватно выражать свои чувства. Ребята научились с пониманием относиться к выражению чувств и эмоций окружающих.

Для проверки эффективности предложенной нами программы был проведен сравнительный анализ между результатами тестирования подростков до и после проведения коррекционной работы. С целью установления достоверности различий нами использовался t-критерий  Стьюдента для зависимых выборок.

После проведения коррекционно-развивающих занятий на статистическом уровне значимости снизилась межличностная тревожность, на уровне тенденций выявлено снижение общей и самооценочной тревожности. При этом уровень школьной тревожности достоверно не изменился, что может быть связано с беспокойством подростков по поводу скорых выпускных экзаменов и поступления в вуз.

Подростки стали менее активно проявлять свою физическую агрессию и более сдержанно выражать эмоции. На занятиях прослеживалось постепенное снижение выраженных угроз, оскорблений в адрес других участников группы. В своем поведении они стали более терпимы и корректны к окружающим, чем до тренинга.

В результате статистического анализа выявлено достоверное снижение уровня физической и косвенной агрессии и раздражительности. Показатель негативизма значительно не изменился, что может быть связано с нежеланием подростков принимать и осознавать наличие у них проблем связанных с общением и с соблюдением общепринятых норм поведения в социуме. Стали ниже показатели обиды и подозрительности. Наиболее значимо изменился показатель вербальной, что вероятнее всего связано с тем, что во время посещения коррекционных занятий подростки научились выражать негативные эмоции более приемлемыми способами, стали более терпеливы и способны к пониманию переживаний других.

С помощью «Четырёхмодальностного эмоционального вопросника» Л.А. Рабинович нами были выявлены преобладающие эмоции у подростков после проведения программы по коррекции тревожности. Наибольшее различие обнаружено по эмоции радости, что может быть связано с улучшением межличностных отношений среди подростков. У подростков немного снизился показатель проявления гнева, наблюдается снижение страха. Эмоции печали присутствуют в жизни подростков также как и до проведения нашей программы.

После проведения коррекционных занятий наметился определенный прогресс в снижении личностной тревожности подростков. Наблюдалось снижение проявления физической и косвенной агрессии. В поведении стали преобладать спокойствие, уравновешенность, подростки стали чуть более открытыми, стали легче идти на контакт. Из общения друг с другом исчезли злые шутки, «подколки». Подростки стали легче находить общий язык друг с другом и общие темы для общения. При проведении занятий стала прослеживаться тенденция к улучшению настроения подростков, ребята стали более открыто выражать свои чувства (например, радость при встрече на занятии).

В результате проведенной групповой работы, направленной на преодоление личностной и ситуативной тревожности у подростков, мы пришли к заключению, что составленная нами коррекционно-развивающая программа способствует гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации, формированию навыков вербального и невербального общения, пониманию и выражению эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. – СПб., 2003 РГПУ им. А.И. Герцена
  2. Ананьев В.А. Малыхина Я.В., Васильев М.А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения. (монография). – СПб., 2002.
  3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Медицина, 1988.
  4. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. — М.: Фолиум, 1994
  5. Готвальд Ф. Т., Ховланд В. Помоги себе сам: Медитация. — М.: СП «Интерэксперт», 1992.
  6. Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.
  7. Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристике временной перцепции // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5.
  8. Кондаш О. Шкала классического социально-ситуационного страха, волнения. — М.: ВЦП, 1973.
  9. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002.
  10. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  11. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
  12. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  13. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1989.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповая работа как эффективный метод снижения тревожности подростков Андреева Е.Н., учитель, педагог-валеолог; Аникина Е.И., педагог-психолог; Козлова Н.С., учитель, учитель-логопед, Надпорожская К.Е., педагог-психолог ГБОУ гимназия № 628 «Александринская гимназия» Санкт-Петербург XX Международная научно-практическая конференция «Служба практической психологии в системе образования. Достижения и перспективы развития» ……… февраля 2016г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Первый этап Определение экспериментальной группы

Слайд 5

Второй этап Использование трех методик: при помощи методики Кондаша были выявлены содержательные характеристики тревожности у отобранных на первом этапе подростков («школьная», «самооценочная» и «межличностная» тревожность). с помощью методики Л.А. Рабинович были определены доминирующие эмоции у подростков («радость», «гнев», «страх», «печаль»). с помощью методики Басса-Дарки были выявлены формы агрессивных и враждебных реакций (физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины).

Слайд 6

Третий этап Апробация коррекционно-профилактической программы преодоления личностной тревожности старших подростков

Слайд 7

Адресат Данная программа, предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками 9-11 классов (15-17 лет) испытывающими трудности в обучении связанные с повышенной тревожностью, агрессией, проблемами в эмоциональной сфере, а также в плане социального и личностного роста. Цель программы : Создание условий для развития социально-эмоциональной сферы, необходимого для оптимального личностного роста подростков.

Слайд 8

Задачи : Получение конкретных знаний и навыков для решения подростками задач самопознания и саморазвития. Содействие формированию у подростков адекватной самооценки. Формирование навыков межличностного общения. Обучение способам адекватного выражения чувств и эмоций, лояльного принятия чувств и эмоций других людей. Раскрытие способностей у подростка к личностному росту.

Слайд 9

Организационно-педагогические условия. Формы и режим занятий: Продолжительность занятий от 45 до 60 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 14 занятий. Дополнительно были осуществлены два выезда на природу (по 1 разу в месяц) Методы работы : Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия). Развивающие упражнения и обучающие игры. Моделирование различных ситуаций и ролевых играх. Психогимнастика.

Слайд 10

Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу: Занятия могут проводить специалисты, имеющие психологическое образование, либо прошедшие курсы психолого-педагогической направленности.

Слайд 11

Структура занятий: Каждое занятие состоит из трех частей - вступления, основной части и заключения. Вступление. Основная часть. В первоначальный замысел могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях. Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде. Для записей и рисования ученики имеют индивидуальные тетради.

Слайд 12

Пример занятия Занятие 3. «Я глазами других» Цель: Сформировать способность к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться . Структура занятия. Упражнение «Твоё имя» Упражнение «Имя» Материалы: Тетради, ручки, мячик. Упражнение «Твоё имя» Описание упражнения. Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка…). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя. Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени. Психологический смысл упражнения. Игра направлена на формирование позитивного подхода к восприятию окружающих и себя самого, как личности.

Слайд 13

Упражнение «Имя» Описание упражнения. Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени. Например: В – великодушная И – интеллектуальная К - красивая Т – творческая О - открытая Р - разумная И - искренняя Я - яркая Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные. Психологический смысл упражнения . Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.

Слайд 14

Занятие 7. «Барьеры общения». Цель: Дать подросткам представление о вербальных барьерах общения. Обучить альтернативным вариантам поведения. Обучить анализу различных состояний. Структура занятия. Упражнение «Барьеры общения». Материалы: Тетради для записей, ручки. Упражнение «Барьеры общения». Описание упражнения. Вводное слово. Давайте все вместе обсудим высказывание «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они возводят стены». Обсуждая ответы участников, психолог подводит их к пониманию барьеров («стен») в общении. Работа по теме.

Слайд 15

Психолог напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения. Психолог. Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе». Выбираются два участника. Психолог. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!». Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить дело до конфликта? Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?

Слайд 16

Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах. Нужно начинать выяснять отношения: с угрозы; с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать); с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту); с общения (ты такой же бестолковый, как все новенькие); не обращать внимания (он не достоин моего внимания). Обсуждаются все варианты, и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации. Психолог. Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих). Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество. Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров. Обсуждение. Обмен впечатлениями. Психолог: Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

Слайд 17

Итоги Для проверки эффективности предложенной нами программы был проведен сравнительный анализ между результатами тестирования подростков до и после проведения коррекционной работы. С целью установления достоверности различий нами использовался t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. После проведения занятий снизилась межличностная тревожность, на уровне тенденций выявлено снижение общей и самооценочной тревожности. Уровень школьной тревожности достоверно не изменился, что может быть связано с беспокойством подростков по поводу скорых выпускных экзаменов и поступления в вуз. Подростки стали менее активно проявлять свою физическую агрессию и более сдержанно выражать эмоции. На занятиях прослеживалось постепенное снижение выраженных угроз, оскорблений в адрес других участников группы. В своем поведении они стали более терпимы и корректны к окружающим, чем до тренинга.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся. Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности»

Анализ деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, в последние десятилетия показал, что школы такого типа востребованы в обществе, потому что обучение в них способствует  развитию...

Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуйций

Рассмотрение технология коллективного способа обучения.Проведение занятий в группе.Дидактический материал....

Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы с подростками

Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы с подростками...

Особенности групповой работы с учащимися содержащимися в пенитенциарных заведениях: метод беседы «Роль семьи в жизни человека».

Групповая работа с учащимися, содержащимися в пенитенциарных заведениях, представляет собой важную и эффективную меру для их ресоциализации. Один из способов достичь этой цели - проведение групповых б...

Комплект учебно-методических материалов по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации

Период перехода из начальной школы в среднюю является ответственным и важным в жизни каждого школьника.  Пятиклассникам предстоит освоить новые формы обучения, привыкнуть к разным требованиям нов...

Коррекционно-развивающее занятие по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации

Цель: снижение уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации....