Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы с подростками
статья по теме

Новик-Качан Елена Андреевна

Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы с подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_-_teatr.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы  с подростками»

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter — взаимный, act — действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Данные методы позволяют несовершеннолетним самостоятельно решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта различных видов деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой и др.) из моделируемой ситуации в реальную, позволяют получать выигрыш во времени, являются психологически привлекательными и комфортными для несовершеннолетних.

Использование интерактивных методов исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового и юношеского возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства. 

Следует также подчеркнуть, что активность педагога, уступает место активности несовершеннолетних, его задача – создать условия для их инициативы. Интерактивные методы социального воспитания несовершеннолетних – это модель открытого обсуждения, способствующая развитию у подростков умения решать конфликты мирным путем.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях  воспитания меняется взаимодействие с педагогом-воспитателем: его активность уступает место активности подростков, задача воспитателя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии  учащиеся  выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт педагога, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Форум-театр - методика интерактивной работы среди разных слоев общества, направленная на решение социальных проблем. Сущность методики форум-театра-это поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками и участницами путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.

Форум-театр - методика, еще мало распространенная у нас в стране. Хотя она давно и эффективно используется в половине стран мира как средство сделать общество более счастливым; как способ открытия самого себя и других, определения и выражения наших желаний; как средство изменения обстоятельств, которые причиняют несчастья и боль, и средство усиления того, что приносит мир. Форум-театр является языком, который помогает понять и развить эмоциональные сферы сознания (эмоциональный разум) и выработать креативный подход к положительному решению проблем.

Технология форум-театра осваивается через занятия,  каждое занятие имеет свои цели:

а) создание команды и доверия между участниками:

- упражнения на знакомство участников;

- упражнения на построение доверия;

- упражнения на построение команды.

 б) приобретение участниками навыков, необходимых для постановки представлений:

- знакомство с историей форум-театра и ее методикой;

- актерское мастерство;

- работа с телом, мимикой;

- постановка голоса и дыхания;

- построение диалога и монолога.

в) разработка сценок, вживание в роли:

 -выбор истории с наличием в ней проблемы/конфликта;

 -анализ проблемы/конфликта;

-репетиции;

 -подготовка джокера (ведущего представление и обсуждение).

г) премьера представления.

Представление состоит из пяти  фаз:

а) разогрев – упражнения и игры, которые проводятся перед представлением со зрителями. Эти упражнения помогают установить контакты между актерами и зрителями. Упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления. Разогрев проводится джокером.

Разогрев включает в себя 3 основных шага:

- приветствие;

- упражнение на внимание;

- пояснение, что такое форум-театр и роль зрителя.

Зрителям поясняется, что  в представлении форум-театра есть главный герой-это протагонист. Протагонист – человек, потерпевший насилие. В представлении есть и другой герой -  антагонист, тот,  кто проявляет насилие. Задача зрителей, посмотрев представление, помочь протагонисту выйти из затруднительного положения, в которое он попадает в результате стечения обстоятельств.

Джокер объясняет зрителям, что представление форум-театра ставится два раза, в первый раз  им предлагается  внимательно посмотреть  представление, думать о проблемах, которые они видят,  запоминать моменты, где они чувствуют негодование или  чувствуют, что протагонист мог бы предпринять другие действия. Во второй раз, в местах, где можно изменить ситуацию в лучшую сторону,  зритель может остановить действие,  выйти на сцену и сыграть роль, встав вместо протагониста. Здесь зритель превращается из пассивного потребителя, в активного соучастника всего происходящего.

Фаза разогрева длится около 10-15 минут.

б) первый показ представления: вниманию зрителей предлагается представление из 4–6 мизансцен, которое заканчивается стоп-кадром. Финальная сцена - проблемная ситуация на пике. Главный герой находится в кризисной ситуации, он не знает, что ему делать, ему нужна срочная помощь. Первый показ длится 15-20 мин.

в) форум/обсуждение проблемы:после первого показаджокер обсуждает со зрителями, что это была за проблема, можно ли было бы не доводить ситуацию до кризиса, встречали ли зрители подобные проблемы у себя в сообществе. Джокер предлагает актерам сыграть представление во второй раз, объясняет зрителям, каким образом они могут делать свои вмешательства и входить в игру вместо главного героя для изменения ситуации. Данная фаза длится примерно 5-10 минут.

г) второй показ представления: эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. На этом этапе предлагается замена зрителями протагониста. Останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить вариант изменения ситуации в лучшую сторону. После вмешательства проводится обсуждение, помогло ли данное вмешательство изменить ситуацию. Желательно провести 2-3 вмешательства. Данная фаза длится 15-20 минут. Продолжительность данной фазы зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит джокеру - ведущему форум. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.

д) итоговый форум/обсуждение: на этом этапе подводится итог всего представления и обсуждения, задаются вопросы: Как можно решать такие проблемы на уровне семьи?  Как можно решать такие проблемы на уровне сообщества?  Как можно решать такие  проблемы на государственном уровне? Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них. На данном этапе происходит передача профилактической информации.  Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей-подростков, даже если она и носит декларативный характер.

 

Список используемой литературы:

Воронина И.И.  Интерактивный форум - театр как один из методов работы с трудными подростками. – Белгород, 2016.

Сорокин Д.Ю.  Форум-театр как актуальный метод профилактики зависимости. – Нижний  Новгород, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

групповые занятия с подростками "группы риска"

групповые занятия с подростками "группы риска"...

групповая работа на уроке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС Панкратова Г.В. Сегодня конкуренция выпускников на рынке труда требует...

Адаптационное занятие с первокурсниками. Творческо-групповая работа с первокурсниками в общежитии.

Данная разработка ориентирована на воспитателей общежитий начального и среднего образования.Адаптация обучающегося в общежитии – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, что...

Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.

Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...

Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуйций

Рассмотрение технология коллективного способа обучения.Проведение занятий в группе.Дидактический материал....

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Материал статьи, представленный в сборнике ХХ Международной-практической конференции "Служба практической психологии в системе образования. Достижения и перспективы развития". (фефраль 2016г.)...

Доклад по Современным технологиям обучения: «Техника и методика организации групповой работы»

Представлен доклад на ЦМК по изучению методов активного обучения...