Новое осмысление военной темы в произведениях современной литературы
план-конспект урока на тему

Честных Валентина Юрьевна

Урок, посвященный Великой Отечественной войне, заставляет задуматься молодое поколение о роли истории в жизни общества, о поступках наших предков, их подвигах, героизме наших солдат на фронте и в тылу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_voyna.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

                     УРОКА     ЛИТЕРАТУРЫ

                           ПО    ТЕМЕ:

                          « НОВОЕ  ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЙНЫ  В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

                          СОВРЕМЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ».

                                                                 

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

ЧЕСТНЫХ  ВАЛЕНТИНА   ЮРЬЕВНА

        

МИЧУРИНСК

План урока

Тема:  « Новое осмысление войны в произведениях современной литературы».

Цели:

Обучающая: научить обучающихся сравнивать факты, выделять особенности

                         произведений о Великой Отечественной войне, учиться

                          высказывать свои суждения, в ходе анализа повести, составить

                          сравнительную характеристику героев.

Развивающая: развивать способность отбирать и систематизировать факты по

                          предложенным вопросам.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине,

                             формировать интерес к предмету.

Тип урока: урок – семинар.

.

Межпредметные связи:  история «Великая Отечественная война  1941-1945г».

Учебно-материальное оснащение урока: портреты писателей, сборники произведений ( В.Быков « Сотников», « Альпийская баллада», «Знак беды»), иллюстрации, аудиозаписи « Хотят ли русские войны».

Ход урока

Организационная часть (приветствие обучающихся, подготовка к уроку, психологический настрой).

Опрос обучающихся по домашнему заданию:

  1. Работа по карточкам (иллюстрациям).
  2. Эпизод, легший в основу повести  В. Закруткина « Матерь человеческая».
  3. Как соотносит автор образ Мадонны и крестьянки Марии.
  4. Почему Мария поднимается над горем и остается жить?
  5. В какие моменты жизни Мария испытывает чувство материнства?

План урока.

  1. Философская повесть о войне.
  2. Работа со словарем.
  3. Биографическая справка.
  4. « Рядовой всенародного подвига» (В.Быков).  Доклад.
  5. « Коварная судьба заплутавшего на войне человека» (В.Быков)
  6. Работа микрогрупп по произведению В.Быкова « Сотников».            

Звучит песня « Хотят ли русские войны».

  1. Учитель. Продолжая изучение темы « Великой Отечественной войны в современной литературе», следует отметить, что символизация образов, философическое осмысление ситуаций нравственного выбора характерно для военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над « вечными» вопросами о природе добра и зла, степени ответственности человека за поступки. Отсюда стремление писателей к созданию ситуаций, которые приближались к притче, расцвеченной авторской эмоцией и  обогащенной вполне реалистическими подробностями. Недаром родилось даже понятие – « философская повесть о войне», связанная прежде всего с творчеством белорусского прозаика- фронтовика Василя Быкова, с такими его произведениями, как « Сотников», « Обелиск». «Знак беды». Проблематика этих произведений емко сформулирована самим писателем: « Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».

Эпиграфом к нашему занятию будут слова самого писателя: « От умения жить достойно очень много зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте».

  1. В словарь: Самоотверженность, мужество, героизм, партизанская война, безотказность, самолюбие, доверчивость.

Обратите внимание! На доске записаны слова, встречающиеся в тексте произведения В.Быкова «Сотников», правописание которых вам надо запомнить.

Для проведения сегодняшнего урока группа делится на микрогруппы.

Оценивать деятельность каждой из микрогрупп будет эксперт.

  1. Биографическая справка.

        Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. 19-летний младший лейтенант отправился на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует такой факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненым, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен. Демобилизовался лишь в 1955 году.

        Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи. В 1956 – 1957 годах писатель создает военные рассказы и остается верным военной теме: « Журавлиный крик», « Третья ракета», «Альпийская баллада», « Обелиск», « Дожить до рассвета», « Волчья стая», « Его батальон», « Знак беды».

          Повести « Дожить до рассвета», « Обелиск», « Сотников» представляют собой своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

          Задание: в ходе анализа повести составить сравнительную характеристику героев»

  1. Доклад « Рядовой всенародного подвига».

                В произведениях В.Быкова о войне наряду с темой нравственных истоков борьбы существует еще мотив испытания на человечность. Через такое испытание  герои Быкова проходят на рубеже между жизнью и смертью. Для писателя очень важно выяснить, каковы нравственные качества наших людей, с такой силой проявившиеся в ожесточенной схватке.

                Сотников стал воевать с самых первых дней. Первый бой стал для него последним в том смысле, что он попал в плен. Затем побег, снова плен, опять побег. В настойчивом стремлении вырваться из плена чувствуется решительность, сила, мужество характера Сотникова. После удачного побега Сотников попадает в партизанский отряд. Здесь он проявляет себя как смелый, решительный партизан. Однажды он остается в прикрытии с Рыбаком, когда их отряд напоролся на карателей. В бою Сотников спасает жизнь Рыбаку. После этого они вместе спали, ели из одного котелка. Больной Сотников идет на очередное задание вместе с Рыбаком, в то время как двое здоровых партизан отказываются. На вопрос недоумевающего Рыбака, почему он согласился идти на задание, Сотников отвечает: « Потому и не отказался, что другие отказались».

            Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен? Логика характера Сотникова такова, что он способен на самопожертвование. Сотникова первым берут на допрос, считая, что он быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой Быкова не оправдывает надежды полицаев. Он молчит даже под пытками.

            Главное для Сотникова – уйти из жизни по совести, со свойственным человеку достоинством, как пишет об этом Быков. Он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг, его нравственное восхождение, противопоставленное падению Рыбака. Автор и его герой помогают нам понять истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом. Сотников выдержал страшное испытание и показал свою зрелость, идейную и нравственную.

  1. Доклад « Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

           « Коварная судьба заплутавшего на войне человека» - такой фразой завершает В.Быков рассказ о Рыбаке. Судьба – это неодолимая власть обстоятельств.

          Рыбак не злодей, маскировавшийся до поры до времени, многое в нем вызывает симпатию, инее потому, что мы поначалу не распознали его истинное лицо, а потому, что у него действительно много достоинств. Ему свойственно чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову, заметив, что тот мерзнет в шинели и в пилотке, отдает ему свое полотенце. Делится с ним остатками пареной ржи. Как же случилось, что Рыбак, вроде бы не трус и не шкурник, становится предателем и участвует в казни своего товарища?

          Находясь в плену, он смутно чувствует, что у него есть какой-то шанс благополучно выбраться из этой переделки, но воспользоваться им он сможет, лишь развязав себе руки, то есть отделив свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к его падению. И вот его последний шаг. На виселице качаются четверо погибших геройской смертью, и под ним медленно раскручивается пустая пятая петля.

          И даже теперь Рыбак не понимает, что он сделал: причем тут он, разве это он? Он только выдернул чурбан из-под ног Сотникова. И то по приказу полицейских. Даже теперь он не понимает, что решив любой ценой « обойти судьбу»,»вывернуться», он обрекает себя только на одно – на предательство. Повествование о Рыбаке заканчивается неудачной попыткой самоубийства, после которой наступит примирение с предательством.

  1. Работа по тексту  ( в микрогруппах).

Вопросы.

  1. С какой целью партизаны идут в деревню? Почему Сотников вызвался идти на задание, если мог отказаться, так как был болен? ( Глава 1)
  2. Почему Рыбаку « это было не совсем понятно»?
  3. Вспомните эпизод, когда партизаны в поисках продовольствия зашли к старосте Петру. Почему Сотникова не трогает ни сочувствие старостихи, заметившей, что он болен, ни ее видимое добросердечие?  ( Глава 4).
  4. Почему Рыбак не задумался над причинами службы старосты у немцев? ( Глава 3).
  5. Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен? ( Глава 9).
  6. Сравните поведение героев во время ареста ( Глава 10). В чем разница? Что мучает Сотникова в это время? А Рыбак будет переживать за Демчиху и старосту?
  7. Почему первым берут на допрос Сотникова?
  8. Почему Сотников не хитрит, не изворачивается, как Рыбак?
  9. Что стало главным для Сотникова в эти оставшиеся мгновения жизни?
  10. Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства?
  11. Готов ли он к тяжелым нравственным испытаниям? Почему не готов?
  12. Зачем Быков вводит в повесть образ мальчика в сцене казни Сотникова? ( Глава 18)
  13. В чем же подвиг Сотникова, ведь погибает он не в бою?
  14. Можно ли утверждать, что роковая петля и впрямь оказалась « одна на двоих»: оборвав жизнь Сотникова, по-своему задушила и Рыбака? ( Глава 19).

Закрепление.

  1. Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?
  2. Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневны сегодня? Что вы почерпнули из этого произведения?
  3. Чтение составленных планов по теме урока.

Подведение итога.

      В образе Рыбака заключен своеобразный урок всем, кто намеривается достичь корыстной цели, идет на недопустимые компромиссы, шаг за шагом оставляя « территорию» своей независимости, честности, порядочности и оказываясь в конце концов, иногда даже незаметно для самого себя, в стане врага, на его стороне. Герои Быкова войдут в память многих молодых людей, ведь уроки мужества, человечности, правды всегда бывают ко времени.

       Деятельность микрогрупп оценивает эксперт.

       Комментирование оценок.

Домашнее задание.

  1. Агеносов В.В. стр. 358 – 361.
  2. Сочинение на одну из тем:

« Правда о войне в изображении В.Быкова»;

« Что такое героизм в понимании В.Быкова»;

« Сохранить в себе человека» (По произведениям В.Быкова).        

Литература.

  1. М. Г. Павловец «Современная проза о Великой Отечественной войне», - М, - 2001.
  2. Д. Н. Ралдугин . Летопись села Кривка
  3. Избранные стихи К. Симонова, Ж. Киримидзе, С. Козловой, А. Прокофьева, В. Шефнера, СВ. Михалкова, Н. Новосельновой, Л. Корнилова, Е. Исаева, В. Высоцкого.
  4. Кондратович А. Ровиник  любому поколению. – М, 1987
  5. Высоцкий В. Собр. соч. В 4 кн. – М, 1997. – Кн. 2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

ОБРАЗ ПОДРОСТКА В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕЖСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПЕРЕВЕДЕННОЙ НА РУССКИЙ ЯЗЫК.

В данной статье рассмотрен образ подростка в современной норвежской литературе XXI века, переведенной на русский язык. А также проанализированы способы создания этого образа и их частотность употребле...

презентация к уроку современной литературы

Урок литературы по рассказу захара Прилепина "Убийца и его маленький друг" - интересная иллюстрация к изучению освременной литературы. творчество Захара Прилепина неоднозначно, у многих вызы...

Анализ новых функций подушек безопасности (Airbag) на современных легковых автомобилях

Анализ новых функций подушек безопасности (Airbag) на современных легковых автомобилях...

Целесообразность использования произведений художественной литературы на уроках истории.

Развитие личности человека с самого детства сопровождают художественные произведения. В статье рассмотрены особенности использования произведений художественной литературы на уроках истории в образова...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГУМАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОЙНЕ.

Статья  раскрывает богатство произведений, посвященных теме войны.  В  работе на примерах показано, что  русская  литература  является  сильнейшим  источником в...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...